Христова ночь салтыков щедрин краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Холод сковал ночную землю и в нем едва слышен говор просыпающихся ручьев. Убог и сиротлив вид кругом, словно все задавлено невидимой кабалой.

Но вот с разных концов равнины понеслись звуки полночных колоколов. Ожили окрестности, по дорогам застучали подводы и тысячи ног деревенских, измученных нищетой и жизнью, людей. Они шли в храм на поклон воскресшему Богу. Поодаль шествовали богатые жители, весело переговаривающиеся и предвкушающие недельное гуляние.

Заалел восток, и тайна разлилась по миру. Воскрес Бог и заполнил собой весь мир.

Вылетели птицы, и звери поднялись из нор, и деревья воспряли. И обещал Господь им весну и тепло, питье и пропитание, и избавление от суда. Благословив природу, Воскресший повернулся к людям.

Вышли вперед нищие и убогие, задавленные бременем жизни. И их благословил Господь за веру беззаветную и за то, что смогли полюбить ближних и учить этой любви своих детей. И обещал Он им скорое избавление от угнетающей тьмы и пришествие новой жизни в царстве добра и правды.

И повернулся Господь к веселящимся и радующимся другим людям: правителям, богатым, убийцам, лицемерам и ханжам. Притихли они, слыша приближение Воскреснувшего. И обратился Он к ним, перечисляя совершенное зло, и указал путь к спасению – через осознание ужаса своих поступков. Когда сердца преисполнятся тоской, скорбью и горечью, тогда и тени погубленных отойдут от этих людей, и станут все пред Богом равными.

Рассвет выхватил повешенного Иуду. Но его Господь снял с петли и подарил вечную жизнь в скитаниях и презрении. И до сих пор ходит он по земле, сея смуту и рознь.

Любому греху есть прощение, кроме предательства.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

О чем сказка Христова ночь Салтыкова-Щедрина

Действие сказки разворачивается на великий христианский праздник. Колокола созывают верующих на молитву и они идут. Одни – это бедные и измученные жизнью, несущие свое смирение. Другие – богатые деревенские хищники, кулаки, идущие весело, радуясь празднику.

Воскресший Христос обращается к миру. Он благословляет природу. Животные и растения исполняют предназначенное им, поэтому они не подлежат суду.

Далее Христос обращается к бедным и страждущим. На их просьбы об избавлении от тягот жизни, Господь отвечает, что вся правда в исполнении заповеди о любви к Богу и ближнему. Они следуют этой правде, поэтому Христос обещает, что их страдания прекратятся и наступит торжество царства света, добра и правды, но не оставляет в тайне когда именно.

Далее Христос встречает богатых, которых порицает за любовь к деньгам и власти. Он говорит, что сила их унаследована от предков, а не результат их усилий. Воскресший Бог говорит, что скоро бедные осознают свою силу и господство богатых притеснителей превратится в ничто. Однако им он также открывает путь к спасению – через муки совести, которые примирят угнетателей с их жертвами.

В конце Христос обращается к Иуде Искариоту. Предателя, который хотел скрыться от суда, уйдя в небытие, Господь наказывает жизнью и вечными скитаниями. Его будут гнать все и, даже когда он на время будет получать возможность обрести друга или творить добро, то и этим предатель будет приносить только вред.

Христова ночь. Картинка к рассказу

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин
  2. Собр. соч. в 20 тт.
  3. Т. 16, кн. 1

ХРИСТОВА НОЧЬ (Предание)

Равнина еще цепенеет, но среди глубокого безмолвия ночи под снежною пеленою уже слышится говор пробуждающихся ручьев. В оврагах и ложбинах этот говор принимает размеры глухого гула и предостерегает путника, что дорога в этом месте изрыта зажорами. Но лес еще молчит, придавленный инеем, словно сказочный богатырь железною шапкою. Темное небо сплошь усыпано звездами, льющими на землю холодный и трепещущий свет. В обманчивом его мерцании мелькают траурные точки деревень, утонувших в сугробах. Печать сиротливости, заброшенности и убожества легла и на застывшую равнину, и на безмолвствующий проселок. Все сковано, беспомощно и безмолвно, словно задавлено невидимой, но грозной кабалой.

Воскрес бог и наполнил собой вселенную. Широкая степь встала навстречу ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение воскресшего. Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд;

Господь благословил землю и воды, зверей и птиц и сказал им:

— Мир вам! Я принес вам весну, тепло и свет. Я сниму с рек ледяные оковы, одену степь зеленою пеленою, наполню лес пением и благоуханиями. Я напитаю и напою птиц и зверей и наполню природу ликованием. Пускай законы ее будут легки для вас; пускай она для каждой былинки, для каждого чуть заметного насекомого начертит круг, в котором они останутся верными прирожденному назначению. Вы не судимы, ибо выполняете лишь то, что вам дано от начала веков. Человек ведет непрестанную борьбу с природой, проникая в ее тайны и не предвидя конца своей работе. Ему необходимы эти тайны, потому что они составляют неизбежное условие его благоденствия и преуспеяния. Но природа сама себе довлеет, и в этом ее преимущество. Нет нужды, что человек мало-помалу проникает в ее недра — он покоряет себе только атомы, а природа продолжает стоять перед ним в своей первобытной неприступности и подавляет его своим могуществом. Мир вам, степи и леса, звери и пернатые! и да согреют и оживят вас лучи моего воскресения!

— Да, это я, — сказал он им. — Я разорвал узы смерти, чтобы прийти к вам, слуги мои верные, сострадальцы мои дорогие! Я всегда и на всяком месте с вами, и везде, где пролита ваша кровь, — тут же пролита и моя кровь вместе с вашею. Вы чистыми сердцами беззаветно уверовали в меня, потому только, что проповедь моя заключает в себе правду, без

которой вселенная представляет собой вместилище погубления и ад кромешный. Люби бога и люби ближнего, как самого себя — вот эта правда, во всей ее ясности и простоте, и она наиболее доступна не богословам и начетчикам, а именно вам, простым и удрученным сердцам. Вы верите в эту правду и ждете ее пришествия. Летом, под лучами знойного солнца, за сохою, вы служите ей; зимой, длинными вечерами, при свете дымящейся лучины, за скудным ужином, вы учите ей детей ваших. Как ни кратка она сама по себе, но для вас в ней замыкается весь смысл жизни и никогда не иссякающий источник новых и новых собеседований. С этой правдой вы встаете утром, с нею ложитесь на сон грядущий и ее же приносите на алтарь мой в виде слез и воздыханий, которые слаще аромата кадильного растворяют сердце мое. Знайте же: хотя никто не провидит вперед, когда пробьет ваш час, но он уже приближается. Пробьет этот желанный час, и явится свет, которого не победит тьма. И вы свергнете с себя иго тоски, горя и нужды, которое удручает вас. Подтверждаю вам это, и как некогда с высот Голгофы благословлял вас на стяжание душ ваших, так и теперь благословляю на новую жизнь в царстве света, добра и правды. Да не уклонятся сердца ваши в словеса лукавствия, да пребудут они чисты и просты, как доднесь, а слово мое да будет истина. Мир вам!

Воскресший пошел далее и встретил на пути своем иных людей. Тут были и богатеи, и мироеды, и жестокие правители, и тати, и душегубцы, и лицемеры, и ханжи, и неправедные судьи. Все они шли с сердцами, преисполненными праха, и весело разговаривали, встречая не воскресение, а грядущую праздничную суету. Но и они остановились в смятении, почувствовав приближение воскресшего.

Он также остановился перед ними и сказал:

— Вы — люди века сего и духом века своего руководитесь. Стяжание и любоначалие — вот двигатели ваших действий. Зло наполнило все содержание вашей жизни, но вы так легко несете иго зла, что ни единый скрупул вашей совести не дрогнул перед будущим, которое готовит вам это иго. Все окружающее вас представляется как бы призванным служить вам. Но не потому овладели вы вселенною, что сильны сами по себе, а потому, что сила унаследована вами от предков. С тех пор вы со всех сторон защищены, и сильные мира считают вас присными. С тех пор вы идете с огнем и мечом вперед и вперед; вы крадете и убиваете, безнаказанно изрыгая хулу на законы божеские и человеческие, и тщеславитесь, что таково искони унаследованное вами право. Но говорю вам: придет время — и недалеко оно, — когда мечтания ваши рассеются в прах.

Слабые также познают свою силу; вы же сознаете свое ничтожество перед этою силой. Предвидели ли вы когда-нибудь этот грозный час? смущало ли вас это предвидение за себя и за детей ваших?

Грешники безмолвствовали на этот вопрос. Они стояли, потупив взоры и как бы ожидая еще горшего. Тогда воскресший продолжал:

— Но во имя моего воскресения я и перед вами открываю путь к спасению. Этот путь — суд вашей собственной совести. Она раскроет перед вами ваше прошлое во всей его наготе; она вызовет тени погубленных вами и поставит их на страже у изголовий ваших. Скрежет зубовный наполнит дома ваши; жены не познают мужей, дети — отцов. Но когда сердца ваши засохнут от скорби и тоски, когда ваша совесть переполнится, как чаша, не могущая вместить переполняющей ее горечи, — тогда тени погубленных примирятся с вами и откроют вам путь к спасению. И не будет тогда ни татей, ни душегубцев, ни мздоимцев, ни ханжей, ни неправедных властителей, и все одинаково возвеселятся за общею трапезой в обители моей. Идите же и знайте, что слово мое — истина!

В эту самую минуту восток заалел, и в редеющем сумраке леса выступила безобразная человеческая масса, качающаяся на осине. Голова повесившегося, почти оторванная от туловища, свесилась книзу; во́роны уже выклевали у нее глаза и выели щеки. Самое туловище было по местам обнажено от одежд и, зияя гнойными ранами, размахивало по ветру руками. Стая хищных птиц кружилась над телом, а более смелые бесстрашно продолжали дело разрушения.

То было тело предателя, который сам совершил суд над собой.

Все предстоявшие с ужасом и отвращением отвернулись от представившегося зрелища; взор воскресшего воспылал гневом.

По этому слову, перед глазами у всех, предатель сошел с древа и пал на землю перед воскресшим, моля его о возвращении смерти.

И едва замерло в воздухе слово воскресшего, как предатель встал с земли, взял свой посох, и скоро шаги его смолкли в той необъятной, загадочной дали, где его ждала жизнь из века в век. И ходит он доднесь по земле, рассеевая смуту, измену и рознь.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Христова ночь // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 206—210.

© Электронная публикация — РВБ, 2008—2021. Версия 2.0 от 30 марта 2021 г.

Холод сковал ночную землю и в нем едва слышен говор просыпающихся ручьев. Убог и сиротлив вид кругом, словно все задавлено невидимой кабалой.

Но вот с разных концов равнины понеслись звуки полночных колоколов. Ожили окрестности, по дорогам застучали подводы и тысячи ног деревенских, измученных нищетой и жизнью, людей. Они шли в храм на поклон воскресшему Богу. Поодаль шествовали богатые жители, весело переговаривающиеся и предвкушающие недельное гуляние.

Заалел восток, и тайна разлилась по миру. Воскрес Бог и заполнил собой весь мир.

Вылетели птицы, и звери поднялись из нор, и деревья воспряли. И обещал Господь им весну и тепло, питье и пропитание, и избавление от суда. Благословив природу, Воскресший повернулся к людям.

Вышли вперед нищие и убогие, задавленные бременем жизни. И их благословил Господь за веру беззаветную и за то, что смогли полюбить ближних и учить этой любви своих детей. И обещал Он им скорое избавление от угнетающей тьмы и пришествие новой жизни в царстве добра и правды.

И повернулся Господь к веселящимся и радующимся другим людям: правителям, богатым, убийцам, лицемерам и ханжам. Притихли они, слыша приближение Воскреснувшего. И обратился Он к ним, перечисляя совершенное зло, и указал путь к спасению – через осознание ужаса своих поступков. Когда сердца преисполнятся тоской, скорбью и горечью, тогда и тени погубленных отойдут от этих людей, и станут все пред Богом равными.

Рассвет выхватил повешенного Иуду. Но его Господь снял с петли и подарил вечную жизнь в скитаниях и презрении. И до сих пор ходит он по земле, сея смуту и рознь.

Любому греху есть прощение, кроме предательства.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Христова ночь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Время гражданской войны, солдат, красноармеец, пытается уговорить директора детского дома забрать его сына, но женщина не соглашается, потому что в это страшное время все детские дома переполнены, корить детей нечем, заботиться о них некому

Действие всей комедии происходит в Италии на одной из улиц поселка Кьодже. Утром на улице встретились несколько женщин. Из них Паскуа и Либера были дамами замужними. Лучетта и Орсетта не состояли в браке, но уже были помолвлены.

Стоял зимний день. Холодное время года уже подходило к завершению и во всем чувствовался скорый приход весны. Писатель Муравьев ехал на поезде на дачу своих друзей. Ему нужно было написать рассказ

Эмиль – мальчик, который находиться в детстве, причем даже не старается выйти из этого возраста. Но, так как он мал еще, это считается вполне нормальным. Но дело в том, что частенько Эмиль переходит все границы в своих шалостях

Действие рассказа происходит в военные годы. Мальчик живет в горах вместе со своим дядей, остальные же члены его семьи давно разъехались по разным селам. Мальчику приходится работать пастухом овец в горах

Микропересказ : Воскресший Господь наградил несчастных, осудил грешников и показал им путь к спасению. Прощения не заслужил только предатель — он был осуждён вечно скитаться по земле, презираемый всеми.

За ними, в праздничных одеждах, шли деревенские богатеи и кулаки. Они весело разговаривали и мечтали о предстоящем недельном празднике.

Господь увидел, что сердца их по-прежнему чисты.

Люби бога и люби ближнего, как самого себя, — вот эта правда, во всей её ясности и простоте, и она наиболее доступна не богословам и начетчикам, а именно вам, простым и удручённым сердцам.

Иисус пошёл дальше и встретил богатеев, мироедов, душегубов, лицемеров и нечестных судей. Сердца их были мертвы, а радовались они не Воскресению Господа, а предстоящей праздничной суете. Но даже они, увидев Иисуса, испуганно остановились.

Иисус сказал, что они полны зла и овладели миром не потому, что сильны сами по себе, а благодаря силе, унаследованной от предков. Эта сила защищает их, а окружающие причисляют к сильным мира сего. Они безнаказанно творят зло, веря, что таково унаследованное ими право.

И не будет тогда ни татей, ни душегубцев, ни мздоимцев, ни ханжей, ни неправедных властителей, и все одинаково возвеселятся за общею трапезой в обители моей.

В это время взошло солнце и стал виден человек, повешенный на осине. Это был предатель, казнивший сам себя. Напрасно предатель надеялся скрыться от наказания во мраке смерти. Разгневанный Господь оживил его, вернул ему прежний облик и сказал, что путь к спасению для него закрыт навсегда, потому что предательство хуже убийства.

Господь осудил предателя на жизнь. Он будет стучаться в двери, но никто не пустит его переночевать, вместо хлеба он получит камень, а вместо воды — кровь того, кого предал. Его слёзы превратятся в огненные потоки и будут жечь ему щёки. Совершённое им добро отравит души тех, к кому будет обращено. Даже смерть отречётся от предателя, и он вечно будет бродить по миру, презираемый всеми.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято ​издание сказки из собрания сочинений в 20 томах (М.: Худож. лит., 1974). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Холод сковал ночную землю и в нем едва слышен говор просыпающихся ручьев. Убог и сиротлив вид кругом, словно все задавлено невидимой кабалой.

Но вот с разных концов равнины понеслись звуки полночных колоколов. Ожили окрестности, по дорогам застучали подводы и тысячи ног деревенских, измученных нищетой и жизнью, людей. Они шли в храм на поклон воскресшему Богу. Поодаль шествовали богатые жители, весело переговаривающиеся и предвкушающие недельное гуляние.

Заалел восток, и тайна разлилась по миру. Воскрес Бог и заполнил собой весь мир.

Вылетели птицы, и звери поднялись из нор, и деревья воспряли. И обещал Господь им весну и тепло, питье и пропитание, и избавление от суда. Благословив природу, Воскресший повернулся к людям.

Вышли вперед нищие и убогие, задавленные бременем жизни. И их благословил Господь за веру беззаветную и за то, что смогли полюбить ближних и учить этой любви своих детей. И обещал Он им скорое избавление от угнетающей тьмы и пришествие новой жизни в царстве добра и правды.

И повернулся Господь к веселящимся и радующимся другим людям: правителям, богатым, убийцам, лицемерам и ханжам. Притихли они, слыша приближение Воскреснувшего. И обратился Он к ним, перечисляя совершенное зло, и указал путь к спасению – через осознание ужаса своих поступков. Когда сердца преисполнятся тоской, скорбью и горечью, тогда и тени погубленных отойдут от этих людей, и станут все пред Богом равными.

Рассвет выхватил повешенного Иуду. Но его Господь снял с петли и подарил вечную жизнь в скитаниях и презрении. И до сих пор ходит он по земле, сея смуту и рознь.

Любому греху есть прощение, кроме предательства.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Христова ночь

Равнина еще цепенеет, но среди глубокого безмолвия ночи под снежною пеленою уже слышится говор пробуждающихся ручьев.

В оврагах и ложбинах этот говор принимает размеры глухого гула и предостерегает путника, что дорога в этом месте изрыта зажорами.

Но лес еще молчит, придавленный инеем, словно сказочный богатырь железною шапкою.

Темное небо сплошь усыпано звездами, льющими на землю холодный и трепещущий свет.

В обманчивом его мерцании мелькают траурные точки деревень, утонувших в сугробах.

Печать сиротливости, заброшенности и убожества легла и на застывшую равнину, и на безмолвствующий проселок.

Все сковано, беспомощно и безмолвно, словно задавлено невидимой, но грозной кабалой. Но вот в одном конце равнины раздалось гудение полночного колокола; навстречу ему, с противоположного конца, понеслось другое, за ним — третье, четвертое.

На темном фоне ночи вырезались горящие шпили церквей, и окрестность вдруг ожила.

По дороге потянулись вереницы деревенского люда.

Они несли в храм свое смирение и свои воздыхания; это было все, что они могли дать воскресшему Богу.

За ними, поодаль, следовали в праздничных одеждах деревенские богатеи, кулаки и прочие властелины деревни.

Они весело гуторили меж собою и несли в храм свои мечтания о предстоящем недельном ликовании.

И точно: не успел еще заалеть восток, как желанное чудо совершилось.

Воскрес поруганный и распятый Бог! воскрес Бог, к которому искони огорченные и недугующие сердца вопиют:

Широкая степь встала навстречу ему всеми своими снегами и буранами.

За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение воскресшего.

Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд; все почуяли, что из глубины грядет нечто светлое, сильное, источающее свет и тепло, и все вопияли:

Я принес вам весну, тепло и свет.

Я сниму с рек ледяные оковы, одену степь зеленою пеленою, наполню лес пением и благоуханиями.

Я напитаю и напою птиц и зверей и наполню природу ликованием.

Пускай законы ее будут легки для вас; пускай она для каждой былинки, для каждого чуть заметного насекомого начертит круг, в котором они останутся верными прирожденному назначению.

Вы не судимы, ибо выполняете лишь то, что вам дано от начала веков.

Человек ведет непрестанную борьбу с природой, проникая в ее тайны и не предвидя конца своей работе.

Ему необходимы эти тайны, потому что они составляют неизбежное условие его благоденствия и преуспеяния.

Но природа сама себе довлеет, и в этом ее преимущество.

Нет нужды, что человек мало-помалу проникает в ее недра — он покоряет себе только атомы, а природа продолжает стоять перед ним в своей первобытной неприступности и подавляет его своим могуществом.

Мир вам, степи и леса, звери и пернатые! и да согреют и оживят вас лучи моего воскресения! Благословивши природу, воскресший обратился к людям.

Первыми вышли навстречу к нему люди плачущие, согбенные под игом работы и загубленные нуждою.

И когда он сказал им:

Все это многострадальное воинство, которое пало перед ним, несло бремя жизни имени его ради; все они первые приклонили ухо к его слову и навсегда запечатлели его в сердцах своих.

Всех их он видел с высот Голгофы, как они метались вдали, окутанные сетями рабства, и всех он благословил, совершая свой крестный путь, всем обещал освобождение.

И все они с тех пор жаждут его и рвутся к нему.

Все с беззаветною верою простирают к нему руки:

Я всегда и на всяком месте с вами, и везде, где пролита ваша кровь, — тут же пролита и моя кровь вместе с вашею.

Вы чистыми сердцами беззаветно уверовали в меня, потому только, что проповедь моя заключает в себе правду, без которой вселенная представляет собой вместилище погубления и ад кромешный.

Люби Бога и люби ближнего, как самого себя — вот эта правда, во всей ее ясности и простоте, и она наиболее доступна не богословам и начетчикам, а именно вам, простым и удрученным сердцам.

Вы верите в эту правду и ждете ее пришествия.

Летом, под лучами знойного солнца, за сохою, вы служите ей; зимой, длинными вечерами, при свете дымящейся лучины, за скудным ужином, вы учите ей детей ваших.

Как ни кратка она сама по себе, но для вас в ней замыкается весь смысл жизни и никогда не иссякающий источник новых и новых собеседований.

С этой правдой вы встаете утром, с нею ложитесь на сон грядущий и ее же приносите на алтарь мой в виде слез и воздыханий, которые слаще аромата кадильного растворяют сердце мое.

Знайте же: хотя никто не провидит вперед, когда пробьет ваш час, но он уже приближается.

Пробьет этот желанный час, и явится свет, которого не победит тьма.

И вы свергнете с себя иго тоски, горя и нужды, которое удручает вас.

Подтверждаю вам это, и как некогда с высот Голгофы благословлял вас на стяжание душ ваших, так и теперь благословляю на новую жизнь в царстве света, добра и правды.

Да не уклонятся сердца ваши в словеса лукавствия, да пребудут они чисты и просты, как доднесь, а слово мое да будет истина.

Мир вам! Воскресший пошел далее и встретил на пути своем иных людей.

Тут были и богатеи, и мироеды, и жестокие правители, и тати, и душегубцы, и лицемеры, и ханжи, и неправедные судьи.

Все они шли с сердцами, преисполненными праха, и весело разговаривали, встречая не воскресение, а грядущую праздничную суету.

Но и они остановились в смятении, почувствовав приближение воскресшего. Он также остановился перед ними и сказал: — Вы — люди века сего и духом века своего руководитесь.

Стяжание и любоначалие — вот двигатели ваших действий.

Зло наполнило все содержание вашей жизни, но вы так легко несете иго зла, что ни единый скрупул вашей совести не дрогнул перед будущим, которое готовит вам это иго.

Все окружающее вас представляется как бы призванным служить вам.

Но не потому овладели вы вселенною, что сильны сами по себе, а потому, что сила унаследована вами от предков.

С тех пор вы со всех сторон защищены, и сильные мира считают вас присными.

С тех пор вы идете с огнем и мечом вперед и вперед; вы крадете и убиваете, безнаказанно изрыгая хулу на законы божеские и человеческие, и тщеславитесь, что таково искони унаследованное вами право.

Но говорю вам: придет время — и недалеко оно, — когда мечтания ваши рассеются в прах.

Слабые также познают свою силу; вы же сознаете свое ничтожество перед этою силой.

Предвидели ли вы когда-нибудь этот грозный час? смущало ли вас это предвидение за себя и за детей ваших? Грешники безмолвствовали на этот вопрос.

Они стояли, потупив взоры и как бы ожидая еще горшего.

Тогда воскресший продолжал: — Но во имя моего воскресения я и перед вами открываю путь к спасению.

Этот путь — суд вашей собственной совести.

Она раскроет перед вами ваше прошлое во всей его наготе; она вызовет тени погубленных вами и поставит их на страже у изголовий ваших.

Скрежет зубовный наполнит дома ваши; жены не познают мужей, дети — отцов.

Но когда сердца ваши засохнут от скорби и тоски, когда ваша совесть переполнится, как чаша, не могущая вместить переполняющей ее горечи, — тогда тени погубленных примирятся с вами и откроют вам путь к спасению.

И не будет тогда ни татей, ни душегубцев, ни мздоимцев, ни ханжей, ни неправедных властителей, и все одинаково возвеселятся за общею трапезой в обители моей.

Идите же и знайте, что слово мое — истина! В эту самую минуту восток заалел, и в редеющем сумраке леса выступила безобразная человеческая масса, качающаяся на осине.

Голова повесившегося, почти оторванная от туловища, свесилась книзу; вороны уже выклевали у нее глаза и выели щеки.

Самое туловище было по местам обнажено от одежд и, зияя гнойными ранами, размахивало по ветру руками.

Стая хищных птиц кружилась над телом, а более смелые бесстрашно продолжали дело разрушения. То было тело предателя, который сам совершил суд над собой. Все предстоявшие с ужасом и отвращением отвернулись от представившегося зрелища; взор воскресшего воспылал гневом. — О, предатель! — сказал он, — ты думал, что вольною смертью избавился от давившей тебя измены; ты скоро сознал свой позор и поспешил окончить расчеты с постыдною жизнью.

Преступление так ясно выступило перед тобой, что ты с ужасом отступил перед общим презрением и предпочел ему душевное погубление.

Но да не будет так.

Сойди с древа, предатель! да возвратятся тебе выклеванные очи твои, да закроются гнойные раны и да восстановится позорный твой облик в том же виде, в каком он был в ту минуту, когда ты лобзал предаваемого тобой.

Живи! По этому слову, перед глазами у всех, предатель сошёл с древа и пал на землю перед воскресшим, моля его о возвращении смерти. — Я всем указал путь к спасению, — продолжал воскресший, — но для тебя, предатель, он закрыт навсегда.

Ты проклят Богом и людьми, проклят на веки веков.

Ты не убил друга, раскрывшего перед тобой душу, а застиг его врасплох и предал на казнь и поругание.

За это я осуждаю тебя на жизнь.

Ты будешь ходить из Града в град, из веси в весь и нигде не найдешь крова, который бы приютил тебя.

Ты будешь стучаться в двери -и никто не отворит их тебе; ты будешь умолять о хлебе — и тебе подадут камень; ты будешь жаждать — и тебе подадут сосуд, наполненный кровью Преданного тобой.

Ты будешь плакать, и слезы твои превратятся в потоки огненные, будут жечь твои щеки и покрывать их струпьями.

Камни, по которым ты пойдешь, будут вопиять:

Живи, проклятый! и будь для грядущих поколений свидетельством той бесконечной казни, которая ожидает предательство.

Встань, возьми, вместо посоха, древесный сук, на котором ты чаял найти смерть, — и иди! И едва замерло в воздухе слово воскресшего, как предатель встал с земли, взял свой посох, и скоро шаги его смолкли в той необъятной, загадочной дали, где его ждала жизнь из века в век.

Читайте также: