Деловые коммуникации краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Деловое общение предполагает взаимодействие людей для достижения определенной цели. Оно осуществляется в служебное время и на деловых брифингах, приемах и встречах.

Деловое общение направлено на результат и решение задачи. Оно возникает только в совместной производственной деятельности. Поэтому деловое общение отличается от обыденного непринужденного тем, что:

  • Имеет цель.
  • Использует рациональные способы ее достижения.
  • Соблюдает субординацию.
  • Подчиняется регламенту.
  • Соответствует этикету.
  • Учитывает ролевые позиции.

Перечисленные особенности разделили его на конструктивное и деструктивное деловое общение.

Конструктивное деловое общение

Такое общение излагает факты и не дает оценок. Вот некоторые правила конструктивного делового общения:

Деструктивное деловое общение

Оно строится на негативных эмоциях. Поэтому может привести к потере деловых отношений. В качестве деструктивных форм общения выступают:

  • Ложь.
  • Эгоизм.
  • Агрессия.
  • Неблагодарность.
  • Обида.

Деловое общение в психологии базируется на совместном соблюдении партнерами таких принципов:

  • Установление взаимности в совместной деятельности.
  • Точность и достоверность официальной информации.
  • Ответственность.
  • Последовательность и согласие в принятии решения всеми участниками переговоров.

Деловое общение это искусство и без психологического контакта оно представляет собой сухой обмен информацией.

Деловое общение: признаки и сущность

Сущность делового общения предполагает взаимосвязь личностей на основе специфических особенностей человеческого восприятия.

Учитывайте такие особенности при подготовке к деловым переговорам:

  • Фраза состоит не более, чем из 13 слов.
  • Если вы говорите предложение больше 5 – 6 секунд, то его сложнее поймет собеседник.
  • Последние фразы запоминаются лучше.
  • Оптимальное время для переговоров – 08.00 – 12.00.
  • Мужчины готовы внимательно слушать первые 10-15 секунд. Затем они вносят свои предложения.
  • Незаконченное действие человек запоминает лучше, чем завершенное.

Знание особенностей человеческого восприятия – это одно из условий конструктивного диалога. Ведь в деловом общении партнеры нацелены на определенный результат.

Поэтому выделим признаки делового общения:

  • Интегрирован в человеческую деятельность.
  • Имеет общий предмет общения.
  • Использует разные психологические приемы: внушение, убеждение, подражание и другие.
  • Реализуется в таких формах: деловые переговоры, совещания, беседы и другие.
  • Ориентируется на этику.

Решение коммерческих или социальных вопросов в соответствии с перечисленными признаками характеризует успешность в деловом общении. Ведь от качественного общения зависит реализация вашего дела. Поэтому изучите внимательно характеристики делового общения.

Характеристики делового общения

Основные характеристики делового общения сводятся к следующему:

  • Приступайте сразу к теме разговора.
  • Контролируйте тон голоса.
  • Избегайте критики партнера.
  • Возьмите время на обдумывание.

Если вы ориентированы на успех предприятия, то важно учитывать данные характеристики делового общения.

Также рекомендуется избавиться от таких ошибок:

  • Унижать и оскорблять.
  • Критиковать и спорить.
  • Жаловаться.
  • Перебивать.
  • Быстро или медленно говорить.
  • Хвастаться.

Данный список можно продолжить. Но суть будет одна. Без уважения к личности партнера достигнуть высоких результатов в работе сложно. Ведь в деловой сфере воздействие на человека идет с трех сторон. Рассмотрим структурные компоненты делового общения.

Структура делового общения

Структура делового общения состоит из:

  • Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией.
  • Интерактивная - обмен опытом.
  • Перцептивная. Восприятие человека и установление взаимопонимания.

Структурные компоненты делового общения обусловлены его спецификой.

Используйте в своей речи такие приемы взаимодействия:

Чтобы профессионально выстроить взаимодействие, рекомендуется использовать особые интерактивные приемы:

  • Стройте фразы со слов: Кто? Что? Где?
  • Будьте максимально внимательны к собеседнику. Не отводите глаза. Не смотрите в окно.
  • Следуйте своими движениями за собеседником. Поворачивайте голову к партнеру.

Деловое общение: основные принципы.

Для достижения результата в деловой беседе требуется соблюдать принципы делового общения.

Для этого составьте план действия организации. Это сэкономит время. Не вступайте в спор с собеседником. Главное – терпение и труд.

Вкладывайте не только в производство, но и в развитие коммуникативных умений и навыков сотрудников.

Человек должен захотеть к вам вернуться.

  • Сконцентрируйтесь на стратегической цели.

Неудачи и разочарования только закаляют сильных людей.

  • Учитесь разграничивать личное общение от делового контакта.

Неприятный для вас сотрудник может быть высоким профессионалом своего дела. Сосредоточьтесь на поставленных задачах.

Ясная и логически выстроенная речь будет более понятной и интересной для восприятия аудиторией.

Демонстрируйте равенство и уважение к оппоненту и его позиции.

Важнейшие понятия и принципы делового общения сопряжены с нравственными нормами:

  • Порядочность.
  • Честность.
  • Справедливость.
  • Ответственность.

Формы делового общения.

Деловая беседа.

Является распространенной формой делового общения. Независимо от статуса партнера советуем очистить свою речь от таких слов – паразитов:

  • Ничего себе.
  • Очень красиво.
  • Круто, супер, мега. Активизируйте свой пассивный словарный запас. Обогатите речь такими синонимами, как: замечательно, прекрасно, восхитительно и другими красивыми словами.

Деловые переговоры.

В деловых переговорах проявляйте уверенность. Ведь неуверенность на уровне слов вселяет оппоненту опасения. Поэтому избегайте следующих фраз:

  • Не хочу вас больше задерживать.
  • Простите, вы не уделите мне несколько минут?
  • Не буду вам мешать.
  • Мне поручено вам сообщить.

Чтобы выиграть, проверьте свои позиции в переговорах и контролируйте свою речь.

Деловое совещание.

Представляет собой групповую форму взаимодействия. Требует точного соблюдения протокола. Рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

  • Полученная информация конфиденциальна.
  • Будьте пунктуальны и соблюдайте сроки.
  • Ведите себя в соответствии с местом в компании.
  • Проявляйте доброжелательность и корректность в общении с коллегами.
  • Улучшайте свой имидж.

Деловая переписка.

В письменной и электронной деловой переписке главным критерием успеха является скорость реакции на письмо, вопрос, предложение. Поэтому старайтесь дать ответ на письмо в течение дня.

Помните, что современная культура терпимее относится к ошибке, нежели чем к задержке с ответом.

В процессе любого общения всегда нужно проявлять уважение. Установите визуальный контакт. Расположите к себе партнера вовремя сказанным словом, правильной интонацией, уместным жестом. Ведь точное восприятие человека – это условие дальнейшей совместной деятельности.

Но помните о том, что в жизни каждого человека реальные события вносят свои коррективы и меняют тактику взаимодействия. Надеемся, рассмотренные в данной особенности и характеристики делового общения, помогут вам оптимизировать и грамотно выстроить деловое общение.

В ходе прочтения данной статьи формируются следующие компетенции:

  • знание
  1. понятия деловой коммуникации;
  2. общих теоретических основ коммуникативного процесса;
  3. видов и форм деловой коммуникации;
  4. видов коммуникативных преград;
  5. невербальной стороны коммуникативного процесса;
  • умение
  1. самостоятельного выявления видов и форм деловой коммуникации;
  2. определения видов коммуникативных преград;
  • владение
  1. теорией касательно видов и форм деловой коммуникации, видов барьеров в коммуникациях.

Сущность деловой коммуникации

Под деловой коммуникацией понимается акт взаимного действия, который направлен на то, чтобы оптимизировать тот или иной вид предметной деятельности: производственной, научной и т.п. В рамках делового общения партнер по коммуникации всегда выступает в качестве личности, значимой для другого.

Основные задачи деловой коммуникации описываются в качестве продуктивного сотрудничества, стремления к сближению целей, улучшения партнерских взаимоотношений.

Деловая коммуникация подразумевает осуществление таких условий:

  • обязательность контактов всех участвующих в коммуникации вне зависимости от их симпатий либо антипатий;
  • предметно-целевое содержание коммуникации;
  • выдерживание регламента формально-ролевых принципов взаимного действия;
  • взаимная зависимость всех участвующих в деловой коммуникации для достижения конечного итога;
  • коммуникативный контроль участвующих во взаимодействии, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж).

Формы деловой коммуникации

Деловая коммуникация осуществляется в трех ключевых коммуникативных формах: монологической, диалогической и полилогической. Более подробно о каждой из них будет рассказано в данном пункте.

  • В монологической форме коммуникации превалируют коммуникативные действия: высказывания личности в качестве субъекта – организатора акта слушания у иных субъектов – участвующих в общении.
  • В диалогической форме коммуникации субъекты участвуют одинаково и, зачастую, являются взаимно активными;
  • Для полилогической формы коммуникации характерно многостороннее общение, которое, как правило, имеет характер своего рода соперничества за то, чтобы овладеть коммуникативной инициативой, и обусловлено стремлением к максимально эффективному ее осуществлению.

Вербальные и невербальные параметры

Общеизвестен факт, что деловая коммуникация является сложным и многогранным процессом, который имеет объективные и субъективные стороны и характеризуется рядом вербальных и невербальных параметров.

Главное отличие деловой коммуникации от обычной, первоочередно, это детерминированность и регламентация, так как деловое общение ориентировано на разрешение конкретных проблем и решение каких-то определенных задач.

Данная регламентация реализуется посредством деловой этики, деловой риторики, ряда стандартов корпоративной культуры и прочего. Данные элементы, а также некоторые другие сферы деловой коммуникации будут изучены далее.

Бытует точка зрения, что в межличностных коммуникациях невербальное общение транслирует около 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения способны передать 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%. Это обусловлено тем, что кинемы (жестовые движения рук) зачастую используются неосознанно и поэтому оказывают более сильное воздействие, передают самые тонкие эмоциональные ноты.

Невербальная часть коммуникации частичным образом делится на кинесику (науку о жестах рук), проксемику (науку о пространстве коммуникации) и окулесику (науку о движениях глаз в ходе коммуникативного процесса). Язык, другими словами, является знаковой системой сознательного, а знаковая система невербальной коммуникации претворяет в жизнь те мотивы, которые расположены в бессознательном.

Достаточно частым явлением считается тот случай, когда невербальная сфера начинает входить в диссонанс с вербальной сферой и создает противоречие реальной речи. Роль вербального общения в деловой коммуникации основывается на фундаменте деловой риторики, и культуре речи в деловой коммуникации отводится доминирующая роль. Важно понимать, что культура дискуссии является показателем профессионализма в ходе делового общения.

Главную роль вербальные и невербальные факторы играют в формировании индивидуального и корпоративного имиджей. Имидж делового человека - это совокупность некоторых вербальных и невербальных составляющих элементов. Его можно изучать и в качестве отдельного социокультурного явления, и в качестве феномена. Происхождение имиджа представляет собой- это непростое сложноструктурное сочетание, которое является феноменом индивидуального, группового и массового сознаний.

Имидж работает в качестве образа-представления, в котором в довольно запутанном взаимном действии комбинируются внутренние и внешние характеристики объекта. В деловом общении главная роль отводится как индивидуальному, так и корпоративному видам имиджа. На последний накладывает отпечаток корпоративная культура, которая выражена в деловом поведении субъекта.

Вербальные и невербальные коммуникативные элементы отражаются в этике и риторике деловой коммуникации и существенным образом детерминируют модели поведения, которые приняты в данной отрасли. Одним из наиболее важных ключевых понятий, которые включают в себя и вербальные, и невербальные компоненты, принято считать этику корпоративного общения.

Суть корпоративной этики заключается в том, что в ее основе, в первую очередь, лежит взаимное доверие. Этические принципы и нормы ведения дел обладают своей спецификой в каждой отрасли и в то же время считаются унифицированными категориями. Корпоративные и профессиональные кодексы разделены в пределах разных культур и во многом обусловлены системами ценностей, которые характерны для каждой из культур. Модели поведения в межличностном общении в деловой сфере обычно конкретно объяснимы принципами корпоративной этики и морали.

Несмотря на это, важно отметить, что на эти модели во многом оказывают влияние восприятие и адекватная интерпретация коммуникативных параметров, завися от того, реализуются они в пределах одной культуры либо в различных. В свою очередь, принципы их формирования и механизмы работы детерминируемы доминантой культуры и ее происхождением. Конечно, одним из видов вербализации делового этикета можно считать деловое общение.

Для каждой отдельной культуры характерна своя лексико-грамматическая специфика делового дискурса. Во многом данный факт можно объяснить национальной когнитивной спецификой. Это находит свое выражение, как правило, в том, что в деловое общение довольно редко вхожи явления художественного стиля и простой речи, но официально-деловой стиль общения в этой сфере коммуникативного процесса представлен самым ярким и очевидным образом.

Устная деловая речь обычно имеет отличия от письменной речи, которые проявляются в большей внешней детерминированности и наличии клишированных рамок. В устной речи, невзирая на ее четкость, детерминированность, краткость, аргументацию и логику, тем не менее существует место для различных вариаций. В письменной же коммуникации дифференцированных культур стоит принимать во внимание их когнитивную специфику.

Становится очевидным, что в ходе межкультурного взаимодействия можно отметить влияние такого количества разнообразных факторов, принять во внимание которое часто не всегда возможно. Безусловно, влиянию этнических и религиозных особенностей на корпоративную культуру будет отведена одна из главных ролей. Тем не менее, можно определить некоторые обобщенные параметры, которые характерны для делового общения каждой конкретно взятой культуры.

Интересен тот факт, что на сегодняшний день целесообразным будет дифференцировать процесс общения на офлайн-коммуникацию и онлайн-коммуникацию. Пространство онлайн-коммуникации частичным образом подражает коммуникации непосредственной, частично развивается согласно своим собственным законам.

В деловой коммуникации между партнерами могут появляться совсем специфические коммуникативные преграды (барьеры). Барьеры в широком смысле слова можно определить в качестве проблемных точек процесса коммуникации, которые возникают в ходе взаимного действия и снижают степень его эффективности. Одна из социологических трактовок коммуникативных барьеров может быть сведена к их определению через категории условий или факторов, которые затрудняют интеракцию и препятствуют информационному обмену.

Причины их возникновения совершенно различные: разное знание предмета разговора, неодинаковый тезаурус, а также дифференцированные общественные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные, культурные и национальные отличия.

3)Тенденции развития деловых коммуникаций.

В современных условиях искусство управления людьми (в т.ч. и с помощью деловых коммуникаций) становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность организаций и стабильность их предпринимательского успеха. Проблемы взаимодействия личностей, групп и организаций влияют на повышение эффективности производства, укрепление дисциплины и сокращения текучести кадров.

Перейдем к коммуникациям (или общению).

- формирование определенных образцов и моделей поведения;

- взаимное влияние людей друг на друга;

- формирование отношений между людьми;

- взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

В психологии общение – это процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

То есть в процессе общения происходит процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, эмоциями.

Таким образом коммуникацияпредставляет собой процесс обмена информацией. Это передача мыслей (идей), эмоций (чувств) или отношений одного или нескольких человек другому или другим людям с целью побудить их к действию.

В более широком плане коммуникацияможно определить как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Учитывая сложность самого процесса общения и трудность его определения, можно выделить самые существенные характеристики коммуникаций (общения):

1) общение включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность людей;

2) общение всегда связано с обменом информацией, социальным опытом, чувствами, настроением, духовными смыслами;

3) общение лежит в основе формирования межличностных отношений.

По содержанию общение может быть представлено как:

1) материальное – обмен продуктами и предметами деятельности;

3) деятельное – обмен действиями, операциями, умениями;

4) кондиционное – обмен психологическими или физиологическими состояниями;

5) мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цели общения многообразны и представляют собой средства достижения всего спектра потребностей человека: социальных, биологических, культурных, познавательных, творческих, эстетических, а также потребностей личностного роста, нравственного развития и ряда других.

Оценки специалистов показывают, что в активной жизни большинства людей процессы общения, коммуникации занимают до 75% времени. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накапливать и передавать огромный запас знаний.

Теперь перейдем к деловым коммуникациям (деловому общению) (т.е. что представляет собой деловое общение, какие признаки его характеризуют, чем оно отличается от других видов общения).

Менеджеры в силу специфики своей деятельности должны в совершенстве владеть технологией и искусством коммуникации. По оценкам специалистов, до 80% рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те или иные виды общения.

Деловые коммуникации в основном представлены в виде межличностного общения. Наряду с общими характеристиками, присущими любому виду общения, деловое общение обладает и рядом особых признаков, определяющих его специфику.

Для чего же люди вступают в деловое общение: для того чтобы насладиться обществом другого человека; поведать ему о своих мыслях и чувствах; завязать дружеские отношения? В первую очередь – не для этих целей.

Деловое общение значимо для партнеров по общению не само по себе, как способ организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности – производственной, научной, коммерческой и т.д. Это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их совместной деятельностью. Деловое общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Таким образом, деловые коммуникации представляют собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая:

- содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами;

- создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Предметом деловых коммуникаций является дело (т.е. любые социально-значимые проблемы, возникающие во всех сферах жизни общества – экономической, социальной, политической, духовной, требующие для своего решения совместных усилий). Любое общее дело предполагает взаимодействие и общение участников.

Информация, передаваемая с помощью деловых коммуникаций, выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Большинство подчиненных на вопрос, какие качества они ценят в своем руководителе, на первом месте назвали умение выслушивать подчиненных. Таким образом, каждый менеджер обязан быть коммуникатором.

Содержание деловых коммуникаций определяется самим предметом делового общения и представляет собой обмен информацией, знаниями, опытом для решения конкретной проблемы.

Цель деловых коммуникаций – организация совместной деятельности и ее направленность на решение социально-значимых проблем.

Можно отметить, что коммуникация – важный и обязательный компонент менеджмента и бизнеса.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1) изучение бизнеса подразумевает эффективную коммуникацию;

2) продавец обычно ведёт переговоры посредством двустороннего общения;

3) управляющий кадрами использует интервью как форму двустороннего общения;

4) менеджеры доводят задания до подчинённых;

5) плохой менеджмент или производственное общение могут вызвать производственные конфликты; плохо составленные отчёты могут вести к ошибочным решениям и т.п.

Существует ряд важных областей (сфер) коммуникативного взаимодействия администрации (руководства) организации с персоналом (см. рисунок 1).


Рисунок 1 – Сферы коммуникативного взаимодействия

руководства с персоналом

Рассмотрим их подробнее.

1) наём на работу (цель коммуникации в этом случае – убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы на данном предприятии, а также получить определённое представление о новичке);

2) ориентация (целью коммуникации в этой области является формирование у людей чувства знакомства с работой и уверенности в её достоинствах, раскрытие основных принципов политики администрации);

3) функционирование (цель коммуникации – обеспечение сотрудников необходимой информацией об их рабочей функции и роли в организации);

4) индивидуальная оценка (посредством коммуникации руководитель сообщает подчинённому свою оценку его вклада в деятельность фирмы) (т.е. оценивает его работу);

5) личная безопасность (коммуникация позволяет предоставить информацию работникам о мерах и степени их безопасности в трудовом процессе);

6) дисциплина (целью коммуникации является ознакомление работников с правилами и инструкциями фирмы таким образом, чтобы они могли лучше к ним приспособиться).

7) выработка и принятие управленческих решений;

8) разрешение всевозможных внутриорганизационных конфликтов (в т.ч. и трудовых).

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что деловые коммуникации – это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы. Они направлены на достижение определенного результата в совместной работе (решение конкретной задачи), и включают в себя психологический контакт деловых партнеров, обмен эмоциями.

Умение найти оптимальный вариант деловых взаимоотношений (как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях управления) требует овладения искусством делового общения.

Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

Умение строить отношения с людьми, находить индивидуальный подход к сотрудникам, коллегам, клиентам, руководству необходимо каждому.

Правила делового общения

Правила делового общения – нормы, стандарты, используемые в ходе общения, цель которого заключается в решении определенной задачи в сфере экономических, а также социально-правовых отношений. Их применение обязательно, если поставлена цель бесконфликтно и грамотно решить задачу. Использование таких норм – общепринятая закономерность среди деловых людей, заботящихся о своем имидже и репутации. Поэтому их следует знать, как и правила деловой переписки, чтобы иметь возможность результативно вести бизнес деятельность.

Основные правила

  • Пунктуальность – проявление уважительного отношения к партнерам. Для соблюдения пунктуальности деловые люди используют планирование.
  • Немногословность. Не следует говорить лишнего. Это касается как общения на тему решения конкретной задачи, так и личной жизни сотрудников, коллег, партнеров.
  • Уважение к коллегам, партнерам. В деловом общении нет места любопытству, эгоизму, нетерпимости. Необходимо уважать мнение собеседника, каким бы неправильным оно вам не казалось.
  • Использование правильного языка. Умение вести беседу, заинтересовывать в процессе общения.
  • Умение четко формулировать цель беседы, разговора, переговоров и пр.
  • Сохранение самообладания, контроля над чувствами, эмоциями. Спокойное общение без грубостей, даже если собеседник ведет себя неподобающим для делового человека образом.
  • Необходимо придерживаться делового стиля одежды. Дресс-код влияет на особенности и итог делового общения.
  • Отсутствие ненужных жестов при встрече. Кроме рукопожатия, никаким другим образом не нужно прикасаться к собеседнику.

Процесс бизнес общения – это не только разговоры и переписка. Это понятие охватывает эмоции, жесты, манеры. Исследования показывают, что более 60-70% общения строится на невербальной коммуникации. И только примерно 30-40% — на вербальной.

При вербальном процессе применяются правила речевой коммуникации. Сюда же можно отнести и речевой этикет, соблюдение которого позволяет на более цивилизованном уровне строить бизнес отношения. Существуют правила и невербального процесса общения. Они касаются языка жестов, мимики, общего поведения человека. Это уже отдельное крупное направление, которое при желании каждый может масштабно изучить. Тому помогут тренинги по этикету, которые проводятся нашей компанией. Из основных же вышеперечисленных правил сюда можно причислить контроль над эмоциями. Недопустимо грубое общение, излишняя резкость. Эмоциональность при ведении тех же переговорах не должна присутствовать.

Формы и цели делового общения, его функции

Существует несколько форм делового общения. Основными из них являются:

  • Беседа;
  • Переговоры;
  • Дискуссия;
  • Совещание;
  • Собрание;
  • Переписка;
  • Выступление.

Каждая из перечисленных форм имеет свои особенности. Однако при всех соблюдаются общие правила делового общения. К примеру, уважение к оппонентам присутствует при каждой форме. Другим примером может являться правило пунктуальности. Опаздывать на те же переговоры недопустимо.

Если говорить о цели делового общения, то она определяется как воздействие на окружающих. Такое воздействие выражается в стремлении склонить оппонентов к каким-то действиям, поступкам, изменить их мнения, добиться от них желаемого в бизнес рамках. Дополнительной целью можно назвать стремление узнать о собеседнике больше информации, чтобы при дальнейшем общении использовать ее для достижения главной цели. При этом соблюдаются правила, к примеру, ведется беседа в вежливой форме, так как в общении деловых людей недопустимо невежливое отношение к оппоненту.

Функции делового общения:

  • Информационно-коммуникативная – связанная с накоплением, формированием, а также передачей, приемом информации;
  • Регулятивно-коммуникативная – предполагающая корректирование поведения, выбор способов воздействия на оппонента;
  • Эффективно-коммуникативная – выражающаяся в становлении эмоциональной оболочки собеседников.

Принципы и средства делового общения

Принципы делового общения:

Деловые контакты характеризуются межличностностью. Общение касается обсуждаемых, интересуемых стороны тем, а также демонстрирует отношение друг к другу.

Деловая коммуникация всегда строится на достижении какой-то цели.

Общение происходит непрерывно. Даже если оппонент молчит, о том, что он, к примеру, думает, можно понять из особенностей его поведения. Любое поведение способно нести в себе ту или иную информацию.

В процессе общения происходит не только информационный обмен. Оппоненты в ходе коммуникации корректируют свои взаимоотношения.

При коммуникации используются те или иные средства общения: вербальные и невербальные. К вербальным относится речь. У делового человека она должна отличаться точностью, понятностью, правильностью, чистотой, краткостью. Сюда же следует отнести умение слушать. От степени владения этим умением всегда зависит результат делового общения. Если человек не умеет слушать, то он не сможет общаться с партнерами, коллегами, клиентами так, чтобы общение было результативным и эффективным.

Важно! Культура речи и деловое общение – неотъемлемые друг от друга понятия.

К невербальным средствам относится интонация, жесты, мимика, позы и пр. Причем в деловом мире всем перечисленным моментам придается даже больше значения, чем словам. Для бизнесмена не только важно контролировать свое невербальное поведение, но и уметь правильно оценивать мимику, жесты, позы оппонента в деловом разговоре, беседе и т.д.

Психология делового общения: роль и характеристика

Деловое общение – многоплановый процесс развития отношений. Его роль важна. Нередко оппоненты забывают о ней, что приводит к разным проблемам. Необходимо знать о должном уровне общения в деловой среде, не завышая мнения о себе. При этом важно понимать, что роль делового общения разная, если оценивать ее с точки зрения статусности собеседников. Однако общее в ней присутствует – ее важность неоспорима.

Характеристика делового общения — это:

  • Регламентированность – подчиненность определенным правилам, которые определяются видом общения, степенью официальности, целью, а также национальными, культурными традициями;
  • Соблюдение ролевого амплуа. В разных коммуникативных ситуациях человеку приходится выступать в различной роли: начальника, подчиненного и т.д.;
  • Ответственность за результат. Успешность деловой коммуникации определяется стратегией, тактикой, другими словами, умением четко формулировать свои цели и определять интересы оппонентов;
  • Строгость в отношении к применению языковых средств. Недопустимо использовать ненормативную лексику, жаргон, вести грубый разговор, что является требованием этики делового общения.

Организация бизнес коммуникации

При организации делового общения действуют определенные правила. Они касаются подготовки с учетом разного результата, как позитивного, так и негативного. Требуется планировать время, создать соответствующую обстановку, подготовить свое эмоциональное состояние, ознакомиться с информацией о партнере.

Правила делового общения

Место общения не должно отвлекать, мешать коммуникации. При необходимости нужно предусмотреть оснащение – приготовить вспомогательные материалы, какие-то нужные документы и пр. Выбирая стратегию, тактику, следует определить направление, понять, чем можно будет пожертвовать в ходе общения. Процесс непосредственной коммуникации необходимо начинать с установления контакта с целью добиться создания благоприятной атмосферы. Важен процесс обмена информацией. Нужно уметь задавать вопросы, слушать оппонента, наблюдать за его поведением, правильно анализировать реакции собеседника.

Заключение

Правила, нормы делового общения, их соблюдение – важная составляющая деловой коммуникации. Без них невозможно наладить результативные бизнес отношения. При этом важно знать основы этики и эстетики, этикет делового общения. Их знание обеспечит грамотное ведение тех же переговоров, дискуссий и прочих видов деловой коммуникации.

Получить знания о правилах делового общения можно путем обучения руководителей, сотрудников, которым приходится выступать коммуникаторами для достижения важных для компании целей. Такое обучение организуется нашей компанией в форме тренингов. В результате участники тренинга делового общения обретают знания и умения, способствующие налаживанию эффективных контактов как внутри компании, так и за ее пределами.

Читайте также: