Деловое письмо записка 7 класс школа 8 вида

Обновлено: 02.07.2024

Тема "Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т.д. Поэтому в свои уроки по данной теме я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.

Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.

Деловые бумаги по их практическому назначению можно условно разделить на две группы:

1. Стандартные бумаги

Их основные черты: ясность, точность, краткость.

К ним относятся различные бланки (на периодическую печать, за коммунальные услуги), доверенность, расписка, заявление об увольнении и приеме на работу, заявление о материальной помощи.

2. Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля

Их основные черты: достоверность изложения, присутствие творческого начала. К ним относятся:

  • автобиография,
  • поздравительные открытки,
  • письма,
  • заметки в стенгазету и т.д.

Вторая группа вызывает большую трудность для детей с нарушением интеллекта, так как предполагает индивидуальное творчество.

Основываясь на личном опыте работы, я использую следующую методику при изучении темы "Деловое письмо" с 5-го по 9-й класс.

Начиная с 5-го класса, учащиеся заводят папку по деловому письму (используются файловые папки с вложенными в них листами белой бумаги).

Все темы, предусмотренные программой, указаны в разделе "Содержание" и разбиты по классам. Ученики работают с данной папкой до конца 9-го класса, что обеспечивает реализацию принципа цикличности и многократности повторения, присущего школам VIII вида. В 9-м классе все ранее изученные деловые бумаги еще раз повторяются. Завершая курс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, учащиеся 9 класса сдают зачетную работу по теме "Деловое письмо" (обычно это – заполнение анкеты).

Вместе со свидетельством об окончании школы выпускники получают свои папки по "Деловому письму", и в дальнейшем, как показал опыт, используют их в своей жизни.

Титульный лист папки по теме: "Деловое письмо " (образец).

Деловое письмо

Ученика (цы)________________________________класса
Школы №________________________________________

Ф.И.О.

Виды коррекционных заданий

ТЕМА: "ОБЪЯВЛЕНИЕ"

Задание. Устрани смысловые неточности в текстах объявления, запиши верный вариант.

Объявление
17 сентября состоится автобусная экскурсия

/Необходимо отметить: время проведения мероприятия, кому адресовано объявление, место сбора, кем написано/

Объявление
Пропала собака: большая, вся черная
Вознаграждение гарантируется

/Необходимо отметить: особые приметы, породу, адрес владельца/

Задание. Прочитайте текст телеграммы. Составьте и запишите верный текст, убрав лишние слова или добавив нужные.

Телеграмма

Здравствуй, Ирина!
Наша бабушка тяжело заболела. Лекарство не помогает. Нам бы очень хотелось, чтобы в это трудное для нашей семьи время, ты была рядом с нами.
Любящая тебя мама.

Телеграмма

Я возвращаюсь домой из санатория в середине августа. Поезд №67, последний вагон Встречайте меня на перроне.
Ваша дочь Лариса.

ТЕМА: "РАСПИСКА"

Задание. Прочитайте текст. Исправьте допущенные неточности. Запишите верный вариант.

Расписка
Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета истории.
Сидорова

Предлагается один из конспектов уроков по "Деловому письму".

ТЕМА: "АДРЕС НА КОНВЕРТЕ"

Цель: Научить верно, записывать адрес на конверте, соблюдая правильную последовательность при записи адреса.

Оборудование:

  1. Образец правильно заполненного адреса на конверте.
  2. Словарь: индекс, конверт, почтовое отделение, почтальон, получатель, отправитель, адресат.
  3. Диафильм "Ванька Жуков".

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы познакомимся с новым видом делового письма.

Прослушайте загадку и догадайтесь, о чем идет речь?

Я домик, но только совсем безэтажный.
Я тонкий раскрашенный домик бумажный.
Хоть дверца моя заперта не замком,
Я просто лизнул ее языком.
Но внутрь никого не пускает без спроса.
Живут там приветы, ответы, вопросы,
Наказы и просьбы, свернувшись, лежат.
Марки с печатями их сторожат.
/Письмо/

– А в чем отправляют письмо?

– Что нужно указать на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?

III. Актуализация знаний учащихся по теме.

1. Найдите и исправьте ошибки в записи адреса.

г. Москва
ул. Мусы Джалиля, д. о, к. I, кв. 3.
Козловой Инне.

/Не указан индекс/

Московская область 117869 п. Каменка ул. Космонавтов
Сидорову Петру Ивановичу.

/Не указан номер дома/

  1. Как называется планета, на которой ты живешь?
  2. Как называется твой родной город?
  3. Как называется твоя улица?
  4. Назови номер своего дома и номер корпуса (если он есть).
  5. Назови номер своей квартиры.
  6. Укажите индекс вашего почтового отделения.
  7. Укажите свою фамилию и полное имя.

IV. Изучение новой темы.

1. Словарная работа. Знакомство с новыми словами и объяснение их значения (см. оборудование урока).

2. Разбор образца верно оформленного адреса на конверте.

3. Беседа с учащимися.

– Что необходимо указать на конверте?

  • Индекс.
  • Город. Улицу. Дом. Корпус. Квартиру.
  • Фамилию, имя в дательном падеже.

V. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

а) Заполнение домашнего адреса на конверте для папки "Деловое письмо".
б) Написание домашнего адреса на заранее подготовленные конверты с марками.

Заранее написанные поздравительные письма и открытки вкладываются и запечатываются в конверты.

VI. Подведение итогов урока.

В конце урока учащимся предлагается просмотреть фрагмент диафильма "Ванька Жуков" и дать ответ на вопрос:

– Дойдет ли письмо мальчика до дедушки? Почему?

После уроков учащиеся вместе с учителем идут в ближайшее почтовое отделение и опускают письма в почтовый ящик.

Оценки по данной теме выставляются после того, как дети получат отправленные письма. С огромной радостью учащиеся приносят полученные письма в школу.

Таким образом, у детей с нарушением интеллекта ломается стереотип неуверенности в себе и своих силах и, благодаря четко спланированной коррекционной работе, они легче адаптируются в современной жизни.

Конспект урока русского языка в 7 классе (коррекционная школа VIII вида).Урок 90. Деловое письмо. Письмо лицеисту Пушкину.

Цель урока: познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма.

Задачи урока:

Развивающие: способствовать формированию информационной культуры школьников; развивать интерес к эпистолярному жанру, творческие способности, устную и письменную речь учащихся.

1.Организационный момент. Приветствие обучающихся, эмоциональный настой, проверка подготовленности к уроку.

2. Проверка д/з. Упр. 227, стр. 176.

3. Объявление темы и цели урока.

Летит листок-хранитель строк, Проглотил железный ящик
На запад и восток, Сто пичужек говорящих
На север и на юг. Но бумажные скворцы
Листок получит друг. Улетят во все концы

(письмо) (почтовый ящик и письма)

Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

Сегодня на уроке мы будем писать письмо.

Как вы думаете, что такое письмо? Суждения обучающихся.

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма).

Есть ли какие-то правила написания письма?

Сегодня на уроке мы

- познакомимся с историей письма;

- будем учиться писать письмо;

- вспомним, из каких частей состоит письмо.

План составления письма. (на доске).

Сведения о себе.

2. Основная часть.

Рассказ о чём-либо.

Вопросы к адресату.

Число и подпись.

4. Работа по теме урока.

Кому мы сегодня будем писать письмо? (на доске портрет Пушкина – лицеиста). Кого вы видите на портрете? К какому периоду жизни поэта он относится?

Словарная работа. Адресат - лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

Адресант - лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

Словарная работа. Биография.

Как называлось учебное заведение, в котором учился А. С. Пушкин? Царскосельский лицей.

Как называли учеников, которые учились в лицее? Лицеист.

5. Физкультминутка

Сели мы писать письмо

Очень важное оно.

Долго мы его писали

И немножечко устали.

И опять писать начнем.

6. Работа с учебником.

Часть 1. Записать на доске и в тетрадях (ученик)

Часть 2. Списать с учебника.

Часть 3. Вопросы. Коллективная работа.

Запись 3 части. Обучающиеся работают самостоятельно (слабым ученикам даются опорные карточки). (Приложение 4.)

В тексте письма подчеркнуть местоимения.

Итог урока. Прочитать лучшие работы. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: упр. 235, стр. 180-181.

Одна из работ обучающихся.

Письмо лицеисту Пушкину.

Пишет тебе сверстник из 21 века. Я учусь в 7 классе. На уроках чтения мы познакомились с твоей биографией. Интересно было узнать о Царскосельском лицее. Порядки в нём были строгие. Зато сколько настоящих друзей ты встретил! С ними ты ссорился, мирился, соревновался в сочинении стихотворений. Представляю, как мимо вас на войну с французами шли полки, и вы завидовали им. Вижу, как ты волнуешься перед экзаменом, слышу, как дрожит твой голос, когда читаешь стихотворение собственного сочинения, которое вмиг прославило тебя, и знаменитый Державин уже тогда предрёк тебе судьбу великого поэта. Я восхищаюсь тобой и даже немножко завидую. Мне бы очень хотелось узнать, трудно ли тебе было учиться в Лицее? Как ты преодолевал трудности, если они встречались на твоём пути? Как ты научился писать стихи? Хочется понять, что такое настоящая дружба. Мы многое поймём и узнаем, когда ближе познакомимся с твоим творчеством. Я с большим интересом буду изучать твою биографию и учить стихи. А пока ты лицеист – Александр Пушкин и ты ещё не знаешь, что тебе суждено стать великим Пушкиным – родоначальником русской классической литературы, что тебя будут помнить твои потомки, слава твоя пройдёт через века, стихи твои вечны!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018 /2019 учебный год

- Учебника для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 7 класс. под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 288с.

максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и эмоционально-волевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.

- Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

- Повысить уровень общего развития обучающихся.

- Научить обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

Основные направления коррекционной работы:

- обогащение и активизация словаря;

- развитие фонетико – фонематического слуха;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Письмо, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Уроки письма носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых ча­стей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучаю­щихся. В процессе упражнений формируются навыки правописа­ния (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по про­изношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающим­ся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обуче­ния. В процессе упраж­нений у обучающихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пункту­ационные навыки. Большое внимание уделяется формированию на­выков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весь­ма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последова­тельно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, ра­бота с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся старших классов овладеть такими видами работ, как изложе­ние и сочинение.

В 7 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление, телеграмма и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления учащихся о правилах написания письма и надписи на конверте.

Тема урока: Письмо

Цель урока: формирование представления учащихся о правилах написания письма и надписи на конверте.

Задачи урока.

1. Образовательные цели:

Раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

Показать какое значение имеет в жизни людей переписка.

Ознакомить с композиционными частями письма.

Научить составлению письма.

2. Развивающие цели:

Закрепит навыки употребления заглавной буквы в именах собственных.

Развивать образное и логическое мышление при составлении письма.

3. Воспитательные цели:

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Оборудование: презентация, конверты, индивидуальные карточки.

I. Организационный момент.

Приветствие детей, готовность их к уроку.

II. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы будем путешествовать во времени, узнаем историю одного маленького, но важного предмета, благодаря которому происходит общение на расстоянии. Чтобы узнать о каком предмете мы сегодня поговорим, надо отгадать загадку:

Я домик, но только совсем безэтажный

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

Я просто лизнул её языком.

Но внутрь никого не пускает без спроса.

Живут там приветы, ответы, вопросы,

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат.

Марки с печатями их сторожат.

(письмо)

III. Вступление.

Сегодня на уроке мы:

1. Выясним, что такое письмо.

2. Подумаем, для чего нужны письма.

3. Узнаем историю возникновения письма.

4. Познакомимся с основными частями письма.

IV. Актуализация темы урока:

- Ребята! Когда вы получали последнее письмо?

- Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?

- Вы любите получать письма?

- У кого из вас в семье хранятся письма?

- А сами вы когда-нибудь писали письма?

- Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наше время стали редкостью. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, позднее Интернет, и письма стали писать значительно реже. Это очень печальный факт. Конечно, у телефона и Интернета есть большие преимущества – не нужно долго ждать ответа, можно увидеть собеседника, услышать его голос. Письмо же можно хранить годами.

Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени.

- Так что же такое письмо?

Письма пишут родным, друзьям, знакомым.

А сейчас мы совершим путешествие в прошлое.

V. История происхождения письма.

Письмо́ (сообщéние). Письмом является — написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами.

Давным-давно, ещё в Каменном веке, жил да был человек. Был он человек первобытный, жил в пещере и носил одежду из шкур. Ни читать, ни писать, ни говорить он не умел. Но ему очень хотелось оставить память об охоте на животных, о своих открытиях, о людях. И он рисует на стенах своей пещеры картины. И вот однажды человек пошел на рыбалку, и с ним случилось несчастье. Как известить родственников о своей беде? И человек придумал…

… при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма, например, у индейцев, являются трубка мира и топор войны. Конечно, предметное письмо было не самым удобным средством передачи информации и со временем люди начинают писать письма картинками (пиктография). Помните нашего рыболова, с которым случилось несчастье? Вот его письмо. Прочитайте, что хотел сказать он своим соплеменникам.

(Иероглифов насчитывалось от 800-сот до 6 тысяч знаков) Но и это письмо не прижилось, вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.

VI. Физминутка.

Сели мы писать письмо,

Очень важное оно.

Долго мы его писали

И немножечко устали.

Встанем, ручками встряхнем

И немножко отдохнем.

Пошагаем мы на месте

И попрыгаем все вместе,

Развороты вправо, влево.

На носочках потянулись,

Все друг к другу повернулись,

Очень мило улыбнулись.

Раз и два, поприседаем

И работу продолжаем!

VII. Виды писем.

В зависимости от цели общения письма бывают:

Личное письмо

Письмо поздравление

Благодарственное письмо

Деловое письмо

Письмо-просьба

(записать виды писем в тетради)

Задание: определить, к какому виду относится это письмо (на карточках текст письма у каждого ученика). Работа в парах.

Здравствуй, дорогая бабуля!

Как ты там без нас поживаешь? Как твое здоровье?

Мы пишем тебе из Крыма! Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!

Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу - море. Знаешь, я сначала не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно откатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится.

Тебе, наверное, хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты, как себя чувствуем. Поэтому я передаю письмо маме, и она расскажет об этом.

Целую тебя, бабуля!

Твоя внучка Даша.

Дорогая сестра!

С Новым годом, с новым счастьем!

Прими от меня сердечные пожелания: хочу, чтобы ты была здорова, чтобы счастье никогда не покидало тебя, чтобы ты была любима всеми так же, как твоей семьей. Пиши чаще, не забывай нас!

Твой любящий брат Сергей.

Многоуважаемый Иван Федорович!

Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.

Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.

Проверка правильности выполнения работы.

Беседа по текстам:

- С какой целью написаны письма?

- Кому они адресованы?

- К какому виду вы отнесете данные письма?

VIII. Знакомство с композицией письма.

- Что же представляет собой письмо? (Текст).

- Из каких же основных частей состоит письмо:

1. Приветствие или обращение (название того, кому предназначено письмо). После обращения ставится !

2. Основная часть (изложение информации)

3. Заключение (выражение уважения, любви, прощание)

4. Дата. Подпись. В конце ставится точка.

(вывесить на доску основные части письма).

1. Вступление. Письмо начинается с приветствия и обращения к адресату.

- А кто такой адресат?

- А как называют автора письма? (адресант)

Приветствие пишется в центре и включает в себя имя получателя.

Задание: на столе разложить обращения, учащиеся должны выбрать.

- Как, например, можно обратиться к маме, бабушке?

Здравствуй, дорогая мамочка!

Здравствуй, милая бабушка!

Привет, подружка!

К малознакомому человеку?

Здравствуйте, Сергей Петрович!

2. Основная часть письма. В основной части письма содержится информация, которой вы хотите поделиться с адресатом, о чём-то интересном рассказать.

3. Заключение. Закончить письмо можно пожеланием здоровья, успехов.

Желаю тебе (Вам) здоровья, успехов в работе (учёбе).

Желаю всего доброго.

XIX. Редактирование письма. (Индивидуальная работа)

- Работа по карточкам. Ваша задача прочитать письмо и выделить основные части. У каждого ученика тексты писем.

Здравствуй, моя дорогая мамочка!

Вот уже вторую неделю я в гостях у тёти Вали. Хочу рассказать тебе, как я провёл вчерашний день. Рано утром мы с ребятами пошли на рыбалку. Я поймал трёх карасиков и ещё две рыбки. Не знаю, как они называются. Тётя Валя была рада моему улову и сварила вкусную уху. Мы ели её и сожалели, что тебя нет с нами.

До свидания, мамочка. Я по тебе очень скучаю. Нежно целую.

Любящий тебя сын Володя

Привет, Серёга!

Спешу сообщить, что устроился я хорошо. Нас поселили в общежитии. Я живу в комнате № 4 ещё с двумя ребятами. Теперь ты знаешь мой адрес. Жду ответного письма.

До свидания. Крепко тебя обнимаю.

Твой верный друг Андрей.

Сегодня я была в зоопарке. Видела слониху со слонёнком. Малыш такой любознательный! Всё вокруг ощупывает и нюхает своим хоботом. Приезжай. Мы с тобой обязательно сходим в зоопарк.

X. Практическая работа по оформлению конверта.

- Как же правильно заполнить конверт?

- А что такое адрес? (на доске)

Адрес – подробные данные о местожительстве человека.

В адресе указывают:

1). Республику, область или край.

2). Город, район, село, деревню, посёлок.

3). Улицу, переулок.

4). Номер дома, номер квартиры

5). Фамилию, имя, отчество.

6). Индекс почтового отделения.

В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

Индекс – цифровой указатель почтового отделения.

В индексе 6 цифр. У каждого населённого пункта России, в каждом почтовом отделении есть свой индекс. Узнать его можно на почте.

А теперь давайте рассмотрим, как выглядит подписанный конверт (показ конверта).

Задание: расположите адресные данные в нужной последовательности (на листах у каждого ученика):

1. дом 7, деревня Светлая, улица Весенняя, Тверская область.

2. деревня Берёзовка, дом 5, улица Новая, Рязанская область.

3. улица Зелёная, город Иркутск, квартира 5, дом 28.

4. квартира 7, село Семёновка, дом 32, Саратовская область.

Проверка (повторение правильного написания адреса).

- Повторить написание собственных имён существительных.

XI. Рефлексия.

- Ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.

- О чем вы сегодня узнали и чему научились?

- Что вам понравилось на уроке?

- А теперь самый главный вопрос. У кого появилось желание написать письмо?

- Я рада, что желающих писать письма в нашем классе достаточно много.

Скажите, пожалуйста, какой наступает праздник?

- Правильно, Новый год.

Ребята со всей России пишут письма на Новый год Деду Морозу. Давайте же и мы попробуем написать, расскажем о себе, о своих увлечениях, мечтах . Я хочу подарить вам волшебные новогодние конверты. Но чтобы дед мороз получил письмо недостаточно иметь волшебный конверт, важно правильно написать письмо и указать точный адрес. Давайте с вами повторим основные части письма. Что вы можете написать о себе и своих увлечениях?

- ответы обучающихся (меня зовут ……., Я учусь…., я живу………, Я люблю играть … ; на новый год я бы хотел…….).

XII. Итог урока.

Выставляем оценки – на различных фигурках нарисованы оценки, каждый ученик выбирает и оценивает свою работу на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на обобщение и закрепление знаний обучающихся о видах деловых бумаг, повторение алгоритма написания объяснительной записки, умение различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки. На уроке развивается познавательная активность, связная речь, память, внимание, мышление обучающихся, воспитывается культура общения, самостоятельность, аккуратность.

Тема: Деловое письмо. Объяснительная записка.

1. Закрепить и обобщить знания учащихся о деловых бумагах, повторить виды деловых бумаг, повторить написание объяснительной записки, формировать умение различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки.

2. Развивать познавательную деятельность учащихся через знакомство с новыми терминами, через умение работать с текстом; развивать связную речь учащихся через работу со словарем; развивать память, внимание через запоминание алгоритма написания деловой бумаги, применение грамматических и орфографических правил при письме.

3. Воспитывать аккуратность при составлении деловых бумаг, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группе, самостоятельность, культуру общения.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, пожелаем не зевать.

Все к уроку мы готовы – будем думать, отвечать.

2. Введение в тему урока. Бытовая записка.

- Найдите среди букв слова, заполните кроссворд.

З А П Я Т А Я О С Н О В А П Р О С Т О Е И С Л О Ж Н О Е С К А З У Е М О Е Г Л А Г О Л


- Какое слово получилось по вертикали? (Записка)




- Может бытовая записка быть видом делового письма? (нет).

На доске: Деловое письмо. _____________________ записка.

- Чтобы узнать тему урока, послушайте стихотворение, доскажите слова.

Много видов деловых бумаг мы знаем.

состав слова, виды деловых бумаг, различие бытовой и объяснительной записок, определение, план написания объяснительной записки

равила правописания в них строго соблюдаем.

Надо что-то продать, обменять –

Летом всем вам поступать –

Взял в долг денег у подруги –

выполнять звуко-буквенный анализ, разбирать слово по составу, самостоятельно писать объяснительную записку

адо другу новость сообщить –

Напиши ему … записку.

Если в поступке твоем причина неуважительная,

Такая записка называется … объяснительная.

На доске: Двадцать первое октября.

Классная работа.

Деловое письмо. Объяснительная записка.

Объяснительная записка – вид делового письма, в котором излагаются причины нарушения дисциплины, правил поведения. В объяснительной записке автор должен коротко, без подробностей изложить причину, по которой он нарушил правила поведения или не выполнил своих обязанностей.

Объяснительная – документ, который содержит объяснение причины события, поступка, факта, случая, происшествия.

4. Звуко-буквенный анализ.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ – документ, который содержит объяснение причины нарушения правил, дисциплины

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ – 14 б., 12 зв., 6 гл., 6 согл., 6 слогов ОБЪ – ЯС – НИ – ТЕЛЬ – НА – Я

5. Разбор слова по составу.

Суффикс: -и- -тель- -н-

Поступление на работу. 7. Опоздание домой с прогулки.

Драка в школе. 8. Поступление в училище.

Опоздание на работу. 9. Отсутствие школьной формы.

Нарушение правил дорожного движения. 10. Опоздание в кинотеатр.

Отсутствие на уроке. 11. Самовольный уход из школы.

Нарушение дисциплины на празднике. 12. Ссора с подругой, другом.

13. Отсутствие домашнего задания.

7. Алгоритм написания объяснительной записки.

Объяснительную записку пишут по общепринятой форме.

Кому (наименование должностного лица, указывается фамилия, инициалы).

От кого (наименование должностного лица, его фамилия, инициалы).

Название деловой бумаги.


__________

Читайте также: