Книжная миниатюра раннего средневековья типология стилистика особенности национальных школ

Обновлено: 05.07.2024

Значительный подъем книжного искусства раннего Средневековья связан с Каролингским возрождением, которое в области книжного дела и литературы проявилось в изучении античных авторов, собирании и переписывании их рукописей. В миниатюрах данного периода прослеживается тенденция к объемному изображению фигур и пространства, многие иллюстрации выполнены в свободной художественной манере.
Основными орнаментальными мотивами романского стиля были геометрические фигуры (круг и его части, квадраты, меандры, ленты). Часто они сочетались с условными растительными формами, стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками. Зооморфные мотивы, которые органично вплетались в растительный и геометрический орнамент, также имели условный характер.
В готическом декоре предпочтение отдавалось лапчатым и зубчатым листьям (клен, виноград, плющ, шиповник). Также характерны мотивы колючих растений (терновник, репейник). С ХIV века поля рукописей начинают декорироваться изображениями реалистично нарисованных насекомых - бабочек, жуков, стрекоз. Сюжеты миниатюр стали передаваться более правдоподобно. Фигуры обрели живость и особую грацию благодаря характерному S-образному готическому изгибу.
Главной чертой миниатюр церковных книг была каноничность изображений. Внешность священных персонажей, композиция библейских эпизодов повторялись без существенных изменений как на иконе, так и в миниатюре. Это позволяло безошибочно узнавать канонические образы или определенные сюжеты историй Священного Писания.


Источники:
1. Большаков М. Декор и орнамент в книге. – Москва: Книга, 1990. – 158 с.
2. Герчук Ю. История графики и искусства книги. – Москва: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.
3. Книговедение: энциклопедический словарь. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664 с.
4. Николаев П. Средневековая поэзия в миниатюрах // Мир искусства. – 1904. - №6. – С. 121-127
5. Овчінніков В. Історія книги: еволюція книжкової структури. – Львів: Світ, 2005. – 420 с.

' src='images/gallery/museum/small/1/1463-e7LqS4.jpg' data-image='images/gallery/museum/big/1/1463-e7LqS4.jpg' data-description='' > Ж. Фуке. Венчание Богородицы

' src='images/gallery/museum/small/1/1463-v5PP81.jpg' data-image='images/gallery/museum/big/1/1463-v5PP81.jpg' data-description='' > Ж. Фуке. Рай

Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Линдисфарнское Евангелие, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

В поздней античности завершился переход к средневековому типу книги – кодексу – и принципу украшения её страничными миниатюрами.

Наиболее ранние памятники почти не сохранились, но есть более поздние копии (9 век).

Подлинники: Ватиканский (Римский) Вергилий (420/30 гг)

В 4в сочинения языческих авторов вытесняются религиозными текстами: списки Евангелия, литургические книги, комментарии и сочинения отцов церкви. Метод иллюстрирования: сначала – графические украшения колофонов (в конце выходные данные автора); затем – украшение таблицы канонов – согласований евангельских текстов (в начале книги, оформлялись как парадный вход: в виде импозантной арки или аркады); в дальнейшем – изображения евангелистов и иллюстрации некоторых евангельских сцен.

· В 4 веке сочинения языческих авторов вытесняются религиозными текстами: списки Евангелия, литургические книги, комментарии и сочинения отцов церкви. Метод иллюстрирования: сначала – графические украшения колофонов; затем – украшение таблицы канонов – согласований евангельских текстов (в начале книги, оформлялись как парадный вход: в виде импозантной арки или аркады); в дальнейшем – изображения евангелистов и иллюстрации некоторых евангельских сцен

Ирландцы и англосаксы: возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент. Позднеантичная умирающая культура и кельсткий хтонический мир – два направления после 787 – собор иконопочитателей: изображения не отвергаются, и не почитаются, они нужны для иллюстрации. В 3/3 7в – воздействие Итало-византийского толка. Центр, из Кентербери распространялось влияние Рима. Отсюда обычай создавать пурпурные кодексы, написанные золотом, первенствующая роль – антикизирующие фигуративные изображения. Ирландия и Британия подверглись влиянию римской цивилизации в значительно меньшей степени, чем Испания или Галлия, и в этих областях долго-сохранялись пережитки родового строя. Ирландская церковь долгое время не была связана с римской и сохраняла свои особенности. Ее церковные обряды содержали некоторые черты местных языческих культов. Это, несомненно, отразилось и на художественной культуре монастырских скрипториев. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в книжной миниатюре. Его характерной особенностью являются геометризм и линейно- плоскостная трактовка форм, распространившиеся и на изображение человека. Согласно новейшим изысканиям, стиль этот окончательно сложился во 2п 7в в Западной Англии. В качестве наиболее обычных мотивов можно назвать спирали, чаще всего в сочетании с раструбами (так называемый спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и особенно характерный зверино-ленточный орнамент: ленты со змеиными или звериными головами на концах, сплетающиеся в сложные, запутанные извивы. В человеческой фигуре обычно сохраняются лишь основные элементы человеческой фигуры, без которых изображение вообще перестает быть понятным. Англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.

- ощущение структурированного хаоса

- не иллюстрация вещи, а создание предмета

- культура вещей, а не изображений. Шрифт = орнамент

- искусство балансирует на грани смысла и бессмыслицы

- архаично, но не примитивно

· осязаемая связь с ювелирным искусством (орнаментальная страница = драгоценный оклад)

В ирландских мастерских возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Линдисфарнское Евангелие, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

В поздней античности завершился переход к средневековому типу книги – кодексу – и принципу украшения её страничными миниатюрами. Наиболее ранние памятники почти не сохранились, но есть более поздние копии (9в).

Ирландцы и англосаксы: возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент. Позднеантичная умирающая культура и кельсткий хтонический мир – два направления после 787 – собор иконопочитателей: изображения не отвергаются, и не почитаются, они нужны для иллюстрации. В 3/3 7в – воздействие Итало-византийского толка. Центр, из Кентербери распространялось влияние Рима. Отсюда обычай создавать пурпурные кодексы, написанные золотом, первенствующая роль – антикизирующие фигуративные изображения. Ирландия и Британия подверглись влиянию римской цивилизации в значительно меньшей степени, чем Испания или Галлия, и в этих областях долго-сохранялись пережитки родового строя. Ирландская церковь долгое время не была связана с римской и сохраняла свои особенности. Ее церковные обряды содержали некоторые черты местных языческих культов. Это, несомненно, отразилось и на художественной культуре монастырских скрипториев. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в книжной миниатюре. Его характерной особенностью являются геометризм и линейно- плоскостная трактовка форм, распространившиеся и на изображение человека. Согласно новейшим изысканиям, стиль этот окончательно сложился во 2п 7в в Западной Англии. В качестве наиболее обычных мотивов можно назвать спирали, чаще всего в сочетании с раструбами (так называемый спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и особенно характерный зверино-ленточный орнамент: ленты со змеиными или звериными головами на концах, сплетающиеся в сложные, запутанные извивы. В человеческой фигуре обычно сохраняются лишь основные элементы человеческой фигуры, без которых изображение вообще перестает быть понятным. Англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.

Каролингское Возрождение. Общая характеристика. Архитектура (6), книжная миниатюра (7). Живопись: мозаики оратория в Жерминьи-де-Пре, фрески церкви св. Иоанна в Мюстере, фрески дворца в Ингельхайме.

Фрески из церкви св. Иоанна в Мюстере. Живопись 5 регистрами, каждый разбит на прямоугольные поля, заключенные в рамки. Один из первых повествовательных циклов раннего средневековья, объединение эпизодов из жизни святых с библейскими (особенно подробно разработаны евангельские сцены). Запад: Страшный Суд, сгущенная эмоциональная атмосфера. Есть попытки возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии; и близость к раннехристианской традиции. Античное: классическая архитектура, правильные пропорции фигур, естественные движения, энергичная светотеневая моделировка – объемность, но мастер не всегда понимает формы, которые воспроизводит (нарушение плавности движений, искажение перспективы) – зато много экспрессии.

Фрески дворца в Ингельхаймем (не дошел). На одной из стен большого зала дворца в Ингельсгейме изображены сцены смертей реальных и легендарных героев древности: Кира, Нина, Фалариса, Рема, Ганнибала и Македонского. На противоположной стене сюжеты из современной истории: основание Константинополя, житие Теодориха, победа Карла Мартелла над фризами, покорение Пипином Аквитании, коронация Карла и покорение им саксов.

Росписи в крипте церкви Сен Жермен в Оксерре, житие св. Стефана, ок850. Живая убедительность рассказа, монументальность и представительность. Как бы ни были наивны изобразительные приемы мастера из Оксерра, его искусство носит повествовательный характер, недавно еще чуждый и недоступный художественной фантазии германцев и кельтов.

Каролингское Возрождение. Архитектура. Дворцовый комплекс с капеллой в Аахене, надвратная зала в Лорше, ораторий в Жерминьи де Пре, базилика монастыря Сен-Рикье, базилика монастыря Фульда, базилика монастырей Сен-Галлен и Корвей.

Большое влияние древнеримского и раннехристианского зодчества – подражание древним памятникам в архитектуре; господствует базиликальная форма. В 1п 9в это еще не определилось с достаточной ясностью (продолжается возведение храмов самых разнообразных форм). Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, судить о них можно по различным остаткам и документам; подражают раннехристианским. Через церковную традицию проходят тенденции, более устойчивого характера. Размах монастырского строительства (рост могущества монастырей и их влияния в империи); монастырские комплексы 9в – целые поселки с множеством строений. Активизируется сооружение крипт – постепенно они становятся как бы вторыми церквями (самая красивая – в Шпайре). Увеличение числа реликвий и погребений – появление плана крипты с радиально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода. Распространяются вестверки, это западная часть, до клюнийских реформ 10-11в использовалась как светская, потом влилась в пространство храма. Такие храмы делятся на две части: основная с апсидо – церковь триумфальная, и западная с вестверком – церковь воинствующая (место государя-защитника), в к10в в Кельне появился вестверк с группой из 3х башен (церковь Санкт Панталеон).

Церковь и капелла св. Михаила в Фульде, 820-882г, 11-12в, аббат Эйгиль. Самые верхние и самые нижние части не пересекаются – возникают и глохнут на ходу. При перестройке 791-819г церковь при аббате Ратгаре существовавшая церковь была заменена огромныйм новым зданием, базилика, получила западный трансепт и апсиду, контрапсиды. Нигде у Каролингов не было такого мощного трансепта западного, это ориентация на церковь святого Петра в Риме. Центрическая планировка у капеллы.

Церковь в Жерменьи де Пре, 806г освещения. Заказ епископа Теодульфа (родственник Карла), квадрат с 3-мя апсидами (восток, юг, север); сохранилась мозаика – там смешение разных влияний. Центрическая планировка.

Церковь Сен-Рикье, 790-814г. Бывшее бенедектинское аббатство близ Амьена, расцвет при Ангильберте (видный деятель Каролингского Возрождения, ученик Алкуина и наставник сына Карла Великого, Пипина). Сейчас от того сооружения почти ничего не осталось. 3н базилика с 2мя трансептами: восточный завершался апсидой и хором, а западный имел над проходом высоко расположенный хор (это первое использования вестверка – характерный тип крепостного западный фасад (отождествлялся с силами зла, которым надо противостоять) с 2 башенным фасадом). Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством, деревянные перекрытия. Новое: удлинение восточной части, дробление пространства на части (увеличение количества алтарей), двубашенный западный фасад ориентация на Сирию-МА).

Надвратная зала в Лорше, 774г. 2эт: нижний – 3 большие арки на импостах, разделенные 6ю свободно стоящими колоннами, несущими небольшой карниз. Верхний: каннелированные пилястры, но над ними - не арки, а треугольники фронтонов, вершинами своими упирающиеся непосредственно в верхний карниз. Колонны и пилястры выдержаны в античных пропорциях. Особое своеобразие придает воротам узор, выложенный из светлых и темных плит, напоминает триумфальные арки императорского Рима. По сторонам 2 полукруглые башни (как будто апсиды).

Монастырь Сен-Галлен. Сохранился набросок плана – регулярность и функциональная обоснованность. Постройки расположены в строгом порядке и разделены пересекающимися под прямым углом улочками. Базилика: 2 контрапсиды,2 башни на фасаде, отсюда многобашенность и сложные восточные обходы; 1 трансепт; главные входы – на западном фасаде по сторонам апсиды; к трансепту пристроена ризница и библиотека со скрипторием.

Церковь аббатства Корвей, 873-885г. Дошел вестверк: 2яр зал с эмпорами, увенчанный шатром, со стороны фасада фланкируют две прямоугольные башни


Содержание

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Содержание отключены

Начало

1. Основные типы средневековых рукописей. Переход от свитка к кодексу в Поздней Античности. Греческие и латинские переводы Писания и появление первых христианских рукописей – отдельных книг Ветхого и Нового Заветов. Сакраментарии периода варварских королевств. Первые полные списки Библии – Турские. Оттоновские евангелиарии. XII в – атлантовские Библии и Псалтири с инициалами и вшитыми тетрадями. Первые часословы. Эволюция часослова в XIII-XV веках. Светские рукописи – Бестиарии, хроники, рыцарские романы.

Византийская миниатюра VI-VII вв. Различие константинопольской и провинциальных школ. Рукопись сочинений Диоскорида (Вена, Национальная Библиотека), Россанский кодекс (Сокровищница собора в Россано, Калабрия), Евангелие Рабулы (Флоренция, Лауренциана).

Миниатюры Хлудовской Псалтири (Государственный Исторический музей в Москве).

Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

2. Основные типы книжной миниатюры : иллюстрация в тексте, фронтиспис, маргиналия, инициал. Переход от свитка к кодексу и трансформация типа иллюстрации текста. Раннехристианская миниатюра: эволюция от междустрочной иллюстрации (Генезис лорда Коттона) и таблицы (Кведлинбургская Итала) к комбинированной иллюстрации (Венский Генезис и Пентатевх Ашбернхема). Рождение маргиналии (Евангелие Рабулы). Формирование фронтисписа в Туре: нарративный, догматический, портретный, аллегорический. Цикл полностраничных иллюстраций в Оттоновском ренессансе и в XII в. От фронтисписа к инициалу: Библии XI-XIII веков. Типы инициалов в университетских рукописях XIII-XIV в. Роль маргиналий в готической рукописи, их развитие. Дролери, их назначение и эволюция. Усложнение структуры листа в готической рукописи XIV-XVвеков: иерархия инициалов от историзованного до орнаментального. Внедрение картинной композиции в рукопись XV века.

3. Романская миниатюра: атлантовские Библии и псалтири с тетрадями иллюстраций Появление атлантовских Библий как результат грегорианской реформы. Связь с каролингским Туром. Гипотеза о раннеримском образце. Римские библии XI-XII в и аккумуляция нескольких ранних традиций..Формирование национальных стилей – римское наследие и национальные особенности. Винчестерская Библия как итог пути, проделанного этим типом рукописи. Листы перед псалтирью как наследие оттоновских евангельских циклов, их роль как образцов. Роль английской школы – Сент-Олбанская, Винчестерская псалтири, псалтирь Глазго. Финал этого типа рукописи – псалтирь Ингеборг.

Каролингская книжная миниатюра.

Евангелие Годескалька, Евангелие Сен-Медард из Суассона, Аахенское Евангелие, Венское коронационное Евангелие, Евангелие Эббо,Утрехтская Псалтирь, Евангелие Лотаря, Турские библии.

Книжная миниатюра: расцвет книжного искусства в Германии, важнейшие центры. Трирская школа. Школа Рейхенау. Кельнская школа. Регенсбургская школа. Художественные, композиционные и иконографические особенности, основные памятники.

Разнообразие локальных школ книжной миниатюры Франции. Книжная миниатюра Германии.

Миниатюры испанских манускриптов XI – XII веков.

Кодекс Геро, Псалтирь Эгберта, Registrum Gregorii, Евангелие Оттона III, Бамбергский Апокалипсис, Евангелие аббатисы Уты, Евангелие Хитды, Золотой кодекс из Эхтернаха, Золотой кодекс собора в Шпайере.

Книжная миниатюра 950-1050 годов: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Оттоновская миниатюра: см. выше.

Английская миниатюра: Нью-Минстерская хартия, Сакраметарий Роберта Жюмьежского, Бенедиционал Этельвуда.

Французская миниатюра: Сен-Северский Апокалипсис.

Испанская миниатюра: Библия монастыря Альбеарес, Иллюстрированные комментарии Беатуса на Апокалипсис.

Особенности романской миниатюры.

Книжная иллюстрация второй половины 11 — 12 веков.

Англия: Псалтирь Сент Олбанс, Библия дворца Ламбет, Винчестерская Псалтирь, Винчестерская Библия, иллюстрированный Теренций.

Прочие: Библия Пантеона, Библия Флорефф.

Городские школы и скриптории готической Европы.

Готическая книга и ее особенности.

Особенности нидерландской книжной миниатюры XIV века, роль местных художников во Франции.

Готическая книжная миниатюра 13 века.

Франция: Псалтирь Ингебург, Библия королевы Кристины, Морализирующие Библии, Библия кардинала Мацейовского, Псалтирь Св. Людовика, Мастер Оноре: La Somme de Roi и Бревиарий Филиппа Красивого. Англия: Псалтирь Windmill. Испания: Альфонс Мудрый: Cantigas de la Virgen. Италия: Трактат Фридриха II о соколиной охоте, Падуанская Псалтирь.

Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.

В раннем средневековье появился кодекс (то есть книга, вместо античных текстов на пергаменте) 4-5 века - иллюстрирование античных текстов. затем с 5 начало и в 6 доминируют - церковные книги: псалтири, библии и т.д. Национальные школы. Италия: 4-5 века. - античные тексты. (эти картинки в фале поздняя античность на диске, которые я тебе принес) Римский Вергилий, Ватиканский Вергилий - -миниатюры иллюстрируют тексты Вергилия(поэма Буколики--это про пастухов) и Энеиду. античная манера, импрессионизм. к этой же манере относятся (но это не Италия): Генезис(то есть книга бытия) лорда Коттона. Кведлинбургская Италла (библия) Островная традиция (Англия, Ирландия) (картинки в инете есть) здесь 2 тенденции.

1. своя, местная, так называемый островной стиль. нет знакомства с античной традицией, безумные орнаменты, плоскостность, все воспринимается через орнамент. всякие фантастические животные.

Евангелие Дарроу 2 пол. 7 века. ангел-символ евангелиста Матфея. по всей фигуре - орнамент.

Келлская книга: конец 8 века. инициалы из орнаментов с разными непонятными фигурками.

Эхстернакское евангелие конец 7 века: экспрессивное изо животных-символов евангелистов. каллиграфичность линии. сейчас еще продолжение этого вопроса будет.

Антикизирующая традиция на острове- в Англии(Юго-Западе)там римские миссионеры а в Ирландии - отдельное распространение христианства от Рима.

Золотой кодекс из Кентербери. середина 8 века. похоже на итало-византийское влияние. но упрощенность. Евангелист Матфей сидит на троне в арке, в тимпане арки--ангел-символ евангелиста.

меровингская Франция. вырождающаяся античная традиция. без знакомства с островной традицией. + местные варварские Элементы(орнаменты - в том числе из ювелирного звериного стиля, + восточное персидское влияние) повествовательные сцены отсутствуют. символические изо. и сакральные знаки. зооморфные инициалы и буквицы яркая цветовая гамма. литургические книги и сочинения отцов церкви. Евангелия - реже. Геллонский (изо Девы Марии в восточном платье, капюшоне, с крестом и кадилом в руках) и Галласьенский сакраментарии. из примитивизма этого стиля выйдет каролингское искусство. Сакраментарий - собрание текстов, которые произносились во время мессы. оба - 7 век.

Каролингское возрождение: общая характеристика.

Архитектура: см. ниже.

Монументальная живопись: мозаики оратория в Жерминьи-де-Пре, фрески церкви св. Иоанна в Мюстере, фрески дворца в Ингельхайме. Книжная миниатюра: см. ниже.

В к. 8 и н. 9 в. в Западной Европе - подъем искусства, возникает империя Карла Великого. Территории: современная Франция, Западная и Южная Германия, Северная и Средняя Италия, Бельгия, Голландия и северо-восточная Испания.

При первых Каролингах полный переворот в землевладении, результат – уничтожение слоя мелких земледельных собственников. Примитивная военная демократия уходит в прошлое, теперь – более развитое классовое государство. Оно опиралось на феодальные отношения. Натуральный характер хозяйства, отсутствие национального единства, пестрота и анархия феодального уклада - развал империи.

Небольшой промежуток времени – расцвет империи. Новое сословие получает власть из рук Каролингов (центральной власти) и готово бороться против светских и церковных магнатов. Походы против захвативших Пиренейский полуостров арабов, отразили угрозу, нависшую над Западной Европой. Другие походы – против саксонских племен – укрепили новую государственность и создали единство (Карл Великий пытался закрепить, провозгласив себя римским императором).

Государство нуждалось в образованности. Отсюда - забота о возрождении искусства, правительственные мероприятия, направленные на сохранение старых памятников, строительство дворцов и храмов, украшению рукописей и т.д.

Карл ценил образованных людей и привлекал их из других стран. В числе его сотрудников и придворных были и англосакс Алкуин, лангобарды Павел Диакон, Павлин и Петр, вестгот Теодульф и другие. Под их влиянием выделяются образованные и талантливые. Помощник Карла – Ангильберт и Эйнгарж – его биограф, историк и зодчий. Их деятельность способствовала утверждению и распространению новых форм каролингского возрождения.

Новая культура была неустойчива, как и сама империя, но она заложила фундамент к общению с античностью. Первые попытки постижения античности были именно при Каролингах. Выраженного стилистического единства не было, искусство распадалось на разные направления.

Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи новые специфические черты. Нет преобладания декоративных начал. Художники старались возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии. изобразительные приемы наивны, но искусство носит повествовательный характер, которого у германцев и кельтов не было. Принципы и приемы заимствовались из христианской традиции, следовательно из поздней античности. Однако, хотели они этого или нет, художники раннего средневековья создавали не повторение или подражание античным образцам, а нечто вполне своеобразное и самобытное.

Читайте также: