Неделя марийского языка и литературы в школе

Обновлено: 07.07.2024

Ребёнку уже с раннего детства присуща познавательная потребность. Познавательная потребность выражается в любопытстве и любознательности ребёнка с первых шагов его жизни. Естественная любознательность детей к жизненным явлениям, к окружающему миру после начала обучения в школе постепенно ослабевает, поэтому учитель с первых дней обучения в школе должен обращать внимание на природную любознательность, как объективную основу его интереса к учению. Развитие интереса проявляется через связь с жизнью, через самостоятельные творческие работы, через контроль усвоения знаний, а также через изучение краеведческого материала.

ВложениеРазмер
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchikhsya_na_urokakh_mariyskogo.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кармазикова М. Л., учитель

языка и ИКН МОУ «Лицей

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках марийского (государственного) языка и истории и культуры народов РМЭ

Предметы национально-регионального компонента должны способствовать повышению уровня национально-общественного сознания и культуры межнациональных отношений, приобщению учащихся к истории марийского народа, его национальным и культурным ценностям и традициям. Они дополняют знания учащихся о родном крае по истории, географии, литературе, включают в себя эстетическую информацию о музыкальном, театральном и изобразительном искусстве марийского народа. При этом учитывают доступность произведений возрастным особенностям учащихся, их идейно-художественная, образовательная и воспитательная ценность, педагогическая целесообразность изучения.

Предметы национально-регионального компонента ставят перед собой не только обучающую и познавательную цели, но и воспитательную. Это воспитание любви к своему краю, отчему дому-месту, где человек родился и вырос.

Предметом познавательного интереса, безусловно, являются новые сведения, до сих пор неизвестные они поражают воображение детей, заставляют удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в состоянии ожидания.

Ребёнку уже с раннего детства присуща познавательная потребность. Познавательная потребность выражается в любопытстве и любознательности ребёнка с первых шагов его жизни. Естественная любознательность детей к жизненным явлениям, к окружающему миру после начала обучения в школе постепенно ослабевает, поэтому учитель с первых дней обучения в школе должен обращать внимание на природную любознательность, как объективную основу его интереса к учению.

Побуждению интереса учащихся к изучаемому предмету может способствовать использование краеведческого материала. На уроках марийского языка и ИКН учащиеся приобретают знания:

  1. О духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.);
  2. О взаимосвязях культур родственных финно-угорских народов и народов, живущих в Марий Эл;
  3. О марийском языке (возникновение письменности, развитие, сходство и различие с родным языком ученика и т.д.).

Такое широкое использование краеведческого материала в содержании обучения должно способствовать развитию интересов у учащихся. То есть, для развития познавательных интересов учащихся на уроках марийского языка и истории, культуры народов предложен тот ценный учебный материал из художественной, публицистической, справочно-энциклопедической, научной литературы, чтобы после окончания общеобразовательной школы у учащегося было целостное представление о нашей республике и о марийской культуре.

Отражением судьбы горномарийского народа является жизнь первого писателя в горном крае Никона Васильевича Игнатьева. Пример его жизни – подтверждение мысли о том, что немало талантливых людей среди марийцев, которые могут преодолеть все жизненные невзгоды, при этом не растерять лучшие человеческие качества. А его упорству в достижении поставленной цели в деле просвещения родного народа можно только позавидовать. Всё это изучается на уроках ИКН.

Целенаправленное использование этих материалов, способствующее повышению познавательной активности учащихся, ведёт не только к углублению их знаний по тому или иному предмету, но и способствует формированию целостного видения мира, помогает установить неведомые им прежде связи между явлениями.

Таким образом, развитие интереса проявляется через связь с жизнью, через самостоятельные творческие работы, через контроль усвоения знаний, а также через изучение краеведческого материала. Для этого используются разнообразные формы и методы организации познавательной деятельности. Это и уроки-лекции, уроки заочного путешествия, передвижные выставки и экскурсии по историческим местам. Немалую роль в активизации познавательной деятельности на уроках играет и занимательный материал.

Группа продленного дня. Неделя марийского языка и ИКН

Так же сегодня состоялась встреча с научным сотрудником Этнографического музея города Козьмодемьянска Савиновой Зинаидой Ивановной, которая провела игры и гадания с учащимися группы продленного дня 2а, 2б, 5 и 7 классов.

Еще фото на странице школы в Google+

План
проведения мероприятий Недели марийского языка и ИКН.

Вам также может понравиться


Неделя психологии: начало

ВНИМАНИЕ. 29.09.2014 года стартовала неделя психологии в школе. День первый.


Знай правила движения!

1. Знакомство с марийскими народными музыкальными инструментами:

• Просмотр видеороликов игры на волынке

• Просмотр видеоролика игры на гуслях (повторение)

3. Просмотреть видеоролик о марийских национальных костюмах.

5. Исполнение песен:

Дата: 06.11.2015г. в 09.30

Цель: Воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за свой край.

• Формировать правильную выразительную речь

• Развивать навыки коммуникативного взаимодействия детей

• Активизировать активность и уверенность в себе

• Развивать эмоционально-чувственную сферу, чувство радости и сопереживания.

на тематическую неделю (02.11.2015г. -06.11.2015г.) посвященную Дню рождения республики Марий Эл

(подготовительная группа)

Воспитатели: Фадеева Н. В.

Понедельник

Тема занятия Программное содержание

Воспитывать в детях любовь, гордость к родному городу, желание принимать участие в его благоустройстве.

• Экскурсия в марийскую избу Приобщать детей к национальной культуре, быту народа мари.

Обогащать словарь: тувер, запон.

Тема занятия Программное содержание

Утро • Рассмаривать куклу в марийском костюме

Подбирать характерный цвет для орнамента, красиво располагать.

Воспитывать аккуратность в работе.

Приобщать детей к культуре марийского народа.

Развивать смекалку, быструю реакцию, сообразительность в детях.

Тема занятия Программное содержание

Утро • Заучивание стихов на марийском языке о птицах (сорока, синичка)

Поддерживать в детях бодрое, радостное настроение от пения песен на родном языке

Самостоятельно его выбирать, украшать, подбирать цвета, характерные для марийских узоров.

Совершенствовать приемы рисования кистью: концом, всей поверхностью.

Воспитывать художественный вкус.

Прогулка Экскурсия по улицам города

Прививать любовь, уважение к марийскому фольклору

Познакомится с предприятиями, которые находятся в нашем районе и их продукцией.

Тема занятия Программное содержание

Формировать стремление принимать активное участие в проведении КВН, испытывать чувство веселья и радости.

Обратить внимание на место расположение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Директор школы______ Заместитель директора по НМР______

Заместитель директора по ВР_______

создания центра

марийского языка и культуры

Разработали учителя марийского

(государственного) языка и ИКН Александрова Л.В., Павлова Н.М.

Наименование – программа создания центра марийского языка

Статус программы – программа развития этнокультурного центра

Заказчик – администрация МОУ «Ронгинская средняя общеобразова-

Исполнитель программы – учительница марийского языка и

литературы Александрова Л.В.,

учительница ИКН Павлова Н.М.

Контроль за исполнением

программы – администрация МОУ «Ронгинская средняя общеобразо-

Сроки реализации – 2012-2016 гг.

Контингент – об учающиеся школы, учителя, родители

Пояснительная записка

Стратегической задачей образовательной политики РФ является создание условий для сохранения единства образовательного пространства и повышения культуры межнационального общения. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанный в духовных и культурных традициях. Новый образовательный стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия РФ, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Использование культурологического подхода в построении содержания общего образования предполагает наличие этнокультурной составляющей.

ФГОС как требование на уровне учителей марийского языка и ИКН включает введение в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение на родных традициях, обычаях), особенности развития и подготовки обучающихся с учётом местных особенностей.

В школе более 80 % обучающихся дети мари. Знание истории, традиции, обычаев своего народа дает им возможность являться продолжателями народных традиций.

Истоки этнической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в его традициях и обычаях.

Основываясь на отмеченные положения, можно сделать вывод о том, что этнокультурное образование, которое определяет отношение человека к обычаям и традициям, есть фундаментальное и всеохватывающее измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а универсальности. Именно поэтому принципы этнической культуры, лежащие в основе деятельности национально-регионального компонента, позволяют организовать работу на более эффективном уровне. Мы должны в своей работе создать развивающую этнокультурную образовательную среду, которая позволит сформировать основные ключевые компетенции обучающихся, используя традиции народа мари.

Данная программа должна способствовать развитию творческих возможностей ребенка, дать более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языке, духовных ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой личности, патриота, человека высоко нравственного.

Учитывая всё это, мы создали настоящую программу по следующим направлениям:

Читайте также: