Когда в россии ввели егэ впервые в школе

Обновлено: 02.07.2024

16 февраля 2001 года вышло постановление Правительства России об организации эксперимента по проведению Единого государственного экзамена в нескольких регионах страны. Как видим, эксперимент прижился – фактически наша страна живёт в ЕГЭ уже 20 лет, в этой системе выросло несколько поколений. По задумке разработчиков, ЕГЭ должен был уничтожить коррумпированность в школах и высших учебных заведениях и предоставить единый стандарт оценки знаний выпускников. Но удалось ли этого достичь и каким стало российское образование в результате?

8 лет эксперимента

Реализацией проекта ЕГЭ занимался Федеральный центр тестирования (ФЦТ) Минобрнауки под руководством директора Владимира Хлебникова. Именно поэтому изначально ЕГЭ был задуман только в форме тестирования, которое проверял компьютер. Специалисты ФЦТ разработали стандарты контрольно-измерительных материалов (КИМ), методику проведения экзамена, оценку результатов и программное обеспечение.

Разработка и поэтапное введение единого госэкзамена шла восемь лет – с 2001 по 2009 год его называли экспериментом.

Впервые ЕГЭ провели в 2001 году сразу в пяти регионах страны: Чувашии, Марий Эл, Якутии, Самарской и Ростовской областях. Были разработаны тесты сразу по восьми дисциплинам: русский язык, математика, биология, физика, история, химия, обществознание и география. Всего в эксперименте участвовали 30 тысяч человек. Притом обязательным стал только ЕГЭ по математике для выпускников Чувашии и Марий Эл, в остальных регионах экзамен сдавали по желанию.

В следующие годы ЕГЭ стали стремительно вводить и в других регионах России. В 2002 году, по данным Высшей школы экономики, единый госэкзамен сдали около 300 тысяч школьников из 8 400 школ в 16 регионах страны, а в 117 вузах абитуриентов принимали на основании оценок, полученных на ЕГЭ. В 2003 году экзамен сдало уже более половины всех выпускников России из 47 регионов, хотя до его обязательного введения оставалось ещё много лет. Более чем в два раза увеличилось число университетов, принимавших на обучение на основании результатов ЕГЭ.

Тогда Владимир Филиппов выразил надежду, что эксперимент признают успешным и со следующего года сделают обязательным. Но из-за критики системы тестирования единого госэкзамена со стороны научного сообщества и представителей вузов эксперимент решили продлить. В 2004 году, по данным ТАСС, ЕГЭ провели в 65 регионах, в том числе – в Москве и Санкт-Петербурге, которые впервые присоединились к эксперименту. В 2006 году количество участников составило почти 950 тысяч человек, а в 2008 году – свыше миллиона во всех регионах России.

Особенности проведения ЕГЭ

К участию в сдаче ЕГЭ допускаются:

Участник ЕГЭ может выбрать любое количество предметов, которые понадобятся для поступления на выбранную специальность в вуз. Результаты ЕГЭ действительны только в течение четырёх лет после сдачи.

Всего в ЕГЭ сейчас входят 15 общеобразовательных предметов: русский, английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки, профильная математика, история, обществознание, литература, физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии, химия, биология, география. Из них обязательным на 2021 год является только русский язык.

С 2012 года планировалось, что выпускники всех российских школ в обязательном порядке с 2022 года будут сдавать экзамен по иностранному языку. Однако в 2020 году Совет Министерства просвещения России по федеральным государственным и образовательным стандартам одобрил изменения, исключающие иностранный язык из числа обязательных. В 2013 году были разговоры о включении в число обязательных ЕГЭ экзамена по литературе, в 2016 году говорили об обязательном ЕГЭ по географии, но дальше разговоров дело не пошло.

Средний Урал – в числе первых

Свердловская область не попала в число первых регионов-экспериментаторов, но тоже вскоре присоединилась к ним. Например, в Первоуральске в 2003 году, до введения обязательного единого госэкзамена, все желающие могли пройти тестирование в двух школах: №12 и №32.

Как отмечает начальник отдела сопровождения аттестационных и аккредитационных процессов в Управлении образования Первоуральска Ольга Ефимова, которая организовывала ЕГЭ в Свердловской области в годы эксперимента, экзамен тогда был далеко не таким технологичным и отработанным, как сейчас. Сегодня на экзаменах введено обязательное видеонаблюдение, глушители телефонных сигналов, металлоискатели на входе. Все варианты заданий приходят в аудиторию по интернету незадолго до начала экзамена, учителя тут же сканируют сданную работу и отправляют её на проверку. Раньше же выпускников просто рассаживали за отдельные парты в актовом зале, педагоги вскрывали запечатанные пакеты с заданиями, раздавали их и следили, чтобы никто не списывал. Но чего таить греха – именно в первые годы введения ЕГЭ на экзамене активно и списывали, из-за чего, вероятно, с 2014 года и ужесточили условия экзамена.

В годы эксперимента сдать ЕГЭ в Свердловской области можно было добровольно, но многие уральские вузы начали принимать абитуриентов по результатам этого экзамена – и потому многим школьникам это позволило сократить учебную нагрузку и готовиться только к ЕГЭ.

– Решил пройти ЕГЭ по математике, потому что не хотел дважды сдавать один экзамен в школе и в университете, – рассказывает учитель математики и информатики екатеринбургской школы №7 Андрей Шарифханов, который в 2006 году единственный из класса сдавал новый экзамен по математике. – Готовился самостоятельно по специальным учебникам. Тогда материал больше соответствовал школьной программе – сейчас встречаются задачи сложнее, чем проходят на уроках.


Условия на ЕГЭ сейчас крайне строгие. В каждом кабинете — камеры, так что за школьниками наблюдают не только в самом классе, но и с экрана компьютера Фото: алексей кунилов

Гордость Среднего Урала

Ежегодно несколько десятков выпускников, сдающих ЕГЭ в Свердловской области, получают по 100 баллов по какому-то предмету, но среди них всегда есть и 200-балльники, а иногда и 300-балльники. Например, по итогам прошлого года в регионе было более 170 стобалльников и восемь двухсотбалльников.

Уникальные для Уральского федерального округа по временам 2014 года 300 баллов за ЕГЭ по математике, физике и информатике получил выпускник лицея СУНЦ при Уральском федеральном университете Алексей Данилюк. Сейчас он обучается в НИУ "Высшая школа экономики".

Самым же запоминающимся за всю историю сдачи ЕГЭ на Среднем Урале стал результат Анастасии Пределиной. Выпускница екатеринбургской гимназии №9 сдала четыре предмета на 400 баллов: русский язык, профильную математику, информатику и физику (см. "ОГ" №110 от 27.06.2019​​​​​​). Этот рекорд на Урале пока не удалось побить никому. Сейчас Настя обучается в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете математики и компьютерных наук.

О минусах системы ЕГЭ на недавней встрече с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества говорил и Президент России Владимир Путин. По его словам, критика вокруг экзамена справедливая, но у ЕГЭ есть и свои плюсы.


Мнения

Андрей МАРТЬЯНОВ, бывший директор СУНЦа, ныне – директор екатеринбургской гимназии №212:

– Кто-то ругает ЕГЭ, кто-то, наоборот, хвалит. Но мне кажется, главное, что ЕГЭ открыл большие возможности для выпускников из регионов. Что касательно разговоров о деформации, которую ЕГЭ принёс в структуру образования, то для меня яркий показатель – СУНЦ, для учеников которого ЕГЭ – не приоритет в учёбе. Ребята там уделяют больше времени научным и проектным работам. Другое дело – уровень личной ответственности учеников, родителей и самих школ, которые почему-то считают, что ЕГЭ является главной целью образования. Но на самом деле это лишь один из множества показателей успешности ученика.

Ольга МАКАРОВА, учитель математики екатеринбургской школы №55:

– ЕГЭ изначально не вызывал особого страха, потому что большая часть материала в нём ориентирована на школьный уровень. Но в первые годы деления по уровням в математике не было, поэтому не всем было легко.

В моём классе ученики и ходили к репетиторам, и готовились к ЕГЭ сами. Но результаты не всегда зависят от того, готовился ли ученик с репетитором. Главное – мотивация ребёнка. Даже если ученик будет заниматься подготовкой к ЕГЭ только в школе, но будет ответственно к этому походить, то реально получить 80 баллов.

Максим МАРАМЫГИН, доктор экономических наук, директор института финансов и права Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ):

- Я не сторонник ЕГЭ, но как человек цивилизованный понимаю, что это, грубо говоря, плата за прогресс. Да, это натаскивание, изменение сути образования. Но нельзя забывать о том, каковы современные дети. У них иной тип мышления, в который как раз вписывается модель ЕГЭ. Современное поколение должно быть более мобильным, и ЕГЭ - ответ на эту мобильность. Если рассуждать с ведомственной и эгоистической точки зрения, то по сути этот экзамен вытягивает наших выпускников в другие вузы в разных регионах России, и это плохо. Но при этом Екатеринбург - сильное место притяжения для молодёжи, поэтому взамен уезжающих наших абитуриентов приезжают другие, и утечки знаний и кадров не происходит.

Елена ВАТОРОПИНА, учитель английского языка средней общеобразовательной школы №1 Сысертского ГО:

- Как и любая система, ЕГЭ несовершенен. Ситуация показывает, что в ближайшее время мы точно не откажемся от этой формы экзамена и не вернёмся к тому, что было раньше. Поэтому нужно дорабатывать ЕГЭ, вводить в него больше самостоятельных и творческих заданий.

Лучшее на сегодня

– Сегодня ЕГЭ можно воспринимать как демократию – так же неэффективно, но это лучшая форма, которая у нас есть, – отмечает Григорий Тарасевич. – ЕГЭ при всех протестах вводили грамотно, то есть постепенно, с экспериментом. Тот, кто внедрял ЕГЭ, спас страну от сильного образовательного неравенства и той коррумпированности в вузах, которая была в 90-е годы. Поэтому дискуссия в обществе о том, нужен ЕГЭ или нет, бессмысленна. Общество, скорее, должно обсуждать, какие именно вопросы спрашивать у школьников на этих экзаменах.

По словам заместителя главы Екатеринбурга по вопросам социальной политики Екатерины Сибирцевой, которая долгое время была учителем физики в екатеринбургской гимназии №9, а потом – главой Департамента образования Екатеринбурга, основное достоинство ЕГЭ – функция социального лифта.

– Этот инструмент однозначно повышает образовательную мобильность, создаёт конкурентную среду, увеличивает шансы выпускника на выбор вуза, – говорит Екатерина Сибирцева. – Единый подход ко всем выпускникам на этапе окончания школы и выбора продолжения образовательной траектории – большое достоинство единого экзамена. Кроме того, объективность процедуры ЕГЭ сегодня не вызывает сомнений. Подчеркну, что ЕГЭ не является универсальным и абсолютно совершенным инструментом оценки знаний, но таких и не может быть.

Экзамен в пандемию

В 2020 году из-за пандемии коронавируса сроки проведение ЕГЭ впервые перенесли на середину лета: очная сдача проходила с 3 по 23 июля включительно, резервные дни были назначены на 24 и 25 июля. Кроме того, сдавать ЕГЭ обязали только тех, кто планировал поступать в вузы. Базовую математику из обязательных к сдаче предметов исключили. Также Министерство просвещения России отменило досрочное проведение экзаменов, которое ежегодно проходило в конце марта - начале апреля.

Всего в стране на экзамены в прошлом году зарегистрировалось около 714 тысяч человек, в том числе 620 тысяч - выпускники 2020 года. В Свердловской области от сдачи ЕГЭ отказались две тысячи выпускников - они получили аттестаты без экзаменов, на основании полученных годовых оценок за обучение в школе.

Экзамены проводили с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности: при входе в школу у выпускников измеряли температуру и дезинфицировали руки, все сдающие сидели за партами на расстоянии полутора метров друг от друга. Также к использованию были рекомендованы маски и перчатки.

Летом 2020 года глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что количество участников экзамена, получивших от 81 до 100 баллов, в 2020 году увеличилось в сравнении с предыдущим годом по всей России. Некоторые учителя в разговоре с журналистом "Облгазеты" также отмечали, что их выпускники сдали экзамены лучше, чем предыдущий выпуск (см. "ОГ" №145 от 11.08.2020). Но всё же сравнивать результаты 2020 года с предыдущими годами не совсем корректно: с одной стороны, на качестве образования и уровне подготовки не лучшим образом сказалось дистанционное обучение. Но с другой стороны, ЕГЭ сдавали только те, кому он действительно нужен, и более слабые ученики не испортили общую картину.

Многие представители советского образования по-прежнему говорят, что введение ЕГЭ ухудшило качество образования в России и общий уровень знаний школьников, а возвращение к старым добрым экзаменам по каждому из школьных предметов – лучший вариант. Тем не менее, согласно индексу развития человеческого потенциала в странах мира, который ежегодно составляет Организация Объединённых Наций, общий уровень образования в России постепенно растёт. Так, до введения ЕГЭ в 1980 году СССР находился на 57-м месте с индексом 0,576. С 2000-х годов Россия начала подниматься в этом рейтинге и в 2020 году заняла уже 39-е место с индексом 0,823. Конечно, данный рейтинг не показывает точное влияние ЕГЭ на уровень эрудированности населения, но отражает состояние системы образования в стране в целом.

– Образование развивается, а ЕГЭ – лишь одно из средств проверки знаний выпускника, – считает Ольга Ефимова. – Сейчас уже ушла тенденция, когда говорили, что детей натаскивают к ЕГЭ. Каждое образовательное учреждение многое делает для того, чтобы к ЕГЭ могли подготовить в рамках учебного процесса в школе без репетиторов, но многие родители всё равно подстраховываются.

ЕГЭ в 2021 году

В текущем году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ввела некоторые изменения в проведение государственных экзаменов.

"Одиннадцатиклассникам, которые не планируют поступать в вузы, вместо Единого государственного экзамена надо будет сдавать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – также в конце мая по двум предметам: русскому языку и математике, - цитирует слова министра просвещения России Сергея Кравцова пресс-служба Правительства России. - Планирующим поступление в вузы для получения аттестата достаточно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку, а также по тем предметам, которые будут необходимы для поступления. Особо отмечу, что ЕГЭ по математике базового уровня в этом году проводиться не будет."

ГВЭ для выпускников 11-х классов пройдёт в конце мая, а основной период ЕГЭ следом – с 31 мая по 2 июля для всех участников экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет. Досрочной сдачи не будет. Однако, как сообщается на сайте Рособрнадзора, технологическая схема проведения ЕГЭ может измениться при возникновении неблагоприятной эпидемиологической ситуации из-за COVID-19.

Пока расписание ЕГЭ-2021 выглядит так:

  • 31 мая - география, литература и химия;
  • 3-4 июня - русский язык;
  • 7 июня - профильная математика;
  • 11 июня - история и физика;
  • 15 июня - обществознание;
  • 18 июня - биология и письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам;
  • 21-22 июня - устная часть ЕГЭ по иностранным языкам;
  • 24-25 июня - информатика.

До этого одиннадцатиклассникам будет необходимо написать итоговое сочинение. С 2014 года его традиционно проводили в школах в декабре, но в 2020 года из-за коронавируса перенесли на весну. Согласно совместному приказу Минпросвещения и Рособрнадзора, датой написания итогового сочинения определено 5 апреля 2021 года.

Зачем нужен ЕГЭ

Наша редакция изучила, как сдавали экзамены раньше и почему сейчас поступить в вуз легче.

Как проходили первые выпускные экзамены в Российской империи

В 1840 году шесть университетов Российской империи принимали устные экзамены:

  • Закон Божий, священную и церковную историю;
  • российскую грамматику, словесность и логику;
  • латинский, греческий, немецкий, французский языки;
  • математику до конических сечений включительно;
  • физику;
  • географию и статистику;
  • историю.
  • Закон Божий (только устно);
  • русский язык (только письменно);
  • греческий и латинский (устно и письменно);
  • математика (устно и письменно);
  • история (только устно).

Комиссии гимназий разрабатывали задания экзаменов и отправляли в округ. Окружная комиссия выбирала лучшие задания по каждой дисциплине и отправляла обратно. В день экзамена конверты вскрывали в присутствии учеников и экзаменаторов.

Письменный экзамен во всех гимназиях округа начинался в один день в 10 часов утра. Опоздавшие не допускались. Все ученики рассаживались в просторном зале по одному за столом. Допускалось принести с собой таблицу логарифмов. Предоставлялись письменные принадлежности и проштампованная бумага.

За каждыми десятью гимназистами следил один наблюдатель. Замеченных за списыванием выгоняли. Пересдать можно было лишь через год. При повторном нарушении правил выпускник навсегда лишался права проходить вступительные испытания в России.

Письменные испытания длились неделю, после чего прошедшие их выпускники сдавали устные экзамены.

Выпускные экзамены в Советской России

  • русский язык (письменно и устно);
  • литературу (письменно и устно);
  • математику (алгебру, геометрию, тригонометрию — письменно и устно);
  • физику (устно);
  • химию (устно);
  • историю (СССР и новую — (устно);
  • иностранный язык (устно).

Экзамены в Российской Федерации по закону 1992 года

После распада СССР российские выпускники 9 классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и ещё два по собственному выбору. Окончившие 11 класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы, кроме физкультуры. При этом выпускники школ, гимназий и лицеев с углублённым изучением предметов обязаны были сдавать экзамены по профильным дисциплинам.

Девятиклассники писали обязательные экзамены в течение 4 часов, в 11 классе на математику отводилось 6 часов, на русский — 5.

Для подготовки к собственным испытаниям вузы предлагали обучающие курсы для школьников. Часто преимущественное право на зачисление отдавалось окончившим эти курсы. Университетские преподаватели подрабатывали репетиторами, натаскивая школьников на экзамены своего вуза. Нечестные сотрудники университетов умудрялись заранее раздобыть экзаменационные билеты и продать абитуриентам.

Если выпускник планировал подавать документы в разные вузы, ему приходилось готовиться сдавать несколько экзаменов по одному предмету. Например, помимо школьной выпускной математики, ещё одну для поступления в педагогический вуз, и математику в другом формате — в технологический. В результате школьники испытывали чрезмерную интеллектуальную нагрузку в 10-11 классе, а родители часто отдавали последние деньги на подготовительные курсы и репетиторов.

Единый государственный экзамен для выпускников XXI века

Чтобы навести порядок в системе приёма в вузы, избавить школьников от избыточных экзаменов, уравнять возможности выпускников из разных регионов и снизить уровень коррупции в сфере образования, российское правительство решило ввести единый экзамен. На протяжении несколько лет ЕГЭ проходил в режиме эксперимента в нескольких регионах страны. С 2009 года он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзамена в России.

Благодаря критике родителей, учителей и представителей вузов содержание и процедура проведения ЕГЭ неоднократно менялись. Сегодня в число предметов для сдачи ЕГЭ входят обязательные русский язык и математика (базового или профильного уровня), а также:

  • литература;
  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • география;
  • история;
  • обществознание;
  • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский);
  • информатика и ИКТ;
  • родной язык или родная литература, если русский неродной.

За ходом ЕГЭ следят наблюдатели, процесс проведения транслируется в интернете. Тестовая часть работ проверяется компьютером — влияние субъективной оценки человека исключено. Развёрнутые ответы эксперты проверяют и оценивают по известным критериям, а работы получают в обезличенном виде.

Что изменилось с введением ЕГЭ

Единый государственный экзамен повлиял на содержание и процедуру испытаний вступительных испытаний, при этом у ЕГЭ есть и недостатки. Поскольку основная часть заданий ЕГЭ письменные, школьники не стремятся развивать навыки устной речи. Учителя отмечают, что речь выпускников стала более скудной, менее логичной и грамотной.

Другая проблема стандартизированного экзамена — он не охватывает полностью школьный курс по предмету. В результате некоторые школьники вместо того, чтобы изучать биологию или, например, историю, тренируются решать задания ЕГЭ.


ТАСС-ДОСЬЕ. 29 мая в России стартует основной период единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Экзамен со стажем: закону о ЕГЭ исполняется 10 лет

Выпускники российских школ будут сдавать один из необязательных предметов - географию или информатику (по выбору). Экзамены по обязательным дисциплинам пройдут 31 мая (математика базового уровня), 2 июня (математика профильного уровня) и 9 июня (русский язык). Согласно утвержденному расписанию, последний экзамен - по химии или истории - состоится 19 июня. Кроме того, предусмотрены резервные экзаменационные дни по всем предметам. До 1 июля (включительно) в дополнительные сроки смогут пройти аттестацию участники ЕГЭ, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов, а также пропустившие экзамен по болезни или другой уважительной причине.

Единый государственный экзамен в России - это система государственной аттестации выпускников средних общих учебных заведений. ЕГЭ служит вступительным экзаменом в российские высшие учебные заведения. Среди основных целей его введения - стандартизация выпускных экзаменов в школах и борьба с коррупцией при поступлении в вузы.

История введения

Списать нельзя использовать: шпаргалки на экзаменах

16 февраля 2001 г. вышло постановление правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена", предусматривающее проведение ЕГЭ в форме тестирования в 2001-2003 гг. Инициатором эксперимента выступило Министерство образования РФ (ныне - Министерство образования и науки РФ, Минобрнауки). Затем эксперимент трижды продлевался - на 2004, 2005 и 2006-2007 гг. (постановлениями правительства РФ от 29 ноября 2003 г., 2 марта 2005 г. и 29 декабря 2005 г. соответственно).

Впервые единый госэкзамен прошел в 2001 г. в виде эксперимента в пяти регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Он проводился по восьми учебным дисциплинам (или предметам), в тестировании приняли участие 33 тыс. школьников и около 50 государственных вузов, из которых 16 проводили вступительные экзамены в форме ЕГЭ.

В 2002 г. в эксперименте участвовали уже 16 регионов, в 2003 г. - 47, в 2004 г. - 65 (в т. ч. впервые присоединились Москва и Санкт-Петербург), в 2005 г. - 78, в 2006 г. - 79. В последний год проведения эксперимента, в 2007 г., ЕГЭ сдавали выпускники средних школ 82 субъектов РФ (52 региона проводили экзамен практически по всем общеобразовательным предметам, 23 - по 3-7 и семь - по 1-2 предметам).

Введение обязательной сдачи ЕГЭ по всей России

9 февраля 2007 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (принят Госдумой РФ 26 января 2007 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 г.).

Документ предусматривал введение ЕГЭ на всей территории России к 2009 г. Во время переходного периода, согласно закону, в 2008 г. госэкзамен сдавали все выпускники школ, но регионы сами выбирали по каким дисциплинам проводить аттестацию. Начиная с 2009 г., единый государственный экзамен стал основной обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников РФ, а его результаты - вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам.

Организация и порядок проведения

Организацию ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования.

Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден 26 декабря 2013 г. приказом Минобрнауки России (последние изменения внесены 9 января 2017 г.).

Предметы

В настоящее время единый государственный экзамен проводится по 14 общеобразовательным предметам (дисциплинам).

Даром преподаватели время свое потратили: типичные ошибки школьников на ЕГЭ

В число обязательных дисциплин входят русский язык и математика (включает базовый и профильный уровни). Их сдача необходима для получения аттестата о полном среднем образовании.

К дополнительным предметам, которые выбираются по желанию, относятся: биология, география, история, литература, обществознание, физика, химия, информатика и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также иностранные языки (письменная и устная части) - английский, немецкий, французский и испанский. Решение сдавать устную часть по иностранному языку (введена в 2015 г.) экзаменуемый принимает добровольно. Кроме того, на добровольной основе и по выбору можно сдавать ЕГЭ по родному языку и литературе из числа языков народов РФ.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды вправе выбирать форму государственной итоговой аттестации - ЕГЭ или государственный выпускной экзамен. В случае выбора ЕГЭ продолжительность экзамена для них по желанию может быть увеличена на 1,5 часа.

Задания и баллы

Итоговое сочинение

Одним из обязательных условий допуска к ЕГЭ является написание итогового сочинения (дети-инвалиды могут писать вместо него изложение), оно было введено с 2014/2015 учебного года. Сочинение по выбранным Рособрнадзором темам одиннадцатиклассники пишут в первой половине учебного года - в первую среду декабря (с возможностью пересдачи в феврале и начале мая).

Результаты ЕГЭ и итогового сочинения действительны в течение четырех лет.

Поступление в вузы

Для поступления в вузы, помимо обязательных дисциплин, ЕГЭ сдается также по предметам, необходимым для конкретных специальностей.

Высшие учебные заведения могут также устанавливать дополнительные экзамены или творческие конкурсы в качестве вступительных испытаний. Многие вузы присваивают абитуриентам дополнительные баллы (но не более 20) за индивидуальные достижения, например, за аттестат с отличием, за статус победителя международных олимпиад по образовательным предметам и Всероссийской олимпиады школьников, призера или чемпиона международных спортивных соревнований, волонтерскую деятельность, за сдачу норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Кроме того, вузами могут приниматься во внимание и результаты итогового сочинения (до 10 баллов).

ЕГЭ-2016

В 2016 г. экзамены проводились во всех 85 субъектах РФ, а также в 52 странах ближнего и дальнего зарубежья. В Республике Крым и Севастополе, как и в 2015 г., государственная итоговая аттестация была организована по выбору учеников и их родителей - в форме ЕГЭ или традиционных экзаменов (добровольная сдача ЕГЭ в этих регионах продлена также на 2017 и 2018 гг.).

Андрей Фурсенко: ЕГЭ — лучшая из систем оценки знаний, которые были в нашей стране

Самым популярным дополнительным предметом стало обществознание, его выбрали более 59% выпускников 11-х классов; на втором месте - физика (28%). Популярными были также история (22%) и биология (21%). Число выпускников, набравших 100 баллов по одному или нескольким предметам, составило 5,1 тыс. человек (в 2014 г. их было 3,6 тыс.).

В досрочной сдаче единого госэкзамена, которая проходила с 21 марта по 23 апреля (включая резервные дни), приняли участие 18,9 тыс. человек, из них 17,3 тыс. - выпускники 2016 г. В основной период проведения ЕГЭ - с 27 мая по 30 июня (включая резервные дни) - участвовали более 750 тыс. человек, из них более 640 тыс. - выпускники 2016 г. Экзамены в форме ЕГЭ сдавали более 5 тыс. выпускников с ограниченными возможностями здоровья (88% от общего числа таких школьников), в 2015 г. их было меньше - 4,2 тыс.

ЕГЭ-2017

При проведении ЕГЭ-2017 будет исключена тестовая часть в трех предметах - химии, биологии и физике. Правильное решение экзаменуемый будет принимать самостоятельно практически по всем предметам, тестирование остается только у экзамена по иностранному языку. Как и в прошлом году, для аттестации по основным предметам необходимо будет набрать 24 балла по русскому языку и 27 по математике профильного уровня. Для поступления в вузы по русскому языку нужно будет иметь 36 баллов, по математике профильного уровня - 27 баллов.

Сочинение в основной срок, 7 декабря 2016 г., написали большинство выпускников 2017 г. "Зачет" получили 618 тыс. школьников (порядка 98%).

В досрочной сдаче ЕГЭ-2017, которая проходила с 23 марта по 14 апреля (включая резервные дни), приняли участие около 26,5 тыс. человек. В основном экзамены сдавали выпускники прошлых лет, которые пожелали улучшить свой результат по тому или иному предмету.

Выпускники 2017 г., получившие неудовлетворительные результаты по обязательным предметам (русскому языку и математике базового уровня), смогут пересдать госэкзамен в сентябрьский дополнительный этап (с 5 по 16 сентября).

Будущие изменения ЕГЭ

В настоящее время изучается возможность введения устной части на экзамене по русскому языку. Пилотная апробация устной части ЕГЭ по русскому языку была проведена в октябре 2016 г. среди выпускников 9-х классов. В ней приняли участие школьники из трех регионов: Московской области, Татарстана и Чеченской Республики.

Новую модель ЕГЭ по литературе, в которой будут исключены задания с кратким однозначным ответом (планируется, что она будет состоять только из творческих заданий), будет введена не раньше 2018 г. Ее первая апробация была проведена в апреле-мае 2016 г. в 13 субъектах РФ (в т. ч. в Москве и Санкт-Петербурге), в ней приняли участие более 1 тыс. учащихся из 60 школ.

В 2020 г. в число обязательных предметов ЕГЭ планируется ввести историю, в 2022 г. обязательным может стать иностранный язык.

Нарушения

Для предотвращения нарушений в организационную схему проведения ЕГЭ в 2014 г. были внесены изменения. Председателей экзаменационных комиссий стал утверждать Рособрнадзор (раньше этим занимались региональные органы). В каждую региональную комиссию входит представитель этого надзорного ведомства с полномочиями федерального инспектора. Пункты проведения экзамена, центры обработки информации оборудуются средствами видеонаблюдения и металлоискателями. Кроме того, ведется онлайн-наблюдение на экзаменах (в 2016 г. им было обеспечено 84% аудиторий). Планируется, что с 2019 г. печать и сканирование экзаменационных материалов будет осуществляться непосредственно в местах проведения ЕГЭ повсеместно. Данные технологии начали внедряться с 2014 г., в 2017 г. их будут использовать более 50% пунктов проведения госэкзамена.

Кроме того, увеличено количество экзаменационных вариантов для регионов, находящихся в разных часовых поясах, что не позволяет школьникам из центральной части России использовать задания, которые были на Дальнем Востоке.

Для обеспечения объективности госаттестации привлекаются также общественные наблюдатели. Так, в 2016 г. общее число привлеченных экспертов составило почти 60 тыс. человек. Они контролировали проведение ЕГЭ, а также выборочно государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов.

История создания ЕГЭ

1. 1997 год. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи был министр образования Владимир Филиппов.

3. 2004-2006
Была поставлена задача: на протяжении трёх лет решить главную проблему ЕГЭ — уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и верительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.

уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников.
Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

«ЕГЭ — это зеркало, отражающее уровень подготовки абитуриентов. Можно, конечно, его расколотить, потому что с утра не побрился и физиономия у тебя опухла. Но лучше пойти побриться, и к зеркалу отношение будет гораздо лучше.

Глубинная причина общественного неприятия ЕГЭ — не в методике, а в его социальном эффекте. Интересы значительных групп — а именно населения крупнейших городов страны — оказались ущемлены. Жители Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода после краха СССР в течение 15 лет имели возможность почти монопольно пользоваться важным социальным благом — бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах. Они просто оказались к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. Жители же других регионов, малых городов, сел оказались вне системы подготовки в лучшие вузы — и по своему месту проживания, и по своим доходам, в 2-3 раза более низким, чем у живущих в мегаполисах.

Читайте также: