Классификация игр экологического содержания в доу

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

Игра служит ценным средством формирования личности. Игра активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира.

Посредством игр дети преодолевают различные трудности, тренируют свои силы, развивают свои умения и способности. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль оказывает положительное влияние на осознание дошкольников. Поэтому игровое направление активно используют в экологическом образовании дошкольников.

Можно выделить три основных подхода к игровым методам: экологизация традиционных игр, адаптация народных игр и создание новых игр с экологическим (или природоохранным) содержанием.

Также необходимо учитывать возрастные особенности детей, исходя из этого подбирать соответствующие игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, развитию экологического сознания, способствующие углубленного знания о живой и неживой природе. Для игр используются разный материал (природный материал, настольно-печатные игры (лото, разрезные картинки)) .

Необходимо помнить, что не всякая игра может быть экологической по своим целям и содержанию. Поэтому для того, чтобы реализовать задачи экологического образования посредством игры необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Выбирая игры для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

- игры подбираются с учетом закономерностей развития детей и задач экологического образования;

- игра должна давать возможность ребенку применять на практике полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

- содержание игры должно соответствовать экологическим знаниям;

- игровые действия производятся в соответствии с правилами и нормами поведения на природе;

- каждая новая игра должна соответствовать задачам экологического образования и иметь связь с предыдущей и последующими играми.

При проведении игр с целью обогащения, расширения и углубления экологических представлений, следует учитывать те представления, которые могут быть сформированы у дошкольников старшего возраста:

- о человеке, как части природы;

- о многообразии и разнообразии природных объектов, о животных и растениях как живых организмах;

- о культуре поведения в природе;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между живой и неживой природой, а также между объектами живой природы).

Для обогащения экологических представлений игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать игры вариантно, в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Содержание игры должно быть направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе. Обычно это игры для развития эстетического восприятия природы (эмоционального отношения к природе, чувства прекрасного в ней) и игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

В первом случае дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (прикосновении к животному, растению, поглаживание цветка, листьев и т.д.), рассказывают что-либо интересное об объекте природы, например, описание внешнего вида, особенности роста, ухода, бережного отношения к животным и растениям. Такие игры лучше всего проводить в природных условиях, на детской площадке, например.

Кроме того, в процессе наблюдения и изучения явлений природы у детей рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается безразличие и равнодушие возрастает творческое мышление, желание узнать больше нового. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит. Он занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. Так формируется эмоциональная отзывчивость, волнение от встречи с неизвестным в природе, радость предстоящего познания, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. Так в ходе игр обсуждаются последствия плохих и хороших поступков взрослых и детей, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения. Главная особенность игр для нравственно-оценочного отношения к природе в том, что игры не дают детям решения в готовом виде, ребенок должен самостоятельно сделать выводы.

В педагогической науке игры классифицирует на несколько групп. Ф. Фребель, один из первых среди педагогов, который выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации исследователь положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (то есть умственные игры), движений (моторные игры) и внешних органов чувств (сенсорные игры).

Н.К. Крупской детские игры делятся на

- игры, придуманные самими детьми. Эти игры несут самостоятельный характер.

- игры, придуманные взрослыми, эти игры осуществляются по определенным правилам.

Рассмотрим виды игр.

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, которые происходят в повседневной жизни.

Главное условие сюжетно-ролевой игры – это наличие у детей определенных знаний о той или другой стороне действительности, а также о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении.

Учитывая, что проблема игр считается актуальной в дошкольной педагогике, то ученые выдвигают новую классификацию детских игр (С.Л. Новосёлова) . В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (взрослого или ребенка).

Выделяются три класса игр:

1. Игры, которые возникают по инициативе детей: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, сюжетно-отобразительные.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого

- игры обучающие: интеллектуальные, подвижные, сюжетно-дидактические, театрально-постановочные;

- досуговые игры: игры-развлечения, - игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные.

З. Народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: народные и традиционные.

Также существуют творческие игры. Это такие игры, в которых ребенок проявляет сообразительность и выдумку.

К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр следует соблюдать принципы доступности отбора содержания и научности.

Следует отметить, что сегодня существует огромное количество дидактических игр экологического содержания. Многие из них разработаны самими педагогами. Среди игр можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: камешков, раковин шишек, песка и т.п. Давно известно, что природный материал способствует развитию мышления ребенка. К примеру, объекты природы можно классифицировать по разным признакам (форме, цвету, размеру, характеру происхождения). Очень важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

(в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Как правило, путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают выставки, зоопарк, зооферму, музеи. В процессе игр – путешествий дети также посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся знания, получают новые знания о природе. Педагог в этой игре выполняет главную роль –заведующего фермой, экскурсовода и т.д.

Таким образом, мы пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, воспитывают экологическую культуру, которые являются формированием личности дошкольника.

В экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления.

Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – это одна из важных задач детского учреждения. Задача взрослых - показать детям уникальность природы, ее красота и универсальность: природа – это среда жизни всех существ, в том числе и человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и лишь в последнюю очередь – это объект человеческого потребления.

Проблема игр считается актуальной в дошкольной педагогике. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (взрослого или ребенка):

1. Игры, которые возникают по инициативе детей: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, сюжетно-отобразительные.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

- игры обучающие: интеллектуальные, подвижные, сюжетно-дидактические, театрально-постановочные;

- досуговые игры: игры-развлечения, - игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные.

З. Народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: народные и традиционные.

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи экологического образования:

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе.
  3. Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

Обоснование темы.

  1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
  2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
  3. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.

Требования к играм экологического содержания.

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. (Приложение 1. Игры по возрастам.)

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. (Приложение 2. Игры по сезонам.)

Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.

Игры с правилами:

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

По форме организации и мере регламентации выделяют:

  • самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

  • сенсорно-моторные;
  • предметные;
  • игры с перевоплощением;
  • социальные;
  • соревновательные.

По тематике:

Методические рекомендации.

Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.

При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому я строю педагогический процесс экологического образования таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты. Следует так же учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры, различные лото, разрезные картинки.

Направление педагогического руководства работой по ознакомлению детей с живой и неживой природой посредством дидактической игры.

  1. Игровая среда.
  2. Игровой материал.
  3. Предметы природы.
  1. Усложнение дидактических задач и содержание игр.
  2. Содержание различных вариаций дидактических игр.
  3. Включение новых игр.
  1. Связь с трудом детей в природе.
  2. Связь с наблюдением в уголке природы и на участке.
  3. Связь с занятиями по ознакомлению с окружающим.

Распределение игр по дидактической задаче.

Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными их можно распределить на группы по дидактическим задачам.

Игры на распознание
растений и животных.

Игры на сравнение
растений и животных.

Игры на группирование
растений и животных по
какому-либо признаку.
(Приложение 6)

Игры на формирование
нравственных позиций
ребенка. (Приложение 7)

Игры на установление
связей и зависимостей
в природных явлениях.

Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.

Экологическое воспитание дошкольников- это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

Интенсивно развивается методика экологического воспитания среди дошкольников : совершенствуются методы, создаются программы работы с детьми с учетом специфики природных и социальных условий страны. К числу таких методов относят и игру, в которой обязательно должны быть задействованы взрослые. Взрослому нужно не только руководить, но и участвовать в игре, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная ц ель использования игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников - это формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.

Через игровую деятельность, направленную на экологическое воспитание, решаются образовательные и воспитательные задачи , такие как:

• углублять и расширять у детей экологические знания ;

• прививать начальные экологические , познавательные, поведенческие навыки и умения;

• развивать познавательную, творческую активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности ;

• воспитывать у дошкольников чувство бережного отношения к природе.

Так как тема экологического воспитания детей в детском саду является актуальной. И учитывая, что игра - это ведущий вид деятельности, педагоги нашего детского сада в работе с детьми активно используют игровые технологии, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Предлагаем классификацию экологических игр, которую наши педагоги используют в своей работе.

Классификация экологических игр

Творческие игры природоведческого содержания. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Театрализованные игры . Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки). В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.

Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов.

Дидактические игры . Игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Предметные игры . Игры с использованием различных предметов природы такими как, листья, семена, цветы, фрукты, овощи . Задания способствуют формированию сенсорике, развивают наблюдательность.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Интерактивные и компьютерные игры. Такие игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала. Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.


Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.

Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране — одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

Экологическое образование дошкольников это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. [6,с.15]

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Целью данной работы является изучение игры как метода и определение её роли в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

  1. Определение места игры в экологическом воспитании дошкольников.
  2. Выявление структуры дидактических игр.
  3. Классификация дидактической игры в зависимости от решаемых задач.
  4. Использование разнообразных игр экологического содержания, разработанных специалистами С. Н. Николаевой, М. А. Рыжовой, Г. Н. Казаручик.
  5. Разработка и использование дидактических игр экологического содержания для детей разных возрастных групп.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

Известна структура и классификация дидактических игр [1, с. 276].

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры:

– результат (подведение итогов).

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Подробнее остановимся на дидактических играх экологического содержания.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.

Дидактические игры экологического содержания


а) дидактические игры для обогащения экологических представлений

При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:

– старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

– дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

– в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

– о человеке как части природы;

– о культуре поведения в природе.

Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

б) дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения кприроде

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующие отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:

а) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

б) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т. д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, — создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть проявляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков человека в природе, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Особенностью дидактических игр этого блока — является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.

в) дидактические игры для приобщения кэкологической ориентированной деятельности.

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания. Введение игровых приёмов в практику обучения и воспитания дошкольников можно проводить следующим образом:

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми.

Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.

Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность.

Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно — печатных игр.

Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.

Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, игровая деятельность, экологическая культура, экологическое воспитание, мыслительная деятельность.

Читайте также: