Колдина аппликация в детском саду 5 6 лет

Обновлено: 02.07.2024

Колдина Д.Н.: Аппликация с детьми 5-6 лет: Конспекты занятий

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий по аппликации из цветной бумаги, салфеток, журнальных страниц, ваты, ткани, ниток мулине, засушенных листьев и крупы традиционными и нетрадиционными способами. Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в аппликации.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.


Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми. 5–6 лет. ФГОС

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 5-6 лет по аппликации из цветной бумаги, салфеток, журнальных страниц, засушенных листьев, ваты, манной крупы и др. На занятиях по аппликации дети учатся вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое, одинаковые детали — из бумаги, сложенной гармошкой. У дошкольников развивается умение дополнять образ.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Аппликация одно из самых занимательных удовольствий для ребенка, в своей поделке он не только отражает свои впечатления, эмоции, но и проявляет фантазию.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_netraditsionnaya_aplikatsiya_s_detmi.doc 195 КБ
algoritm_ispolzovaniya_tehnologii_po_netraditsionnoy_tehnike_applikatsii_kak_sredstvo_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx 16.5 КБ
diagnostika_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_v_applikatsii_v_starshey_gruppe.docx 18.76 КБ
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_razvivayushchih_tvorcheskie_sposobnosti_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx 32.61 КБ
konspekt_na_temu_gusenitsa.docx 21.13 КБ
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 21.95 КБ
konspekt_zanyatiya_po_netraditsionnoy_applikatsii_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 22.22 КБ
konspekty_zanyatiy_po_netraditsionnoy_applikatsii_v_starshey_gruppe.docx 52.1 КБ
konspekty_zanyatiy_po_netraditsionnoy_tehnike_applikatsii_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 27.88 КБ
konsultatsiya_dlya_vospitateleynetraditsionnye_tehniki_applikatsii_kak_sredstvo_razvitiya_doshkolnikov.docx 24.94 КБ
konsultatsiya_dlya_roditeleyvliyanie_netraditsionnoy_tehniki_applikatsii_na_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx 28.78 КБ
prezentatsiya_k_konsultatsii_dlya_vospitateley.pptx 1.76 МБ
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_applikatsii.docx 20.98 КБ
rekomendatsii_roditelyam_po_razvitiyu_tvorcheskih_sposobnostey_rebyonka.docx 22.92 КБ
roditelskoe_sobranie_applikatsiya.docx 24.29 КБ
seminar-praktikum_dlya_roditeley_na_temu_zima.docx 22.42 КБ
konspekt_ood_na_temu_snegurochka.docx 20.23 КБ
konspekt_ood_na_temu_frukty_v_vaze.docx 20.08 КБ
rezultaty_monitoringa_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_v_applikatsii.docx 50.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

144005, Московская область

г.о. Электросталь, ул. Пушкина, дом 26, 26а

«Нетрадиционная техника аппликации как средство развития творческих способностей

Кретова Надежда Григорьевна

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Аппликация одно из самых занимательных удовольствий для ребенка, в своей поделке он не только отражает свои впечатления, эмоции, но и проявляет фантазию.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Проработав несколько лет и проанализировав работу по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация. Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления

и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях. Также заняться проблемой детского художественного творчества подтолкнули меня наблюдения за работой детей с разными материалами.

Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Данная методическая разработка представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ нетрадиционным способом, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей возрастного периода. В процессе реализации работы планируется привлечь родителей к процессу совместного изготовления поделок с детьми, для закрепления полученных знаний умений и развития творческих способностей у детей.

Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.

  • Сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
  • Познакомить детей с различной техникой нетрадиционной аппликации, многообразием материалов и приемами работы по использованию этой техники;
  • Закрепить приобретенные умения и показать детям широту их возможного применения;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • Прививать умения работы в группе;
  • Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
  • Овладение определенными знаниями, умениями, навыками в процессе нетрадиционной аппликации;
  • Получение эмоционального удовлетворения;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
  • Формирование навыков трудовой деятельности;
  • Приобретение способности использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

1 этап – организационный

Цель: теоретическое изучение видов нетрадиционных техник аппликаций, их влияние на повышение уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи. Подбор диагностических методик и выявление начального уровня развития творческих способностей у детей. Анализ полученных результатов. Составление перспективного и тематического планирования. Плана по самообразованию. Составление перспективного плана работы с родителями.

2 этап – практический

Цель: Проведение занятий по нетрадиционным техникам аппликации, согласно разработанному перспективному планированию. Подготовка наглядного материала (консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей). Проведение с родителями консультаций и индивидуальных бесед по данной тематике. Привлечение родителей к проведению мастер- классов для детей по нетрадиционной аппликации.

3 этап – итоговый

Цель: определить эффективность проведенной работы. Наметить перспективы на будущее. Проведение ежегодно.

Основные принципы, применяемые в работе с детьми

  • принцип развивающего обучения ( в основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию);
  • Принцип доступности учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при отборе материала с тем, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам. Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.
  • Принцип индивидуализации, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей: темперамент, характер, интересы и др.;
  • Принцип связи речи с психическими процессами , заключающийся в одновременном развитии творчества детей, обогащении и расширении лексического запаса, развитие связной речи через различные тематические беседы, чтение стихотворений, рассказывание ребенком о своей аппликации и т.д.

Следуя этим принципам у детей будет сформирован больший интерес к

изобразительной деятельности и окружающему миру в целом, они научатся

думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять

свои способности. Таким образом, использование нетрадиционных техник в работе с детьми, способствует их всестороннему развитию.

Занятия по аппликации строятся по следующему плану:

  1. Организационная часть – создается эмоциональный настрой на занятие, объясняется новый материал.
  1. Практическая часть – выполнение задания, педагог оказывает индивидуальную помощь.
  1. Итог занятия – подводится итог занятия, анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития изобразительной деятельности.

Перед проведением каждого занятия предполагается предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой, рассматривание иллюстраций, беседы, игры и экскурсии.

Для снятия усталости и напряжения в каждое занятие включены физминутки и игры с пальчиками.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Организация тематических выставок детских работ;
  • Участие в городских и смотрах и конкурсах в течение года;
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе;
  • Презентация работ на официальном сайте МДОУ №51;

В своей работе я попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Аппликация из салфеток

Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Аппликации детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Пусть аппликации из ниток и не так популярны, как аппликации из цветной бумаги, но, наверное, это пока. Ведь такие работы не только красивы и увлекательны, они еще и невероятно просты. Не зря они любимы педагогами и руководителями кружков детского творчества, даже четырехлетним малышам под силу сделать настоящие шедевры. К плюсам подобной техники можно отнести также хорошую доступность всех материалов. Для работы вам потребуются различные нитки, которые возможно остались от вязания или вышивания, а также клей, ножницы и бумага. Выбирать для работы вы можете любой понравившийся рисунок, но чем меньше ребенок, тем проще должен быть рисунок. В идеале начинать следует с использованием ниток одного цвета, постепенно переходя к многоцветным панно.

Следующая, не менее интересная техника – объемная аппликация из салфеток . На мой взгляд, эта техника оказывает еще большее влияние на развитие мелкой моторики рук, чем предыдущая. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, которые выполнены данной техникой, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией. В самом начале знакомства с данной техникой, я использовала кусочки салфеток размером 5на5 см. Затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая выполнена собственными руками, да еще и украшающею группу, то нет придела детской радости, восхищения, гордости

Для занятий по аппликации понадобятся: крышки от обувных коробок, цветная бумага, двухсторонняя цветная бумага, журнальная бумага, гофрированная бумага, цветные салфетки, ткани, тесьма, шерстяные нитки, крупы, фольга, вата и т.д. Клей-карандаш, клей ПВА, клеенка-подкладка, тряпочки.

Проанализировав материалы диагностического исследования, мною был разработан перспективный план для повышения творческих способностей у детей через нетрадиционные техники аппликации, придерживаясь календарно-тематического плана учреждения, разработала комплекс занятий по нетрадиционным техникам аппликации.

Работа по данной методической разработке для детей старшего дошкольного возраста организуется 1 раз в месяц и длиться 25-30 минут.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез) –

hello_html_ebc852b.jpg

ISBN 9785867757694

Аннотация

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 5–6 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

hello_html_m5f48a58c.jpg

От автора

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам чтото не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игрыдраматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней впередназад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

• приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

4. Подготовьте для каждого ребенка мисочку с водой, в которой можно смачивать руки.

5. Теперь можно лепить задуманный предмет на деревянной дощечке (к пластмассовой дощечке глина будет слишком сильно прилипать и трескаться).

6. Места соединения деталей глиняной поделки обязательно смачивают водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

7. Влажными пальцами нужно приглаживать все неровности на поделке.

8. Если дети не успели закончить лепку предмета на занятии, нужно осторожно завернуть незаконченную работу во влажную тряпочку и убрать в полиэтиленовый пакет.

9. Вылепленное из глины изделие сушат естественным образом в течение 3–4 дней.

10. Далее можно обжечь поделку в муфельной печи при температуре 800°. После обжига глина становится краснокоричневой.

11. Готовое изделие можно окрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

– природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

– дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндерсюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечкаподкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонкиподставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

• умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

• умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

• умеет сглаживать поверхность поделки;

• умеет делать поделки устойчивыми;

• умеет работать стекой;

• умеет передавать в лепке выразительность образа;

• умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

• умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

• умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

• умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

Читайте также: