Классный час 6 класс профилактика экстремизма и терроризма в школе

Обновлено: 04.07.2024

Час общения на тему профилактики экстремизма. Сценарий для 6 класса

Зарождение чувства взрослости, обостренная потребность в самостоятельности, стремление к автономному времяпровождению зачастую приводят подростка в неформальные объединения. В последние годы все большую популярность приобретают экстремистские группы профашистского, националистического толка.

Младших подростков притягивает в такие объединения, прежде всего, внешняя атрибутика, и только потом они начинают приобщаться к идеологии нацизма.

Участие в подобных объединениях приводит к стагнации развития самосознания подростков, дезориентирует относительно жизненных ценностей.

Информационным поводом для данного классного часа может стать и Международный день освобождения узников фашистских лагерей (11 апреля).

Цели: расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символов; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; способствовать воспитанию гуманизма, Патриотизма, гордости за свою страну и народ.

Подготовительная работа:

• 1 -я группа (3 ученика) - на местности (вокруг школы, во дворе, на улице);

• 2-я группа (3 ученика) - в одежде учеников школы, подростков на улице;

• 3-я группа (6 учеников, по 2 из каждого ряда) - в дневниках, тетрадях, учебниках одноклассников.

2. Группа лекторов (6 учеников) готовит информацию о фашизме.

Оформление:

• можно использовать фотографии, иллюстрирующие преступления фашистов;

• написать на доске: тему, эпиграф и слова для словарной работы:

План классного часа

2. Объясни первокласснику.

III. Информация для размышления.

1. Что такое фашизм и нацизм?

2. Свастика, молнии, череп с костями. Что стоит за нацистскими символами?

V. Результаты исследования.

Ход классного часа

- Как вы думаете, не слишком ли это суровое наказание за детские шалости?

- Приходилось ли вам видеть на улицах такие знаки?

- Как вы думаете, кто и зачем рисует такие символы?

Когда спрашивали у этих ребят, зачем они это делают - зачем наносят татуировки с нацистскими знаками, зачем празднуют день Рождения Гитлера, зачем рисуют на стенах и заборах фашистскую свастику, многие отвечали: просто так. Кто-то из них думает, что это круто и модно, кто-то хочет казаться воинственным, агрессивным, кто-то вообще не думает, а просто, как попугай, подражает другим.

Прадеды этих ребят победили фашизм, а они восхищаются Гитлером, подражают эсэсовцам - значит, вирус фашизма не уничтожен, он продолжает заражать сознание нашей молодежи.

Замечено, что вирус этот хорошо размножается во тьме невежества. И напротив, свет знаний может стать для него убийственным.

Знания о преступлениях гитлеровцев могут стать прививкой от нацизма.

Классный руководитель. Прежде всего нужно разобраться со смыслом слов, которые мы будем сегодня употреблять. Многие любят разгадывать кроссворды, где нужно угадать слово по его значению. Я вам предлагаю подобную игру.

Классный руководитель. Посмотрите на доску. Там в столбик записаны слова. Я буду читать толкования слов. Догадайтесь, к какому слову относится данное толкование. (Читает.)

• Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности. (Гуманизм.)

• Враждебность, стремление к захвату, к завладению. (Агрессивность.)

• Равенство, солидарность и сотрудничество всех стран и народов. (Интернационализм.)

• Одно из названий германского фашизма. (Нацизм.)

• Сторонники нацизма. (Нацисты.)

• Насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления. (Террор.)

2. Объясни первокласснику

Классный руководитель. Наши первоклассники обрадовались, узнав, что вы так хорошо понимаете смысл этих трудных слов. Малыши попросили вас объяснить значение таких словосочетаний. (Читает.)

(Дети дают объяснения, учитель уточняет, комментирует, приводит примеры.)

III. Информация для размышления

1. Что такое фашизм и нацизм?

Классный руководитель. Что же такое фашизм? Что такое нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно их употребляем, но не все могут внятно объяснить, что это такое.

Фашизм - это система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Она называлась Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Сторонников этой партии и называли нацистами.

Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе гитлеровского нацизма три идеи.

• И третья идея - это идея мирового господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет.

Вот какая программа была у тех, кто пришел с оружием на Русскую землю в 1941 г.: расовое превосходство немцев над народами России, расчистка жизненного пространства для немцев, установление такого порядка на 1000 лет.

2. Свастика, молнии, череп с костями. Что стоит за нацистскими символами?

Классный руководитель. Что стоит за нацистскими символами? Информацию об этом подготовили

Ученик 1. Свастика - это древний языческий символ. Как знак солнца свастика встречалась во всех частях света. Можно найти свастику и на древних славянских орнаментах.

Но в Германии Гитлера свастика стала эмблемой фашистской партии, а позже - главной государственной эмблемой, включенной в герб и флаг. Можно сказать, что свастика - это главный символ гитлеровской Германии.

После разгрома фашизма, с 1945 г., свастика становится символом варварства и человеконенавистничества, эмблемой всех зверств и преступлений нацизма. Все народы мира, все страны отказались от употребления свастики как символа фашизма, несовместимого с идеями гуманизма и интернационализма. В настоящее время только одна Финляндия сохранила свастику на флагах и орденах - этот символ был введен еще в 1919 г. и не связан с фашизмом.

Ученик 3. В результате развязанной нацистами Второй мировой войны в мире погибло до 70 млн человек.

Ученик 4. На оккупированных территориях сжигались целые деревни вместе с детьми, стариками и женщинами. Только на территории СССР было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 ООО сел и деревень.

4. Суд истории

Ученик 6. Не ушли от возмездия и врачи, которые проводили бесчеловечные эксперименты над заключенными концлагерей. К суду были привлечены 23 врача. Три профессора к тому времени покончили жизнь самоубийством. Семь человек были приговорены к смертной казни. Пять человек получили пожизненное заключение, остальные - различные сроки.

Классный руководитель. После Нюрнбергского трибунала многим казалось, что с фашизмом покончено раз и навсегда. Но вот опять появилась свастика - уже на улицах российских городов. Среди русских мальчишек объявились поклонники Гитлера. И это в России, которая больше всех стран пострадала от фашизма! А у меня из головы не выходит фотография.

(Учитель задает вопросы.)

- Какие чувства вызывает у вас такая фотография?

- Представьте себе, что это к нам, в современную Россию, приехали нацисты с программой зачистки территории от русских. Как бы вы к ним отнеслись?

- Почему же российские подростки попадаются на удочку нацизма? Для чего они рисуют свастику на стенах?

Эту фотографию фашисты сделали в самом начале войны, чтобы вспоминать со своими близкими легкое и приятное путешествие на Восток в 1941 г. Но сейчас кажется, что фото это сделано на память современным русским ребятам, которые в XXI в. вдруг стали называть себя нацистами и поклонниками Гитлера.

V. Результаты исследования

Классный руководитель. Готовясь к классному часу, три группы ребят получили специальное задание - подсчитать, сколько нацистских символов встретится им на улице, в одежде молодежи, в тетрадях, дневниках и учебниках одноклассников.

Слушаем отчет группы о результатах исследования.

(Выступают представители групп.)

Классный руководитель. В маленьком австрийском городке, где родился Гитлер, теперь нет ни одного нациста. И конечно, там не встретишь свастики.

- Как вы думаете, почему?

- Чему война научила жителей этого городка? (Нельзя потакать фашистам, нельзя им верить, нельзя допускать их до власти.)

- Как вы думаете, а почему в России не дают подобных советов иностранцам, ведь Россия больше всех пострадала в той войне?

- Знаете ли вы, какие наказания предусмотрены в России за демонстрацию фашистской символики?

В России тоже предусмотрена ответственность за демонстрацию нацистских символов. Правда, нарушители отделываются штрафами от 500 до 100 000 рублей. И у нас в России подростки рисуют свастику. Хорошо, что есть люди, которые упорно стирают эти знаки со стен. Их никто не заставляет, просто им перед прадедами своими стыдно.

Классный руководитель. Приходилось ли вам раньше слышать об ответственности за распространение нацистской символики?

- Что вы будете делать, если увидите, что приятель рисует фашистские знаки?

- Попытаетесь ли вы объяснить ему, что это за символика и как за этот поступок придется отвечать?

- Будете ли вы сами носить нацистские эмблемы?

- Станете стирать эти знаки?

Дополнительный материал

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Статья 20.3. КоАП РФ. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

2. Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм и экстремизм.

Давайте разберёмся, что же такое экстремизм. Большой толковый словарь даёт следующее определение экстремизму:

экстремизм – (от лат. extremus — крайний) это приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

Его цель: дестабилизация, разрушение, сложившихся в обществе отношений, ценностей.

Как вы думаете, какова цель действий террористов?

Обратите внимание на слайд: здесь перечислены цели террористических организаций

Нанесение ударов, в т.ч. психологических, наиболее успешным странам;

Нанесение ущерба государственной собственности и собственности частных лиц;

Запугивание людей и их уничтожение;

Нанесение ущерба мирным отношениям между государствами и людьми.

Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.

В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало. 80% участников экстремистских групп составляют люди в возрасте от 20 до 30 лет (иногда и от 16 до 30 лет). Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы обезопасить себя от столь ужасного явления, как терроризм?

Не стоит знакомиться с подозрительными людьми (странное поведение, одежда, речь);

Не надо приближаться к бесхозным предметам (чужим сумкам, пакетам, вещам и т.д.);

Следует уделять больше внимания собственной национальной культуре (традиции, религия, памятники).

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.

Задание: назовите (перечислите) причины экстремизма

Большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. Нарастание социальной напряженности. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей. Бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Расовые, религиозные, национальные, политические и прочие противоречия. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы._

Причины экстремизма:

Социальная напряженность

Раздробленность общества

Утрата нравственных ценностей

Бездуховность

Религиозные

Национальные

Политические противоречия и прочее…

Задание: Перечислите виды и проявления экстремизма. Охарактеризуйте их.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Примерами проявлений экстремизма являются, набирающие в последние десятилетия такие движения, как Фашизм, Национализм, Расизм и Терроризм. Терроризм – это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающим жизни и здоровью граждан. Примера могут служить трагедии Норд-Оста (Москва), Беслана (Северная Осетия), взрывы жилых домов, людей в метро и прочее. Фашистские проявления связаны с идеологией и практикой, утверждающей превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия, террора, установление культа вождя. Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. Расизм -это идеи о физической и психической неравноценности человеческих рас (европеоидной, монголоидной, негроидной). Проявлением экстремизма является жесточайший Геноцид, когда уничтожается расовая, этническая или религиозная группа через убийства, причинения вреда здоровью, насилие, изъятие детей из семей, насильственное переселение людей.

Виды и проявления экстремизма:

Политический

Национальный

Религиозный

Национализм

Задание: Назовите (перечислите) экстремистские действия и отличительные особенности

Используются: агитация, распространение листовок (обычно с расистскими призывами), различные акты вандализма (рисунки свастики на видных местах, и др.), нападения на иностранцев, лиц кавказской национальности, избиения граждан СНГ, общеуголовные преступления: нанесение изображений экстремистского характера, в том числе, свастики, хулиганство, распитие спиртных напитков, участие в столкновениях с футбольными фанатами и прочее.

Экстремистские действия и отличительные особенности:

Хулиганство

Нарушение прав и свобод человека

Пропаганда превосходства

Особенности:

Наименования

Обозначения

Словосочетания

Сленг (лексикон)

Общеуголовные преступления и прочее…

Задание: Назовите последствия и наказание за экстремистские действия

Любая противоправная деятельность наказуема. Экстремизм – это противоправная деятельность, а значит наказание неизбежно! Это аресты, заключение под стражу, вынесение сроков заключения, материальные штрафы, невозможность занимать определенные должности и прочее. Все это регулируется на законодательной основе.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Последствия и наказание:

Невозможность занимать определенные должности

- Почему возникают конфликты? Как разрешаются они в школе? Классе?

- Как вы относитесь к терроризму и экстремизму?

- Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

- Терроризм и экстремизм проявление ненависти или глупости? Аргументируйте свой ответ.

Заключение: Сегодня мы говорили о проявлениях экстремизма и терроризма, их видах, характерных чертах. Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.

Давайте будем ценить, и заботиться друг о друге и стараться быть толерантными.

И наше мероприятие хочется закончить словами Б. Шоу:

t1642875778aa.jpg

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма и терроризма, стоит особенно остро. Каждый день мы слышим о новых случаях национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества. Молодежь – элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, на то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным псевдо героями с экрана телевизора, страниц газет и журналов.

Актуальность проблемы борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма обусловлена в первую очередь тем, что они посягают на права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя России, целостность и безопасность российского государства, и несомненно очень важно проводить среди молодежи профилактическую работу по противодействию экстремизму и терроризму, формировать толерантность в условиях учебно-воспитательного процесса.

Цель : активизировать работу по информационному - пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий, объяснить сущность терроризма, определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности, развивать самостоятельность суждений учащихся, дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, рассмотреть законодательную базу.

повышение уровня информированности молодежи по вопросам противодействия терроризму;

формирование отрицательного отношения к террористической деятельности;

обсуждение возможных путей защиты от терроризма;

развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

рассмотрение законодательной базы Российской Федерации о противодействии экстремизму.

Актуальность : На сегодняшний день террористическая деятельность характеризуется глобальным размахом, отсутствием государственных границ взаимодействием с международными террористическими центрами. В этой ситуации пропаганда противодействия терроризму и экстремизму безусловно актуальна. .

Форма : дискуссия, беседа.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор.

Ход мероприятия:

Объявление темы мероприятия, цели его проведения;

Информационный блок о проблеме современного мира;

Проведение итогов мероприятия.

Ход классного часа

Добрый день!

Сегодня на классном часе мы с вами будем говорить о страшных и опасных явлениях, как терроризм и экстремизм.

Слово преподавателя.

Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Наши отцы и деды свято верили и мечтали о том, что после победы на нашей земле больше не будет войн и наступит всеобщее братство. Победа была одержана, но мир так и не наступил.

Военные конфликты, связанные с национальными, территориальными и религиозными спорами продолжаются. В нашу жизнь все настойчивее вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм – это тоже война. От него никто не застрахован. Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы.

Терроризм может проявляться в различных видах:

националистический – основывается на межнациональных конфликтах;

политический – который выступает против социально политической системы государства;

криминальный – который осуществляется криминальными элементами;

религиозный – использующий религиозные мотивы, которые проявляются в крайней нетерпимости и насилии между людьми различного вероисповедания;

технологический – заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия.

Попробуем выяснить, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма. В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы на вокзалах, в поездах, электричках, в метро и ресторанах, убийства, ограбления, захваты самолетов. Возникают прежде всего невиданные направления терроризма – воздушный, биологический, ядерный, экологический. Все они носят черты политического терроризма – получить денежный выкуп, диктовать свою волю правительствам, освободить из тюрем боевиков.

Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности. В наше время экстремизм приобретает разнообразные формы и угрожающие масштабы. В мире действует 500 террористических организаций и групп экстремистской направленности. Ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более пострадало.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в обществе выступает их профилактика. Особенно важно проведение профилактической работы среди молодежи. Именно молодёжь является одной из наиболее подверженной негативному влиянию разнообразных криминальных, антисоциальных групп. Основными причинами распространения радикальных идей среди молодёжи является значительная зависимость от чужого мнения, социальная и материальная незащищенность молодежи , психологическая незрелость. Лидеры экстремистских группировок завлекают молодежь , часто обещая легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Проведение профилактики терроризма и экстремизма среди молодёжи, т.е. воспитание толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.

У каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей по любым признакам. Это может противодействовать различным видам экстремизма. Многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом из-за отсутствия желания, а нередко возможности проводить своё свободное время с пользой для души и тела. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.

Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в данной ситуации, как в данном случае вести себя, как помочь пострадавшим.

Ежегодно в день совершения террористического акта приходят люди на место трагедии с букетами красных гвоздик, чтобы почтить память погибших от рук террористов.

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

воспрепятствование осуществления гражданами их избирательных прав и право на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Итог мероприятия.

А теперь, давайте попробуем сами определить правила поведения в случае террористической угрозы.

Что такое гражданская бдительность?

(примерный ответ – оставленный кем-то подозрительный пакет, коробка…)

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?

(примерный ответ – не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия полиции).

Если Вам поступила угроза по телефону Вам необходимо?

(примерный ответ – запомнить разговор, оценить по голосу возраст говорящего, темп речи, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

Если рядом прогремел взрыв?

(примерный ответ – упасть на пол, убедиться в том, что не получили серьезных ранений, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую медицинскую помощь).

Если Вы оказались в числе заложников?

(примерный ответ – не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление.Ничего не предпринимать без разрешения, помнить о том, что спецслужбы начали действовать).

И в заключении хотелось бы сказать, что терроризм и экстремизм – это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.

Бывают разные ситуации – но всегда надо оставаться человеком. Доброта спасёт мир!

Мы верим в то, что наступит время, в котором не будет ни экстремизма, ни терроризма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Скаргина Ирина Владиславовна, учитель математики и информатики

объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

совершенствование у школьников знаний о терроризме;

формирование у учащихся представления о терроризме как историческом и политическом явлении;

формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;

изучить правила поведения при теракте;

показать жестокость террористических актов;

содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;

содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов.

Ход классного часа

Слайд 2. Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Слайд 3. Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия. Террористы - это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.

Слайд 7. Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача - подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Теракты (стих. Лидии Серовой)

Теракты омерзительны и гадки,
Тупые выходки трусливых подлецов.
Больных людей змеиные припадки,
Разносчиков воинственных грехов.

Теракты очень страшное явление
Теней преступников в мир зыбкости надежд.
С душой пишу своё стихотворение
С душою без прикрытия одежд.

Теракты – визг закрытого предательства.
Теракты – льётся человеческая кровь.
Все факты их любого обстоятельства
Уничтожают святость и любовь.

Слайд 9. С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. Самое страшное, что террориста трудно вычислить. Он такой же как мы. Одет в гражданское, может мирно сидеть в электричке, в автобусе среди нас. А в нужный момент сделать свое дело. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок - должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

Я хочу познакомить вас с крупными терактам конца 90-х - начала 2000-х годов

Слайд 12. Буденновск 14-19 июня 1995 год. Группа террористов захватила более 1600 заложников в больнице города. Погибли 129 человек

Слайд 13. Кизляр (Дагестан) 9 января - 15 января 1996 год. Группа боевиков захватила около 2000 человек в больнице и роддоме города. В результате боевых действий погибло 105 человек

Слайд 14. Каспийск (Дагестан) 16 ноября1996 год. Взрыв в девятиэтажном жилом доме для семей офицеров и прапорщиков Каспийского пограничного отряда. 67 погибших.

Слайд 15. 27 июня 1997 год Взрыв в скором поезде Москва - Петербург. В результате теракта 5 человек погибли.

Слайд 17. Москва 9 сентября 1999 год. На улице Гурьянова, в подвале жилого дома, взорвалось устройство мощностью от 300 до 400 килограммов тротила. Погибло 100 человек.

Слайд 18. Москва 13 сентября 1999 год. В подвале жилого дома на Каширском шоссе произошел взрыв. Из-за того, что дом был кирпичный он полностью разрушился, погибли почти все жильцы - 124 человека.

Слайд 19. Волгодонск 16 сентября 1999год. В 5:57. Рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому шоссе сдетонировал грузовик ГАЗ-53 со взрывчаткой. Погибли 19 человек.

Слайд 21. Минеральные Воды (Ставропольский край) 24 марта 2001 год. Взрыв у входа на Центральный рынок города. Взрывное устройство было заложено в легковом автомобиле ВАЗ-2103. В результате теракта погиб 21 человек.

Слайд 22. Москва 23-26 октября 2002 год. Во время представления мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре на Дубровке были взяты в заложники более 800 человек. В результате штурма все террористы были уничтожены. Погибли 128 человек.

Слайд 23. Каспийск 9 мая 2002 год. Во время парада в честь Дня Победы сработало взрывное устройство. Погибли 32 человека.

Слайд 24. Москва 5 июля 2003 год. На аэродроме "Тушино", во время проведения рок-фестиваля, взорвали себя две террористки - смертницы. Погибли 14 человек.

Слайд 25. Ессентуки 5 декабря 2003 год. Во втором вагоне электрички, курсировавшей между Кисловодском и Минеральными водами, взорвался смертник. Погибли 47 человек.

Слайд 27. 24 августа 2004 год. Одновременно на борту двух самолетов взорвали себя террористки - смертницы. В Тульской области разбился рейс Москва - Волгоград, в Ростовской - рейс Москва - Сочи. Погибли 90 человек.

Слайд 29. Весь мир с ужасом замер 1 сентября 2004 года!

Что ж наделали выродки эти с народом моим?!

За какие грехи они "градом" его поливали?!

И теперь поминая убитых, мы молча стоим.

Ещё долго их образы будут нам сниться ночами

Слайд31. Семья Тотиевых потеряла в теракте сразу шестерых детей. Всего погибло 323 человека.

Слайд 32. Москва 21 августа 2006 год. Взрыв на Черкизовском рынке. В результате взрыва погибли 14 человек.

Слайд 33. Тольятти 31 октября 2007 года. Восемь человек погибло в результате теракта, где был взорван пассажирский автобус МАЗ-103 маршрута №2.

Слайд 36. Кизляр (Дагестан) 31 марта 2010 года. В 8:40 по московскому времени произошёл взрыв, после того как на месте происшествия собрались свидетели и представители силовых ведомств, произошёл второй взрыв. В результате взрывов погибли 12 человек.

Предыдущие теракты на рынке Владикавказа:

6 ноября 2008 года — погибли одиннадцать человек, сорок один человек ранен

28 апреля 2002 года — погибли восемь человек, более сорока ранены

9 июля 2000 года — погибли шесть человек, восемнадцать получили ранения

19 марта 1999 года — погибли пятьдесят два человека, около двухсот ранены

Слайд 38. Москва 24 января 2011год. В 16:32 в зале прилетов международных линий аэропорта Домодево прогремел мощный взрыв. Погибло 37 человек.

Причиной взрыва стала детонация взрывного устройства, изготовленного из двух тротиловых шашек и двух гранат, начинённых поражающими элементами — шурупами и металлической стружкой. Мощность взрыва составила 500 — 600 г в тротиловом эквиваленте.

В результате взрыва погибло 8 человек, включая террористку, ранено 37 человек.

Слайд 40. Волгоград 29 декабря 2013 год. В 12:45. в здании железнодорожного вокзала Волгоград I на входе у досмотровой зоны произошёл взрыв. Его мощность, по предварительным оценкам, составила не менее 10 кг в тротиловом эквиваленте. В результате теракта погибло 18 человек, 45 ранено.

Слайд 41. Волгоград 30 декабря 2013 год. Взрыв троллейбуса маршрута № 15А в Дзержинском районе Волгограда. Взрыв произошёл на следующий день после взрыва на железнодорожном вокзале и стал третьим террористическим актом, произошедшим в Волгограде в 2013 году. В результате теракта погибли 16 человек, пострадали 25.

Слайд 43. Спецназ. Создание элитных отрядов "Альфа", "Витязь", "Вымпел", "Каскад" ("Русь", "Росич", "Скиф", "Омега" и др.) по своим боевым качествам превосходящих все зарубежные аналоги, было обусловлено сложной ситуацией в мире, и возникновением межнациональных конфликтов. Основной целью отрядов спецназа стали террористы и экстремисты всех мастей, где бы те не находились - на воде, на суше или в воздухе.

А времени нет, счёт идет на минуты.

Альфа и Вымпел! Команда - вперёд!

Нужно заставить молчать пулемёты:

Главное - дети, своя жизнь - не в счет.

Слайд 45. Памятник спецназовцам, погибшим в Беслане: Вы навсегда в самом сердце Беслана, парни, закрывшие сердцем детей. (бронежилет, под ним плюшевый мишка и каска)

Слайд 46. Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погибли и 791 получили ранение. За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

Слайд 47. 2010 год. Было совершено 25 террористических актов. Погибло более 120 человек.

Слайд 48. Увы, здесь многоточие, потому как точку в этом скорбном списке ставить рано.

Слайд 49. Конечно, Россия против террора, но когда на Земле будет только мир, наши счастливые потомки, будут знать, что довелось пережить тем, кто живет сейчас, на этой террористической войне.

Слайд 51. Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 5417 человек из 90 стран.

Мы живём в разных городах и селах, учимся в разных школах, у каждого из нас есть родные, близкие, друзья, планы на будущее и мечты. Нельзя допустить, чтобы наша жизнь прервалась, так и не начавшись. Мы не хотим жить в страхе! Мы не позволим запугать себя, мы хотим спокойно ходить в школу и чувствовать себя в безопасности. Давайте объединимся перед лицом опасности и окажем поддержку тем, кто стал жертвами терроризма.

Слайд 53. ВСЕМ кто сгорел в захваченном самолете, взорван бомбою на улице, в кафе, автобусе, скоростном экспрессе, умерщвлен, будучи взят заложником, завален обломками зданий бессмысленно и навсегда посвящается стихотворение.

Слайд 54. - 55.

Ещё вчера вы были живы.

Ещё вчера вы были живы
Мечтали, думали, любили.
Но рок судьбы нить разорвал
И молодую жизнь забрал.

Ещё вчера вы обнимали
Отца, мать, брата и сестру
И грудь свободою дышала,
Но, а сегодня вы в раю.

Чем можем вам помочь?
Не знаю.
Но боль сжимает сердце мне.
Я к богу сердцем призываю
И слёзы душат душу мне.

Но, а сейчас мы с вами вместе
Молитвы, слёзы и слова
Обращены к Нему, а я лишь
Скорблю и помню вас всегда.

Кончая эти строки, плачу
Не холодна слеза моя
Я знаю, вы теперь свободны,
Вас не забудут никогда!

Изучите эти памятки - правила поведения на террористической войне должны знать все. Сохраните эти памятки

(Детям раздаются "Памятки")

Правила поведения при террористическом акте

Если ты оказался в заложниках, знай - ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно - террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.

1) Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.

2) Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи. Если веришь в Бога, молись.

3) Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения - это невозможно.

4) Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.

5) Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи -экономь свои силы.

6) Если в помещении душно, постарайся меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород.

7) Если воздуха достаточно, а по зданию передвигаться запрещают, делай нехитрые физические упражнения - напрягай и расслабляй мышцы рук, ног, спины. Не делай резких движений.

8) Помни: если заложник проводит много времени с террористами, ему может показаться, что они вместе, а весь мир - против них. Это очень опасная ошибка! Знай: в любой ситуации террорист - это преступник, а заложник - его жертва! У них не может быть общих целей!

Если Вы обнаружили подозрительный предмет:

Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), подозрительные предметы (оставленный пакет, коробку), не подходите близко к ним, немедленно сообщите о находке по следующему экстренному телефону: 02

До приезда сотрудников милиции, или других служб, постарайтесь организовать охрану, оцепление этого предмета, не допускайте к нему людей, не позволяйте им прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.

Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства. Немедленно сообщите водителю, машинисту, любому работнику милиции. Не открывайте, не трогайте руками опасный предмет, предупредите находящихся рядом людей об опасности. Заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и на незнакомые предметы. Как правило, взрывные устройства закладываются в здании в подвалах, мусоропроводах, лифтах, под лестницами.

Если произошел взрыв:

Не поддавайтесь панике, постарайтесь адекватно оценить ту ситуацию, в которой Вы оказались. Если Вы находитесь в помещении, осмотритесь вокруг и определите для себя самый короткий и безопасный путь к выходу из здания. В случае необходимой эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости и начните продвигаться к выходу (не трогайте поврежденные конструкции и провода). Не пользуйтесь огнем из-за возможного наличия газов. При задымлении защитите органы дыхания смоченным полотенцем, или другой тканью. Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрым покрывалом, плащом, куском плотной ткани. Двери в помещения открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха. Бежать нельзя - это еще больше раздует пламя. Окажите посильную помощь при эвакуации соседям, в первую очередь детям, старикам и женщинам.

Если произошел взрыв и вас завалило обломками стен:

Дышите глубоко и ровно, голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если Вы находитесь глубоко от поверхности земли (завала), перемещайте влево - вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, брелок и т.п.) для обнаружения Вас металлодетектором. Не зажигайте огонь (спички, свечи и тп.) - берегите кислород. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируясь по движению воздуха, поступающего снаружи. С помощью подручных средств (доски, кирпич) укрепите потолок от обрушения и дожидайтесь помощи.

Слайд 57 - 65. Вопросы

Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан, сумка, игрушка и т. д.).

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции).

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить, что главная – цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, Помнить – спецслужбы начали действовать).

Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Ваши действия.

Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Ваши действия.

Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Правила поведения в случае угрозы террористического акта.

Помните – ваша цель остаться в живых.

Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву.

Сообщайте взрослым или в полицию.

Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

Вы получили памятки. Здесь содержатся рекомендации, которые помогут вам спасти собственную жизнь и жизнь ваших близких.

Слайд 66. Спросите, зачем это нам надо? Мы далеко от больших городов и никому не придёт в голову совершить теракт здесь. Но давайте вспомним с вами 2004 год. Праздник 1 сентября. Никто не думал, что террористы захватят школу №1 города Беслана (Республика Северная Осетия). В течение двух суток в спортзале удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 335 человек, в том числе 186 детей. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории. Это тоже наши слёзы.

Тоже наши слёзы

Красивое и светлое, но грустное лицо
Смотрит с портрета в душу.
С венка упавший алый лепесток
Как будто говорит тебе «Послушай!

Ты знаешь, кто он, кем когда-то был?
Он был, как ты, был так же юн, беспечен,
Был также полон жизни, полон сил,
Любил смотреть на звёзды в тёплый вечер.

Он начал жить, не думал ни о чём.
Как все, один из нас, такой как мы.
Ему казалось – всё так нипочём…
Он верил в мощь родной страны.

Случилось с ним, но хоть и не со мной,
Он также наши слёзы. Наши тоже…
А завтра пусть не он, пускай другой
Не остановишь, не поможешь…

Подведём итог нашего мероприятия.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.

ЧТОБ НА ЗЕМЛЕ ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ЦВЕЛА.

Завистливые скопища придурков
Гаргону – смерть по кругу запускают.
Из выкуренных, злобностью, окурков –
свои "сигары" снова собирают.

И ставят их в публичную продажу
с ухмылкою заморских продавцов,
пополнив смертью жизненную "баржу",
презрев наказы мудрых праотцов.

Бесчеловечно греют свои руки
на бедах и несчастиях лихих.
Но времена всевидящей поруки
осудят их, безжалостных, "других".

С мечтой полётов, с мистикой явлений,
преумножая знания в сердцах!
Навек запомним черноту затмений,
переживая с болью древний страх!

Страдая, выявляя все ошибки,
раскусывая смерти удила!
Вернём на лица радости улыбки,
ЧТОБ НА ЗЕМЛЕ ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ЦВЕЛА.

Читайте также: