Классный час трудности адаптации пятиклассников в школе

Обновлено: 08.07.2024

Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.

Задачи собрания:

1. Формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средним звеньями школьного обучения, о посильной помощи детям в адаптации к новым условиям.

2. Познакомить родителей с возрастными психологическими особенностями пятиклассников.

3. Провести анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднюю школу.

Ход собрания

Размещение родителей в классе происходит по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика или просто цветную карточку и садятся за стол, где есть такое же изображение.

Организационный этап

На доске изображена радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.

Красный — радость, восторг от того, что ваш ребенок учится в данном классе, школе.

Зеленый — спокойствие за будущее вашего ребенка.

Синий — тревога, озабоченность, растерянность.

Черный — страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.

Теоретическая часть

Выступление классного руководителя:

По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие — нет.

Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в 5-й класс.

Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей- предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики — карандашом, и т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих рассогласованностей. Эти мелочи, которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где многотребовательность — норма вещей. Во- вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому — чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в 5-й класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. По возможности, помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали — все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий, связанных с учебной деятельностью, но и с переходом ребенка на новую ступень психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по- новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие- то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что. рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

■ возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;

■ увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;

■ новые требования по оформлению работ;

■ необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

■ усталый внешний вид школьника;

■ нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

■ стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;

■ нежелание выполнять домашние задания;

■ негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;

■ жалобы на события, связанные со школой;

■ трудности утреннего пробуждения, вялость;

■ постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, наша с вами единая задача — создать условия для успешной учебы детей в 5-м классе. Самое главное — помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Сколько же длится адаптация к 5-му классу?

В среднем — 1-2 месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

К переходу в 5-й класс необходимо готовиться уже в 4-м классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

Каждой группе предлагается ситуация, которую они должны откомментировать и ответить на поставленные вопросы.

Ситуация 1

Родители записали пятиклассника с первых дней учебы дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Затем стали замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям и творчеством, и спортом. Но продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы вы?

— В 5-м классе происходит изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки. Перебарщивание с дополнительной нагрузкой может отрицательно сказаться на желании учиться, а также повлиять на его психофизиологическое самочувствие. Необходимо введение в рацион питания больше витаминов, процедур закаливания, максимальное развитие двигательной активности. В занятиях, увлечениях надо прислушиваться к мнению ребенка: пятиклассник хочет выбирать сам, что ему интересно, чем заниматься.

Ситуация 2

Ученица 5-го класса, будучи отличницей в начальной школе, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за ее успехи. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

— Конечно же, маму очень интересуют успехи дочери. Но частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка враждебными, опасными. А это, как правило, приводит, с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой — является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств.

Ситуация 3

Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы. По мнению родителей, это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

— В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становится общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.

Ситуация 4

Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей, лишают ребенка удовольствий. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

— Особенности развития ребенка с 11-летнего возраста проявляются в трудностях в отношениях со взрослыми, и здесь не допустимы физическое и психическое давление на ребенка. Сравнивая себя со взрослыми, младший подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что так же обладает правами. Но при всей кажущейся взрослости ребенок имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими.

Ситуация 5

Родители заметили, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

— Вступая в младший подростковый возраст, дети больше начинают ориентироваться на себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник, и степенью доверия ко взрослым определяется степень откровенности ребенка.

Подведение итогов. Рефлексия

Дорогие родители, сегодня вы получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются дети при переходе в 5-й класс, почувствовали проблемы школьников.

Вы осознали, что переход в 5-й класс — это новый этап в жизни ребенка, и от того, насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптации к среднему звену, и всей последующей школьной жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям принять и понять новую систему требований, наладить отношения с педагогами, найти свое место в школьном коллективе. Поверьте, это возможно. Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

В заключение нашего собрания предлагаю вам один притчу.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей, т.е родительской, и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12,13 лет связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремление к автономии. Другими словами ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться. Трудность заключается в том, что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, и начинают ужесточать запреты, что может в свою очередь привести к острым эмоциональным расстройствам. Так же подростки стремятся доказать окружающим свою взрослость в социально неприемлемых формах поведения в том случае когда сталкиваются с непониманием и не желанием родителей и вообще взрослых что-то менять в отношениях с ними. К таким формам поведения относятся: употребление ненормативной лексики в присутствии и в общении с взрослыми, демонстративное противостояние мнению взрослого и т.д.

Раньше на мироощущение и мировосприятие ребенка влиял значимый взрослый, т.е. родители, а сейчас ему нужно пройти сложный путь осознания себя, обретения себя как личности вне зависимости от оценки взрослого. Этому способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии, последствий своего или чьего – либо поведения, соц. нормы взаимоотношений людей, а так же нравственны ценности.

Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Отношения со сверстниками имеет для подростков огромную психологическую ценность, т.к. происходит смена ведущей деятельности с учебной на деятельность общения. Таким образом, меняются и приоритеты в стенах школы. Познавательная активность подростков высока, однако способности будут развиваться только в деятельности вызывающей положительные эмоции, а успех или неуспех влияет на мотивацию учения. Нередко прослеживается взаимосвязь между отношением ребенка к учителю и предмету.

Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во-первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителе и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

А сейчас, пожалуйста, оцените сами насколько ваш ребенок адаптировался к школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

  1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
  2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
  3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
  4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
  5. В классе у него много друзей.
  6. Ему мало нравятся учителя в школе.
  7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
  8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
  9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
  10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

В заключение предлагаем Вам притчу, которая называется «Мудрец

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вот уже два месяца как наши дети являются учениками среднего звена. Наступил тот момент, когда можно подвести первые итоги по адаптации детей в пятом классе.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо.

Именно этот период в жизни детей 10 - 12,13 лет связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремление к автономии. Другими словами ребенок хочет получить свободу от контроля взрослых и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться. Трудность заключается в том, что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали.

Таким образом, ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Так же они стремятся доказать окружающим свою взрослость в социально неприемлемых формах поведения в том случае когда сталкиваются с непониманием и не желанием взрослых что-то менять в отношениях с ними. К таким формам поведения относятся: употребление ненормативной лексики в присутствии и в общении с взрослыми, демонстративное противостояние мнению взрослого и т.д.

Раньше на мироощущение и мировосприятие ребенка влиял значимый взрослый, т.е. родители, педагоги, а сейчас ему нужно пройти сложный путь осознания себя, обретения себя как личности вне зависимости от оценки взрослого. Этому способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии, последствий своего или чьего-либо поведения, соц. нормы взаимоотношений людей, а так же нравственны ценности.

Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой-то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

* увеличение объема и разнообразие содержания образования;

* увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

* на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

* отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Однако переход пятиклассников в среднее звено является важным этапом в жизни учащихся. Поэтому роль профилактических занятий, тренингов в адаптации обучающихся очень велика.

Конспекты занятий для обучающихся пятых классов (11-12 лет).

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки пятиклассникам в период адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи: 1.формирование у учащихся:

- представление об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;

- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.

2. Ознакомление учащихся:

- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;

- с разными формами коммуникации;

- с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни.

3. Создание условий для:

- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;

- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Тема: Что такое 5 класс?

Цели: познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации, мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активность и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

У каждой пары на столе карточка с правилами, надо дополнить еще одним.

3. Работа по теме.

На доске висит плакат с рисунком горы, которая отображает школьный путь с первого класса до одиннадцатого.

Обобщение высказываний: вы все имеете довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. А вот каким он будет зависит от вас. Что нового появилось у вас с переходом в пятый класс? Беседа о том, что их ожидает в пятом классе.

Встаньте те, кто любит мороженое, те, кто родился в сентябре, кому нравится играть в футбол.

Возьмитесь за руки все, кто является учеником пятого класса.

Оказывается, у вас очень много общего при всем при том, что вы все разные.

Представьте, что вы с родителями уезжаете надолго на каникулы на необитаемый остров и вам предлагают взять с собой только три вещи самые необходимые для вас. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листке.

Далее идет обсуждение.

Кто-нибудь выбрал тоже что и ты?

Чьи записи тебя удивили?

Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

О ком ты узнал что-нибудь новое?

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите 2 смайлика из четырех, каждый из них подписан: интересно, весело, трудно, скучно (грустно).

Пятый класс. Что нового?

Необходимые материалы: бумага для записей и рисования желательно не только белая, но и цветная), ватман, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, мягкая игрушка.

Цель: создание условий для понимания ребятами целей работы

Ну вот и наступил тот день, когда вы стали пятиклассниками. Вступили на порог средней ступени обучения в школе. А трудно ли быть школьником вообще?

Игра – передавая мягкую игрушку друг другу, объясняем: учеником быть хорошо, потому что…, учеником быть плохо, потому что…

А когда учиться в школе было легко? Напишите на листочках отличия начальной школы от пятого класса. (по вариантам)

(по окончании выписываются слова на доске)

2. Благодарность начальной школе.

Цель: поддержка расставания с начальной школой.

(по окончании выставка работ, где все пытаются угадать кто и где.)

Необходимые материалы: бумага для рисования (небольшие листочки), ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей, лист ватмана с рисунком дерева, скотч.

Цель: введение в тему.

Вспомните, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом занятии.

Что-то нового в вашей школьной жизни произошло?

2. Создание портрета класса.

Цель: формирование сплоченности, повышение ценности личности каждого учащегося.

Сегодня мы попытаемся создать портрет своего класса. Выберите любой цветной лист и изобразите на нем то, что может расти на дереве… Вырежьте это по контуру… А теперь напишите на нем свое имя и одно свое самое лучшее качество, которым вы можете быть полезны своему классу. Например: Я смогу выступать от класса на соревнованиях по стрельбе.

(готовые работы наклеиваются на дерево в том месте, которое выбрал сам автор. Автор комментирует свою работу.)

3. Подведение итогов.

Оказывается, в нашем классе все очень достойные ученики и могут быть полезны своему классу.

Понимаем ли мы друг друга? Я и мои друзья.

- показать значимость собственного Я, подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими, показать важность взаимопонимания.

- актуализация чувств, отражающих опыт общения со сверстниками, обратить внимание детей на самих себя, воспитывать тактичность, вежливость.

Сосредоточьтесь. Нарисуйте на своих листах домики. Теперь переверните листы. Сейчас работаем в парах. Один закрывает глаза и рисует под диктовку другого. В конце работы сравнивают с оригиналом. Меняются ролями и начинают заново.

Интересно было так работать?

Легко ли было работать с закрытыми глазами?

В чем была трудность?

От чего зависит хороший рисунок?

Пришло время рассказать о своих достоинствах. Сейчас каждый из вас рисует линию и говорит одно свое хорошее качество. Так у нас должен получиться корабль.

А теперь поиграем. Строимся в две шеренги. По моему сигналу все вместе должны повернуться в одну сторону, предварительно не договариваясь. (следует добиться хорошего результата)

Одновременно все произносят одно только свое слово, а ведущий пытается услышать и запомнить все слова. Потом ведущий меняется.

А сейчас к доске выходят 2 человека. Один будет изображать глухого, другой неподвижного. Вы должны договориться о подарке другу.

В чем была трудность?

Трудно ли оценивать себя?

Что нового вы узнали о себе и своих сверстниках?

(внеклассное занятие на сплочение коллектива и повышение самооценки).

1. Нормализовать уровень тревожности обучающихся; развивать навыки сотрудничества со сверстниками, навыки уверенного поведения.

2. Показать участникам тренинга значимость умения эффективно строить взаимоотношения.

3. Сформировать сплоченность группы (класса).

Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части; листы А4 с солнышком и лучиками по количеству участников, ручка, карандаши или фломастеры, белый лист А4 с жирной точкой.

Психолог знакомит участников тренинга с правилами работы на занятии:

Проявлять активность.

Слушать друг друга, не перебивая.

Говорить только от своего лица.

Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения.

В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Организационный момент.

Участники располагаются на стульях, образующих замкнутый круг.

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу”.

После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе?

Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качеств, поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Нужно заострить внимание учащихся, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.

Упражнение № 2 “Слепой и поводырь”

Это упражнение позволяет учащемуся почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя.

Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен вести “слепого” по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения учащиеся меняются местами”.

После упражнения происходит обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

- Как ты чувствовал себя, когда был “слепым”?

- Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

- Знал ли ты все время, где ты?

- Как ты себя ощущал в роли поводыря?

-Что ты сделал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

- Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?”

-Что вы видите?

-На самом деле - это белое пространство, а на нём чёрная точка. Так и в жизни, зачастую мы видим негатив, а положительное не замечаем. Важно научиться различать хорошее в людях, событиях, акцентировать внимание на плюсах жизни.

Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга, со своими индивидуальными качествами, особенностями. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как эффективно строить отношения с теми, кто нас окружает, кто с нами рядом.

Давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его).

Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …).

Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли (не смогли) найти общее решение. (Можно рассказать историю про трех слепых мудрецов, которые описывали слона, трогая его спереди, сбоку, сзади).

- Так и вы все разные и воспринимаете мир по-разному.

В каждом из вас есть положительные и отрицательные качества.

Какие вы знаете отрицательные качества, которые вам мешают общаться, быть дружными?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- высокомерие.

Какие вы знаете положительные качества, которые помогают быть сплоченными?

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

- умение владеть собой,

- доброжелательность,

- великодушие,

- бескорыстие,

- принятие другого таким, какой он есть, со своими особенностями, чертами характера, качествами личности.

К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

Материал: листы А4 с солнышком и лучиками по количеству участников, ручка, карандаши или фломастеры (на каждого участника).

Обратная связь: Что понравилось на занятии?

Что нового узнали?

1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога/Н.Н.Ежова. – Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

2. Титова, С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе/Под ред. С.В.Титовой. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.

3. Беляева Е.М. Программа Социально-психологическая адаптация пятиклассников к условиям обучения в основной школе. – Губкинский: МБОУ СОШ №7, 2016. – 20с.

Сценарий проведения классного часа по адаптации пятиклассников к условиям обучения

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Сценарий проведения классного часа
по адаптации пятиклассников к условиям обучения

Читайте также: