Классный час адаптация первоклассников к школе

Обновлено: 07.07.2024


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в классе много), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Ему необходимо быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения со сверстниками.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

Сегодня можно подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации учащихся 1-х классов?

Анализ первичной диагностики на начало учебного года, по готовности детей к обучению в школе следующий:

- одна ученица знает алфавит, умеет читать бегло, знает цифры и счёт до 10.

- двое ребят читают по слогам, знают алфавит, цифры и счёт до 10.

- четверо ребят знают алфавит и цифры, могут прочитать знакомые слова по слогам.

- остальные 6 учащихся помнят некоторые буквы и с ошибками считают до 10.

На конец ноября умеют читать по слогам все учащиеся, но очень слабо читают 3 детей. Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Умеют составить задачу и решить её 7 ребят. Справляются с заданиями самостоятельно – 2 учащихся, с небольшой помощью учителя – 5 учащихся, с повторным объяснением и помощью учителя – 3

Не всегда справляются или совсем не справляются – 3 учащихся.

Трудно даётся учёба следующим ребятам: Вольф А., Пыхонину Льву, Галагану А., Гончарову И., Михайлову М. и иногда Евтушенко А.

На уроках не внимательны, часто отвлекаются 5 учащихся. По этой причине не слышат заданий и не знают, что и как нужно выполнять. Это следующие учащиеся: Михайлов М, Галаган А., Вольф А., Гончаров И. и Пыхонин Лев. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.

Легко даётся учёба Гагиной Е., Краснову А. и Григорьевой С. Эти дети старательны, прилежны, всегда активны на уроках, раньше всех справляются с заданиями. Хочется отметить Петрова Д. – мальчик старается, никогда не отвлекается, всегда поднимает руку, если хочет ответить; математика даётся ему легче, а чтение и письмо с трудом.

Может хорошо учиться Морозов А., но он ленится, может отвлекаться.

Научился хорошо читать по слогам и решать примеры - Пыхонин Леонид.

Уровень освоения учебного материала:

высокий – 3, средний – 6, низкий - 4 учащихся.

Исследование психологической адаптации

При исследовании процесса деятельностно – психологической адаптации, мною использовались следующие методики:

3. Анкета для родителей по процессу адаптации ребёнка.

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций. Посредством данного теста можно определить:

1. Вегетативный коэффициент. Он характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.

2. Показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

3.Сфера социальных эмоций. Здесь оценивается степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

4. Эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

Результаты исследования по данной методике:

Суммарное отклонение от аутогенной нормы (псих. благополучия)

Сфера социальных эмоций

(деформация в каком блоке)

Эмоциональное отношение к себе, школе, одноклассникам, учителю

Отношение к школьной деятельности положительное

Проблема во взаимодействии с одноклассниками, тревога дома

Отношение к школьной деятельности положительное

Амбивалентное отношение к школе, проблемы с математикой и личностное внутреннее состояние.

Читайте также: