Увеличение количества бесплатных кружков и секций в школах

Обновлено: 05.07.2024

Дополнительное образование детей, являющееся важнейшей частью их воспитания, направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Оно позволяет обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Вопросы реализации Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обсуждались на проходившем с 16 по 18 ноября 2016 года в Москве III Всероссийском съезде работников сферы дополнительного образования детей.

В своем выступлении на Съезде Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева рассказала об основных задачах в сфере дополнительного образования, а также ответила на вопросы участников в формате свободного микрофона.

По словам Министра, за последние годы в данной сфере есть немало успехов, а главное — удалось преодолеть тенденцию сворачивания сети организаций дополнительного образования детей. Сейчас охват детей сферой дополнительного образования в целом по стране — 68%.

К сожалению, в настоящее время дополнительное образование детей сосредоточено преимущественно в организациях дополнительного образования, причем достаточно удаленных от школы, что затрудняет реализацию доступности и свободу выбора детьми занятий по интересам в соответствии с их возможностями и потребностями.

По мнению главы ведомства, в каждой школе следует организовать реализацию дополнительных общеобразовательных программ по таким направлениям, как литературный или театральный кружок, музыка, шахматы, научно-техническое творчество и спорт.

По итогам Съезда была подготовлена резолюцию, где предложены варианты совершенствования государственно-общественных механизмов управления, возможности обновления содержания программ, обозначена необходимость развития региональных программ воспитания и многое другое.

Справочно

Дополнительное образование детей осуществляется по образовательным программам дополнительного образования детей Минобрнауки по 6 направлениям:

  • естественнонаучное, включая эколого-биологическое;
  • техническое творчество, включая робототехнику;
  • туристско-краеведческое;
  • художественное;
  • социально-педагогическое (лидерство, волонтёрство /добровольчество/, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети);
  • физкультурно-спортивное.

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)

СанПиН 2.4.4.3172-14 (для образовательных организаций дополнительного образования детей)

Что такое персонифицированное дополнительное образование и зачем получать сертификат?

В рамках программы каждый родитель ребёнка 5-18 лет имеет право получить именной сертификат. Он даст право на зачисление ребёнка в кружки и секции любой организации, в том числе частной, и оплачивать обучение за счёт средств местного бюджета.

На сайте программы мы читаем такое определение сертификата на дополнительное образование:

Не запутайтесь в статусах сертификата

На одного ребёнка полагается один сертификат, на который ежегодно будут зачисляться средства, идущие на оплату обучения.

Все программы, участвующие в ПФДО, разделяются на реестры:

  1. Предпрофессиональные — музыкальные, художественные школы. В перспективе будут подключены спортивные.
  2. Значимые программы — программы на базе муниципальных организаций, которые финансируются за счёт бюджетных средств по муниципальному заказу. К ним относятся образцовые творческие коллективы, программы патриотического воспитания.
  3. Иные образовательные программы — те, по которым дети уже обучались и переводятся на 2, 3 год обучения.
  4. Сертифицированные программы — программы частных организаций и платные программы муниципальных организаций.

Бесплатное осталось бесплатным

Сертификат учёта распространяется на запись в детские объединения по предпрофессиональным, значимым и иным программам. Сертификат персонифицированного финансирования — для записи на сертифицированные программы.

Получается, что для родителей и детей ничего не изменилось. Если ребёнок ходил на кружок моделирования из бумаги на базе муниципальной организации, то так и будет ходить. Как не было за него платы, так и не будет. Деньги на клей, ножницы и бумагу, скорее всего, родители продолжат собирать своими силами.

Но раньше количество кружков было неограниченным, их никто не считал, кроме родителей. Сейчас же установлен лимит.

Платные кружки за счёт госсредств

Что касается платных программ. Их количество неограничено, но сумма на оплату кружков за счёт бюджета строго лимитирована. Сумма устанавливается муниципалитетом. Например, в Кирове на учебный год выделяется 9 300 рублей. В Коми — 15 000 рублей. В Нижнем Новгороде — 2 000 рублей.

Как видим, этой суммы не хватит, чтобы оплатить всю программу. Остальное должны доплачивать родители.

Как получить сертификат?

Сертификат выдаётся по прописке. Например, ребёнок ходит в школу в г. Киров, но прописан в районе. Он получит сертификат в своём районе, соответственно, и доступ к кружкам будет только в районе, а не в самом городе.

Это обстоятельство тоже вызвало недовольство родителей, поскольку до введения сертификатов при устройстве ребёнка в кружок прописку не спрашивали.

Чтобы получить сертификат, надо пройти регистрацию на сайте программы. Все необходимые документы будут высланы на электронную почту. Их необходимо заполнить и принести в организацию, которая занимается ведением реестра. Так сертификат станет активированным. Записываться на кружки и следить за расходованием средств можно в личном кабинете программы.

Мнения родителей относительно программы разошлись. Одним введение сертификатов показалось лишней бюрократией, потому что количество бесплатных кружков лимитировано, сумма на платные занятия маленькая, многие организации оплату через сертификаты не принимают, а ребёнок без прописки вообще не сможет попасть на кружки.

Другие, наоборот, оценили новую систему, потому что заключение договора и запись на занятия проходят онлайн — не надо лишний раз ходить по организациям.

Сейчас ПФДО проходит в качестве эксперимента в ограниченном количестве регионов.

Эксперты в сфере образования, опрошенные ТАСС, считают, что инициатива об открытии в школах бесплатных кружков по пяти обязательным направлениям, предложенная 21 ноября на съезде российского движения школьников главой Минобрнауки РФ Ольгой Васильевой, потребует увеличения оплаты труда педагогам.

Внедрение бесплатных кружков в школах требует роста оплаты труда педагогов

Эксперты в сфере образования, опрошенные ТАСС, считают, что инициатива об открытии в школах бесплатных кружков по пяти обязательным направлениям, предложенная 21 ноября на съезде российского движения школьников главой Минобрнауки РФ Ольгой Васильевой, потребует увеличения оплаты труда педагогам.

При текущей зарплате в 15 тысяч рублей педагоги просто не будут брать на себя дополнительную нагрузку, особенно после снижения ставок допобразования в некоторых регионах. Для того чтобы конкурировать с платными образовательными центрами, школе необходимо не только дополнительное финансирование, но также и материально-техническая база.

Аналогичного мнения придерживаются и на Северном Кавказе, где ранее в школах отмечалось наличие не менее пяти бесплатных направлений допобразования. В последние же три-четыре года вместо 11,5 ставок педагогов допобразования имеется всего лишь 4,5 ставки.

Единственной альтернативой бесплатных школьных кружков являются коммерческие центры образования, но родители устали платить им деньги.

По словам Валентины Почуевой, директора школы № 5 города Пятигорска, организация бесплатных обязательных кружков поможет вернуть школе и воспитательные функции. Руководитель школы упомянула домоводство для девочек, а также уроки хороших манер для мальчиков.

В регионах также полагают, что к работникам допобразования предъявляются завышенные требования. Так, в соответствии с новыми стандартами, с 2017 года преподаватель допобразования должен иметь высшее педагогическое образование. Для исправления ситуации, к примеру, в Дагестанском институте развития образования реализуют ряд проектов по переподготовке и повышению квалификации педработников муниципальных и госорганизаций допобразования, так как свыше 3 тысяч из 6,8 тысяч педагогических работников республики высшего образования не имеют.

Подготовкой новых кадров для допобразования намерены заняться и в Институте культуры и молодёжной политики Новосибирского педагогического госуниверситета (ИКиМП (НГПУ)), где рассматривают возможность освоения студентами параллельно с основной специальностью профессии педагога допобразования по какому-то конкретному профилю.

В разных регионах России отмечается упор на те или иные направления в сфере образования. Например, в Карелии организовывают кружки, которые выбирают сами учащиеся и их родители.

По такому же пути решили пойти и в Воронежской области, где предварительно проводят анкетирование с целью выбора направления для организации секций допобразования в школах.

Учащиеся сельских школ постигают основы агробизнеса и осваивают навыки использования сельхозтехники.

Так, в Татарстане на сегодняшний день работают 155 кружков и секций, в которые набирают педагогов на штатной основе.

В Чечне возможность доступа к учреждениям допобразования имеют порядка 50% детей. В регионе имеется 165 учреждений, из которых 67 являются частью системы образования, а около 60 – подведомственные учреждения Минспорта. Прочие курирует Минкультуры.

В Ярославской области в 146 региональных общеобразовательных школах (50%) организованы театральные кружки и студии. Также в регионе особой популярностью здесь пользуются спортивные секции и кружки по шахматам.

Школьники проходят подготовку по медицинским направлениям пока только в 7 и 10 классах. В будущем планируется ввести её и для учащихся 5-6 классов.

Текущая ситуация говорит о том, что в регионах уже создана необходимая база для реализации инициативы Ольги Васильевой.

В Уральском педагогическом госуниверситете (УрГПУ) назвали инициативу министра реализуемой и выступили с предложением внедрения кружков в образовательный процесс в качестве факультативных занятий. В вузе также отметили, что проблем с кадрами не будет, а организация школьных кружков поможет вернуть допобразование из коммерческих центров в школы, и дети смогут получать знания бесплатно.

Но для реализации инициативы необходимо устранить вышеперечисленные барьеры.


Не менее пяти бесплатных кружков должно быть в каждой школе, в их числе – спортивная секция, театральная студия и занятия по техническому творчеству, заявила министр образования РФ Ольга Васильева.

"К 2020 году стоит задача увеличить количество детей от 5 до 18 лет, которые обучаются по дополнительным образовательным программам, до 70-75% охвата", — сказала Васильева в ходе Всероссийского совещания уполномоченных по правам ребенка во вторник.

"Я считаю, что должно быть достаточное количество факультативов в школе… На мой взгляд, должно быть обязательно пять кружков бесплатных, но они должны быть в каждой школе", — сказала Васильева в среду во время встречи с выпускниками, написавшими ЕГЭ на 100 баллов.

По ее словам, в каждой школе должны быть спортивная секция, музыкальный и театральный кружки, занятия по техническому творчеству и естественной науке.

Министр отметила, что на данный момент цифры по охвату дополнительным образованием также хорошие и составляют 67%.

Брифинг Ольги Васильевой по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Из стенограммы:

О.Васильева: Состоялось обсуждение приоритетного проекта, который посвящён дополнительному образованию российских детей. Это проект, очень важный для нас, я бы сказала, глобальный, потому что согласно поручению Президента охват детей дополнительным образованием к 2020 году должен составлять 70–75%.

Особо следует сказать об охвате естественно-научным и техническим дополнительным образованием. Допустим, 6% – охват сейчас, 12% – в 2018 году и 25% – к 2020 году. Поэтому в этом проекте выстроены цель и задачи. Доступное и качественное дополнительное образование – это главная цель. Прописаны этапы и направления деятельности. У нас четыре главных направления и четыре, скажем так, важнейших пункта и подпункта. То есть мы создаём все эти возможности управленческие и возможности прежде всего смысловые на трёх уровнях – федеральном, региональном, муниципальном.

Планируется использование уже имеющихся организаций дополнительного образования. Планируется увеличение инфраструктуры. Планируется очень важное для нас, тоже приоритетное направление – подготовка и переподготовка педагогов дополнительного образования. И мы будем использовать все международные, российские олимпиады и конкурсы прежде всего для привлечения детей к дополнительному образованию и творчеству.

Главное – это охват детей, мы должны выйти на 75%. Сейчас особенный упор – на техническое, естественно-научное, биологическое дополнительное образование.

Если это сельский регион, много внимания уделяется развитию дополнительных программ, которые связаны с агрокультурой, с сельскохозяйственными науками. Здесь используется принцип дистанционного воспитания и обучения и непосредственное участие в агробригадах. Это практическое применение в зависимости от специфики региона.

Это проект, конечно, глобальный, и он даёт возможность практически каждому ребёнку раскрыть себя. Это, наверное, самое важное на сегодняшний день.

На 2017 год у нас 1,6 млрд федеральных денег, 390 млн – региональных и 260 млн из внебюджетных источников. То есть этот год практически у нас укомплектован, у нас есть средства, чтобы заниматься началом этой глобальной программы. Я надеюсь на очень хорошие результаты.

Вопрос: Дополнительное образование для детей и родителей будет бесплатным?

О.Васильева: Конечно, у нас дополнительное образование бесплатное. Ещё один момент: у нас те же самые центры развития могут опираться на современные кванториумы, которые уже созданы. До конца этого года у нас будет создано 22 технопарка как центры не только технической и естественно-научной деятельности, но и центры прежде всего обеспечения программ методического сопровождения, всех тех программ, которые будут предложены нашим детям.

Вопрос: А объём финансирования всего проекта до 2025 года?

О.Васильева: У нас есть три плана, скажем так: пессимистический, базовый и оптимистический план. 1,6 млрд, 390 и 260 млн – это 2017 год. Будем исходить прежде всего из возможностей бюджета. Это самое важное.

Мы полностью 2017 год обеспечим. Это действительно очень важно для нас, потому что раскрытие способностей наших детей – это наше движение в будущее. Поэтому здесь нужно использовать все возможности.

У нас 6 млн ребят в этом году приняли участие в олимпиадах предметных. Это очень большая цифра. У нас до 360 творческих конкурсов ежегодно. То есть наши дети талантливы, и нужно использовать все возможности – прежде всего это в интересах страны.

Вопрос: Ольга Юрьевна, планируется ли разрабатывать курс светской этики с 1-го по 10-й класс на фоне того, что разрабатывается курс основ православия и духовной культуры?

Читайте также: