Классификация подвижных игр в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры". Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
1. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
По алфавиту
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное ко¬личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
— чтобы все имена расположились по алфавиту;
— чтобы все встали по цвету волос (слева — брю¬неты, справа — блондины);
— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).
Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация
Количество игроков: 5 и более

Цветные флажки
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания.
Атрибуты: 5 флажков разного цвета.
Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружков диаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд. Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок с цветным флажком в руках.
По сигналу ведущего игроки разбегаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глаза и быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулись к флажку своего цвета.
Особые замечания: если игрок открыл глаза, его команда считается проигравшей.

Кривое зеркало
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Атрибуты: 6 скакалок.
Ход игры: игра начинается с того, что ведущий показывает разные прыжки со скакалкой: прыжки со скрещенными ногами, прыжки с высоко поднятыми коленями, двойные прыжки и т. д. Затем игроки встают попарно, друг напротив друга, и пытаются повторить все показанные движения ведущего. Игрок, который ошибся, выходит из игры, и его заменяет следующий.
Особые замечания: новым водящим становится игрок, не совершивший ни одной ошибки.

Дай руку
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.
Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.
Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция
Количество игроков: 4 и более

Скакалки
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: скакалки.
Ход игры
Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Классики
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, бита.
Ход игры
На игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 -го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

Фигуры
Один из игроков назначается водящим. Дети разбегаются по залу, по сигналу они останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принимавшие самые трудные позы.

Ровным кругом
Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети произносят слова:
Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля нам покажет,
Будем дружно повторять!
Водящий показывает какое либо движение (подпрыгивает, вращает руками, приседает и др.) . Дети должны в точности повторить его. После этого назначаются новый водящий, и игра повторяется.

Повтори-ка
Один из играющих показывает движениями какого-либо зверя, например зайчика. Следующий повторяет движения зайчика и от себя прибавляет движения другого животного – лисы. И так каждый следующий игрок, выполнив движения всех показанных ранее животных, прибавляет от себя еще одно, новое. Список зверей растет. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение.

"Колечко"
Выбирают водящего, ему дают ''колечко'' – любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ''лодочкой''. Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ''колечко'' в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ''Колечко, колечко, выйди на крылечко''. Задача обладателя ''колечка'' – выбежать вперёд, задача всех остальных детей – постараться предугадать обладателя ''колечка'' и не выпустить его из ряда.

"Ручеёк"
В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

8. ЭСТАФЕТЫ
Эстафета зверей
Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Репка
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В приложении подобраны подвижные игры для развития двигательных качеств у учащихся младших классов.Включены малоподвижные, средне подвижные,быстро подвижные игры.С рекомендацией в какой части урока можно применять указанные игры. Только игру " Быстро по своим местам"лучше применять в подготовительной части урока, для перестроения в колонну и шеренгу.

Приложение № 3 . Классификация подвижных игр по двигательным качествам.

Наименование игр

Двигательные качества

ция движений

Задания можно менять

Прыжки одной ноге ,менять высоту вращ-ся скакалки

Изменять ширину рва

Увеличивать расстояние между домами,прыжками

Наименование игр

Двигательные качества

Выносли-

ция движений

Варьирование

Введение в игру 2 мяча, по времени

Введение в игру 2 мяча

Изменение И.П. сугробов

Ведущий — ученик, менять позы

Правым, левым боком

Малоподвижные игры - проводятся в конце урока для снятия напряжения мышц, облегчения нагрузки.

Средне подвижные игры - проводятся для постепенного увеличения нагрузки.

Быстро подвижные игры - проводятся для максимального увеличения нагрузки на организм. После их проведения необходимо проводить игры по нисходящей в порядке уменьшения нагрузки.

сигналу учителя они перепрыгивают на другую сторону через ров .Волк, не выбегая изо рва, ловит (пятнает) коз. Пойманные козы подсчитываются. Волк меняется после 2-3 перебежек .Варианты: во рву может быть 2—3 волка; козы перепрыгивают через ров и обратно до нового сигнала; пойманные козы остаются во рву. Можно ширину рва постепенно увеличивать.

Широкое применение подвижных игр в педагогической практике, нередко требует их классификации, создания группировок, то есть целенаправленного подбора их по определённым признакам для решения различных педагогических задач, которые ставятся в процессе работы. Это помогает ориентироваться в возникающих ситуациях, служит основой для наблюдений, обобщающих выводы и прогнозы.

В разных источниках подвижные игры имеют свою классификацию исходя из решаемых задач и используемых методов тем или иным автором.

В сборнике М.М. Корторовича и Л.И. Михайловой (1961), предлагается разделить подвижные игры по степени вызывающего мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой подвижности.

Е.А. Тимофеева (1979) располагает подвижные игры также как и у предыдущих авторов, по признаку преобладающего в игре движения, однако в первую группу (игры с правилами) она добавляет игры-забавы и аттракционы. Эти игры выполняются как в произвольной форме (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам), так и в игровой (прятки, бег в мешках, с завязанными глазами ударить по мячу ногой и др.), где участниками являются двое, трое ребят, остальные зрители.

Исходя из вышеперечисленных авторами систематизаций подвижных игр, мы предлагаем наиболее полную в плане раскрываемости особенностей подвижных игр классификацию:

1. Подвижные игры с правилами.

2. Эстафеты (игры представляющие собой соревновательный момент).

3. Игры-забавы проводятся в основном на вечерах, досугах и праздниках – весёлое зрелище, развлечение для детей и взрослых доставляющее много радости, но и в тоже время они требуют от участников проявления двигательных умений ловкости, сноровки.

5. Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением, закреплением и совершенствованием детьми среднего и старшего дошкольного, а также школьного возраста техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт детей способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх (городки, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хок­кей).

Для каждой из этих классификаций подвижных игр характерна некоторая общность. Все игры определяются интересной фабулой, максимальной или незначительной двигательной активностью, использованием стандартного или нестандартного инвентаря и имеющимися определёнными правилами. Нельзя утверждать, что та или иная классификация совершенна, но она необходима педагогам в их дальнейшей работе и самостоятельной группировки подвижных игр в соответствии с теми целями, которые ставятся на занятиях.

В средней общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. При планировании следует руководствоваться требованиями программы по годам обучения. Игры могут изменяться и дополняться в зависимости от условий работы в школе. Необходимо учитывать национальный состав занимающихся и использовать национальные игры в зависимости от географических условий, подготовленности занимающихся, мест занятий и оборудования.

Во 2-й и 3-й четвертях, а также частично 1-й и 4-й, когда занятия проводятся в помещениях, намечаются игры, не требующие много места. В основу учебного материала включаются игры с основами гимнастики: равновесия, чувства ритма, ориентировки в пространстве, воспитывается координация движений.

Игровой материал по объёму занимает значительное место в комплексной программе по физическому воспитанию школьников. Подвижные игры представлены во всех четырёх частях программы.

При планировании как по четвертям, так и поурочно, надо предусматривать последовательность и повторяемость прохождения игрового материала. В начале учебного года в каждом классе проводятся более лёгкие по содержанию игры, а к концу их усложняют.

В конце учебного года преподаватель учитывает качество усвоенного материала и делает соответствующие выводы для планирования игр на следующий учебный год.

Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры!

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Ещё десять лет назад такие игры, как "жмурки", "царь горы", "казаки-разбойники", "вышибалы", "классики", были на устах практически у всех школьников. Ни один день не проходил без подвижных игр. "Кто в прятки идёт? Собирайся, народ!", -звучало изо всех дворов. И ребята, быстро сделав уроки, стремились на улицу, чтобы поиграть со своими приятелями в игры. Сколько было радости, смеха и удовольствия от такого досуга! Какой заряд энергии и бодрости получали дети!


В последние годы, к сожалению, основная масса ребят младшего школьного возраста проводит дома возле экрана телевизора, компьютера или ноутбука. Добрые старые игры забываются. Многие дети у удивлением узнают о том, сколько игр знали их бабушки, дедушки и родители.

Я предлагаю вспомнить несправедливо забытые замечательные игры, которые провожу на переменах со своими учениками.


КУКЛЫ И КАРАБАС-БАРАБАС

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, быстрота реакции.

Атрибуты: верёвка длиной 3 метра

Ход игры: перед началом игры связывают концы верёвки между собой. Игроки "куклы" встают в круг и берут верёвку в руки. В центре стоит ведущий Карабас-Барабас. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из игроков. Но "куклы" следят за Барабасом и как только он подходит, они опускают верёвку и быстро прячут руки. После того как Карабас отходит, "куклы" берут верёвку вновь. Кого ведущий ударит по руке, тот занимает его место.

Замечание: игроки должны держать верёвку двумя руками.


ДРАКОНЧИКИ

Цель: развитие двигательных и коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: все игроки -"дракончики". Они берутся за руки, образуя цепь. Один из игроков - "Большой Дракон". Он бежит и увлекает за собой всех остальных игроков, описывая на бегу разные фигуры. Его задача: вести игроков за собой змейкой. В определённый момент "Большой Дракон" кричит : "Бегите!" Все игроки разбегаются, а по команде: "Дракончики!" - они снова встают в цепочку. Те игроки,которые во время выполнения движений опустили руки, выбывают из игры.


ВЕСЁЛЫЕ БАБКИ-ЁЖКИ

Цель:развитие двигательных и коммуникативных способностей

Атрибуты: 2 швабры, несколько разноцветных кеглей

Ход игры: игроки делятся на 2 команды. Проводятся линии старта и финиша. По всей игровой площадке расставляются кегли на расстоянии 0,3м друг от друга. Игроки должны от стартовой линии на швабре проскакать всю дистанцию так, чтобы не задеть кегли.


ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

Цель:развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей

Атрибуты: стул, зелёный мяч, несколько маленьких мячиков.

Ход игры: в центре игровой площадки на стул кладётся зелёный мяч - Царевна Лягушка. Все дети - Иваны. Они по очереди кидают маленькие мячики так, чтобы попасть в большой зелёный мяч. Тот, кто попадёт, становится Иваном-царевичем.

Правило: метание мячей производится от определённой черты.


МЯЧ ОТ СТЕНКИ

Цель:развитие двигательных способностей, ловкости, быстроты реакции.

Атрибуты: большой резиновый мяч.

Ход игры: все игроки встают друг за другом, лицом к стене. Первый игрок бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, он тоже бросает его в стену, а ловит третий игрок. Игра продолжается. После броска игроки встают последними в колонну. Игрок, не поймавший мяч, выходит из игры.


КУЗНЕЧИКИ-ПОПРЫГУНЧИКИ

Цель:развитие двигательных и коммуникативных способностей

Атрибуты: повязки на глаза

Ход игры: на площадке проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 0,5м друг от друга-это ров. Все игроки - "кузнечики", они делятся на 2 команды, которым надо перепрыгнуть через ров, не свалившись в воду. В начале игры все "кузнечики" встают по обе стороны рва на расстоянии 5 шагов от него. Игрокам завязываются глаза. И по команде они по очереди - один от 1 команды, потом от 2 команды - прыгают через ров.


ДЕНЬ И НОЧЬ

Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей

Ход игры: все игроки делятся на 2 команды. Одна команда - Ночи, другая - Дни. На игровой площадке проводятся две линии. Каждая команда выстраивается у своей линии. По команде ведущего "Ночь!" - команда Ночи ловит игроков другой команды и забирает их к себе. А потом наоборот. ВЫигрывает та команда, которая к концу игры будет больше.


Вот такие у нас увлекательные и азартные игры. Попробуте поиграть в них со своими воспитанниками. Удачи!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Подвижные игры для интеграции познавательной и двигательной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста Существует большое количество игр для интеграции познавательной и двигательной деятельности детей. Предлагаю вашему вниманию свой вариант.

Формирование навыков трудовой деятельности детей с ОВЗ младшего школьного возраста Формирование навыков трудовой деятельности Детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладного творчества. СЛАЙД.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Ребенок стремится к знаниям.

Веселая гимнастика в стихах для детей младшего школьного возраста Гномы и грибы Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте) По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз,.

Читайте также: