Наблюдение по а остроумовой адаптация в доу

Обновлено: 05.07.2024

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок. Не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3 - 5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

По нашим наблюдениям средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет в яслях 7 - 10 дней; в детском саду (в 3 года) - 2 - 3 недели; в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, что отражает возрастающий уровень самосознания и критики.

Мы предлагаем воспользоваться следующим методом для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ.

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • социальные контакты ребенка;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит ребенка.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.

Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ :

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ

1. Эмоциональное состояние ребенка

(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

(+1) Иногда задумчив, замкнут.

(-1) Легкая плаксивость, хныканье.

(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.

(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.

(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

(+2) Сон спокойный.

(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

(-3) Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.

(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.

(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.

(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.

(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ

С поступлением ребенка 2хлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Адаптация ребенка может проходить по - разному и это зависит от многих причин как объективного характера, так и субъективного. Наблюдения показывают, что одни детишки быстрее приспасабливаются к новым условиям, для других этот период более длительным является. Можно отметить такую особенность, как дети, имеющие затруднения в адаптации, начинают чаще болеть и пропускать ДОУ, что в свою очередь сказывается на дальнейшей адаптации этих детей. Как правило, у таких детей формируется устойчивое нежелание посещать ДОУ.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).

Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр., проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после обеда, чтобы родители все время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.

В связи с общим ухудшением здоровья детей, контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в детском саду. Медицинский персонал на каждого малыша заводит "Лист наблюдения за адаптацией", который заполняется педагогами-воспитателями и медицинскими работниками.

Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям:

· Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит педагог-воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников - 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т. д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками "отклонений не выявлено", "отклонения незначительные", "отклонения умеренно выражены", "отклонения сильно выражены". После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.

· Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики,сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей.

· Динамика нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится педиатром или психологом 1 раз в неделю).

· Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников - 1 раз в неделю.

· Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.

· Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

·. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней - у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1-2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

· Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1-2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода - не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

Весьма популярна в последнее время игровая методика адаптации. Наблюдение за детьми проводилось в процессе игр со сверстниками. Для выявления характера мотивов, которыми руководствовались дети в совместной игровой деятельности, использовалась игрушечная железная дорога. Эта игра может быть отнесена к приемам, рассматриваемым в качестве теста "справедливости" поведения детей. Тестовость создается конфликтностью игровой ситуации - наличием нескольких претендентов (вместе объединялось не более трех) на выполнение увлекательного игрового действия (осуществить пуск с помощью рычага управления пульта, подключенного к электрической сети) и возможностью в каждый данный момент удовлетворить потребность только одному.

Через экспериментальную ситуацию проводились все дети исследуемых групп, по трое в сеанс. Используя обычные детские игры ("За рулем", игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих методических приемов, психологи стремились по возможности нивелировать искусственность создаваемых ситуаций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.

Основные задачи адаптационных игр :

· знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного учреждения,

· выработка адаптационного стиля поведения,

· расширение опыта общения,

· формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и детьми,

· устранение беспокойства, боязливости, неизвестности в себе,

· обучение взрослых оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком.

Игра длится 2-2,5 часа. Игра строится как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний приём детей, завтрак, прогулка, обед, дневной сон, уход домой.

По просьбе воспитателя родители наблюдают и отмечают в ребё нке:

· умение подчиняться правилам поведения,

· умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,

· интерес к окружающему, любопытство,

· преобладающие эмоции и чувства.

Рекомендуется ряд игр для использования на адаптационной площадке : "Поющий колокольчик", "Догони мяч", "Поговорим", "Прыгни через верёвочку", "Погремушечка", "Карусели", "Бусинки", "Зайка беленький сидит", "Пузырь", "Накорми кролика" и др. В то же время она рекомендует конструирование из природного материала и рисование в сотворчестве с родителями.

Анализ литературы и наблюдения за детьми показывают, что адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями, поэтому именно в этот период любимая игрушка может выступить как фактор, сглаживающий процесс адаптации.

С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению была разработана методика "Сказка".

Каждый ребенок дома самостоятельно выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили детям приблизительно следующее: "Малыш (обращение к ребенку, которое чаще всего используется дома, ты подрос и теперь стал почти совсем взрослым, теперь ты пойдешь в детский сад. А вместе с тобой и выросла твоя любимая собачка (мишка, зайка и так далее, поэтому она тоже будет с тобой ходить в детский сад. Хорошо?". Далее психологом были составлены "сказки про любимую игрушку", которые раздавались родителям для каждодневного рассказывания детям непосредственно по дороге в детский сад. В течении 30 дней с момента поступления ребенка в группу детского сада 1 раз в день (во второй половине дня) задавались вопросы: "Как твоей игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или весело? Чем она сегодня занималась?" Все беседы с детьми проводились индивидуально. Помимо этого, проводились наблюдения за тем, когда дети обращаются к игрушке, как часто и в какие моменты. Все наблюдения заносились в протоколы.

Исследования по методике "Сказка" показали, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.

На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:

1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел: 27 % всей группы детей

обращается к любимой игрушке и 100% тяжело адаптирующихся детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или взрослыми отсутствует из-за процесса адаптации и мягкая игрушка, принесенная из дома, является единственным давно знакомым "другом". Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности.

3. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к ДОУ носит продолжительный и болезненный характер особенно тяжело выступать инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушки.

4. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОУ приписывают ей свое эмоциональное состояние: "Ей грустно", "Она плачет", "Мишка ждет папу". Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее. Дети раннего возраста часто наделяют любимую игрушку своими чертами и "отдают" ей свои переживания.

Введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ и дает ребенку чувство защищенности и безопасности.

В последние годы стали применять метод "песочной терапии", согласно которому первые контакты детей происходят в песочнице. Идею "терапии песком" предложил швейцарский психолог и философ К. Г. Юнг, основатель аналитической терапии.

Таким образом, современная педагогика предлагает множество методик успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Рекомендации для родителей по адаптации детей в дошкольном учреждении Рекомендации родителям по адаптации детей в дошкольном учреждении 1. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например,.

Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Актуальность: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах.

Применение интерактивной доски в дошкольном образовательном учреждении. Консультация для педагогов Подготовила: воспитатель Шайхулова Елена Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад,.

Система работы по организации сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении В жизни каждой семьи наступает момент, когда маленькому ребёнку недостаточно общение с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья.

Система сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития.

Условия для успешной адаптации к детскому саду Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

логопед

Учитель-логопед

Режим работы логопункта.

понедельник 13.30-17.30
вторник 8.00-12.00
среда 13.30-17.30
четверг 8.00-12.00
пятница 13.30-17.30

Консультации:

Худякова Евгения Михайловна

Музыкальный руководитель


Худякова Евгения Михайловна

Режим работы:

Понедельник: 8:00 - 16:00

Вторник: 8:00 - 16:00

Среда: 8:00 - 16:00

Четверг: 8:00 - 16:00

Пятница: 8:00 - 16:00

Консультации:


Матвиевская Галина Михайловна

Понедельник 08.00 - 17.30

Вторник 08.00 -17.30

Среда 08.00 - 17.30

Четверг 08.00 - 17.30

Пятница 08.00 - 17.30

Консультации:

Аудио материалы :

Буклеты :

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2017 – 2018 УЧ.ГОД.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Благовещенский центр развития ребенка –

Благовещенского района Алтайского края

______________ Комбарова Н.П.

НА 2017 – 2018 УЧ.ГОД.

Составитель: Педагог-психолог И.В.Иванкова

ПЛАН РАБОТЫ

Главная цель работы педагога-психолога – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.

2. Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.

3. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

4. Осуществление взаимосвязи детского сада и семьи путем более тесного контакта; направление совместной работы на психическое развитие и становление личности детей.

5. Улучшение психологического самочувствия педагогического состава ДОУ путем психотренинговых занятий.

6. Составление и написание программы психокоррекционнной направленности, а также индивидуальных маршрутов детей.

Направления работы педагога-психолога:

― коррекционно-развивающая работа (направленная на преодоление трудностей),

― психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп),

― психопрофилактика (информирование родителей и педагогов по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников),

― психологическое просвещение (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития).

― психологическое консультирование (помощь родителям, педагогам),

№ п/п

С кем проводится

Направления и виды работы

Методы диагностики

Формы работы

Сроки выполнения

1

2

3

4

5

6

Первая младшая группа

Скрининговая диагностика вновь поступивших детей в МКДОУ. Прогнозирование уровня адаптации.

Особенности психичес­ко­го развития детей. Наблю­де­ние по К. Л. Печора.

В группе. Анкетирова­ние родите­лей.

Определение степе­ни адап­тации. Рекоменда­ции по оп­ти­мизации адап­та­ци­он­ного процес­са. Разработка индиви­ду­альных коррекционных программ.

Наблюдение по А. Остроу­мовой.

Заполнение адап­таци­он­ных карт воспи­та­те­лями.

Диагностика уров­ня раз­ви­тия само­соз­на­ния детей первых млад­ших групп.

Выявление детей с несфор­мированными новообразо­ваниями.

Индивиду­ально по груп­пам (сов­местно с воспита­телями).

Вторая младшая группа

Диагностика позна­ва­тель­ной сферы. Рекомен­да­ции воспи­та­те­лям по использо­ва­нию раз­вивающих прог­рамм. Общ­ие рекоменда­ции ро­ди­телям.

Диагностика позна­ва­тель­ной. Рекомендации воспи­та­телям по использова­нию развиваю­щих прог­рамм. Общие реко­мен­дации ро­ди­те­лям. Разра­ботка и внедре­ние коррекци­он­но-развива­ющих программ.

Диагностика детей. Рекомендации воспи­та­те­лям. Общие рекоменда­ции родителям.

Диагностика познаватель­ной сферы. Рекомендации воспи­та­те­лям по использо­ва­нию развивающих прог­рамм. Об­щие реко­мен­да­ции роди­те­лям.

Подготови­тельная к школе группа

Диагностика познаватель­ной сферы. Рекомендации воспита­те­лям по использо­ва­нию развива­ю­щих прог­рамм. Общие реко­мен­да­ции родителям. Разра­ботка и внедрение коррекци­он­но-развивающих программ.

Подготови­тельная к школе группа

Выявление уровня готов­нос­ти к обучению в школе. Прогнозирование уровня го­тов­ности детей к школь­ному обучению.

Готовность к школе по Н. Семаго.

По группам (совместно с воспита­те­лем).

По группам (совместно с воспита­телем).

Индивиду­альная ди­аг­ностика по запросу.

Углублённая диаг­нос­ти­ка по запросу (родите­лей и педаго­гов). Рекомендации воспита­те­лям и родителям по воп­росам развития детей.

В соответствии с зап­ро­сом педагогов или роди­те­лей.

Индивиду­альная ди­аг­ностика по запросу.

Изо-диагностика. Определе­ние эмоцио­наль­но­го состо­яния де­тей с целью профилак­ти­ки и предупреж­де­ния эмо­цио­нальных сры­вов, нервной истощаемости.

Совместно с изо-руко­во­дителем в процессе заня­тий художест­вен­ной деятель­ностью.

Диагнос­тика детей ПМПк.

Углубленная диаг­нос­тика ПМПк по результатам ис­сле­до­вания инфор­ма­ци­он­ных карт.

Познавательная, эмоционально-волевая социальная сферы.

Промежуточная ди­аг­ностика детей ПМПк. Промежуточные резуль­таты реализации ИКРП.

Заключительная диаг­ностика детей ПМПк. Итоговые результаты реализации ИКРП.

Диагностика уров­ня эмоци­о­нального вы­горания у педа­го­гов ДОУ. Разработка рекомен­да­ций для педагогов (в об­ласти са­мо­раз­вититя).

Опросник В. Бойко для диагностики уровня эмоционального выгорания.

Ранний возраст №1, № 2

Психологическое сопровождение трудностей адаптации дошкольников младшего возраста. Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной саморегуляции.

Программы

А.С Роньжина. программа адаптации детей к ДОУ.

Младшие группы № 1 и № 2

Игровая технология преодоления трудностей адаптации дошкольников.

Средние группы № 1, №2

Игровая технология преодоления трудностей адаптации дошкольников.

Старшие Группы № 1 и 2

Развивающая работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей. Осознанное восприятие эмоций. Произвольная регуляция.

Развитие памяти и других познавательных процессов.

Подг-ые Группы № 1 №2

Формирование предпосылок учебной деятельности, готовности к школе.

Дети всех групп

По запросу родителей или педагогов. Психологическая помощь, и поддержка ребёнку в соответствии с возникшей ситуацией.

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ.

Индивидуальные занятия с детьми. Индивидуальная форма работы.

Дети средних, старших и подготовительных групп

Коррекция и профилактика агрессивного поведения дошкольников и тревожности

Занятия по снижению уровня агрессивности и тревожности

По решению ПМПк в соот­вет­ст­вии с ИКРП. Либо по запросу ро­ди­телей или педаго­гов. Пси­хо­логичес­кая по­мощь, и под­держка ре­бён­ку в соответ­ствии с возник­шей ситуацией.

Индивидуальные кор­рек­цион­но-развива­ю­щие программы, раз­ра­ботан­ные педаго­гом-пси­холо­гом.

Индивиду­альные занятия с детьми.

Инди­ви­дуаль­ная форма работы.

Родители младших групп

Что такое адаптация к условиям ДОУ? Сотрудничество при сопровождении ребёнка в период адаптации.

Лекция на родительском собрании.

Родители 2-ой младшей группы

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация. Инфор­мация на сайт.

Родители всех групп

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация. Инфор­мация на сайт.

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация. Инфор­мация на сайт.

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация. Инфор­мация на сайт.

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация.

Родители всех групп

Для чего детям нужна сюжетно-ролевая игра, и как в неё играть?

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация. Инфор­мация на сайт.

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация. Инфор­мация на сайт.

Повышение психологической грамотности родителей.

Консультация для ро­ди­телей. Стендовая информация. Инфор­мация на сайт.

Родители и педагоги

Возрастные особенности психического развития ребёнка в возрасте от 2 до 7 лет. Повышение психологической культуры родителей и профессионализма педагогов.

Информация на сайт. Стендовое оформ­ле­ние в каждой группе согласно возрасту детей.

Педагоги младших групп

Консультация для педагогов.

Педагоги всех групп

Как сказать родителям о вредных привычках?

Консультация для пе­да­гогов.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Повышение психологической грамотности педагогов, помощь в профилактике эмоционального выгорания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.

Предлагаемые методы диагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте 2,5 -3,5 лет.

Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.

Предлагаемые методы диагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте 2,5 -3,5 лет.

Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств, выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям, и способствуют успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

При этом психолог решает следующие задачи:

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий;

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений ДОУ.

Использование психодиагностических методов обусловливает разработку программ развития и коррекции. Поэтому для психологического заключения (вывода) используются результаты первичных и контрольных вариантов обследования.

В программу включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа.

Работа проводится поэтапно:

Первичная диагностики (в период поступления ребенка в ДОУ)

Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями и воспитателями.

Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком ДОУ.

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.

На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ.

При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и в детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой и родители и воспитатели получают информацию и знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям группы каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по картам наблюдений в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

Анализируя по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребенка в период адаптации.

В случае, когда выявляются различия позиций воспитателей и родителей по одному и тому же критерию эмоционально-личностного состояния ребенка, то это дает основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с воспитателями и родителями, выявление истинных причин беспокойства, тревожности. Это позволит педагогу-психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию.

Проведение обследования и обработка данных на первом этапе

Анкета для родителей

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях. Желательно проведение анкетирования родителей до начала посещения ребенком детского сада.

Ф.И.О. заполняющего анкету______________________________________________________

Фамилия ,имя ребенка, возраст____________________________________________________

3. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребенка?

а) бодрое, уравновешенное

б) неустойчивое, раздражительное

4. Какой у вашего ребенка аппетит?

б) избирательный, неустойчивый

5. Как ваш ребенок засыпает?

а) быстрое засыпание (до 10минут)

6. Как спит ваш малыш?

а) продолжительность сна соответствует возрасту

б) неустойчивая продолжительность сна

в) не соответствует возрасту

7. Умеет ли он самостоятельно играть?

в) самостоятельно не играет

8. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?

9. Как переносит разлуку с матерью?

а) легко, быстро успокаивается

б) через некоторое время успокаивается

10. Нет ли у вашего ребенка привычки: сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или др.? (укажите)

Читайте также: