Фестиваль есть идея школа 536

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творческий подход, непрерывный поиск и проверка новых путей совершенствования содержания, методов и форм профессионального обучения педагогов.

Лебедева Наталья Витальевна,

МБОУ СОШ № 18, Новосибирск

В педагогике бытуют понятия “педагогический стаж”, “опыт” и “мастерство”. Педагоги-практики и исследователи едины в том мнении, что содержание этих понятий хотя и родственное, но разное. “Стаж” означает количество проработанных лет, которые не обязательно характеризуют уровень профессионального мастерства. “Опыт” предполагает систему знаний, осмысленных профессиональных умений и навыков, вынесенных из практики. “Мастерство” имеет в виду высокий уровень профессионального искусства. Общее ожидание таково: чем больше стаж, тем богаче опыт и выше мастерство учителя. Но это не всегда так. Учитель с большим стажем может не иметь высокого уровня мастерства. И, наоборот: не имея большого стажа, пытливый, ищущий, постоянно занимающийся самообразованием молодой учитель достигает высокого уровня мастерства.

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

1. Выбор направления и темы самообразования.

2. Формулирование цели и задач самообразования.

3. Определение круга источников информации.

4. Выбор формы самообразования.

5. Составление плана самообразования.

6. Определение результата самообразования.

7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

В школе №18 в полной мере созданы условия для формирования у педагогов устойчивой потребности в самообразовании, что непрерывно побуждает их к изучению новой информации и опыта, учит самостоятельно приобретать знания, создаёт условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучает к самоанализу и самооценке. В этой связи учителями используются самые разнообразные формы организации самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- вычислительной и оргтехники,

- музеев, выставок, театров, клубов,

- научных, технических, художественных, спортивных обществ,

- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

- общения с учеными, интересными людьми,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Технология организации самообразования педагогов представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО ; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Путь к совершенствованию работы по организации самообразования учителя в школе можно представить следующим образом:

Ежегодные открытые уроки педолимпиада 1 раз в два года

Педолимпиада + мастер класс ( чередование) и фестиваль пед мастерства.

Дальше начали проводить педагогические олимпиады 1 раз в два года. Что предполагала педолимпиада? В ней участвовали все учителя, она состояла из двух этапов : первый - открытый урок, второй - внеклассное открытое мероприятие. Но анализируя итоги педолимпиады был сделан вывод , что иногда были представлены мероприятия и уроки не достаточно высокого качества. И главное, олимпиада проводилась 1 раз в два года и тем самым нарушалась непрерывность самообразования. Поэтому в период между олимпиадами было решено включить проведение мастер – классов всеми учителями, а в педолимпиаде добавился еще один этап – стендовый отчёт по теме самообразования.

Поэтому и зародилась идея в прошлом учебном году вместо педолимпиады провести фестиваль педагогического мастерства. Чем он отличается от олимпиады? Главное отличие в том, что на олимпиаде могут быть представлены только уроки и только одиночные выступления, а на фестиваль можно вынести любое учебное занятие ( факультатив, занятие элективного курса, занятие кружка) на усмотрение учителя, может быть представлено как всё занятие , так и отдельный его фрагмент. Так же на фестивале могут быть представлены проекты, творческие отчеты и др.

1. Общие положения

1.2.Фестиваль проводится в рамках года, посвящённому году Учителя и 65-годовщине Великой Победы .

Фестиваль призван помочь современному учителю-практику сориентироваться в многообразии инновационных технологий и понять, каким образом можно эффективно использовать их в образовательном процессе.

Фестиваль позволит педагогическому коллективу провести смотр умений, знаний, опыта, которым располагает российское учительство в области развивающего и творческого обучения, структурировать, систематизировать, обобщить этот опыт и сформировать коллективную сокровищницу педагогических идей.

На Фестивале могут быть представлены оригинальные методические приемы, формы проведения уроков и внеклассных мероприятий, авторские проекты, сценарии, опыт внедрения образовательных программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению.

1.3. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения Фестиваля.

2. Цель Фестиваля: выявление, поддержка и распространение передового педагогического опыта в области содержания и технологий образования.

2.1 Задачи Фестиваля:

активизировать деятельность педагогов по использованию инновационных технологий в учебном процессе;

создать условия для сотрудничества инициативных учителей-предметников;

мотивировать педагогов на инновационную, творческую деятельность;

формировать общественное мнение , повысить престиж учительской профессии.

3. Участники Фестиваля

В Фестивале могут принять участие все учителя, стаж педагогической работы, возраст, квалификационная категория, профессиональные образовательные области не ограничены.

4. Организация и проведение Фестиваля

На Фестиваль представляется результат педагогической деятельности учителей, раскрывающий конкретные находки, идеи, факты, приемы, методы, технологии, средства обучения, созданные или усовершенствованные, и способствующие эффективности учебно-воспитательного процесса.

5.1. Направления работы фестиваля:

представление лучших достижений

подведение итогов работы

5.2. Критерии отбора материалов:

концептуальность (авторская позиция, выделение ведущей педагогической идеи);

актуальность, социальная значимость проблемы;

обоснованность отбора приемов, методов, средств, способствующих оптимизации обучения;

технологичность, возможность использования в образовательных учреждениях, его практическая направленность.

5.3. Формы представления опыта:

представление инновационного опыта, творческий отчет;

6. Подведение итогов Фестиваля

На стенде в учительской будет публиковаться вся информация о его ходе и итогах. Процесс ведения Фестиваля также будет обсуждаться на рабочих совещаниях. Авторы самых оригинальных педагогических идей будут награждены дипломами администрации школы. Лучшие материалы участников Фестиваля будут размещены на сайте школы.

Результаты Фестиваля были представлены на районных семинарах учителей начальных классов, биологии, русского языка и литературы, заместителей директоров по УВР.

Родившийся жанр педагогического фестиваля как бы и не создал ничего нового, но дал возможность многим учителям поделиться теми изюминками с коллегами, иногда очень маленькими, но значащими для педагога, с и получить оценку некоторой части своего педагогического труда.


По мнению организаторов, стратегической целью данного мероприятия, которое проводилось в рамках реализации совместного проекта СОШ № 24 и Казанского открытого университета талантов 2.0, является создание пространства для коммуникации и профессионального роста начинающих педагогов, их подготовка к участию в конкурсах, содействие внедрению современных инновационных педагогических идей в профессиональную практику молодых специалистов.

Всего участниками мероприятия стали молодые учителя муниципальных образовательных учреждений и учреждений СПО города Альметьевска и Альметьевского района, городов Заинск, Бавлы, Мамадыш, Азнакаево.

Организаторы Фестиваля обратили внимание присутствующих на то, что это мероприятие не является конкурсным и не предполагает определения призовых мест. Задача жюри, в состав которого вошли шесть наставников-экспертов – дать практические рекомендации, повысить мотивацию к инновационному поиску у молодых педагогов.

Евгения Леонидовна провела консультацию для молодых учителей, обратила внимание присутствующих на усиление теоретической составляющей презентации своего опыта, ответила на интересующие их вопросы.

Завершилось мероприятие концертом и торжественной церемонией вручения сертификатов. В заключении гости и участники Фестиваля поделились своими впечатлениями.

Школа будущего: Новые образовательные пространства

В этом году компания Martela, которая разрабатывает общественные интерьеры, учредила премию в области архитектуры и дизайна детских пространств — Martela EdDesign Award. Идея премии — показать, какой может быть комфортная и эффективная образовательная среда. Организаторы обошли (в буквальном смысле) школы, детские сады, площадки и библиотеки, которые открылись в 2016–2017 годах, чтобы найти самые интересные. При отборе внимание обращали на архитектуру, интерьер, инженерное наполнение школы, систему безопасности — в стартовом опроснике больше сотни вопросов обо всем, что не затрагивает педагогический процесс.

Локация: Россия, Москва, улица Народного Ополчения, 9а

Общая площадь: 21 000 м²

Количество учеников: 700 (с 5 по 11 классы)





Архитектура и дизайн

— Прозрачные стены в классах и общественных пространствах, везде огромные окна от пола до потолка, обилие естественного света.

— Лаборатории для занятий физикой, химией, биологией объединены в огромное мегапространство. Его можно разделять перегородками, а можно использовать целиком для проведения хакатонов и других мероприятий.

— Просторная двухуровневая библиотека.

— На верхнем этаже есть просторное и светлое помещение для отдыха детей и для занятий с тьюторами, куда не заходят учителя. Учительская и прочие административные помещения находятся на цокольном этаже, который утоплен в земле, но получает естественное освещение за счет приямков.

— В холле есть горка, по которой можно скатиться со второго этажа на первый и оказаться у дверей столовой.

Новый корпус Школы AYB

Локация: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11

Общая площадь: 4 200 м²

Количество учеников: 180 (с 3 по 6 классы)

Авторы проекта: Storaket Architectural Studio, Меружан Минасян, Нарбе Бедросян, Шант Исаньянс


Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны — так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.


Архитектура и дизайн

— Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

— При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

— Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.

цари пятая.jpg

Участники виртуальной встречи озвучили новые идеи, которые в будущем лягут в основу классных часов, акций и конкурсов о здоровом образе жизни, сообщили на странице учреждения в социальных сетях.

По словам педагога-организатора Ирины Малковой, ребята справились не только с презентацией, но и смело отвечали на вопросы от экспертов.

Отметим, что в рамках дистанционного фестиваля выступят школьники со 2 по 11 классы.

Читайте также: