Классификация классных часов в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Классные часы – это один из видов внеурочной деятельности. Они проводятся классным руководителем и сопровождают школьников в течение всего времени их учёбы (с 1 по 11 класс). Вопросы, которые рассматриваются на классных часах, различные, но основной их целью является воспитание личности.

Классные часы обязательны для проведения. Их тематика, в первую очередь, зависит от возраста учащихся и должна быть разработана таким образом, чтобы затрагивать важные жизненные вопросы. Например, для младших школьников это уроки, посвящённые пожарной безопасности, правилам дорожного движения, доброте, честности и т.д. В старших классах делается упор на воспитание патриотизма, нравственности, культуры и этики.

Планирование

Но всё же классный час – это тщательно спланированное мероприятие с подобранными материалами. Ещё в августе классные руководители составляют план воспитательной работы на будущий учебный год. В неё должны быть включены такие направления, как патриотическое и духовно-нравственное воспитание, здоровый образ жизни, исторические события и пр. (в старших классах сюда же можно отнести предпрофильную подготовку). К каждому занятию составляется конспект (для игровых – сценарий).

Поиск материалов чаще всего становится заботой именно классного руководителя. Сегодня есть множество источников для ознакомления с тематическими разработками классных часов: методическая литература, сайты в сети Интернет с готовыми планами и презентациями, помощь опытных учителей на форумах и т.д.

Важность классных часов в начальной школе

Классные часы в начальной школе – это очень мощное воспитательное воздействие на личность ребёнка, которое предоставляет возможность для самореализации и самовоспитания. Дети в младших классах (с 1 по 4) находятся в том возрасте, когда они, как губка, впитывают всю окружающую информацию. Поэтому она должна быть особенно тщательно разработана, чтобы её можно было не только довести до сознания каждого маленького человечка, но и закрепить её на долгие годы вперёд.

Формы проведения классных часов

Любой ребёнок с удовольствием играет. Поэтому чтобы привлечь внимание каждого ученика к какой-либо теме, можно проводить классные часы в начальной школе в виде игры. Это может быть викторина, конкурс, праздник, смотр достижений и т.д. Кроме того, не обязательно ограничиваться занятиями в школе, а можно организовать для малышей экскурсию или поход по заранее спланированному маршруту для изучения окружающего мира

Сценарии классных часов могут быть различными (в зависимости от тематики). Например, одна из первых тем проведения мероприятия в 1 классе – дружба. Целями такого классного часа являются сплочение нового коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу, общение между собой, умение коллективно подходить к решению каких-либо вопросов.

Классные часы в начальной школе – это очень важные мероприятия, которые вносят в сознание развивающейся личности необходимые коррективы. Сценариев, так же как и форм проведения, огромное количество. Чтобы классный час оказался не пустой тратой времени, его нужно тщательно готовить, используя готовые или самостоятельно разработанные материалы.

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,

4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д.
Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.
Подготовка нравственного классного часа предварительной работой, а именно:

Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те обучающиеся, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.
2 . Подбор материала

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы.
Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения.
Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни обучающихся, заметным событием в жизни класса, вызывал желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.

Примерная тематика нравственных классных часов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Цели и формы интеллектуально-познавательных классных часов

Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.

Цели :
1. Развивать познавательный интерес учащихся

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:

- дни интеллектуального творчества;

- защита интеллектуальных проектов;

- интеллектуальные ринги и викторины;

- заседание клубов интеллектуалов;

- интеллектуальные олимпийские игры;

- школа интеллектуального развития.

Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов

Я и мои способности.

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

Тренировка памяти - залог будущего успеха.

Человек и творчество.

Разговор с самим собой по душам

Как научиться властвовать собой?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

Пока я мыслю, я вижу.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.

Тематические классные часы требуют от педагога серьезной подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе.

Планируя тематические классные часы, необходимо предварительно предложить учащимся совместно определить темы, которые впоследствии могут стать основой серии различных внеклассных мероприятий по данной теме. Предварительное планирование совместно с классом можно провести в соответствии с одним из следующих вариантов:

Далее ответы учащихся собираются, педагог анализирует их и выписывает на доске те темы, которые наиболее часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.

Цели :
1. Развивать кругозор учащихся

2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их

интересов и духовных потребностей

Примерная тематика тематических классных часов

Мир моих увлечений.

Памятные даты моей семьи.

Обычаи и традиции народов мира.

Мир моих способностей.

Памятные даты моей страны.

Обычаи и традиции моей страны.

Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития.

О вкусах не спорят?

Профессионал. Кто он?

Мои профессиональные приоритеты.

Информационный классный час

Цели :
1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.
2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения
3. Формирование своего отношения к происходящему
4. Развитие исследовательских умений

Главное назначение информационного часа - формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.
Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события.
Тематические часы могут быть по времени более длительными, до 45 минут. Если информационный час длиться дольше, он может вызвать отрицательное восприятие учащимися такой формы воспитательной работы.
Правила подготовки информационного классного часа:

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Классный час является одной из главных форм воспитания в школе.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК

Типы и формы классных часов

Е.Ю. Говыжа, учитель

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

Нравственный классный час

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую точку зрения)

Интеллектуально-познавательный классный час

1. Развивать познавательный интерес учащихся

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

Тематический классный час

Развивать кругозор учащихся

Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей

Информационный классный час

Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения

Формирование своего отношения к происходящему

Развитие исследовательских умений

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

• Возрастных и психологических особенностей школьников

• Целей и задач, которые он ставит

• Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Формы классных часов:

• Беседа (эстетическая, нравственная)

• Встречи с интересными людьми

• Викторины по различным областям знаний

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

• Определить тему, сформулировать цель

• Составить план (сценарий)

• Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме

• Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом)

• Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей

Новые формы классных часов:

Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает какая тема классного часа на эту букву интересует детей)

В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.

Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

- Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?

- Что ты купишь родителям с первой получки?

- Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

- Самые замечательные качества твоих родителей.

Час таинственных дел

В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.

Толерантные классные часы

1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?

2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.

3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.

4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.

5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

Список литературы

Богуславская И.Г. Все для заместителя директора по воспитательной работе/курс лекций - Казань, 2007.

Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001

Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школы г. Воронежа/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко М.: 5 за знания, 2007.

Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме:

  1. Воспитательного часа (час классного руково­дителя);
  2. Экскурсии;
  3. Тематической лекции;
  4. Беседа (этическая, нравственная);
  5. Диспуты;
  6. Встречи с интересными людьми;
  7. Викторины по различным областям знаний;
  8. Дискуссии (дискуссии могут носить свободный харак­тер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
  9. КВНы;
  10. Интерактивные игры;
  11. Игры — путешествия;
  12. Театральные премьеры;
  13. Психологические игры и тренинги;
  14. Читательские конференции.

Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

Функции классного часа

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содер­жать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию опреде­ленного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широ­ко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диа­лога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руко­водителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сде­лать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа
  2. Определение времени и места проведения классного часа
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные посо­бия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
  4. Определение участников подготовки и проведения класс­ного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
  5. Анализ его результативности.

Виды классных часов

Советы по организации классного часа

Читайте также: