Клуб по профориентации в школе
Обновлено: 05.07.2024
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цели и задачи профориентации в школе
Цели школьной профориентационной работы
-
Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ
Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Этапы профориентации в школе
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.
В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Нескучная программа о выборе профессионального пути. Помогаем педагогам, поддерживаем родителей и направляем школьников.
О проекте
Каким будет будущее? Никто не знает точно, потому что решать сегодняшним школьникам. Наша задача — помочь им сделать взвешенный выбор. Приглашаем подростков, родителей и педагогов принять участие в современном проекте.
- карта популярных профессий;
- способы организовать профориентационную работу в школе;
- встречи с экспертами;
- материалы, статьи и ролики, которые помогут выбрать профессиональный путь.
Как мы можем помочь?
Для педагогов мы разработали комплексный пакет материалов для организации профориентационной работы в школе.
Для родителей мы собрали в одном месте ответы на самые актуальные вопросы о профессиях, выборе, поступлении и будущей работе подростка.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Головинская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Программа
профориентационной работы
"Я выбираю профессию"
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
активизация проблемы выбора профессии;
выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:
Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:
Работа педагогических работников по профессиональному самоопределению учащихся.
Цель: Ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию Концепции модернизации российского образования
(предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника.
1. Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.
.2. Поддержка и развитие творческой общественно - значимой деятельности участников образовательного процесса.
3. Создание условий для личностного роста учащихся.
Основные направления работы:
1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Профориентационная работа может осуществляться на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии
2. Диагностическое направление. Это направление реализуется в следующих планах:
- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды деятельности
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
4. Обучающее (или формирующее). В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:
· умение анализировать мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора
Компоненты педагогической деятельности по профориентации:
1. Уроки трудовой подготовки, предпрофильная подготовка.
2. Профориентационные минутки на уроках.
3. Дискуссии, беседы, классные часы, трудовому воспитанию.
4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.
5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.
6. Консультации специалистов по вопросам самоопределения (психолог)
7. Созданная сеть кружков, спортивных секций по интересам учащихся.
8. Налаженная экскурсионная работа
9. Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.
10. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации; профориентационные игры
11. Школьная печать (выпуск стенгазет, буклетов, реклам)
12. Встречи с людьми разных профессий, приглашение специалистов профконсультантов, просмотр видеофильмов.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.
Цели и задачи:
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.
Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.
Информационное обеспечение:
- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;
- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;
- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;
- о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные заведения.
Практическое направление:
1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы о своих профессиях.
2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.
3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности.
Классные родительские собрания:
1 класс – Трудовые поручения в семье и школе.
2 класс - Воспитание желания трудиться.
3 класс – О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
4 класс – Профили трудового обучения в среднем звене. Экскурсия в школьные мастерские.
5 класс – Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков
6 класс - Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся.
7 класс - Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
8 класс - Профессии, которые выбирают наши дети. Ошибки выбора.
9 класс - Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду.
Общешкольные родительские собрания:
Как выбрать подходящую тебе сферу деятельности в будущем, если ты еще подросток? Определиться с профессией мешают страхи, неуверенность в себе и непонимание своих интересов и способностей. Родители могут навязывать ребенку свое мнение, а в школах — относиться к профориентации поверхностно.
Чтобы помочь старшекласснику сделать осознанный выбор будущей профессии, мы составили подборку онлайн-ресурсов по профориентации. Здесь вы найдете и бесплатные тесты на определение склонностей и подходящей сферы деятельности, и онлайн-курсы о современных профессиях с домашними заданиями, и просто познавательные материалы по теме. А на индивидуальной консультации специалист проведет персональную диагностику, пообщается с ребенком и родителями и представит свои выводы и рекомендации.
Программы и курсы
Образовательный центр MAXIMUM
Программа PRO-поступление. Онлайн-группа
Для учеников 9-11 классов
Помогут выбрать специальность и университет, расскажут, как туда поступить, и кем потом работать.
- 20 астр. часов
- 8 вебинаров о современных профессиях, стратегии поступления, выборе ВУЗов
- 1 занятие в неделю 2,5 ч.
- 2 личные беседы с преподавателем
- Профориентационная карта в модуле
- Первичное интервью с подростком и родителями
- Авторский профориентационный тест
- Еженедельная консультация родителей
- Онлайн-модуль с упражнениями
- Итоговая семейная консультация
- 2 групповых тренинга с ровесниками
- 10 онлайн-сессий с личным наставником
- Заключительный тренинг с ровесниками
Во время прохождения курса ребенок сможет попробовать на практике от 1 до 12 профессий через просмотр видео-интервью и выполнение практических заданий от носителей профессий. По итогам курса у ребенка будет понимание того, куда он может двигаться дальше в выборе профессии.
Курс состоит из 4 образовательных блоков, удобно размещенных на образовательной платформе. Вы можете выбрать 1 или несколько профессий или попробовать их все.
Онлайн-школа профориентации УЗНАВАЙ и ПРОБУЙ
Тесты и консультации
Центр профориентации
Тест, который точно определяет профессии, характер, таланты, удачные направления в жизни и бизнесе. На выбор от минимального до расширенного результата.
Параметры тестирования (в зависимости от выбранного пакета):
- Лучшие профессии
- Кейсы max развития
- Условия достижения успеха
- Способности, характер, таланты
- Как вас воспринимают окружающие
- Удачные направления в жизни и бизнесе
Центр тестирования и развития Гуманитарные технологии
На сайте представлены бесплатные тесты и платные сервисы. Платные тесты включают углубленную комплексную профориентационную диагностику и консультацию психолога-эксперта для точного выбора профессии и учебного заведения.
Онлайн-школа Фоксфорд
Профориентационный тест состоит из трёх частей:
- Нужно отсеять наименее интересные сферы деятельности
- Выбрать предпочтительную работу из нескольких пар
- Оценить свои способности
В результатах будет ваш тип личности, подходящие профессии будущего, психологические характеристики и сильные стороны.
Расширенный тест на профориентацию для школьников
Разработано в центре профориентации ПрофГид. Содержит более 300 заданий.
В результате тестирования вы получите:
- Список из пятнадцати профессий, которые больше всего вам подходят
- Характеристику личности
- Характеристику интеллекта
Онлайн тестирование старшеклассника + консультация психолога онлайн (30 минут).
Вы получите 5 профессий, которые будут соответствовать выявленным характеристикам.
Индивидуальная консультация профориентолога для школьников 9-11 классов. Проходит онлайн по скайпу. Консультация длится 2—2,5 часа. Консультация индивидуальная, одноразовая, проходит в присутствии родителей. Без компьютерных тестов.
Что вы получите:
- Обоснованно будет выбрана одна профессия
- Вы получите материалы об этой профессии
- Подборку учебных заведений в России или за рубежом (с ценами)
Адукар
На сайте представлено несколько онлайн-тестов на профориентацию:
- Определение профессионального типа личности по методике Голланда
- Тест интересов Голомштока
- Тест на предмет деятельности Климова
Консультация проходит по Skype, WhatsApp или Viber.
Как проходит работа:
- Вы звоните или пишете электронное письмо, что хотели бы пройти консультацию онлайн
- Договариваетесь со специалистом о времени и получаете по эл. почте все нужные материалы
- Распечатываете и при встрече онлайн держите у себя под рукой все материалы, чтобы заполнить их вместе со специалистом
- Сканируете или фотографируете заполненные материалы и отсылаете обратно на е-мейл/в вотсап
- Специалист делает диагностику по полученным материалам
- Все диагностические материалы (17 листов) отправляют вам на почту
Результаты и выводы:
- Подбор профессии, направления (2 варианта: основной и запасной)
- Подбор ВУЗа/колледжа/курсов (только Государственные институты)
- Рекомендации по развитию в дальнейшем (план действий)
- Определение приоритетных направлений в доп. образовании
На консультации желательно присутствие одного или двух родителей.
Центр индивидуальной профориентаци Prоект Pro
Персональная консультация психолога и HR-специалиста ON-LINE
2 часа 20 минут тест, 1 час консультация, 40 минут подготовка отчета
Как проходит консультация:
- Тест на профориентацию
- Персональная консультация психологи и HR-специалиста
В итоге вы получите:
- Список ТОП-профессий для ребенка
- Критерии, по которым были выбраны именно эти профессии
- Рекомендации по выбору основного и дополнительного образования
Profilum
Начать выбор профессии можно с бесплатного тестирования, чтобы определить свой потенциал и таланты и узнать, какие профессии вам подходят.
На индивидуальной консультации (1 ч.):
- Проводят психометрическую диагностику
- Создают карту талантов и рекомендаций
- Организуют встречу с консультатом в Skype или Zoom
На сайте также представлены платные и бесплатные онлайн-курсы: блоггинг, маркетинг, дизайн, предпринимательство и др.
Поступи Онлайн
- Выбирай профессию правильно
- Профессиональная направленность личности
- Какой тип профессии тебе подходит?
- Узнай свои профессиональные склонности
Подберите профессию по душе и занимайтесь тем, к чему у вас талант. Освойте подбор специальностей и работу с интерактивными каталогами профессий.
Для кого будет полезно?
Профориентация с Натальей Грейс
Полное профтестирование (12+) состоит из 65 вопросов. В основе тестирования — авторская методика Натальи Грейс — бизнес-тренера из Санкт-Петербурга. Первые 10 вопросов доступны бесплатно для ознакомления. По итогам тестирования вы получите индивидуальные рекомендации.
Также на сайте размещены статьи о профессиях и советы по подготовке резюме.
Информационные порталы и другие материалы
Материалы на сайте предназначены в первую очередь для педагогов и психологов, но также возможно индивидуальное приобретение и использование.
Материалы для подростков:
Ресурс знакомит с современными профессиями и подсказывает, как им обучаться. Выбрав заинтересовавшую вас специальность, например SMM-специалиста, фотографа, веб-дизайнера, вы увидите список необходимых для неё умений. Для каждого умения площадка отображает подборку ссылок на статьи, тренинги, онлайн-курсы (на русском или английском).
Также сайт содержит бесплатные тесты на профориентацию, советы и истории людей, которые нашли своё любимое дело.
Портал “ПРОЕКТОРИЯ”
Онлайн-площадка для профориентации школьников: для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами. Регулярно проводятся онлайн-уроки по профессиональной навигации для старшеклассников.
Интерактивная книга-челлендж, которая поможет подросткам осознать свои склонности и желания, чтобы определиться с будущей профессией.
Читайте также: