Классификация готовности ребенка к школе с автором
Обновлено: 07.07.2024
На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Психологические особенности готовности детей к школе
Психологические особенности готовности детей к школе |
Младший школьный возраст - Готовность к школе | |||||||||||
Содержание Заключение Глава I. Психологическая готовность к школе1.1. Феномен психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов1.2. Психологические особенности старшего дошкольного возраста1.3. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольниковГлава II. Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе2.1. Описание и обоснование методик исследования психологической готовности к школеПсихологическая готовность к школе - целостное образование, предполагающее довольно высокий уровень становления мотивационной, интеллектуальной и производительной сфер. Отставание в развитии кого-то из компонентов выливается отставание развития иных, что определяет специфические варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и иностранными психологами создано немало методик по диагностике различных сторон этой проблемы. Таблица 1
ЗаключениеСписок литературыПриложениеВ психолого-педагогической литературе готовность к школьному обучению определяется в качестве достигнутого ребенком уровня морфологического, функционального и интеллектуального развития, что позволяет ему эффективно преодолевать нагрузки, обязательно присутствующие в систематическом обучении, а также адаптироваться под новый школьный режим дня. В психологии готовность к школе отражена в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, З.М. Истоминой, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славиной, И. Шванцара и др.. А. Анастази рассматривает школьную зрелость как наличие у ребенка умений, знаний, способностей, мотивации и иных необходимых для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческих характеристик . И. Шванцар определяет школьную зрелость более емко и приставляет ее как достижение ребенком той степени развития, при которой он способен принимать участие в школьном обучении. К компонентам готовности к школьному обучению Шванцара относит умственный, социальный и эмоциональный компоненты . В свою очередь, Л.И. Божович еще в 60-е годы отметила, что готовность к школьному обучению формируется из определенного уровня развития мыслительной деятельности ребенка, его готовности в произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника . А.В. Запорожец отмечал, что школьная зрелость является целостной системой взаимосвязанных качеств личности ребенка и включает в себя особенности мотивации личности, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, а также степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и пр.. В работах Л.С. Выготского имеется два существенных момента: во-первых, он считал, что предпосылки к конкретному виду, типу и уровню обучения в ребенка стоит закладывать в дошкольном периоде, а, во-вторых, обязательным является развитие высших психических функций ребенка как одной из основных предпосылок школьного обучения. К тому же, Выготский указывал на то, что результативность обучения ребенка формируется не только на базе изменений отдельно взятых психических функций, но и на перестройке функциональных связей и отношений. Таким образом, уровень развития психических функций является только предпосылкой к школьному обучению, а вот успешность школьного обучения обусловлена стратегией построения учебного процесса с учетом этих предпосылок. С.Л. Рубинштейн учебный процесс характеризовал с позиции единства обучения и развития, считал, что триада мотив-цель-результат является значимой предпосылкой к успешному овладению ребенка учебной деятельностью. Большинство исследователей, рассматривая готовность к школе, отмечают такой основной фактор как произвольность психических процессов. Т.е. подразумевают возможность управления своими психическими процессами. Безотносительно к готовности к обучению данное положение фундаментально исследовалось Л.С. Выготским, и впоследствии нашло отражение в исследованиях А.Н. Леонтьева (мотивы), З.М. Истоминой (запоминание), Л.С. Славиной (интеллектуальная активность – пассивность) и А.В. Запорожца (движения). В целом, данные исследования подтвердили значимость произвольности психических процессов в формировании готовности к школе у детей. Множество исследований было направлено на рассмотрение готовности к школе с точки зрения соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения. Таким образом, готовность к школе обуславливается как генетическими программами развития организма и психики ребенка, так и предшествующими школьному этапу условиями жизни ребенка, а также его индивидуальными опытом и знаниями. Список используемой литературы: 1. Евдокишина О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. 2. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой / М.: Просвещение, 1980. 3. Избранные труды: в 4 кн. / К. Д. Ушинский; [сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова]. – М.: Дрофа, 2005. 4 . Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей.- Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976. 5. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - М., 2015. Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения. Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Предварительный просмотр:Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения Программа профессиональной переподготовки Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО (340) Дисциплина: Формирование психологической готовности ребенка к школе (по видам психологической готовности к школе) Практическое задание 3, Модуль 3. Формирование психологической готовности к школьному обучению слушатель Кудряшева Наталья Аркадьевна Гершман Елена Дугласовна Вид психологической готовности к школе Показатели готовности к школе Личностная (мотивационная) готовность Внутренняя позиция школьника, Из всех характеристик особенностей личности ребенка выделены три общих параметра: -отношения с взрослыми: к концу дошкольного возраста поведение ребенка становится более произвольным, т.е. ребенок понимает условность учебной ситуации, видит внутреннюю позицию, которую занимают взрослые по отношению к нему; -отношение со сверстниками: готовность ребенка к сотрудничеству в совместной деятельности; -отношение к себе: развитие адекватной самооценки. Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления . Наиболее важные показатели интеллектуальной готовности: это характеристики развития образно-логического мышления и речи, способности детей к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей. Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности – это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения: формирование у ребенка таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли ребенку успешно войти в контакт с одноклассниками, учителями. В развитии волевых действий выделяют три взаимосвязанных аспекта: это – целенаправленность действия, установление цели относительно мотива и возрастание регулирующей роли речи. Большое влияние на формирование целенаправленности действий имеет успех и неудача при их выполнении, стремление во чтобы то ни стало преодолеть трудности (Батурин Н.А.). Волевое становление личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных волевых качеств и развитие волевой регуляции личности в целом: 1) становление самостоятельности; 2) развитие самооценки. Показатели готовности ребенка к школе: по физическому и биологическому развитию, если он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. -абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг.); - пропорции тела (по результатам Филлипинского теста); -моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску); -работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум 15 минут); - чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизится к взрослому. Степень биологического созревания организма можно оценить по изменению пропорций тела в период ростовых скачок (полуростовой скачок) Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения. Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты"). Цель: выявление уровня развития наглядно-образного Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек. Пр.: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме. Диагностика степени сформированности действий логического мышления Цель: выявление уровня развития логического мышления Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда. Авторы отмечают, что полученная система показателей умственного развития представляет собой только его операционально-техническую Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы? Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). Задания оценивается в баллах: -обобщение по существенному признаку – 2 балла; -употребление обобщающего слова – 1 балл. Максимальное число баллов – 15. Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.). Проведение: Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике. Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол. Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления, выявление особенности развития операции сравнения. Оборудование: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки. Изображение не комментируется. Цель: определение уровня развития операции обобщения Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно. 1.Троллейбус, автобус, трамвай - 2.Шкаф, тумбочка, кровать - 3.Волк, медведь, заяц - 4.Синий, красный, зелёный - 5.Каша, хлеб, конфеты - 6.Роза, гвоздика, ландыш – 7.Дуб, береза, липа – 8.Сыроежка, мухомор, подберезовик – 9.Сом, карась, окунь – 10.Капуста, картошка, лук – 11.Ручка, карандаш, фломастер – 12.Рука, нога, голова - Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения: I уровень – 13 баллов –высокий II уровень – 11-13 - средний III уровень – 7-11 - низкий IV уровень – менее 7 – очень низкий Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению. Оборудование: три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Проведение: Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним. Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено". Обработка: Необходимо обязательное фиксирование характера речи Высокий уровень выполнения задания - ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выложены в правильной последовательности Хороший уровень выполнения задания - ребенок сочиняет логичную версию рассказа, но картинки выложены в неправильной последовательности. Средний уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов. Неудовлетворительный уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов. Ребенок не справился с заданием, если: 1) не нашел последовательность картинок и не смог с 2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный 3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли); 4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается; 5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование”. Цель: выявление уровня развития перцептивных действий. Описание: ребенку предлагается сложить фигуру, состоящих из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом). Диагностика степени овладения действием идентификации. Цель: выявление степени овладения действием идентификации Описание: методика представляет собой поиск ребенком цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов). Ребенку предоставляется лист, на котором определенным образом расположены квадраты (5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков). Психолог по очереди предъявляет квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат. Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку. По теме: методические разработки, презентации и конспектыДети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат. Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе. Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе. Виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.В таблице кратко представлены виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели. Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению. В психолого-педагогической литературе готовность к школьному обучению определяется в качестве достигнутого ребенком уровня морфологического, функционального и интеллектуального развития, что позволяет ему эффективно преодолевать нагрузки, обязательно присутствующие в систематическом обучении, а также адаптироваться под новый школьный режим дня. В психологии готовность к школе отражена в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, З.М. Истоминой, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славиной, И. Шванцара и др.. А. Анастази рассматривает школьную зрелость как наличие у ребенка умений, знаний, способностей, мотивации и иных необходимых для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческих характеристик . И. Шванцар определяет школьную зрелость более емко и приставляет ее как достижение ребенком той степени развития, при которой он способен принимать участие в школьном обучении. К компонентам готовности к школьному обучению Шванцара относит умственный, социальный и эмоциональный компоненты . В свою очередь, Л.И. Божович еще в 60-е годы отметила, что готовность к школьному обучению формируется из определенного уровня развития мыслительной деятельности ребенка, его готовности в произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника . А.В. Запорожец отмечал, что школьная зрелость является целостной системой взаимосвязанных качеств личности ребенка и включает в себя особенности мотивации личности, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, а также степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и пр.. В работах Л.С. Выготского имеется два существенных момента: во-первых, он считал, что предпосылки к конкретному виду, типу и уровню обучения в ребенка стоит закладывать в дошкольном периоде, а, во-вторых, обязательным является развитие высших психических функций ребенка как одной из основных предпосылок школьного обучения. К тому же, Выготский указывал на то, что результативность обучения ребенка формируется не только на базе изменений отдельно взятых психических функций, но и на перестройке функциональных связей и отношений. Таким образом, уровень развития психических функций является только предпосылкой к школьному обучению, а вот успешность школьного обучения обусловлена стратегией построения учебного процесса с учетом этих предпосылок. С.Л. Рубинштейн учебный процесс характеризовал с позиции единства обучения и развития, считал, что триада мотив-цель-результат является значимой предпосылкой к успешному овладению ребенка учебной деятельностью. Большинство исследователей, рассматривая готовность к школе, отмечают такой основной фактор как произвольность психических процессов. Т.е. подразумевают возможность управления своими психическими процессами. Безотносительно к готовности к обучению данное положение фундаментально исследовалось Л.С. Выготским, и впоследствии нашло отражение в исследованиях А.Н. Леонтьева (мотивы), З.М. Истоминой (запоминание), Л.С. Славиной (интеллектуальная активность – пассивность) и А.В. Запорожца (движения). В целом, данные исследования подтвердили значимость произвольности психических процессов в формировании готовности к школе у детей. Множество исследований было направлено на рассмотрение готовности к школе с точки зрения соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения. Таким образом, готовность к школе обуславливается как генетическими программами развития организма и психики ребенка, так и предшествующими школьному этапу условиями жизни ребенка, а также его индивидуальными опытом и знаниями. Список используемой литературы: 1. Евдокишина О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. 2. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой / М.: Просвещение, 1980. 3. Избранные труды: в 4 кн. / К. Д. Ушинский; [сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова]. – М.: Дрофа, 2005. 4 . Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей.- Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976. 5. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - М., 2015. Читайте также:
|