Классификация готовности ребенка к школе с автором

Обновлено: 07.07.2024

На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Психологические особенности готовности детей к школе

Психологические особенности готовности детей к школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Психологические особенности готовности детей к школе
Психологическая готовность к школе
Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе
Все страницы

Содержание
Ведение
Глава I. Психологическая готовность к школе
1.1. Феномен психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов
1.2. Психологические особенности старшего дошкольного возраста
1.3. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе
2.1. Описание и обоснование методик исследования психологической готовности к школе

Заключение
Список литературы
Приложение


Ведение

Глава I. Психологическая готовность к школе

1.1. Феномен психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов

1.2. Психологические особенности старшего дошкольного возраста

1.3. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников

Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе

2.1. Описание и обоснование методик исследования психологической готовности к школе

Психологическая готовность к школе - целостное образование, предполагающее довольно высокий уровень становления мотивационной, интеллектуальной и производительной сфер. Отставание в развитии кого-то из компонентов выливается отставание развития иных, что определяет специфические варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и иностранными психологами создано немало методик по диагностике различных сторон этой проблемы.

Таблица 1
Сводная таблица методик психологической диагностики готовности ребенка к школе

готовность2

Заключение

Список литературы

Приложение

готовность

В психолого-педагогической литературе готовность к школьному обучению определяется в качестве достигнутого ребенком уровня морфологического, функционального и интеллектуального развития, что позволяет ему эффективно преодолевать нагрузки, обязательно присутствующие в систематическом обучении, а также адаптироваться под новый школьный режим дня.

В психологии готовность к школе отражена в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, З.М. Истоминой, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славиной, И. Шванцара и др..

А. Анастази рассматривает школьную зрелость как наличие у ребенка умений, знаний, способностей, мотивации и иных необходимых для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческих характеристик .

И. Шванцар определяет школьную зрелость более емко и приставляет ее как достижение ребенком той степени развития, при которой он способен принимать участие в школьном обучении. К компонентам готовности к школьному обучению Шванцара относит умственный, социальный и эмоциональный компоненты .

В свою очередь, Л.И. Божович еще в 60-е годы отметила, что готовность к школьному обучению формируется из определенного уровня развития мыслительной деятельности ребенка, его готовности в произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника .

А.В. Запорожец отмечал, что школьная зрелость является целостной системой взаимосвязанных качеств личности ребенка и включает в себя особенности мотивации личности, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, а также степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и пр..

В работах Л.С. Выготского имеется два существенных момента: во-первых, он считал, что предпосылки к конкретному виду, типу и уровню обучения в ребенка стоит закладывать в дошкольном периоде, а, во-вторых, обязательным является развитие высших психических функций ребенка как одной из основных предпосылок школьного обучения. К тому же, Выготский указывал на то, что результативность обучения ребенка формируется не только на базе изменений отдельно взятых психических функций, но и на перестройке функциональных связей и отношений. Таким образом, уровень развития психических функций является только предпосылкой к школьному обучению, а вот успешность школьного обучения обусловлена стратегией построения учебного процесса с учетом этих предпосылок.

С.Л. Рубинштейн учебный процесс характеризовал с позиции единства обучения и развития, считал, что триада мотив-цель-результат является значимой предпосылкой к успешному овладению ребенка учебной деятельностью.

Большинство исследователей, рассматривая готовность к школе, отмечают такой основной фактор как произвольность психических процессов. Т.е. подразумевают возможность управления своими психическими процессами. Безотносительно к готовности к обучению данное положение фундаментально исследовалось Л.С. Выготским, и впоследствии нашло отражение в исследованиях А.Н. Леонтьева (мотивы), З.М. Истоминой (запоминание), Л.С. Славиной (интеллектуальная активность – пассивность) и А.В. Запорожца (движения). В целом, данные исследования подтвердили значимость произвольности психических процессов в формировании готовности к школе у детей.

Множество исследований было направлено на рассмотрение готовности к школе с точки зрения соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения.

Таким образом, готовность к школе обуславливается как генетическими программами развития организма и психики ребенка, так и предшествующими школьному этапу условиями жизни ребенка, а также его индивидуальными опытом и знаниями.

Список используемой литературы:

1. Евдокишина О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10.

2. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой / М.: Просвещение, 1980.

3. Избранные труды: в 4 кн. / К. Д. Ушинский; [сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова]. – М.: Дрофа, 2005.

4 . Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей.- Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976.

5. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - М., 2015.

Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

ВложениеРазмер
kudryasheva_natalya_arkadevna.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО (340)

Дисциплина: Формирование психологической готовности ребенка к школе (по видам психологической готовности к школе)

Практическое задание 3, Модуль 3. Формирование психологической готовности к школьному обучению

слушатель Кудряшева Наталья Аркадьевна

Гершман Елена Дугласовна

Вид психологической готовности к школе

Показатели готовности к школе

Личностная (мотивационная) готовность

Внутренняя позиция школьника, Из всех характеристик особенностей личности ребенка выделены три общих параметра:

-отношения с взрослыми: к концу дошкольного возраста поведение ребенка становится более произвольным, т.е. ребенок понимает условность учебной ситуации, видит внутреннюю позицию, которую занимают взрослые по отношению к нему;

-отношение со сверстниками: готовность ребенка к сотрудничеству в совместной деятельности;

-отношение к себе: развитие адекватной самооценки.

Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления . Наиболее важные показатели интеллектуальной готовности: это характеристики развития образно-логического мышления и речи, способности детей к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей.

Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности – это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения: формирование у ребенка таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли ребенку успешно войти в контакт с одноклассниками, учителями.

В развитии волевых действий выделяют три взаимосвязанных аспекта: это – целенаправленность действия, установление цели относительно мотива и возрастание регулирующей роли речи. Большое влияние на формирование целенаправленности действий имеет успех и неудача при их выполнении, стремление во чтобы то ни стало преодолеть трудности (Батурин Н.А.). Волевое становление личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных волевых качеств и развитие волевой регуляции личности в целом:

1) становление самостоятельности;

2) развитие самооценки.

Показатели готовности ребенка к школе: по физическому и биологическому развитию, если он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

-абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг.);

- пропорции тела (по результатам Филлипинского теста);

-моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску);

-работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум 15 минут);

- чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизится к взрослому.

Степень биологического созревания организма можно оценить по изменению пропорций тела в период ростовых скачок (полуростовой скачок)

Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера.

Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного

мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты").

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного

Описание: в методике детям предлагается на основе использования

условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.

Пр.: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к

каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.

Диагностика степени сформированности действий логического мышления

Цель: выявление уровня развития логического мышления

Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами,

расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Авторы отмечают, что полученная система показателей умственного

развития представляет собой только его операционально-техническую

Цель: определение уровня развития операции классификации

Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?

Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие

операции классификации (обобщающее слово).

Задания оценивается в баллах:

-обобщение по существенному признаку – 2 балла;

-употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Цель: определение уровня развития операции классификации

Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.).

Проведение: Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно

классифицировать в 5 групп по разной тематике.

Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.

Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления,

выявление особенности развития операции сравнения.

Оборудование: Две предметные картинки или несложные

открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми

перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под

Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки.

Изображение не комментируется.

Цель: определение уровня развития операции обобщения

Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.

1.Троллейбус, автобус, трамвай -

2.Шкаф, тумбочка, кровать -

3.Волк, медведь, заяц -

4.Синий, красный, зелёный -

5.Каша, хлеб, конфеты -

6.Роза, гвоздика, ландыш –

7.Дуб, береза, липа –

8.Сыроежка, мухомор, подберезовик –

9.Сом, карась, окунь –

10.Капуста, картошка, лук –

11.Ручка, карандаш, фломастер –

12.Рука, нога, голова -

Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения

понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13.

Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:

I уровень – 13 баллов –высокий

II уровень – 11-13 - средний

III уровень – 7-11 - низкий

IV уровень – менее 7 – очень низкий

Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Оборудование: три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.

Проведение: Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам

рассказ. Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.

Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо

догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом

составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Обработка: Необходимо обязательное фиксирование характера речи

Высокий уровень выполнения задания - ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выложены

в правильной последовательности

Хороший уровень выполнения задания - ребенок сочиняет логичную

версию рассказа, но картинки выложены в неправильной последовательности.

Средний уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел

последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов.

Неудовлетворительный уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов.

Ребенок не справился с заданием, если:

1) не нашел последовательность картинок и не смог с

2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный

3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли);

4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается;

5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование”.

Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание: ребенку предлагается сложить фигуру, состоящих из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Диагностика степени овладения действием идентификации.

Цель: выявление степени овладения действием идентификации

Описание: методика представляет собой поиск ребенком цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов). Ребенку предоставляется лист, на котором определенным образом расположены квадраты (5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков). Психолог по очереди предъявляет квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.

Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат.


Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"


Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"


Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе.

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."

материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе.

Виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.

В таблице кратко представлены виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.


Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению.

В психолого-педагогической литературе готовность к школьному обучению определяется в качестве достигнутого ребенком уровня морфологического, функционального и интеллектуального развития, что позволяет ему эффективно преодолевать нагрузки, обязательно присутствующие в систематическом обучении, а также адаптироваться под новый школьный режим дня.

В психологии готовность к школе отражена в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, З.М. Истоминой, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славиной, И. Шванцара и др..

А. Анастази рассматривает школьную зрелость как наличие у ребенка умений, знаний, способностей, мотивации и иных необходимых для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческих характеристик .

И. Шванцар определяет школьную зрелость более емко и приставляет ее как достижение ребенком той степени развития, при которой он способен принимать участие в школьном обучении. К компонентам готовности к школьному обучению Шванцара относит умственный, социальный и эмоциональный компоненты .

В свою очередь, Л.И. Божович еще в 60-е годы отметила, что готовность к школьному обучению формируется из определенного уровня развития мыслительной деятельности ребенка, его готовности в произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника .

А.В. Запорожец отмечал, что школьная зрелость является целостной системой взаимосвязанных качеств личности ребенка и включает в себя особенности мотивации личности, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, а также степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и пр..

В работах Л.С. Выготского имеется два существенных момента: во-первых, он считал, что предпосылки к конкретному виду, типу и уровню обучения в ребенка стоит закладывать в дошкольном периоде, а, во-вторых, обязательным является развитие высших психических функций ребенка как одной из основных предпосылок школьного обучения. К тому же, Выготский указывал на то, что результативность обучения ребенка формируется не только на базе изменений отдельно взятых психических функций, но и на перестройке функциональных связей и отношений. Таким образом, уровень развития психических функций является только предпосылкой к школьному обучению, а вот успешность школьного обучения обусловлена стратегией построения учебного процесса с учетом этих предпосылок.

С.Л. Рубинштейн учебный процесс характеризовал с позиции единства обучения и развития, считал, что триада мотив-цель-результат является значимой предпосылкой к успешному овладению ребенка учебной деятельностью.

Большинство исследователей, рассматривая готовность к школе, отмечают такой основной фактор как произвольность психических процессов. Т.е. подразумевают возможность управления своими психическими процессами. Безотносительно к готовности к обучению данное положение фундаментально исследовалось Л.С. Выготским, и впоследствии нашло отражение в исследованиях А.Н. Леонтьева (мотивы), З.М. Истоминой (запоминание), Л.С. Славиной (интеллектуальная активность – пассивность) и А.В. Запорожца (движения). В целом, данные исследования подтвердили значимость произвольности психических процессов в формировании готовности к школе у детей.

Множество исследований было направлено на рассмотрение готовности к школе с точки зрения соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения.

Таким образом, готовность к школе обуславливается как генетическими программами развития организма и психики ребенка, так и предшествующими школьному этапу условиями жизни ребенка, а также его индивидуальными опытом и знаниями.

Список используемой литературы:

1. Евдокишина О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10.

2. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой / М.: Просвещение, 1980.

3. Избранные труды: в 4 кн. / К. Д. Ушинский; [сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова]. – М.: Дрофа, 2005.

4 . Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей.- Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976.

5. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - М., 2015.

Читайте также: