Клипарт медиация в школе

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Школьная служба медиации как одно из условий для формирования безопасного пространства." — Транскрипт:

1 Школьная служба медиации как одно из условий для формирования безопасного пространства

2 Развитие служб школьной медиации обусловлено следующими причинами социальное расслоение в обществе; усиление миграционных процессов, обострение межнациональных и межконфессиональных проблем; ослабление роли семьи в процессах социализации детей; асоциальные проявления несовершеннолетних.

3 Функционирование служб школьной медиации позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; снизить проявления асоциального поведения обучающихся через персонифицированную профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; повысить правовую культуру участников образовательных отношений; обеспечить открытость образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

5 Основные понятия Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор – это независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Федеральный закон от 27 июня 2010 года 193-ФЗ

7 Основные понятия Служба школьной медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Федеральный закон от 27 июня 2010 года 193-ФЗ

8 Цель службы школьной медиации формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

9 Ключевые индикаторы уровня сформированности безопасной среды снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в "группах равных"; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

10 Основные этапы организации службы школьной медиации в ОО 1 этап - Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации. 2 этап - Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов. 3 этап - Разработка локальных актов по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

11 Основные этапы организации службы школьной медиации в ОО 4 этап - Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. 5 этап - Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации. 6 этап - Обучение методу школьной медиации обучающихся.

12 Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

13 Моделирование заседания службы школьной медиации

2. КОНФЛИКТ(лат. conflictus — столкнувшийся)

наиболее острый способ разрешения противоречий в
интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе
социального взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого взаимодействия и
обычно сопровождающийся негативными эмоциями,
выходящий за рамки правил и норм.
СТРУКТУРА
ДИНАМИКА
ИСТОРИЯ
СМЫСЛ

3. В ЧЕМ СМЫСЛ КОНФЛИКТА

Выявляет и делает полезными различия
Способствует единству группы
Выявляет многообразие взглядов и обстоятельств
Способствует изменениям и сохранению существующего (сплочение
и структурирование)
Диагностическая и проясняющая
Развивающая
Психотерапевтическая
Адаптационная

4. Функции конфликта

Объединение групп
Активизация социальных связей
Сигнализация о наличии проблемы
Преобразование отношений
Расширяет осведомленность друг о друге
Предотвращает насильственные действия
Приводит к социальным изменениям
Приводит к адаптации в изменившихся
условиях

В мире известны три основные формы
урегулирования конфликтов:
1) с позиции силы – военные действия,
административные приказы, иное использование
авторитета и власти;
2) с позиции закона/права – урегулирование в суде,
арбитраже или третейском суде;
3) переговоры с позиции взаимного согласования
интересов.

6. Медиативные технологии

– способ разрешения
разногласий и урегулирования конфликтов в
повседневной, в том числе профессиональной
сфере с целью сохранения/восстановления
отношений с другой стороной и выработки
взаимоприемлемого и взаимовыгодного,
отражающего интересы обеих сторон, решения.

7. Преимущества медиации:

- помогает сэкономить время, деньги и
эмоциональные силы участников спора;
- при ее проведении обстановка, организация,
регламент и содержание процесса могут быть
определены индивидуально;
ориентирована не столько на конфликт или
выигрыш, сколько на конструктивный поиск
решений;
- в плане временны́х затрат может быть легко
подстроена под потребности участников и
учитывать эмоциональные и личные аспекты
спора;

-
сфера частных интересов участников
полностью защищена, поскольку процесс
медиации конфиденциальный;
- позволяет участникам спора посмотреть в
будущее и использовать свои творческие
способности;
достигнутые договоренности, как
правило, долговечны и отвечают
реальному положению вещей, что не
только способствует претворению их в
жизнь, но и делает их осуществление
обоюдно приемлемым и естественным
шагом

9. Ф. Глазл выделяет девять этапов эскалации конфликта

10. 5 этапов от конфликта до решения*

А – Конкретизация задачи ( контакт,
ориентация в проблеме, формулирование
измеримой и проработанной цели)
L – Список тем
P – Позиции и интересы
H – Эврика!
A – Заключительное соглашение

11. Медиабельность случая

• Есть инициатор, мотивированный на решение
конфликта
• Стороны осознанно заинтересованы прекратить
конфликт
• Стороны нуждаются в помощи третьего лица
• Высокий уровень эскалации конфликта снижает
вероятность успеха
• Затяжной и повторяющийся конфликт
• Дефицит информации
• Возрастные ограничения

Три основные фазы медиации:
1. Предварительная фаза (знакомство с
конфликтом, встречи с каждой из сторон
изучение, составление карты конфликта,
подготовка совместных переговоров)
2. Фаза медиационной беседы (работа с
конфликтными сторонами, ведение
переговоров)
3. Фаза осуществления

Правила поведения медиатора:
1. Нейтральность
2. Безоценочность
3. Конфиденциальность
4. Организация только процесса примирения
5. Индивидуальное общение с наиболее
конфликтной личностью

15. Условия успеха:


Добровольность участия сторон
Информированность о процедуре
медиации
Нейтральность медиатора
Конфиденциальность процесса
Ответственность сторон

17. Ход встречи (медиационная беседа)


1.Представиться
2. Обозначить цель встречи
3. Обозначить свою роль
3. Оговорить условия (не перебивать, не оскорблять, соблюдать
конфиденциальность, возможность переговорить индивидуально)
4. Изложить проблемную ситуацию самому (Сергей отобрал телефон у
Андрея)
5. Выслушать обе стороны (видение ситуации, понимание себя в ситуации
обеими сторонами)
6. Проговорить самому (кратко сформулировать итог услышанного)
7.Помочь выразить ощущения каждой из сторон, выслушать каждую сторону
(чувства, переживания в момент конфликта)
8. Прояснить причину конфликта, помочь осознать её обеим сторонам
9. Обсудить возможные последствия, определить отношение сторон к
последствиям
10. Выслушать предложения сторон о путях урегулирования конфликта (сразу,
ещё одна встреча, …), о дальнейших взаимоотношениях.
11.Зафиксировать решения сторон
12. Заключить соглашение.

18. Инструмент медиации


Что произошло? * 2
Вы слышали? Повторите, пожалуйста
Что вы чувствовали/чувствуете?
Вы слышали? Повторите, пожалуйста
Чего Вы хотите по-настоящему? Что для Вас
действительно важно?
Что делать, чтобы этого достичь?
Выберите решение, полностью удовлетворяющее Ваши
интересы
Насколько оно реалистично?
Кто будет контролировать выполнение договоренностей?

19. Техники

20. МЕДИАТОР СЛУШАЕТ

21. МЕДИАТОР ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ

• Как вы считаете, является ли данное обстоятельство
существенным для другой стороны?
• По вашему мнению, следует ли обсудить это
обстоятельство более подробно?
• Противоположная сторона явно выразила свое
недовольство вашими словами. Могли бы вы
пояснить, чем на ваш взгляд, она недовольна?
• Знаете ли вы какие-нибудь случаи, похожие на тот
конфликт, который мы обсуждаем сегодня?
• Как вы думаете, почему другая сторона
сопротивляется вашему предложению?

22. РИСКИ СРЫВА ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

1.
2.
3.
4.
5.
ОТСУТСТВУЕТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – СБОР
ИНФОРМАЦИИ, УСЛОВИЯ, НЕДОСТАТОЧНАЯ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЕДИАТОРА
НЕ ПРОЯСНЕНЫ МОТИВЫ УЧАСТНИКОВ МЕДИАЦИИ
ОТСУТСТВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕШАТЬ КОНФЛИКТ В
СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
ОТСУТСТВИЕ ГОТОВНОСТИ У СТОРОН ПРИНИМАТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НАРУШЕНЫ ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ

23. РИСКИ СМ

ПОДМЕНА МЕДИАЦИИ ДРУГИМИ ФОРМАМИ
РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ
НЕВЫПОЛНЕНИЕ СТОРОНАМИ КОНФЛИКТА
ДОГОВОРЕННОСТЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ,
ЗАКЛЮЧЕНИИ И ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
НАРУШЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ ПОЛНОМОЧИЙ
(РАСШИРЕНИЕ, ВЫХОД ЗА ГРАНИЦЫ
КОМПЕТЕНТНОСТИ)

24. Медиативные компетенции

25. Медиативные компетенции

2. Коммуникативные компетенции
3.Способность направлять процесс переговоров в
аспекте его трех основных динамик:
тематической (направленность и
последовательность фаз с возвратами при появлении
новых содержаний);
психологической (разрядка напряжения, переход от
претензий к интересам и желаниям и их
согласованию);
групповой (от разрыва к диалогу, от опосредованной
коммуникации (например, через медиатора) к
восстановлению прямого общения сторон и их
соглашению).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЕСЛИ ВЫ :

поругались или подрались;

если вас обижают в классе;

у вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика и т.д.

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ

Работа службы медиации направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.

Это альтернативный путь разрешения конфликта.

Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт.

Главными участниками встречи будете вы сами.

hello_html_m180c6bf5.jpg

МИССИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ:

Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

Конфликт превращается в конструктивный процесс

Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ:

Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.

Сторонам больше 10 лет.

Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).

hello_html_3dd6a92c.jpg

Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.

Четырнадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:

2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объек­тивные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.

5. Попросите сформулировать желаемый конечный резуль­тат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к че­ловеку — это фон или условия, в которых приходится ре­шать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Опреде­лите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся поло­жение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на пер­вом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует ис­кать взаимоприемлемые варианты решения.

8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вы­зывает у него уважение. Ведь способны к извинению толь­ко уверенные и зрелые личности.

10. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?

12. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы.

hello_html_m9457f1c.jpg

13. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

14. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.


Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.




Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию и умению восстанавливать отношения.


Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.


В ходе медиации – люди за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, смогут сами: - Понять друг друга; - Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; - Сами найти устраивающее всех решения; - Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем; - Принять ответственность за исправление причиненного вреда.


Нейтральный посредник - Нейтральный посредник - медиатор, который организует процесс взаимопонимания и конструктивного диалога.


Задачи медиатора: В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог Не судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п. Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.



Деятельность службы примирения Деятельность службы примирения основана на следующих принципах: Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе; Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности; Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.


Порядок работы службы примирения Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения через заявление. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе и согласия родителей. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

Читайте также: