Когда появился предмет история в школе

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрим вопрос о специфике истории как учебного предмета.В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение истории как школьного учебного предмета: история – это учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. Главная цель изучения истории - воспитание социально-активной личности, с высокими идейно-нравственными качествами, четко выраженным национально-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы[9]

В теоретическом отношении это определение является неполным и весьма спорным, но его можно считать рабочим, отправной точкой для последующего анализа сущности истории как школьного учебного предмета (учебной дисциплины).

Классический подход в педагогике (в дидактике и методике преподавания истории) к пониманию истории как учебного предмета акцентирует внимание на категориях и принципах, которые определяют содержание и методы организации учебной деятельности учащихся. Не отрицая эту точку зрения в целом, подчеркнем, что школьное историческое образование включает в себя и нравственно-патриотическую (ценностную) составляющую. Для современной российской школы на переходном этапе её развития в условиях новых геополитических и цивилизационных вызовов этот компонент является одним из приоритетных.

Современное понимание истории как учебного предмета базируется на определении феномена образования как сложного социокультурного явления, назначение которого состоит в актуализации, реализации и самореализации сущностного потенциала человека.

При определении сущности школьного исторического образования мы базировались на следующей иерархии базовых понятий: образование как социокультурное явление - российская система общего образования - российская система исторического образования - история как школьный учебный предмет (учебная дисциплина) - история как учебный курс (включая отечественную и всеобщую историю).

Учение по таблице. Как преподавали историю в XIX веке | Какие бы гаджеты еще ни появились, сам процесс передачи знаний из века в век остается неизменным. На снимке начала ХХ века - воспитанники Мариинского приюта для офицерских детей. Из фондов ЦГАККФД СПб

Какие бы гаджеты еще ни появились, сам процесс передачи знаний из века в век остается неизменным. На снимке начала ХХ века - воспитанники Мариинского приюта для офицерских детей. Из фондов ЦГАККФД СПб

Преподавание истории было введено в гимназический курс первым Уставом учебных заведений от 5 ноября 1804 года. Правда, на мой взгляд, заимствовать оттуда совершенно нечего. Учебники были слишком объемными, в их содержании чувствуется сильный привкус национализма, много идеологических лакун, прежде всего в том, что касается социальных движений, обстоятельств смены монархов на престоле.

Первые гимназические учебники по истории, появившиеся в начале XIX века, сильно отличались от привычных нам сегодня. Это были многостраничные тома без каких-либо иллюстраций, карт, вопросов и заданий к параграфам. Из справочных материалов - только генеалогические схемы правивших династий. Единственное, что немного облегчало прохождение курса по этим книгам, - это вынесение наиболее важных дат и имен на поля, а также выделение некоторых терминов курсивом.

На протяжении следующих десятилетий были изданы другие учебники отечественных авторов - профессоров Педагогического института Евдокима Зябловского, Царскосельского лицея Ивана Кайданова, Петербургского университета Николая Устрялова, учителя Сиротского института Гатчинского воспитательного дома Семена Смарагдова. По своей структуре и внешнему виду эти книги практически ничем не отличались от учебников немецких профессоров: все те же объемные фолианты.

Предостережение, звучащее в этих словах, остается актуальным и сегодня.

Исто́рия — название учебной дисциплины в средней общеобразовательной школе.

История в России преподаётся в 5—11 классах.

Содержание

В России

План по классам

Историю изучают как Мировую историю — История древнего мира в 5 классе, История Средних веков в 6 классе, История Нового времени в 7 и 8 классах и Историю Новейшего времени в 9 классе. В 10 — 11 классе идёт повторительный курс всей мировой истории.

Основные изучаемые темы

В 5 классе по истории Древнего мира изучается: общее знакомство с историей как наукой, системой летоисчисления, с первообытнообщинным строем жизни древних людей. Изучаются древние государства: Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Индия, Китай, Греция и Рим. Изучаются крупнейшие события древней всемирной истории: военные походы Тутмоса III, строительство пирамид в Гизе, Троянская война, основание Рима, Пунические войны и т. д. Заканчивается данный период изучением падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.

В 6 классе по истории Средних веков изучается: начало Великого переселения народов, создание новых империй, а именно — Византийской, Карла Великого, Арабского халифата и т. д. Кроме того изучаются сословия феодального общества: рыцарство, духовенство, горожане и ремесленники и крестьянство. Изучается культура разных эпох и стран, а также крупнейшие события всемирной истории: Крестовые походы, Разделение церквей, Столетняя война, крушение Византии и т. д.

По истории России изучается период с древнейших времён до эпохи Ивана Грозного. Изучаются вопросы: основания Руси, её крещения, роста территории и распада на множество княжеств (феодальная раздробленность), монголо-татарское нашествие и установление чужеземного ига, а затем борьба русского народа за свою независимость, реформы и деятельность многих великих князей в построении Русского государства. А также культура России соответствующего периода.

В 7 классе по истории Нового времени изучается: вопрос о начале нового времени и с какими событиями он связан, великие географические открытия, культура эпохи Возрождения и Просвещения. Реформация и все всемирные события связанные с ней, крупнейшие революции в Нидерландах, Великобритании и во Франции. Изучается вопрос об образовании США и другие крупнейшие всемирные события.

По истории России изучается период с наступления Смуты, её причин, этапов и основных событий. Далее изучается политический, социально-экономический строй первых Романовых, а также их внешняя политика. Следующим разделом является эпоха Петра Великого с его реформами и активной внешней политикой. Далее следует период дворцовых переворотов и заканчивается изучение истории в этом классе изучением эпохи Екатерины II. Также изучается культура соответствующих периодов.

В 8 классе по истории Нового времени изучается: становление и распад империи Наполеона Бонапарта, расцвет многих европейских империй и в то же время революций 1830 года и 1848 года. Ребята изучают становление современных индустриальных европейских стран, знакомятся с культурой того времени (XIX век), проходят события, которые произошли в это же время на востоке — в Китае, в Японии и Индии. По истории России изучается: эпохи четырёх императоров — Александра I, Николая I, Александра II и Александра III и те события, которые произошли во время их правления: социально-экономические реформы, внешняя и внутренняя политика. Также ребята проходят культуру России XIX века.

В 9 классе по истории Новейшего времени изучается: причины, ход двух мировых войн, их последствия — образования новых современных государств. Уделяется внимание социально-экономическому, политическому и культурному развитию стран следующих регионов: Европа, Северная Америка, Азия и Африка. В конце учебного года изучается становление всемирного экономического сообщества, происхождение холодной войны и современных мировых конфликтов, и их последствия для всей планеты.

По истории России изучается: кризис и противоречия Российской империи во всех общественных сферах, Февральская и Октябрьская революция, которые привели к становлению Советского Союза. Далее изучается истории СССР и те крупнейшие события, которые произошли в период его существования: коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война, холодная война с точки зрения СССР и т. д. В конце года изучается история становления современной России вплоть до президентства Владимира Путина.

Связанные предметы

Обществознание — предмет, изучаемый в 6—11 классе, данный курс состоит из 4 изучаемых сфер общественной жизни — политической, экономической, социальной и правовой. Иногда глубже изучаются в 10-11 классе Политология, Социология, Право, Экономика и Философия в 10-11 классе.

Критика

Этот предмет имеет тенденцию к контролированию содержания учебников, поскольку тесно связан с политикой и идеологией.

Также, в зависимости от преподавания, история может преподноситься как набор дат или, наоборот, эмоционально насыщенные рассказы, что не способствует адекватному восприятию истории как науки.


Современная наука в целом отказалась от односторонних представлений об истории общества как о предначертанной смене производственных отношений, определяющих общественное развитие. Должное значение придаётся сегодня культурным, мировоззренческим и определяющим их коренным духовным, религиозным началам, политическое значение которых до последнего времени неосновательно недооценивалось.

Возвращается в историческую науку сознание огромного влияния традиционных национальных ценностей, без учёта своеобразия которых история оказывается безликим сводом событий, подвёрстанных под схемы стандартно толкуемых обстоятельств. Правдивая история нашего отечества должна стать достоянием современных и будущих поколений.

Этим поколениям предстоит быть созидателями грядущей России, участниками её народной жизни, организаторами и устроителями общественного бытия в новых социальных условиях внутри и вне страны. От верного и целостного понимания исторического прошлого России в контексте мирового развития зависит очень многое в успешном грядущем устроении нашего Отечества.

Разработчики концепции преподавания истории, авторы программ и учебников должны в полной мере осознать высочайшую ответственность за результаты своей работы. В ней исключены субъективизм и дурная тенденциозность, как в неизбежном отборе исторических сведений, так и в их освещении. Научная добросовестность должна сочетаться здесь с искренней любовью и гордостью историей родной страны, России, даже горькие страницы судьбы которой должны освещаться с величайшей деликатностью и политическим тактом.

Вследствие таких антинаучных сокращений школьных программ по русскому языку, литературе и учебного времени на их усвоение современные школьники утратили способность грамотно воспринимать корни слов и усваивавшийся ранее в школьном возрасте ореол смыслов, восходящих к историческим корням слов. Слово, несущее аромат времени, оставалось в их сознании как прагматически узкий смысловой сигнал: на языковом уровне было подорвано историческое ощущение мира. Образы, не обогащённые в сознании историческими реалиями, предстают примитивными, обделёнными прошлым опытом, не соответствующими авторским представлениям, замыслу и воплощению.

Из программ по литературе ХХ века были фактически исключены произведения, касающиеся целых исторических периодов русской истории и словесности. Была удалена подавляющая часть произведений русского фольклора, литература русского средневековья, многие произведения, непосредственным творческим источником которых были исторические события великой значимости. Так, были практически изъяты мифы древних славян, сокровища русского народного творчества, русские былины, замечательные в историческом и воспитательном отношении произведения

. Воспитание патриотизма - одна из первейших задач курса истории России, ибо чувство родной истории и благодатное и высокое чувство любви к отечеству и гордости за него всегда были, есть и будут основой становления нравственно здоровой личности.

В связи с этим необходимо восстановить и укрепить историческое мышление школьников в восприятии гуманитарных дисциплин, учить рассматривать любое явление в историческом аспекте, осознавая его национально-исторические предпосылки; влияние на ход истории России социально-исторических и культурных явлений в жизни народа и государства.

Всё это входит в базовые образовательно-воспитательные задачи общеобразовательной школы

2

О необходимых предпосылках полноценного преподавания истории

Концепция преподавания истории Отечества в школах России определяется образовательной, воспитательной и политической значимостью этого предмета в становлении личностного и социального сознания молодёжи, а также - особенностями современной массовой информации, содержащей не только самые разные сведения, но и потоки заведомо ложных представлений, доверчиво и механически принимаемых частью вступающих в жизнь молодых поколений.

Авторы учебников не должны подменять достигнутые и принятые в современной науке представления своими соображениями или сомнениями, что уместно в научном исследовании, а не в стабильном учебнике.

Плодотворные результаты в преподнесении курса истории могут быть достигнуты при условиях его максимальной объективности и грамотной ориентированности в понимании первостепенных задач школы, что требует от историков:

б) уважения к фактам и событиям, получившим однозначное отражение в исторических и древних литературных источниках, воспринимаемых как предание, имеющее исторически достоверную основу. Предание - плод исторической памяти, озарённой духом веры и традицией. Оно содержит сведения, запечатлевшие истинный след реально происходивших событий, в нём всегда присутствует отблеск целостной истинной картины прошлого, составляющей основу исторического наследия и опыта. Нужно помнить: предание - вечно, абсолютно; мнения о нём - изменчивы и относительны.

в) Максимально объективного рассмотрения причинно-следственных связей между историческими событиями и освещении фактов, событий и исторических лиц, служащих к утверждению достоинства родной страны;

г) непременного умения кратко, доказательно и предельно ясно определить смысл исторического явления и заинтересовать приведёнными историческими фактами, логикой развития событий, их связью с современностью;

д) непременного и активного утверждения в сознании и душах учащихся чувства любви и гордости за своё отечество, постоянно возбуждаемого всё новыми и новыми сведениями о его историческом значении в развитии мировой цивилизации, а также неизменной информацией о преодолении враждебного политического противостояния его самобытному историческому развитию;

е) своевременного, авторитетного, логически и научно доказательного противостояния лжи, фальсификации, одностороним и антипатриотическим суждениям, навязываемым массовому сознанию через явно и тайно ангажируемые СМИ, постоянно и широко практикующие информационные диверсии в освещении истории России;

ж) отличного владения автором (авторами) учебника современным русским литературным языком.

В процессе изучения истории учащийся должен:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

К материалам рекомендательной части Круглого стола ГД в апреле 2014 г. (о комплексном рассмотрении воросов преподавания истории в школе).

Участники заседания Круглого стола ГД по преподаванию истории в современной школе, рассмотрев кардинальные вопросы концепции преподавания истории в школах России, содержания программ, учебников и учебных пособий, а также актуальные задачи, связанные с воздействием информационной среды на решение образовательных, воспитательных и государственных общественно-политических задач в сфере образования в современных условиях, констатируют:

- исторические знания в современной школе имеют не только общеобразовательное, воспитательное, но и общекультурное, духовно-нравственное, общественно-политическое значение и смысл, ибо являются непременным фундаментом реальных представлений о современной действительности, о должном месте гражданина в обстоятельствах и событиях современности.

Среди наиболее заметных глобальных недостатков в школьном преподавании истории последнего времени следует указать,

В-третьих, - на порочное и провокационное обескровливание исторической стороны школьных курсов русского языка и литературы, что исключает становление у школьников нормального живого исторического взгляда на действительность.

Участники Круглого стола считают необходимым предложить следующее:

1. Принять действенные меры по восстановлению должного уровня неосновательно заниженных знаний по истории в средней школе. Учесть при этом опыт лучших традиций дореволюционной и советской школы в изучении истории и насущные задачи формирования государственного исторического сознания современного молодого поколения, обращая особое внимание на воспитание патриотических убеждений учащихся.

История как дисциплина, формирующая гражданское и патриотическое сознание учащихся, должна при несомненном стремлении к объективности мобилизовать самостоятельный, независимый от субъективных мнений иностранцев взгляд на события, касающиеся прошлого нашего Отечества.

2. Министерству образования РФ - рассмотреть вопрос об уровне и содержании современных программ по истории с целью привести их в соответствие с указанной выше задачей и с учётом необходимости противостояния информационным диверсиям и разрушительной роли некоторых источников, фальсифицирующих историю России. Рассмотреть вопрос об изменениях в реестре обязательных базовых дисциплин в школе.

3. Министерству образования РФ - создать Экспертный совет по вопросам преподавания истории в школе и вузах с привлечением профессоров вузов и учёных-историков РАН, а также имеющих опыт окружных методистов, представителей духовных учебных заведений и крупных библиотек с целью разработки рекомендаций стратегического характера в изучении фундаментальных вопросов преподавания истории в современной школе, также для анализа, оценки и рекомендаций по программам, учебным пособиям и учебникам, внедряемым в школу и вузы.

До 15 июня с.г. определить состав участников и проект деятельности названного Экспертного совета.

4. Знание истории, соответствующее уровню представлений, необходимого гражданину независимой и самостоятельной страны, может быть обеспечено при условии освоения достаточным для среднего образования количеством авторитетных источников, общее или выборочное знакомство с которыми составляет документальный фундамент исторических знаний учащихся.

Министерству образования РФ до сентября 2014 г. подготовить с помощью преподавателей вузов для обсуждения и дальнейшей реализации и в течение года обсудить и утвердить проект списка исторических документов и авторитетных источников, знакомство с которыми целесообразно при изучении школьного курса истории (по классам).

5. После предварительного утверждения основного комплекта единых учебников по истории России и всемирной истории для средней школы - реализовать их электронные версии с дополнительным материалом.

7. Министерству образования РФ решить вопрос о возвращении в школу итогового письменного экзамена по литературе (сочинение) и о необходимых мерах и условиях ежегодной (по классам) методической подготовки учащихся к нормальному обучению этому виду работы.

8. Министерству образования РФ рассмотреть вопрос о введении курса отечественной истории в программы высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура), имея в виду, что без знания истории отечества невозможно формирования гражданского сознания и гражданского общества.

9. С целью подготовки исторически грамотных гуманитариев Министерству образования РФ в ближайшее время возвратить курсы истории на гуманитарные факультеты вузов, в программы которых она входила до реформирования, учитывая одновременно соотношение в вузовском преподавании профилирующих и сопутствующих дисциплин.

10. Министерству образования РФ пересмотреть нормы аудиторной нагрузки учителей гуманитарных дисциплин, и более всего - профессорско-преподавательского состава гуманитариев российских вузов с целью обеспечения возможности их должной квалификации, с учётом недопустимо завышенных в последние годы нормативов нагрузки преподавателей вузов, ставящих российских преподавателей в несравнимо худшие условия, чем их коллеги в заграничной Европе.

11. Комитету по образованию ГД разработать и подготовить к обсуждению Закон об обязательном культурообеспечивающем уровне образования по фундаментальным предметам в средних учебных заведениях страны, имея в виду прежде всего русский язык, литературу, историю и математику.

12. Министерству культуры РФ рассмотреть вопрос о формах содействия исторической грамотности и осведомлённости широких народных масс об истории Отечества. Расширить переиздание книг на темы истории России, обновление видеотеки лучших познавательных и художественных исторических фильмов, отражающих историю России, а также стимулировать работу исторических и этнографических музеев на местах, содействующих формированию культурного и гражданско-патриотического сознания современников.

Всеволод Юрьевич Троицкий, доктор филологических наук, профессор, академик РНАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации

[1] Укажем (в первом приближении) смысловые характеристики названных понятий.

Семья - сокровенный союз мужчины и женщины, узаконенный общественными, национальными, религиозными традициями и установлениями и в православии освящаемый церковью через таинство венчания, союз, имеющий следствием и целью дальнейшее совместное устроение жизни и продолжение рода.

Нация утверждает себя через право на свободное бытие и развитие сообразно с исторически сложившимся национальными духовными ценностями.

Государство - единая политически организованная власть и система общественного управления, установленная на исторически определённой территории проживания одного или нескольких связанных судьбою народов. Власть, способная осуществлять внутреннее управление и внешние межгосударственные отношения, обеспеченная организационными и силовыми структурами и фактической поддержкой народа (народов) или его (их) влиятельной части, узурпировавшей власть.

Власть в государстве, как правило, опирается прежде всего на поддержку какой-то социальной группы, класса, сообщества. Этим определяется реальная внутренняя политика государства (открытая или замаскированная), отчего в конечном счёте - зависит и политика внешняя.

[2] Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М. 1958. С.439.

[3] Лихачёв Д.С. Культура и мы. // Огонёк. № 36, 1985. С.24

[4] Сухомлинский В. Потребность человека в человеке. М. 1981. С.77.

[5] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. - М.,1958. Т.УII. С.225, 196.

[6] Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки (заключение) // Философия русского зарубежья (исследования и материалы). Калининград. 2004. с.43.

Читайте также: