Вересаев на эстраде краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович; 4 (16) января 1867 года, Тула — 3 июня 1945 года, Москва) — русский писатель, переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943).

В Туле и Тульской губернии прошли детские и юношеские годы писателя, сюда приезжал он на каникулы в годы учёбы в Петербургском университете (1884—1894 гг.). Здесь он жил во время высылки из Петербурга в 1901—1903 гг., сюда же Вересаев возвращался и в последующие годы. Но его биография, равно как и творчество, неизмеримо шире: они переплелись с эпохой трех российских революций, двух мировых войн.

Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.

Вересаев был современником Л.Толстого и А.Чехова, И.Бунина и А.Куприна, Л.Андреева и М.Волошина. За его писательской судьбой пристально следил М. Горький. Колоссальные творческие успехи, но также мучительные искания и тяжелые срывы сопутствовали его становлению. Он сохранил верность традициям критического реализма в годы разгула декаданса, сумел решительно противостоять модернистским лозунгам и декларациям.

1. Биография гражданственности.

Викентий Вересаев происходил из среды обедневшего Тульского дворянства. Отец, Викентий Игнатьевич Смидович (1835—1894) работал земским врачом, являлся основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, а также одним из создателей Общества тульских врачей. Дом на улице Верхне-Дворянской (ныне Гоголевская, 82), принадлежавший семье известного тульского врача Викентия Игнатьевича Смидовича, был широко известен в Туле XIX века. Именно в этом доме 16 (4) января 1867 года родился Витя Смидович, ставший впоследствии известным писателем В.В. Вересаевым. В Туле и Тульской губернии прошли детские и юношеские годы писателя, сюда приезжал он на каникулы в годы учёбы в Петербургском университете (1884—1894 гг.). Здесь он жил во время высылки из Петербурга в 1901—1903 гг., сюда же Вересаев возвращался и в последующие годы.

В 1941 году эвакуировался в Тбилиси. Умер 3 июня 1945 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).


2. Круг жизни: штрихи к творчеству.

Свои новые взгляды Вересаев пытался превратить в своеобразную идейно-эстетическую программу основанного в 1912 году "Книгоиздательства писателей в Москве", пришедшего на смену горьковскому "Знанию", которое Вересаев возглавлял до 1918 года. Увлечение Вересаева философией и искусством Древней Греции заставило его вновь обратиться к переводам. За переводы из эллинской поэзии в 1918 г. Вересаев был удостоен полной Пушкинской премии.

Вместо послесловия. Тула помнит своего именитого земляка.


Дом-музей В. В. Вересаева — единственный в России музей писателя. Размещается в доме, принадлежавшем семье Смидовичей — родителям писателя. Музей открыт 15 января 1992 года и посвящён, как указывается, жизни и творчеству Викентия Викентьевича Вересаева — русского, советского писателя, пушкиниста, переводчика и литературоведа. Но история его создания вершилась в течении десятилетий. И это имело свои и существенные причины. Все родственники Вересаева выехали из Тулы ещё до 1917 года и, возможно поэтому вопрос об организации музея В. В. Вересаева в городе возник только в 1939 году. К тому же там проживали совсем другие семьи. Дом, где он родился,
все же был взят в конце 30-х годов на государственный учёт как памятник истории и культуры.

Но тогда музей создать не удалось и на его организацию ушло почти полвека. В 1964 и 1986 годах племянницей и личным секретарём писателя Валерией Михайловной Нольде были переданы в Тулу обстановка московского кабинета писателя, книги из его библиотеки, портреты, фотографии и другие материалы. Среди них первое опубликованное стихотворение писателя, рукописи В. В. Вересаева, его письма, черновики, всемирно известные произведения на иностранных языках с дарственными надписями переводчиков. Однако, Дом писателя в Туле нуждался еще и в реставрации и работы по ее осуществлению начались в связи с переселением жильцов только в 1989 году. В результате, Дом-музей В. В. Вересаева — первый литературно-мемориальный музей г. Тулы — был открыт к 125-летию со дня рождения писателя в доме № 82 по улице Гоголевской.

Была разработана научная концепция и претворен тематико-экспозиционный план музея. Экспозиция музея отражает жизнь и творчество писателя и включает в себя девять структурных элементов: детство и отрочество писателя, мемориальная комната Вити Смидовича, учёба в Петербурге и Дерпте, творчество Вересаева в дореволюционное время, в советский период, пушкиниана, Вересаев — переводчик, Московский кабинет писателя, Вересаев и современность. В основе экспозиции Дома-музея В. В. Вересаева находится мемориальный фонд писателя: книги из его личной библиотеки, многие с автографами известных писателей, литературоведов, искусствоведов и переводчиков (А. Чехова, М. Горького, Л. Андреева и других); акварельные рисунки художников В. Поленова и М. Волошина, с которыми писатель общался и был знаком. И,безусловно, центральным местом экспозиции музея является интерьер московского рабочего кабинета В. В. Вересаева, воссозданный по фотографиям и воспоминаниям родственников писателя. В кабинете можно увидеть письменный стол, за которым работал В. В. Вересаев, чернильный прибор, библиотеку, мебель, личные вещи писателя.

28 апреля 1958 года состоялось торжественное открытие памятника известному русскому литератору и активному общественному деятелю В.В.Вересаеву. Памятник В. В. Вересаеву расположен на улице Первомайской перед входом в Центральный парк культуры и отдыха имени П.П.Белоусова города Тулы, где он, как известно, родился и провел свои юношеские годы. Писатель изображен в полный рост с записной книжкой и карандашом в руках, а его задумчивый взгляд обращен в сторону своего бывшего дома.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Викентий Вересаев На эстраде

На эстраде: краткое содержание, описание и аннотация

Большая зала была ярко освещена. На широкой эстраде за столиком с двумя свечами сидел писатель Осокин и, напрягая слабый голос, читал по книге отрывок из своего рассказа. Зала была переполнена публикою, но в ней было тихо, как в безветренную сентябрьскую ночь в поле. Когда Осокин отводил взгляд от книги, он видел внизу смутное море голов и сотни внимательных глаз, устремленных на него…

Викентий Вересаев: другие книги автора

Кто написал На эстраде? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Викентий Вересаев: Пушкин в жизни. Спутники Пушкина

Пушкин в жизни. Спутники Пушкина

Викентий Вересаев: Состязание

Состязание

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Викентий Вересаев: На японской войне

На японской войне

Викентий Вересаев: Загадка

Загадка

Викентий Вересаев: Легенда

Легенда

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Викентий Вересаев: Загадка

Загадка

Викентий Вересаев: В мышеловке

В мышеловке

Денис Осокин: Ангелы и революция

Ангелы и революция

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Денис Осокин: Осокин Д.С. Небесные жены луговых мари

Осокин Д.С. Небесные жены луговых мари

Викентий Вересаев: Том 1. Повести и рассказы. Записки врача

Том 1. Повести и рассказы. Записки врача

На эстраде — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Большая зала была ярко освещена. На широкой эстраде за столиком с двумя свечами сидел писатель Осокин и, напрягая слабый голос, читал по книге отрывок из своего рассказа. Зала была переполнена публикою, но в ней было тихо, как в безветренную сентябрьскую ночь в поле. Когда Осокин отводил взгляд от книги, он видел внизу смутное море голов и сотни внимательных глаз, устремленных на него…

Осокин был бледен. Читал он неразборчиво и плохо, и на душе у него было странно: он читал самое задушевное и дорогое для него из всего им написанного; перед ним живьем находился тот невидимый, далекий читатель, которого ему так всегда хотелось увидеть; а между тем то, что читал Осокин, в его собственных ушах звучало чуждо и фальшиво, а слушатели казались совсем не теми читателями, для которых он писал.

Ему все больше хотелось поскорее кончить. Он стал пропускать одни фразы, комкать другие. Вот наконец абзац, отчеркнутый синим карандашом… Конец!

Из залы неслись рукоплескания. Перед зеркалом молодая декольтированная дама, которой предстояло петь после Осокина, дрожащими от волнения руками оправляла прическу. Отыгравшая уже толстая дама-пианистка внимательно смотрела на Осокина. За столом с закусками распорядители угощали и занимали артистов и артисток.

Господин средних лет, с черною бородкою и в золотом пенсне, подхватил Осокина под руку и, оживленно говоря что-то, сел с ним на диван. Осокин не знал, где и когда познакомился с господином, но тот держался с ним как хороший знакомый.

– С успехом. Вот это так успех! – говорил господин. – Слышите, как беснуются? Никому так не хлопали. Нужно выйти, раскланяться.

– Ну их к черту! – сердито ответил Осокин.

– Нельзя, Сергей Васильевич, нельзя! – произнес господин с улыбкою, с какою обращаются к милым, но ничего не понимающим детям. – Как-никак, а нужно уважать публику.

В артистическую вбежал распорядитель с розеткою в петлице.

– Всё вас зовут, кричат! – с почтительною улыбкою обратился он к Осокину.

– Пускай! Я не пойду! – упрашивающе сказал Осокин.

– Нет, нет, нет! Нельзя, никак нельзя! – неумолимо воскликнул господин в пенсне, шутливо взял Осокина под руку и заставил его встать.

Распорядитель приятно и почтительно улыбался.

– Барышни всю воду распили по глоткам из стакана, из которого вы отхлебнули во время чтения, – сказал он.

– Вот бабье! – презрительно усмехнулся Осокин, и углы его губ самодовольно задрожали.

Он вздохнул и пошел на эстраду. Зала загремела и заревела. Публика покинула места, теснилась вокруг эстрады и на самой эстраде. При входе Осокина толпа раздалась. Он видел вокруг свежие девические лица с устремленными на него блестящими, восторженными глазами.

– Осо-о-окин! Bis! – зычным басом кричал высокий студент, старательно и оглушительно громко хлопая в ладоши.

– Bis! Bis! Осокин! – звенели женские голоса, и девушки хлопали, стараясь хлопать громче.

– Браво! Браво! Bi-i-i-is!! – радостно и еще сильнее закричали кругом. Осокин, улыбаясь, развел руками и покорно раскрыл книгу.

– Шш-шш-шш. – понеслось по зале.

Он помолчал, сделал серьезное лицо и стал читать из книги другой отрывок. Теперь то дорогое ему и задушевное, что было им написано, казалось Осокину красивым и эффектным, и он гордился, что мог так написать; публика стала близкою и милою, и в то же время он испытывал к ней снисходительно-презрительное чувство.

Овации и вызовы тянулись долго. Осокин читал еще три раза и наконец объявил, что у него нет больше голоса. Только тогда публика стала понемногу утихать.

На эстраду вышла декольтированная певица, с трубочкою нот в руках, в сопровождении аккомпаниатора во фраке.

Dans le printemps de mes annees
Je meure, victime de l'amour…[1]

запела она. Осокин вместе с господином в золотом пенсне прошел через значительно обезлюдевшую залу в буфет. Здесь было людно и шумно.


На самом деле он не Вересаев, а Смидович, из рода польских дворян. По семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание, а в фамильном гербе в честь того события появилось изображение охотничьего рога.

Имя Викентий, которое мало кто из нас может с первого раза написать без ошибки, и даже программа Word неизменно подчеркивает его красным цветом, — также фамильное, польское.

Отца Вересаева тоже звали Викентием. Сына внучатого племянника Вересаева, Льва Владимировича Разумовского, тоже назвали Викентием.
Вересаева в семье звали Витей, а папа — Вицей, о чем сам писатель с большим смаком пишет в своих воспоминаниях о детстве.

В 1830-х годах после восстания, случившегося в Польше, Смидовичи перебрались сначала на Украину, потом в Тулу.

Вересаев — это персонаж одного из рассказов популярного в то время писателя Петра Гнедича. Он настолько приглянулся юному Викентию Смидовичу, что тот выбрал эту фамилию в качестве своего литературного псевдонима, под ним и вошел в историю.

По воспоминаниям Викентия Викентьевича, папа его условно разделял большой род Смидовичей на черных и белых.

У Смидовичей черных было имение в селе Зыбино нынешнего Ясногорского района с замечательным барским домом с колоннами, большим парком, куда Вересаев любил приезжать на каникулы.

Смидовичи черные отличались не столько по внешнему виду, сколько по характеру. Они казались более энергичными, импульсивными, уверенными в себе, очень любили жизнь.

Не случайно многие из них потом стали известными революционерами. Например, Петр Гермогенович Смидович, ставший первым советским мэром Москвы. Кстати, в тульском подполье у него и кличка была соответствующая — Дядя Черный.



Петр Смидович.

Женой Петра Гермогеновича была Софья Николаевна Луначарская (Черносвитова) — из семьи веневских дворян. Именно в ее честь названа одна из улиц Тулы — ул. Смидович.

А вот Смидовичи белые — более романтичные, нерешительные, труднее сходились с людьми. Вересаев и сам писал, что он и его сестры более склонны к созерцанию, размышлению, нежели к действию. Одно время он попал под влияние Смидовичей черных, которые оказали воздействие на формирование его характера.


Всю войну на передовой

Смидовичи — врачебная династия. Отец Викентий Игнатьевич — основатель Тульской городской больницы и санитарной комиссии, один из создателей Общества тульских врачей. Мать Елизавета Павловна — организатор первого в Туле и в России детского сада.



Памятник Вересаеву в Туле установили в 1958 году.

С началом Русско-японской войны Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Был награжден орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.



Викентий Вересаев в годы Русско-японской войны 1904-1905 г.г.

В Первую мировую он был врачом дезинфекционного госпиталя в Коломне. А в Гражданскую уехал из Москвы и занимался медицинской деятельностью в Коктебеле. Где, кстати, познакомился с бедствовавшим Максимилианом Волошиным и оказывал ему существенную поддержку.

Собеседник Гомера

Классики и современники

Когда в 1901 г. Вересаева за революционную пропаганду выслали из Петербурга в Тулу под надзор полиции, он наконец побывал в Ясной Поляне у Толстого. Но не как врач, а как приглашенный молодой писатель.



Лев Толстой.

В своих воспоминаниях он рассказывал, что пришлось долго ждать в приемной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения.

Один из первых вопросов, который задал Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости.

Со временем, по словам Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всем своем блеске.

С другим земляком — Иваном Буниным — Вересаев познакомился в 1911 году в Москве. Но назвать дружественными эти отношения было нельзя.



Иван Бунин.

Более теп­лые отношения сложились с Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда Вересаев после высылки в Тулу получил возможность покидать город и уехал в Ялту.



Антон Чехов.

Поддерживал Вересаев и тесные отношения с другим знаменитым писателем-врачом — Михаилом Булгаковым.

Сам Булгаков тоже очень почтительно относился к Вересаеву. Неудивительно, что эти теплые отношения в конце концов вылились в попытку совместного написания пьесы о последних днях Пушкина. Но вот тут классики разошлись во взглядах. Вересаев хотел показать Пушкина с точки зрения исторической правды, а Булгаков настаивал на большей литературности. Пьесу в итоге дописывал один Булгаков.

Дом-музей Викентия Вересаева открылся в Туле 16 января 1992 года на ул. Гоголевской, 82.



Дом-музей Вересаева приглашает на VI Литературно-краеведческие Вересаевские чтения, посвященные 150-летию со дня рождения писателя, переводчика, пушкиниста, общественного деятеля. Подробнее - здесь.

Главный герой - Дмитрий Чеканов, молодой врач, который по природе своей разделял взгляды о том, что народ является единым и должен объединиться, но в последствие разочаровавшийся в данных убеждениях Читать далее

Записки врача

В 1901 году на прилавках магазинов появилась книга, тогда еще молодого врача, который по совместительству являлся писателем, под названием Записки врача. Звали автора данной книги Викентий Вересаев. Читать далее

Звезда

Произведение повествует читателю о непростом народе, который жил в болотистой местности, где никогда не было солнца и тепла. Читать далее

Легенда

Короткий рассказ повествует в первой части о легенде как группа подвыпивших английских моряков высаживается на небольшом тропическом острове, оставив корабль на причале Читать далее

Данное произведение описывает, то как автор пошел в одну из галерей, которая находилась в старом Дрездене. Автору во время своей прогулке было достаточно приятно и тепло на душе Читать далее

Состязание

В городе было объявлено соревнование, надо было нарисовать женщину неземной красоты, достойной всеобщего поклонения. Победитель состязания будет увенчан тремя лавровыми венками, и получит высочайшее звание Читать далее

Об авторе

Викентий Викентьевич Вересаев, известный русский писатель и врач, родился 16 января 1867 г. Родиной писателя стал город Тула. Настоящая фамилия Вересаева – Смидович. Его отец, Викентий Игнатьевич Смидович, был известным тульским врачом. Другой известный родственник В. Вересаева – его троюродный брат П.Г. Смидович, видный деятель русского революционного движения.


Словом, если останавливаться на этом уровне – то, действительно, обвинить роман с точки зрения советской власти, равно как и прославить его с точки зрения противоположной – совершенно не в чем.

Но проблема в том, что у Вересаева получается создать роман, в котором вся эта заявленная главная мысль – остается не отмененной, но вообще не относящейся к сути дела.

То, что эмигрантским критикам показалось неправдоподобным – образы главных героинь, сестер Нинки и Лельки – в действительности являлось буквально документальным. В основу первой части лег реальный дневник, который вдвоем вели двоюродные сестры, одна из которых пришла к Вересаеву в 1924 году – собираясь оставить ему дневник и покончить с собой. Сперва она ему написала, он ответил, они говорили – и после она писала Вересаеву, что он своими словами остановил ее, вернул к жизни.

Сам роман – история двух сестер, из русской интеллигенции – первая из которых, Нинка, бежала из дома в 15 лет, подхваченная ветром то ли революции, то ли жажды приключений – а точнее, и того и другого, вторая же оставалась с матерью до поступления в университет. Но для них обеих язык партии, нового мира и нового быта – тот, на котором они говорят, их собственный. Не единственный – Нина, влюбившись, читает Блока, Ахматову и Есенина, а Ходасевича в дневнике цитируют дважды, но для нее, как и для сестры – это слабость, то, от чего они пытаются избавиться, вытравить в себе.

Они говорят языком лозунгов и резолюций, цитируют передовицы. Не потому, что не знают другого языка – а потому, что этот кажется им истинным и одновременно – он для них свежий.

Они пытаются целиком усвоить, претворить в себя новую мораль – ту сложную взвесь, что окутывает 1920-е. В этом сочетании предельного коллективизма, стремлении жить общей жизнью, ставить общие цели выше любых индивидуальных – и переплетенного с ним индивидуализма, взгляду на человеческие отношения как взаимодействие индивидов, действующих из себя, своих конкретных интересов и целей.

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Читайте также: