Классификации частей речи в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык

Класс: 6 в г д е

Дата: 15.12.15

Тема: Общая характеристика частей речи.

Цель: дать общую характеристику самостоятельных и служебных частей речи, совершенствовать умение различать части речи, распознавать их в предложении и тексте, объяснять разницу между самостоятельными и служебными частями речи; развивать внимание и наблюдательность; культуру устной и письменной речи; воспитывать уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, карточки.

Ход урока

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка в группе теоретического материала, представленного на с. 82-83. Создание и защита постеров.

Самостоятельные

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол и глагольные формы (причастие, деепричастие)

Конструирование предложений. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

Подуть, холодный, ветер.

Большие, хлопья, начать, падать, снег, на, поля, и, лес, река.

Целый, день, слышится, по, лес, заливистый, лай, собаки.

Это, охотники, идти, по, заячий, след.

Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения?

Уже забелели крыши, грядки в огородах. На лугу – белая пелена. Лес поседел. Он стоит тихий и светлый. Пушинки цепляются за каждую веточку, хвоинку. Только под елками темнеет земля.

Тихо. Никто не ходит, птиц не видно. Мошки и комары забились в щели.

А мухоморы встречают зиму во всей своей красе. На белой пороше красные шляпки далеко видны.

· Раздел науки о языке, изучающий части речи?

· Какими общими чертами характеризуются слова одной части речи?

· Сколько частей речи есть в русском языке?

· Какие части речи являются самостоятельными? Назвать и привести примеры.

· В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

· Какие есть служебные части речи? Назвать и привести примеры.

· Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным? Назвать и привести примеры.

Выполнение упражнений на закрепление.

Распределительный диктант. Напишите слова в 3 столбика: 1-ый – имена существительные, 2-ой – глаголы, 3-ий – прилагательные.

Земля, земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться. Луна, прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.

Творческая работа. Составить небольшое высказывание (объем - 4-5 предложений) на тему “Любимый уголок природы”. В тексте творческой работы указать несколько самостоятельных и служебных частей речи.

Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

На какие две группы делятся части речи? Их роль в тексте.

Какие части речи относятся к знаменательным, а какие – к служебным?

Чему вы научились на уроке?

VI . Домашнее задание: упр. 184 (для гимназического класса); 186 (для базовых).

Конструирование предложений. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

Подуть, холодный, ветер.

Большие, хлопья, начать, падать, снег, на, поля, и, лес, река.

Целый, день, слышится, по, лес, заливистый, лай, собаки.

Это, охотники, идти, по, заячий, след.

Конструирование предложений. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

Подуть, холодный, ветер.

Большие, хлопья, начать, падать, снег, на, поля, и, лес, река.

Целый, день, слышится, по, лес, заливистый, лай, собаки.

Это, охотники, идти, по, заячий, след.

Конструирование предложений. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

Подуть, холодный, ветер.

Большие, хлопья, начать, падать, снег, на, поля, и, лес, река.

Целый, день, слышится, по, лес, заливистый, лай, собаки.

Это, охотники, идти, по, заячий, след.

Конструирование предложений. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

Подуть, холодный, ветер.

Большие, хлопья, начать, падать, снег, на, поля, и, лес, река.

Целый, день, слышится, по, лес, заливистый, лай, собаки.

Это, охотники, идти, по, заячий, след.

Конструирование предложений. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

Подуть, холодный, ветер.

Большие, хлопья, начать, падать, снег, на, поля, и, лес, река.

Целый, день, слышится, по, лес, заливистый, лай, собаки.

Это, охотники, идти, по, заячий, след.

Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения?

Уже заб…лели крыши, гря…ки в огородах. На лугу – белая пелена. Лес пос…дел. Он стоит тихий и светлый. Пушинки ц…пляются за каждую веточку, хв…инку. Только под елками т…мнеет земля.

Тихо. Никто не ходит, птиц не видно. Мошки и к…мары забились в щели.

А мух…моры встречают зиму во всей своей красе. На белой п…роше красные шляпки далеко видны.

Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения?

Уже заб…лели крыши, гря…ки в огородах. На лугу – белая пелена. Лес пос…дел. Он стоит тихий и светлый. Пушинки ц…пляются за каждую веточку, хв…инку. Только под елками т…мнеет земля.

Тихо. Никто не ходит, птиц не видно. Мошки и к…мары забились в щели.

А мух…моры встречают зиму во всей своей красе. На белой п…роше красные шляпки далеко видны.

Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения?

Уже заб…лели крыши, гря…ки в огородах. На лугу – белая пелена. Лес пос…дел. Он стоит тихий и светлый. Пушинки ц…пляются за каждую веточку, хв…инку. Только под елками т…мнеет земля.

Тихо. Никто не ходит, птиц не видно. Мошки и к…мары забились в щели.

А мух…моры встречают зиму во всей своей красе. На белой п…роше красные шляпки далеко видны.

Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения?

Уже заб…лели крыши, гря…ки в огородах. На лугу – белая пелена. Лес пос…дел. Он стоит тихий и светлый. Пушинки ц…пляются за каждую веточку, хв…инку. Только под елками т…мнеет земля.

Тихо. Никто не ходит, птиц не видно. Мошки и к…мары забились в щели.

А мух…моры встречают зиму во всей своей красе. На белой п…роше красные шляпки далеко видны.

Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения?

Уже заб…лели крыши, гря…ки в огородах. На лугу – белая пелена. Лес пос…дел. Он стоит тихий и светлый. Пушинки ц…пляются за каждую веточку, хв…инку. Только под елками т…мнеет земля.

Тихо. Никто не ходит, птиц не видно. Мошки и к…мары забились в щели.

А мух…моры встречают зиму во всей своей красе. На белой п…роше красные шляпки далеко видны.

Распределительный диктант. Напишите слова в 3 столбика: 1-ый – имена существительные, 2-ой – глаголы, 3-ий – прилагательные.

Земля, земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться. Луна, прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.

Распределительный диктант. Напишите слова в 3 столбика: 1-ый – имена существительные, 2-ой – глаголы, 3-ий – прилагательные.

Земля, земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться. Луна, прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.

Распределительный диктант. Напишите слова в 3 столбика: 1-ый – имена существительные, 2-ой – глаголы, 3-ий – прилагательные.

Земля, земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться. Луна, прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.

Распределительный диктант. Напишите слова в 3 столбика: 1-ый – имена существительные, 2-ой – глаголы, 3-ий – прилагательные.

Земля, земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться. Луна, прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.

Распределительный диктант. Напишите слова в 3 столбика: 1-ый – имена существительные, 2-ой – глаголы, 3-ий – прилагательные.

Земля, земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться. Луна, прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.


Вы здесь: Приложения Приложение 1. Классификация частей речи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Современная классификация частей речи в русском языке в своей основе является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.

В академической грамматике русского языка (1982, с. 457) называются десять частей речи: 1) имя существительное; 2) местоимение-существительное; 3) имя прилагательное; 4) имя числительное; 5) наречие; 6) глагол; 7) предлог; 8) союз; 9) частицы; 10) междометие.

«Первые шесть частей речи — это знаменательные (полнозначные или самостоятельные) слова, т.е. слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения.

Школьная грамматика традиционно выделяет в современном русском языке 10 частей речи: 1) имена существительные, 2) имена прилагательные, 3) имена числительные, 4) местоимения, 5) глаголы, 6) наречия, 7) предлоги, 8) союзы, 9) частицы, 10) междометия.

Уменьшение количества частей речи получается в результате исключения из их числа 1) междометий, 2) служебных слов, 3) местоимений (не отдельные слова, а заместители в пределах других частей речи — сущ., прил., числит.). Из сокращенных систем популярна система из четырех частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие.

В.В. Виноградов считал, что части речи не образуют единого ряда, что есть промежуточные их объединения, поэтому термин части речи применял не ко всем группам слов и выделял части речи и частицы речи.

Большая часть современных учебников и учебных пособий по русскому языку строится на основе учения В.В.Виноградова о частях речи.

В современной лингвистике представлены различные точки зрения на классификацию грамматических классов слов (частей речи). Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

Классификация категорий слов по В.В. Виноградову

(по кн.: А.И.Моисеев. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. — М., 1975. — С.106)


РАЗЛИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Стоит заметить, что в школьных учебниках представлены различные классификации частей речи, имеющие место в научной лингвистической литературе, что обусловливает порядок их изучения.

1) Система частей речи в концепции академика В.В. Виноградова. Все слова русского языка – категории слов – делятся на части речи, частицы речи, модальные слова, междометия.

Части речи включают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, пережитки местоимений (личные местоимения), глагол (деепричастие, причастие), наречие, категорию состояния.

Частицы речи включают частицы, связки, предлоги, союзы.

Модальные слова и междометия занимают в классификации самостоятельное место.

В большинстве вузовских учебных пособий: Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. М., 1964. Ч. 2. Морфология. Синтаксис; Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. М., 1973. Ч. 1. Фонетика. Морфология; Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. М., 1965; и др. – отражена точка зрения В.В. Виноградова на систему частей речи, правда, с небольшими отклонениями, которые касаются следующих моментов:

– из состава служебных слов исключаются связки;

– к категории состояния относятся только безлично-предикативные слова;

– в состав местоимений включаются не только лично-предметные, но и обобщенно-качественные, а иногда и количественные;

– по-разному решается вопрос о составе модальных слов и порядковых слов.

На первом уровне членения части речи делятся на: части речи, что-либо называющие, и части речи, которые, ничего не называя, имеют те или другие выразительные функции. Части речи, что-либо называющие, делятся на знаменательные слова, отражающие действительность в ее предметах, действиях, качествах или свойствах, и служебные, выражающие отношения между явлениями действительности. К знаменательным частям речи относятся имена существительные, имена прилагательные, имена числительные (включая порядковые числительные), местоимения, глагол (включая причастие и деепричастие), наречия; к служебным словам относятся частицы, предлоги, союзы.Междометия и звукоподражательные слова относятся к частям речи, которые, ничего не называя, имеют те или иные выразительные функции.

Аналогичная классификация частей речи отражена в школьном учебнике: Русский язык. Учебник для 5–6-х классов / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. М., 1979.

3)В настоящее время в школьной и вузовской практике функционирует также классификация, которая предлагает деление частей речи на первичные и вторичные. Автором этой классификации является профессор Л.Д. Чеснокова (см.: Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991; Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995, 1997).

Рассмотрим сущность этой классификации.Все слова русского языка делятся на знаменательные и служебные части речи. Внутри знаменательных слов происходит деление на первичные и вторичные части речи.

К первичным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие.

Эти части речи отличаются набором специфических для них грамматических признаков: общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими свойствами. Это означает, что специфические признаки существительного не повторяются ни в прилагательном, ни в глаголе, ни в наречии; а специфические признаки прилагательного не повторяются ни в наречии, ни в глаголе, ни в существительном; отличительные же признаки глагола не повторяются ни в существительном, ни в прилагательном, ни в наречии и т.д.

Имя числительное, местоимение, причастие, деепричастие, слова категории состояния называются вторичными частями речи, поскольку объединяют в том или ином соотношении свойства первичных частей речи. Так, в количественных числительных объединяются признаки имени существительного и имени прилагательного, но при этом имеют место специфические черты имени числительного, которых нет в существительном и прилагательном. О синкретизме местоимения свидетельствует классификация местоимений по соотношению с другими частями речи, в которой выделяются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия. Известно, что признаки причастий рассматриваются в сопоставлении с признаками глагола и прилагательного, а признаки деепричастия – с признаками глагола и наречия.

Слова категории состояния образуются от кратких прилагательных и наречий на -о, имен существительных и изредка причастий.

Говоря о вторичности этой части речи, автор концепции опирается не на их генетические, а на современные связи, которые позволяют выявить у этих слов синкретические свойства. Слова категории состояния не сохранили ни признаков кратких прилагательных (они не изменяются по родам, числам, не согласуются с именами существительными и не могут от них зависеть), ни признаков существительных. Наиболее яркой особенностью слов категории состояния является категориальное значение состояния, синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении и абсолютная независимость.

Деление частей речи на первичные и вторичные происходит внутри знаменательных слов.Служебные (неполнознаменательные) части речи включают модальные слова, предлоги, союзы, частицы, междометия и звукоподражания.Данная классификация изложена в указанных выше работах Л.Д. Чесноковой и в школьном учебном комплексе под редакцией Л.Д. Чесноковой и В.В. Бабайцевой. Иной взгляд на лексико-грамматические классы слов объясняет отличный от других школьных учебников порядок рассмотрения частей речи.

Итак, имя существительное является частью речи среди категорий слов в классификации В.В. Виноградова, самостоятельной, знаменательной частью речи в традиционной классификации, первичной частью речи в классификации Л.Д. Чесноковой.Различное лексическое значение и связанные с ним особенности проявления грамматических категорий позволяют выделить среди существительных несколько лексико-грамматических разрядов: 1) собственные и нарицательные; 1) одушевленные и неодушевленные; 3) конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Следует обратить внимание на то, что не все лексико-грамматические разряды выделяются в действующих школьных учебниках.

Уделить внимание этим разрядам необходимо по крайней мере по двум причинам:

– во-первых, сущность лексического значения предметности заключена в общей разрядовой семе (конкретный предмет, вещество, понятие и т.п.), а ее выделение в слове всякий раз фиксирует внимание на слове как единице лексики, возвращая учащегося к методам лексического анализа;

– во вторых, дальнейшее изучение грамматических категорий существительного невозможно без учета принадлежности к лексико-грамматическому разряду, поскольку, например, изменение по категории числа происходит только у конкретных существительных, одушевленность грамматически проявляется только у конкретных существительных, сочетаемость со словами меры возможна у вещественных существительных и т.д.

Категория состояния как часть речи в школьном учебнике отсут­ствует. В составе наречий слова категории состояния тоже не упоми­наются, несмотря на то, что они, по нашим подсчетам, составляют довольно значительную группу, которая включает более 1000 слов. В упражнениях встречаются отдельные слова категории состояния: скучно, легко, нелегко и др. Они явно не подходят под определение наречия: выступают в безличном предложении в функции сказуемого и ни к каким словам не относятся, ни от каких слов не зависят, значит, ни признаков действия, ни признаков предмета или другого признака обозначать не могут. Отсутствуют также модальные слова и звуко­подражания.

В школьных учебниках части речи характеризуются как лек­сико-грамматические разряды слов. В связи с этим изучаются их общие значения и важнейшие морфологические и синтакси­ческие свойства.

Читайте также: