Завоевание плассана краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Покорение Plassans является новым по Эмилю Золя опубликован в 1874 году , четвертая в серии Ругон-Маккары .

Резюме

резюме

Действие происходит в Плассане , колыбели Ругон-Маккар, небольшого городка, который Золя придумал, черпая вдохновение в Экс-ан-Провансе и Флассан-сюр-Иссоле . Город, приобретенный у Наполеона III благодаря интригам семьи Ругон ( La Fortune des Rougon ), перешел к легитимистам . Бонапартистский священник из епархии Безансона , отец Фауджас, был отправлен властями туда, чтобы отвоевать его. Когда он приехал, он останавливался у Франсуа Муре, торговца на пенсии. Он, его жена Марта, их трое детей и их горничная до этого жили одни в доме. Марта и ее муж двоюродные братья: она дочь Пьера и Фелисите Ругон; он сын Урсулы Маккар и шляпника Муре. Ей тридцать семь, ему сорок (соответственно сорок два и сорок пять в конце романа). Франсуа довольно маниакален, что его окружение с трудом переносит; он занимает довольно скромное место в Плассане, скорее зритель, чем актер в общественной жизни.

С приходом отца Фаужаса, его матери, а затем и пары Труш (Олимпи Труш - сестра Фаужаса) жизнь Муре перевернулась: они расстались со своими детьми (старший, Октав, в Марселе, второй, Серж. , в семинарии, младшая, Дезире, простодушная, у няни); Марфа становится набожной; аббат сделал сад местом, где известные легитимисты и бонапартисты могли встречаться на нейтральной территории. Постепенно, по совету Фелисите Ругон, отцу Фажасу удается манипулировать всеми Плассанами через женщин и избирать в Палату кандидата, подходящего для власти. Муре, отрешенный от бизнеса буржуа, который ищет только своего покоя, постепенно отстраняется. Исключенный из интриг, которые назревают вокруг него, наивный, кто смущает, он заканчивается, как сумасшедший, заперт в приюте Тулетт, где уже находится его бабушка Аделаида Фук. Там он действительно сходит с ума, и однажды вечером, когда ему позволили бежать, несомненно, по инициативе Антуана Маккара (чтобы отомстить Ругонам) и отца Фениля (соперника отца Фаухаса в епископстве), он вернулся в Плассанс и поджег его дом. Он умер в огне, как и Фауджас, его мать и Тручи. Что касается Марты, то она умерла в тот же вечер в доме своей матери от туберкулеза, которым страдала много лет.

Основные темы

Роман построен на теме безумия, одного из пороков, унаследованных потомками Аделаиды Фук, общей бабушки Франсуа и Марты Муре. Но это также и, возможно, прежде всего, жестокое нападение на духовенство, которое представлено характером аббата Фауджаса, священника, приобретенного Империей и готового на все для достижения своих целей. Золя с восхищением показывает нам церковь, соучастницу политической власти, манипулятивную, использующую наивное благочестие верующих, особенно женщин, посредством практики, в которой вера фактически является лишь покровом, скрывающим другие амбиции.

В размеренную жизнь провинциального Плассана вторгается само зло в обличии коварного и расчетливого аббата-карьериста. Интриги священника тревожат умы почтенных буржуа и разрушают семейство Муре.

За минуту

Франсуа и Марта Муре – чета добропорядочных провинциальных буржуа. Супруги ведут несколько отстраненный образ жизни, воспитывают троих детей, ухаживают за садом.

Господин Муре в меру скуп, в меру жизнелюбив, трепетно относится к своему семейству и дому. В стремлении подзаработать для семьи Франсуа приглашает постояльцев. Сложно представить более приличных квартирантов, чем священник-миссионер и его почтенная мать.

На самом деле аббат Фожа прибыл в Плассан не с христианской, а с политической миссией – сформировать в городе лояльный к правительству электорат. Этот жестокий, властный и корыстный человек подчиняет своей воле жизни мирных горожан и уничтожает семью Муре.

Фожа зомбирует флегматичную Марту, превращая ее в исступленную религиозную фанатку. Дети разъезжаются из дома. Франсуа, противящийся религиозности, объявлен сумасшедшим. Имущество Маре оказывается в руках аббата.


Recent Posts from This Journal


Разинцы в Макарьево

8 октября 1670 года называющая себя казаками толпа жителей сёл Лысково и Мурашкино осадила Макарьев монастырь. Цементирующим толпу элементом…


Военная история №№ 21 и 22, 2021


Макарьев монастырь. Ч.1. История

Костя Петров

Странно, почему до сих пор нет обсуждения этого романа и почему я его создаю.

Очень интересный. Поначалу я думал, что это самый менее натуралистичный роман, было все так красиво, забавно. Но потом все постепенно покатилось вверх дном, даже не сразу это заметил. Это Натурализм!

Мой любимый герой - Франсуа Муре. До чего довели этого единственного нормального человека!

Нет слов. После прочтения Золя у меня никогда нет слов; его романы - без комметариев. И тем не менее. Он мастер пера!

Светлана Белоскурник

Мне почему то этот роман понравился меньше других. Где то треть книги вообще плохо читалась, через силу.

Костя Петров

Светлана Белоскурник

Костя Петров

Вам лишь бы события развивались!
Кроме того, события там с самого начала развивались быстрее некуда. Вы невнимательно читали.

DELETED

Да, удивительный роман.
Впрочем, я это говорю про каждый из прочтенных у Золя в этом цикле :)

Этот роман оставил у меня некое. чувство незаконченности. Я не знаю..право слово, я так и не разобралась в своем отношении к аббату Фожа.
С одной стороны он просто подлый интриган, с другой - это человек, которому чуждо все земное. А значит вроде не нужны ни власть, ни деньги, ни признание. Эти мысли подтверждает еще и то, что, завоевав-таки Плассан, аббат вернулся на свои "прежние позиции" - нелюдимого неприятного человека. То есть аббат стал самим собой, ему не нужно было то, что он завоевал. Так что же ему все-таки нужно было от жизни? Очень таинственная фигура.

Марту по началу было жалко, а потом нет. Я не могу понять женщину, фанатично предавшуюся любви к Богу, священнику, мужчине или еще черт знает кому и при этом бросившая своих детей, загубившая мужа и похоронившая дом.
Люди таких неконтролируемых стратсей - презренные для меня люди.

Муре. Муре, конечно, в какой-то степени - жертва обстоятельств. Но. этому человеку также не хватило какой-то жесткости. Да какой хозяин, к чертовой бабушке, позволит так разорить свою семью каким-то там попам и Ко?! Он все-таки мужчина! А все спустил на тормоза. Негоже. Отсюда - его не за что жалеть. Слабость характера прощается с трудом.
Хотя какая-то неопределенная радость за то, как он поступил в конце, все же присуствует.

Костя Петров

Почему же аббату Фожа оказалось не нужно "завоёванное"? Он хотел навести порядок, во всяком случае, в его представлении, а для этого пришлось некоторое время ходить в хорошей одежде.

Разве человек виноват, что чересчур чувствительный, впечатлительный? Зачем же таких презирать? По-моему, всё-таки должно быть жалко.

А Муре, действительно, человек слабый. Поначалу казалось, что он - сильный мужчина, хозяин дома; как он шутил над другими, особенно, когда они вместе с аббатом стояли у окна и Муре рассказывал ему о политиках. На самом деле, внутри, он человек неплохой, слабый, не циничный

DELETED

То есть поступки Фожа обуславливались лишь благородным чувством "навести порядок"? Я думаю, очень вряд ли.
Я вот, в частности, надеялась, что раскроется "тайна" его службы в другом городе и что это за парижские друзья ему покровительствуют. но эта тема почему-то та к и не была раскрыта. Но очевидно, что Фожа отнюдь не преисполненный благородства человек. Уж слишком темная он лошадка.

Насчет Марты. ну..я, да..я к сожалению или к счастью..отнушусь с презрением к "чрезмерно чувствительным людям". И в частности к тем, кто не контрулирует своих эмоций, которые приводят к такому вот упадку личности. Должны ли они вызывать жалость? Что ж, пожалуй.

Костя Петров

Я не говорил про благородное чувство.

Вы, похоже, очень далеки от таких людей, как Марта, раз у вас такое к ним отношение. Уж если презирать, так людей бесчувственных, эгоистичных и практичных. Да и то, и они могут вызывать жалость.

Эмиль Золя - Завоевание

Эмиль Золя - Завоевание краткое содержание

Завоевание - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Дезире захлопала в ладоши. Это была четырнадцатилетняя девочка, рослая для своих лет, но смеялась она, как пятилетний ребенок.

— Мама, мама! — закричала она. — Посмотри, какая у меня кукла!

Она взяла у матери какой-то лоскуток и уже с четверть часа пыталась смастерить из него куклу, скатывая его и на одном конце перевязывая ниточкой. Марта на миг оторвалась от чулка, который штопала с такой тщательностью, как будто это была тонкая вышивка.

— У тебя какой-то младенец. А ты сделай настоящую куклу. Надо, чтобы на ней была юбка, как у дамы.

Вынув из своего рабочего столика обрезок ситца, она дала его девочке, затем снова с усердием принялась за чулок. Они обе сидели в углу небольшой террасы, — девочка на скамейке у ног матери. Заходящее сентябрьское солнце, еще жаркое, обливало их своим мягким светом, а расстилавшийся перед ними сад, окутанный сероватыми тенями, медленно засыпал. Ни один звук извне не доносился в этот пустынный уголок города.

— Дай-ка, я ей приделаю руки.

В то мгновение, когда она брала куклу, двое юношей, один семнадцати, другой восемнадцати лет, спустились с крыльца. Они подошли к Марте и поцеловали ее.

— Не брани нас, мама, — весело сказал Октав. — Это я увел Сержа на музыку. И народу же там было, на бульваре Совер!

— Я думала, что вас задержали в коллеже, — совсем тихо сказала мать, — а то я очень беспокоилась бы…

Дезире, сразу же забыв о кукле, бросилась к Сержу на шею с криком:

— У меня улетела птичка, синенькая, которую ты мне подарил…

Она готова была расплакаться. Мать, считавшая, что она уже забыла о своем горе, напрасно пыталась привлечь ее внимание к кукле. Девочка, вцепившись в руку брата, тащила его за собой в сад, повторяя:

— Посмотри же, посмотри.

Серж, со своей обычной кротостью, последовал за ней, стараясь ее утешить. Она привела его к небольшому парнику, возле которого на столбике стояла клетка. Здесь она объяснила, что птица вылетела в тот момент, когда она открыла дверцу, чтобы помешать ей драться с другой птичкой.

— Неудивительно! — воскликнул Октав, усевшийся на перилах террасы. — Она вечно с ними возится, рассматривает, хочет узнать, что такое у них в горле поет. Недавно она полдня носила их в карманах, чтобы им было потеплее.

— Октав! — сказала Марта укоризненно. — Не дразни бедняжку.

Дезире не слышала слов матери. Она с мельчайшими подробностями рассказывала брату, каким образом улетела птичка.

— Видишь ли, она выпорхнула вот так и уселась на высоком грушевом дереве в саду господина Растуаля. Оттуда перескочила на сливу, подальше. А потом пролетела надо мной и скрылась в густых деревьях супрефектуры. Больше я ее уже не видела.

На глазах у девочки выступили слезы.

— Может быть, она еще прилетит? — нерешительно сказал Серж.

— Ты думаешь? Я пересажу других птичек в ящик, а клетку оставлю на ночь открытой.

Октав не мог удержаться от смеха. Но Марта подозвала к себе Дезире:

И она подала ей куклу. Кукла получилась великолепная: на ней была пышная юбка, голова была сделана из куска скомканной материи, руки — из кромки, пришитой к плечам. Лицо Дезире сразу просияло. Она снова уселась на скамеечке, сразу позабыв о птичке, и, по-ребячески забавляясь, принялась целовать и укачивать куклу.

Серж подошел к брату и прислонился к перилам террасы. Марта снова принялась за чулок.

— Там играла музыка? — спросила она.

— Да, там всегда по четвергам играет музыка, — ответил Октав. — Напрасно ты, мама, туда не ходишь. Там собираются решительно все — дочери господина Растуаля, госпожа де Кондамен, господин Палок, жена мэра с дочерью… Почему ты там не бываешь?

Марта продолжала сидеть, не отрывая глаз от работы; закончив штопку, она проговорила:

— Вы хорошо знаете, дети, что я больше люблю сидеть дома… Мне и здесь очень хорошо. И потом надо же, чтобы кто-нибудь оставался с Дезире.

Октав открыл было рот, но, посмотрев на сестру, ничего не сказал. Он продолжал сидеть, тихонько насвистывая, и устремив глаза на деревья супрефектуры, где перед отходом ко сну шумно возились воробьи; время от времени он поглядывал на грушевые деревья господина Растуаля, за которыми садилось солнце. Серж вынул из кармана книгу и углубился в чтение. Наступила сосредоточенная тишина, полная молчаливой нежности и озаренная золотистым солнечным светом, постепенно слабевшим на террасе. Марта, с любовью поглядывая на троих детей, среди этого вечернего безмолвия продолжала делать равномерные большие стежки.

— Что это сегодня обед запаздывает? — спустя минуту произнесла она. — Скоро десять часов, а вашего отца еще нет… Кажется, он отправился в Тюлет.

— Ну, тогда это неудивительно. — воскликнул Октав. — Тамошние крестьяне не скоро выпустят его, раз он попал им в руки. Уж не пошел ли он туда закупать вино?

— Не знаю, — ответила Марта, — ведь он не любит говорить о своих делах.

Снова воцарилось молчание. В столовой, окно которой было широко открыто на террасу, старая служанка Роза накрывала на стол, сердито позвякивая посудой и столовым серебром. Она, видимо, была в очень дурном настроении, так как раздраженно двигала стульями и что-то бормотала себе под нос. Затем она спустилась вниз и, став у ворот, начала всматриваться в сторону площади Супрефектуры. Постояв там несколько минут, она взошла на крыльцо и крикнула:

— Господин Муре, видно, не придет сегодня к обеду?

— Придет, Роза, подождите немного, — спокойно ответила Марта.

— Да ведь кушанья-то все перепреют. Это никуда не годится. Уж если господину Муре угодно выкидывать такие штуки, пусть бы хоть предупредил. Мне-то что? Да только обед нельзя будет есть.

— Ты думаешь, Роза? — раздался за ее спиной спокойный голос. — А мы все-таки съедим твой обед.

Это был Муре, который только что вошел. Роза обернулась и в упор посмотрела на него, готовая вспылить; но при виде его лица, на котором сквозь невозмутимое спокойствие чуть проглядывала насмешливость буржуа, она не нашлась, что сказать, и вышла. Муре, сойдя на террасу, потоптался там немного; он ограничился тем, что кончиками пальцев потрепал по щеке Дезире, которая ему улыбнулась. Марта подняла глаза; затем, посмотрев на мужа, стала убирать свою работу в столик.

Читайте также: