Когда качало меня солнце краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

КОГДА КАЧАЛО МЕНЯ СОЛНЦЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Стучали копыта. Вихрился снег. В белой мгле плясали рога. Свистел ветер. Звенели колокольчики. Бубном гудело небо. Летели олени. Бешеные олени куда-то меня мчали. Снег слепил лицо, глаза, уши. Бубном гудело небо. Звенели колокольчики…

— Телеграмма, — сказала тихо жена, подавая развернутый уже бланк. — Что так долго не открывал? Звонили, звонили. Не слышишь, что ли.

Е — согнулось, как от боли.

Отец… Словно молния сверкнула и погасла.

Страшный мрак ударил в глаза. Сердце сжалось в комок. Будто его схватил какой-то злой дух.

Отец… Неужели?! Не может быть. А может, он просто болен?

— Отец… я помню то утро…

И правда: лодка плывет. Большая лодка: саранхап. В ней много людей. На ней и мой атя — мой отец. Мама говорила, что сегодня он приедет.

На лодке много людей. Но который из них мой атя? Я не знаю. Он уехал, когда был еще снег. Далеко-далеко уехал. В самую большую деревню — в город Омск уехал. Там было большое собрание. Мой атя — председатель колхоза. А еще он — депутат Совета. Самого большого Совета.

— Наш атя — большой человек, — говорила мама. Она каждый вечер обо всем мне рассказывала.

Только почему-то я все время маленький, а атя — большой. Только почему-то я его все время жду, и мама ждет. А он все ездит. А может, он меня тоже ждет?! Плохо быть маленьким. Все время надо ждать и ждать. Но не беда! Знаю: тоже буду большим! Когда вырасту — атя станет маленьким. Потом он снова большим станет, а я — маленьким. И так вечно мы будем жить! Как чайки, белки, утки, лебеди, вода, деревья, небо, солнце… Мы будем жить долго-долго. И я атю знаю, только немножко забыл.

Острый нос лодки ткнулся в берег. Волна, пенясь и шипя, набежала на песок и укатилась назад.

Из лодки вышел человек в красивой русской одежде. Этот русский человек шел прямо ко мне, смотрел и улыбался какой-то очень знакомой улыбкой. Он схватил меня. Поцеловал. Поднял к солнцу. И сказал знакомым, вечным голосом:

Э! Я так и знал, что это мой атя! Он всегда называл меня так. Он вечно меня называл так! Мань-пыг — это значит маленький сын, маленький мальчик. Нет! Неправда! Я тоже буду большой.

— Атя! — сказал я со слезами в голосе. — Называй меня яныт-пыг, большим сыном называй.

Он посмотрел на меня. Улыбнулся. Почему он ничего не сказал? Почему только улыбнулся?! Этот пронзительный, пытливый отцовский взгляд я запомнил навсегда. И улыбку запомнил. Так я познакомился с отцом своим. И теперь уже навсегда. С этого мгновения я узнавал его в любой одежде и как долго бы он ни странствовал.

А наша жизнь проснулась на берегу этой таежной реки давно-давно. Вместе с этими летящими утками и плещущимися рыбами появились мы на свет. Вместе со счастливыми чайками мы смеялись задорно и со стонущей гагарой не раз горько плакали. С этими кудрявыми, могучими кедрами мы не боялись мороза. И солнце бывало щедрым. Летнее солнце всегда бывало щедрым.

— Здравствуй, атя! Как долго мы не виделись. Нам надо поговорить… Ведь мы будем жить вместе… Снова вечно жить.

Солнце светит ярко-ярко… Утки куда-то летят, летят… Кулики на ножках тоненьких по песочку бегают, суетятся… Смеются беззаботные чайки, о чем-то курлычут лебеди, а где-то далеко-далеко стонет одинокая гагара…

— Здравствуй, мое утро!

— Приготовиться к посадке на самолет, следующий рейсом по маршруту Ленинград — Тюмень, — объявил диктор. Зал ожидания стал похож на растревоженный муравейник. Одни поднимались с кресел, другие садились. Я присоединился к тем, кто не торопясь направлялся к выходу на аэродром.

Стучали копыта. Вихрился снег. В белой мгле плясали рога. Свистел ветер. Звенели колокольчики. Бубном гудело небо. Летели олени. Бешеные олени куда-то меня мчали. Снег слепил лицо, глаза, уши. Бубном гудело небо. Звенели колокольчики…

— Телеграмма, — сказала тихо жена, подавая развернутый уже бланк. — Что так долго не открывал? Звонили, звонили. Не слышишь, что ли?. .

Е — согнулось, как от боли.

Отец… Словно молния сверкнула и погасла.

Страшный мрак ударил в глаза. Сердце сжалось в комок. Будто его схватил какой-то злой дух.

Отец… Неужели?! Не может быть!. . А может, он просто болен?

— Отец… я помню то утро…

И правда: лодка плывет. Большая лодка: саранхап. В ней много людей. На ней и мой атя — мой отец. Мама говорила, что сегодня он приедет.

На лодке много людей. Но который из них мой атя? Я не знаю.

Он уехал, когда был еще снег. Далеко-далеко уехал. В самую большую деревню — в город Омск уехал. Там было большое собрание. Мой атя — председатель колхоза. А еще он — депутат Совета. Самого большого Совета.

— Наш атя — большой человек, — говорила мама. Она каждый вечер обо всем мне рассказывала.

Только почему-то я все время маленький, а атя — большой. Только почему-то я его все время жду, и мама ждет. А он все ездит. А может, он меня тоже ждет?! Плохо быть маленьким. Все время надо ждать и ждать!. . Но не беда! Знаю: тоже буду большим! Когда вырасту — атя станет маленьким. Потом он снова большим станет, а я — маленьким. И так вечно мы будем жить! Как чайки, белки, утки, лебеди, вода, деревья, небо, солнце… Мы будем жить долго-долго. И я атю знаю, только немножко забыл.

Острый нос лодки ткнулся в берег. Волна, пенясь и шипя, набежала на песок и укатилась назад.

Из лодки вышел человек в красивой русской одежде. Этот русский человек шел прямо ко мне, смотрел и улыбался какой-то очень знакомой улыбкой. Он схватил меня. Поцеловал. Поднял к солнцу. И сказал знакомым, вечным голосом:

Э! Я так и знал, что это мой атя! Он всегда называл меня так. Он вечно меня называл так! Мань-пыг — это значит маленький сын, маленький мальчик. Нет! Неправда! Я тоже буду большой!. .

Цель: познакомить учеников с представлениями писателя о логике развития человеческого общества, влияния великого исторического поворота на судьбу коренных народов севера.

  • познакомить со своеобразным видом повествования;
  • продолжить формирование навыков лексической работы;
  • прививать уважение к самобытной культуре коренных народов Югры, чувство гордости за землю, что "с рожденья любить нам досталось".

1. Вступительное слово учителя. Приложение 1

Юван Николаевич Шесталов - ровесник мансийской письменности, один из самых ярких представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик. Он родился 22 июня 1937 года в деревне Камрадка Березовского района. Отец Шесталова был одним из первых коммунистов, организатором и председателем колхоза, дед же - шаманом. Шаманская жилка действительно присутствует и отчетливо дает себя знать в его характере. Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель - блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа. Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия.

Фрагмент повести Ю. Шесталова "Когда качало меня солнце"познакомит нас с представлениями писателя о логике развития человеческого общества. Ее сюжетную основу составляет биография поэта. Особенное внимание в ней автор уделяет отцу. Дед проиграл его в карты богатому соплеменнику. От мальчонки на побегушках у купца до председателя колхоза - таков путь, пройденный отцом Ю. Шесталова. О жизненном пути своего отца рассказывает писатель. Солвал- так его назвали при рождении, потому что в таёжной глухомани ничего не было дороже соли. Повесть насыщена легендами, преданиями, сказками, которые сопровождают Солвала на протяжении всего повествования, и, как пишут исследователи, "за всем этим многочисленным скоплением сказового, легендарного оказывается скрыта авторская идея - убедить читателя в том, что жизнь - сказка".

2. Аналитическая работа по тексту.

1. - К какому фольклорному жанру относится фрагмент произведения Ю.Шесталова, глава 6 повести "Когда качало меня солнце"? (сказка)

- Понравилась ли вам сказка?

- Какой из эпизодов или персонажей запомнился ярче всего?

2. Учитель: богатая жизнью тайга предстаёт перед нами в начале сказки.

- С помощью каких художественных средств автор подчёркивает эту жизнь?(олицетворения, метафоры)

- Кого и как особо выделяет писатель в тайге? (лось стройный, красавец тайги), (медведь-сам царь тайги),

- Какие сравнения помогают увидеть красоту и изобилие природы?

3. Учитель: почему же всё изменилось? Как изменилось?

Выразительное чтение отрывка учеником.

- Поняли люди, кто умертвил лес? (Нет.)

Учитель: а помогает прозреть людям птица, которую не любили в остяцких селеньях. Кто она? (Слайд №10).

Прочитайте этот эпизод.

- Каким художественным приёмом воспользовался автор сказки, чтобы подчеркнуть существование животных и людей по принципу "каждый сам по себе"? (Антитеза.)

- Как? ( повтор слова: "было, было" - "били, били"; это лексический повтор)

- Найдите повтор слова "били" со словами, усиливающими эмоционально негативную оценку.

(Зверя били, птицу били, рыбу били. Много били.)

4. Зачитайте авторскую оценку поведения людей.

Учитель: Но всё на свете знает сказка - убеждён Юван Шесталов. Она подскажет людям, что же делать. Писатель уводит нас в таинственный мир древних преданий, обрядов и легенд о деяниях богов, в мир, где жил и живёт талантливый северный народ.

- Кто же поможет людям? (Человек.)

- Расскажите о нём. (пересказ эпизода учениками)

- О каком законе тайги идёт речь в эпизоде? (спасать слабого, погибающего)

- Каким словом названо в эпизоде поведение медведя? (несправедливость)

- Что решил Тасман? ( встал на защиту слабого; "убийцу надо усмирить")

Учитель: С тех пор медведей стали убивать. Но мансиец скажет: "Я низвёл медведя".

- А почему медведя лишили имени и стали называть в "лесу живущим"? (Даже Хозяин тайги не осмеливался вступать в борьбу с высоким, стройным красавцем тайги.)

Учитель: А Тасман продолжал помогать слабому, погибающему. (Выразительное чтение эпизода учителем.)

- Долг платежом красен. Как отблагодарил лось человека? ("Садись на меня:доскачем до юрты Лесного духа".)

5. Какие преграды встретил Тасман по пути в царство Лесного духа? Вычитайте.

- В чём особенность этого царства?

Запись в тетради:

"Люди пройдут - и ничего не увидят.

А человек пройдёт - чудо увидит".

- А всякий ли, ребята, человек?

Запись в тетради:

"А лишь тот, в ком доброе сердце, мудрый ум, чистые руки".

- Что же увидел Тасман в царстве Лесного духа? (Слайды 11-13)

Рябчики висят узорчатыми чашечками

Краснобровые глухари неподвижными идолами глядят

Выдры с гор катаются, :в прозрачную таёжную речку ныряют

Кустарник ветвистый :- оживёт, зашагает ветвисторогим оленем

Медведь-чёрная коряга:- как в старину улыбнётся и восвояси зашагает

Учитель: И вот здесь в ткань прозаического произведения Ю.Шесталова вплетаются стихотворные строки. Этот приём в своих рассказах и повестях очень активно использует писатель. Истоки смешения прозы и поэзии лежат в фольклоре народа манси.

Как молитва звучали слова Тасмана от имени всех рыбаков и охотников. (выразительное чтение поэтического текста)

- При каком условии Лесной дух обещает вернуть зверей и рыбу? ("Если будешь хозяином на Земле, а не гостем")

Речь Лесного духа читает наизусть ученик.

-Почему невидимый Дух тайги простил Тасмана? ("Ты добрым был")

- Сколько раз повторяли эти вещие слова волшебные птицы (филин и гагара)? (Семь)

Учитель: Семь у коренных народов Севера - священное число.

- Ехал на родину Тасман. В душе у него резвилось счастье. Но рядом с ним сидела глубокая дума:

"А может ли человек быть Человеком?!"

3. Рефлексия.

- Ребята, что в содержании сказки напоминает миф Гесиода "Пять веков"?

- Какие правила жизни людей в согласии с природой Ю.Шесталов отразил в своей сказке?

4. Домашнее задание.

Известна ли эта сказка вашим родным? Если нет, кратко перескажите им её содержание.

Юван Шесталов - Тайна Сорни-най

Юван Шесталов - Тайна Сорни-най краткое содержание

Тайна Сорни-най - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

А ее тумран по вечерам звенит чуть слышно. Поет, как будто вздыхает. Поет, как шепчется. Поет, как будто зовет. Солвал не видит ее, но слышит. Он чувствует, как она подносит к алым губам тонкую пластинку, выточенную из кости. Как пластинка вдруг оживает, вздыхает, шепчется, зовет. Хороший тумран! Лишь с помощью его Солвал что-то знает о ее состоянии. Он слушает, как она играет, и ему кажется, что он ей уже сказал:

Чтоб согреть — огнем я стану,
Чаем жгучим и румяным.
Буду греть тебя огнем,
Буду чайным греть теплом.
Хочешь ласки — ветром стану,
Щек коснусь твоих желанных,
И водой могу я стать,
Чтобы всю тебя обнять…

Нет, совсем не то! Зачем ей огонь?! И разве она о чае мечтает? А в месяц жирной рыбы, когда солнца много-много, ветер тоже ласков. И не объятий воды июльской она, наверно, жаждет!

Ей надо бы сказать другое.

Два весла в ладонях у меня.
Две ноги — иду, снежком звеня.
Уха — два, затем чтобы слова
Мог воспринимать! И глаза — два…
…Только сердце у меня одно,
Ожидает твоего оно…

Сердце… О нем ей надо и говорить… Но как? Может, поможет песня?

Он громче выводил слова, вслушиваясь в тишину таежного берега. Никого там не было. Одни деревья стояли, навострив зеленые уши-ветви.

Пел он о сверкающем плесе, серебряный покой которого изломала гагара, пробежав по нему, рассыпав хрустальные брызги. Потом о лодочке легкой, сделанной из белого елового дерева, лилась песня. И о том, что в лодочке есть одно место. Грустит это место, что не занято никем.

«Ох, нам бы сесть в одну юркую лодочку! И вместе бы плыть нам! О, если бы четыре спелые смородины, четыре наших глаза, друг на друга смотрели вечно!

Песня-мечта, песня-признание плыла по Сосьве. Слышали ее и вода, журчавшая у калданки, и песчаный берег, притаившийся спящим, и сосны, игольчатыми ушами ловящие каждую новость. Они шептали ей, перебивая друг друга, про Солвала, про его первую песню, произнесенную им вслух, про мечту и тоску по ней…

А Оринэ и сама без них все это знала. Да только не думала, что песня такая сильная, что с помощью ее можно открыть друг другу сердце.

Да только петь как-то неловко. Стыдно. Смешно… И странно слышать свой голос в тишине, в шуме ветра, в журчании реки… Но почему ветру не стыдно болтать, птице петь, листьям шептаться о чем-то очень тайном и сокровенном? Все они никого не стесняются. Почему Оринэ надо стесняться своего голоса, своей песни, своей тайны. Она может отложить тумран и запеть в полный голос. И Солвал пусть послушает.

Мой друг, мой друг, что делать нам?
Зачем ты вдруг приехал к нам?
В деревню, в гущу наших дел,
Как утка на воду, слетел?
С утра на улице пустой
Звенит синицей голос твой.
Взглянул — как будто приласкал
И жизнь, как воду, расплескал.
С тех пор я молча слезы лью,
Ты печень нежную мою
Как будто колешь острием…

Пусть все слушают: и кулики, которые носятся у воды по песочку, и ронжи, трещащие на темных ветвях кедра, и филины, стонущие где-то далеко-далеко. Все равно они не знают, о ком поет Оринэ. Это совсем не ее песня.

Все поют, когда шестнадцать лет.

Ох, хороший мой, любимый мой дружочек,
В эту ночь ко мне украдкой приходил ты
И морошкой меня сладкою кормил ты,
У груди моей сидел, как легкий сокол,

Целовал меня и руки мои трогал.
Как проснулась я — ой, где ж ты, мой дружочек?
Синим облаком растаял, мой дружочек.
Зыбкой тенью улетел ты, мой дружочек.
Счастье девичье умчал ты, мой дружочек.

Как проснулась я — ко мне вернулся разум,
Мерзлой рыбою нога — ой, что мне разум!
Веткой сломанной рука — ой, что мне разум!
Белы груди холодны — ой, что мне разум!

Будто не было в руках тепла и силы,
Будто ласки я ни разу не дарила,
Все стучало мое сердце, все стучало,
Будто филин в глухомани, все кричало…

Солвал услыхал ее зов, понял ее тоску девичью.

И когда выпал снег и река надела белый плат пуховый, зазвенели свадебные колокольчики. Весело звенели колокольчики: лето было богатое, щедрое, немало рыбы насолили, навялили, насушили рыбаки. Весело звенели колокольчики: ягод и орехов набрали немало. Весело звенели колокольчики: и осенняя охота была доброй — немало соболей и белок принес Солвал. Весело звенели колокольчики: Ванька Дровосек приезжал в деревню и сказал, что в Березове открыт хлебо-запасный магазин для северян. Весело звенели колокольчики: не к Яныг-пуки, не к купцам пойдут теперь за хлебом манси. Весело звенели колокольчики: счастье Солвала где-то рядом, близко… Весело звенели колокольчики: в санях-розвальнях разнаряженные сваты и жених, отец и мать…

Весело звенели колокольчики:

Как по лесу темному,
Малая Медведица
Вперевалку по небу идет.
Снег крупчатый мелется,
Вьется и метелится —
Свадебные сани у ворот.
Эти сани-розвальни,
За тобою посланы,
Эта ночь таится у дверей.
И дорожки звездные
Тебе в ноги постланы…

Сват стучится в дверь…

— Я пришел привязываться! — говорит он отцу.

— Привязывайся не привязывайся, а дочери для вас у меня нет! — отвечает хозяин дома небрежно, будто он бросает слова бродяге-ветру.

— Не говори так, отец! Не надо!

— Сам знаю, как мне говорить. Привязываться ты привязываешься, а хватит ли у тебя силенок?!

— Если бы не хватило, не рискнул бы тревожить.

Сват идет к жениху, к его родителям, которые на морозе замерли в таинственном ожидании.

— Силы хватит или нет?! — передает он слово отца Оринэ.

Это добрый намек. Лица всех будто просыпаются.

— Иди узнай, сколько просят! — торопит нетерпеливый жених.

Снова открывается дверь дома, где трепещет девичье сердце, жаждущее уйти от своей девичьей тайны…

— С какой силой хотите вы мериться? Сколько просите за вашу лесную богиню? — говорит повеселевший сват.

Читайте также: