Особенности ярославской иконописной школы

Обновлено: 05.07.2024

Ярославль — древний художественный центр, известный с домонгольского времени. Иконы ярославской иконописной школы — это не только ценнейшее культурное наследие города, но и яркая, самобытная составляющая русской художественной культуры.

По законам каноничного искусства любое отступление от традиционного вида может считаться иконографической особенностью. Ошибки при создании композиции встречаются крайне редко, небрежность противоречит этике иконописания. Как правило, изменение иконографии — осознанный шаг, серьезная работа, требующая грамотности, широкого кругозора, свободного владения текстами, знания художественных образцов, профессионального опыта. Поэтому такая икона почти всегда является произведением незаурядного мастера, вызывает пристальный интерес исследователей и составляет гордость любой коллекции.

Говоря об иконографической редкости, необходимо отметить, что это понятие в определенной мере условное. Здесь важную роль играют объективные причины: произведения подобной иконографии могли не сохраниться до наших дней; эти памятники могут находиться под слоями поздних записей и поэтому неизвестны исследователям. Они будут оставаться неизученными, пока не пройдут полную реставрацию, которая откроет их первоначальный вид. В связи с этим мы можем говорить об уникальности или редкости этих произведений на современном этапе наших знаний, что нисколько не умаляет ценности представляемых памятников.

Изучение икон в коллекции музея позволяет говорить, что, несмотря на рамки канона, развитие иконографии прослеживается во всех иконописных сюжетах, даже в самых устойчивых. Здесь мы видим определенные закономерности: изменения вызваны использованием нового художественного образца, привлечением нового текста или иным прочтением уже известного, событиями российской или местной истории. Это может быть совершенно новая композиция или традиционная иконография с новыми акцентами и деталями.

Новые сюжеты в ярославской иконописи возникали не только для освещения событий местной истории. Иконографическое творчество коснулось даже композиций двунадесятых праздников — главных событий священной христианской истории. Праздничные иконы имеют устойчивые композиции, восходящие к Евангельскому преданию и раннехристианским образцам. Распространение сборников апокрифических текстов (не вошедших в кодекс Священного писания), богословских Слов и Толкований, посвященных этим событиям, позволило создавать более развернутые, пространные (подробные) изводы (варианты) традиционных композиций, детализировать изображения и акцентировать определенные нюансы содержания.

Среди иконографических композиций особое место занимают иконы, написанные на тексты литургических (богослужебных) гимнов. Они довольно редки, потому что

Коллекция ярославской иконописи позволяет говорить о том, что в XVII веке не менее разнообразной была информация о раннехристианских святых. Их память праздновалась ежегодно согласно церковному календарю, но масштаб их почитания, а значит, количество храмов и икон, зависел от многих факторов.

Существуют устойчивые и распространенные традиции почитания святых, и есть образы, встречающиеся крайне редко.

Сегодня они — единственные известные изображения святой, но отличающиеся друг от друга в принципиальном сюжете о мученической кончине Фомаиды. Объяснить расхождение в столь близких по времени и месту происхождения произведениях помогло исследование житийных текстов, в обоих случаях помещенных в картушах в основании изображений. Было выяснено, что в иконе практически дословно воспроизведен текст Жития Фомаиды в редакции Димитрия Ростовского. Но мастера росписи, работавшие в галерее храма в 1700 году, не могли ею воспользоваться, так как книга Житий святых, включающая апрель, на который приходится память Фомаиды, была издана в январе 1700 года. С учетом того, что во фреске повествование о святой мученице ведется от имени преподобного Даниила Скитского, поиски были сосредоточены на известных в Ярославле Скитских Патериках — сборниках рассказов о добродетелях и подвигах великих монаховподвижников. Выяснилось, что мастера росписей почти без сокращений воспроизвели текст из Скитского Патерика первой половины XVI века. Известно, что такой сборник находился в библиотеке Димитрия Ростовского, который использовал его как источник для написания жития мученицы Фомаиды. Дмитрий Ростовский — архиерей, создавший новую редакцию Житий все святых православной Церкви, за этот подвиг был причислен к лику святых. Удивительно, что ярославские мастера, расписывавшие паперть Предтеченского храма, могли использовать эти же книги в качестве источников сюжетов для своей работы. Учитывая такой уровень профессионализма и кругозор ярославских изографов, существование в Ярославле икон, не имеющих аналогов, становится вполне объяснимым и даже закономерным.

Иконы, посвященные русским святым, традиционно разнообразны, информативны и представлены большим количеством памятников. Но среди них есть настоящие легенды.

Благодаря своему мастерству, умению творчески решать самые сложные задачи, оставаясь в традиционных рамках, ярославские иконописцы были известны всей Руси. Они создали неповторимый стиль работы, основанный на ярославском образе жизни и ярославском образе мысли. Иконографическое разнообразие здесь становится показателем профессионализма и уровня образованности. Каждая икона редкой иконографии — работа незаурядного мастера, раскрывающая его творческую индивидуальность. Эти памятники подтверждают, что слава ярославских иконописцев абсолютно заслуженна. И есть все основания полагать, что на этом пути нас ждет еще немало замечательных открытий.


Ярославская иконописная школа – своего рода рубеж между русским Средневековьем и Новым временем, причем опыт других художественных школ и центров перерабатывался в нечто свое, особенное, уникальное. Об особенностях ярославских икон и истории развития школы рассказывает Виктория Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея.

XVII век – время расцвета ярославской иконописной школы. В отличие от других культурных центров, традиции древнерусской иконописи здесь продолжали развиваться и в Новое время.

Ярославль сыграл важную роль в эпоху Смуты. Многие ярославские купцы оказались в числе привилегированного купечества Российского государства, именно потому, что участвовали в ополчении Минина и Пожарского, а затем – в выборе царя Михаила Федоровича Романова, оказались государевыми гостями. Благодаря активной купеческой деятельности город быстро поднялся после Смуты, местные купцы торговали по всей России и за рубежом, в нем находилось 22 иностранных купеческих подворья, активная деятельность по производству кож, изразцов, кирпича, тканей, книжное дело.

После пожара 1658 года за 50 лет было построено и освящено 50 каменных храмов, при этом строили их только в летнее время. Причем большая часть храмов строилась на пожертвования многих прихожан, а не на средства одного богатого жертвователя, что говорит о высоком уровне самоорганизации ярославских посадских людей.


Эти обстоятельства во многом определяли особенности ярославской иконописной школы.

Большие размеры икон

Ярославль был многонаселенным городом – второй после Москвы по количеству посадов и третий после Москвы и Казани по объему торгового оборота. Отсюда приходские храмы соборного типа, пятиглавые, могущие вместить тысячу человек. Поэтому иконы Ярославля – монументального размера.


Подробность в изображении сюжета

Это вообще специфика культуры XVII века, когда в икону привносится момент эмоционального сопереживания. Отсюда – появление большого количества Страстных циклов или появление иконографии Рождества Христова, где подробно описано избиение младенцев. Иконография Рождества Христова именно в таком изводе очень любима ярославскими художниками.


Икона Рождества Христова. Середина XVII в.

В иконе не действуют законы времени нашего мира, и все события происходят как бы одномоментно, в одной точке Вечности. Спаситель приходит на землю беззащитным Младенцем, приходит туда, где есть боль и страдания, где убивают невинных, где матери оплакивают детей, и Его Самого ожидают крестные муки.

Распространение литургических сюжетов


Хвалите Господа с небес

Композиционное построение

Очень часто в ярославских иконах сюжеты разделяются не геометрическими вертикальными и горизонтальными рамками. Разделителем служит архитектурный и пейзажный фон, рассказ перетекает из одного события в другое. Причем не по прямым линиям, а всегда экспрессивно, динамично. Экспрессия, динамика композиции часто передается и образами, их активными жестами, выразительными позами.

Ярославские иконописцы были монументалистами – умели и понимали, как надо работать с крупными монументальными формами, поэтому их постоянно вызывали к государевым работам в Московский Кремль. Например, они поновляли или что-то писали заново в Успенском соборе. Ярославцы чувствовали монументальную форму даже в небольших иконах. Если увеличить даже небольшое изображение, его запросто можно было бы перенести на стену.

Обилие охры

Краски делались из местных пигментов, и колорит ярославских икон отличается от колорита других культурных центров. Цвета в иконах ярославских мастеров – от желтого до темно-коричневого; очень горячего оттенка красные; мягкие, не очищенные, а полные оттенков белые; очень характерный изумрудно-зеленый.

Редкие сюжеты

Еще одна особенность ярославской иконописной школы. Например, икона преподобного Сергия Радонежского со сказанием о Мамаевом побоище – это единственная икона, где изображена Куликовская битва. Изображая события Куликовской битвы, для победы в которой Русь объединилась, иконописец наверняка вспоминал недавние события Смуты, преодолеть которую получилось только с помощью единения, напряжения духовных сил народа.


Богоматерь Толгская со Сказанием

Расширение образцов

Ярославские мастера XVII века пользовались не только художественными образцами прошлого, не только прорисями русских иконописцев, но и активно использовали западноевропейские образцы. Кроме известных западноевропейских гравированных Библий Пискатора, они обращались к Библии Борхта, Библии Мериана, Библии Схюта, причем использовали эти образцы не только во фресках, но и в иконах. Обращаясь к западным образцам, иконописцы все-таки перерабатывали их, переводили их на язык иконы, не утрачивая того главного, что в ней есть.

Все перечисленное создавало очень яркую, самобытную ярославскую иконописную школу.

Что мы знаем об авторах


При этом ярославцы были очень хорошими учениками. Во второй половине XVII века было востребовано искусство миниатюрного, тщательного, тонкого письма, которое культивировали костромич Гурий Никитин, Семен Спиридонов из Холмогор. Ярославцы, умея работать с монументальной формой, быстро постигли эти традиции и позже стали также писать миниатюрно, изменился даже колорит икон.

Поэтому у нас такой парадокс ярославской школы – имена приезжих художников, работавших в Ярославле, сохранились на иконах, созданных ими: это придворный мастер Федор Зубов, Семен Спиридонов Холмогорец, Гурий Никитин. А иконы ярославских мастеров не подписаны, притом, что ярославских иконописцев было много, их ценили – Дмитрий Григорьев Плеханов, Семен Иванов, Севастьян Дмитриев, Федор Игнатьев.

Иконы ярославской иконописной школы


Воскресение с Сошествием во ад

Художник строил композицию, как ему удобно. Для молящегося человека хронологическая последовательность была не важна – он и так ее знал, зато он видел два прекрасных потока золотых нимбов ангелов, которые вместе с Христом спускаются в ад, и потом уже поток золотых нимбов, в котором ангелы вместе с праведниками поднимаются в рай, к жизни уже вечной.


Традиционно в православной иконографии Воскресения Христова сам сокровенно-таинственный момент Воскресения иконописцы не изображали, в русских иконах он появился с конца XVI века как раз под влиянием западноевропейского искусства.


Страшный Суд. Середина XVI в.


Страшный Суд. Вторая четверть XVII в.


Евангелист Матфей с житием

Ярославская иконописная школа сконцентрировала в себе то лучшее, что было накоплено в предыдущие эпохи. А выдающегося потенциала этой школы хватило и на эпоху Нового времени, когда иконопись Ярославля продолжала сохранять глубокое содержание и высокое мастерство художников-иконописцев.


ЯРОСЛА́ВСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из наи­бо­лее зна­чит. школ рус. ис­кус­ст­ва в 17–18 вв.; сло­жи­лась в Яро­слав­ле и его ок­ру­ге с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли в Верх­нем По­волжье. Осо­бен­но­сти Я. ш. ар­хи­тек­ту­ры с жи­во­пис­ны­ми ком­по­зи­ция­ми хра­мов (4-столп­ные 5-гла­вые, с 2-ярус­ны­ми га­ле­рея­ми, крыль­ца­ми, встро­ен­ны­ми звон­ни­ца­ми и при­де­ла­ми) про­яв­ля­ют­ся в 1620–40-х гг. под влия­ни­ем псков­ских, нов­го­род­ских и моск. мас­те­ров и тра­ди­ций го­ду­нов­ской шко­лы (ц. Ни­ко­лы На­деи­на, 1620–22). Рас­цвет ар­хит. шко­лы при­хо­дит­ся на се­ре­ди­ну – 2-ю пол. 17 в. (осо­бен­но по­сле по­жа­ра 1658), ко­гда раз­ви­ва­лось два ком­по­зиц. ти­па хра­мов: асим­мет­рич­ный с ко­ло­коль­ня­ми в сев.- зап. уг­лу (ц. Илии Про­ро­ка, 1647–1650; ц. Бо­го­яв­ле­ния, 1684–92) и сим­мет­рич­ный с от­дель­но стоя­щи­ми ко­ло­коль­ня­ми (ц. Усек­но­ве­ния гла­вы Ио­ан­на Пред­те­чи в Толч­ко­ве, 1671–87). При­де­лы не­ред­ко пе­ре­кры­ва­лись шат­ра­ми (2 сим­мет­рич­ных в ц. Ни­ко­лы Мок­ро­го, 1665–72) или гла­ва­ми (два 5-гла­вых при­де­ла в церк­ви в Толч­ко­ве). Соз­да­ва­лись хра­мо­вые ан­самб­ли из двух церк­вей, свя­тых врат и ко­ло­ко­лен (в сло­бо­де Ко­ров­ни­ки, 1649–80-е гг.). В 1640–90-е гг. в де­ко­ра­ции фа­са­дов ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись кар­ни­зы, ши­рин­ки, фри­зы, ко­лон­ки, по­реб­рик, из­раз­цы (7-мет­ро­вый из­раз­цо­вый на­лич­ник ц. Св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та в Ко­ров­ни­ках, нач. 1650-х гг.), в со­че­та­нии с цве­том кир­пич­ной клад­ки соз­даю­щие ощу­ще­ние осо­бой на­ряд­но­сти. Ар­хи­тек­ту­ра Я. ш. влия­ла на зод­че­ст­во Уг­ли­ча, Ро­ма­но­ва и Бо­ри­сог­леб­ска (ны­не Ту­та­ев); она род­ст­вен­на ко­ст­ром­ской ар­хи­тек­ту­ре 17 в.

Ярославская иконописная школа - традиционный стиль русской православной иконографии, бывший актуальным в окрестностях Ярославля в период 16-17 веков.
Ярославская иконопись указанного времени была во много основана на традициях московской иконописной школы, в то время быстро распространявшейся по русским городам и селениям.
Мастера ярославской иконописной школы работали в основном лишь над крупными храмовыми иконами - обычно это были образы чтимых христианских праздников. Принято считать, что эта тяга к масштабности была обусловлена тем, что ярославские иконописцы очень часто занимались росписью храмов - работа над большими работами была им привычнее.
Для изображения характерно повышенно внимание к мелким деталям и декору одеяний, иногда даже предполагается, что тяга к декорированию в ярославской иконописи была чрезмерной. Лики обычно демонстрируют доброту, а не суровость, типичную для икон большинства других школ.
К концу 17 века ярославская иконописная школа стала неожиданно быстро терять свои отличительные особенности - образы значительно упростились, при этом став намного более строгими и лаконичными.

Читайте также: