Кружок почитайка в начальной школе
Обновлено: 07.07.2024
составитель программы: педагог-библиотекарь Иванова О.Ю.
Пояснительная записка
совершенствование и развитие навыков содержательной, правильной, выразительной, речи в устной и письменной форме. Освоение основных способов оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление); владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные качества.
- обогащать знания детей в области художественной литературы: знакомство с творчеством детских писателей;
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;
- воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости, творческой самореализации;
- воспитание культуры восприятия произведений художественной литературы, а так же произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Итогом занятий является организация и проведение выставок литературных и творческих работ учащихся; театрализованные представления; участие в окружных, городских и др. конкурсах и фестивалях.
О своение норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Главной особенностью программы является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.
Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, творческих способностей.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках способности, развить художественный вкус.
Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм.
Ожидаемый результат:
- овладение навыком выразительного, последовательного, самостоятельного (или с помощью вопросов педагога-библиотекаря) пересказа содержания литературных тексов; овладение навыком продуктивного чтения;
- совершенствование навыков драматизации небольших литературных произведений;
- развитие умения рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией;
- овладение новыми видами и техниками творчества, средствами художественной выразительности.
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
имени С.В.ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
от 29.08.2014 года
СОГЛАСОВАНО
__________ Г.В. Зыкова
Приказом директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка
№ 262 от 29.08.2014 года
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
для учащихся 1Б класса
на 2014-2015 учебный год
Разработчики рабочей программы курса внеурочной деятельности
Голубкова Н.Е., учитель начальных классов первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников.
а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
б) развивающая – развивать эмоционально – чувственную сферу; обучать чтению – рассматриванию; формировать навык чтения; учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями;
в) воспитывающая – используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра.
Нормативные правовые документы
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка;
положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования;
Сведения о программе
В качестве учебного материала для формирования первоклассников-читателей выбрана фольклорная (народная) сказка и произведения УНТ. Выбор сделан не случайно. Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя, помогают усвоить высокие нравственные принципы народов.
Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей.
Обоснование выбора
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению внеурочного курса.
В авторскую программу изменения не внесены.
Определение места и роли курса в овладении требований к уровню подготовки учащихся
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель-ученик или ученик-учитель.
Информация о количестве учебных часов
Форма организации внеурочной деятельности
Эффективная внеурочная деятельность учащихся на занятиях построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий:
Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Дифференцированные задания — предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.
Интеллектуальный марафон — задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.
Творческие задания — направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Работа в паре — задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Проекты – представлены возможные варианты творческих, информационных проектов, при этом обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.
Технологии обучения
На занятиях используются стандартные педагогические технологии:
проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
развивающее обучение (развитие личности и её способностей);
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений.
репродуктивный (беседа, вопросы, тесты);
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды и формы контроля:
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, портфолио достижения учащихся.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
определять и формировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру.
Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.
Информация об используемом учебнике.
Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс
Издательство М.: Эксмо, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1Б класса (1 группа)
(33 часа, 1 час в неделю)
1. Жанры произведений (1ч.)
Познакомить учащихся с целями и задачами курса.
2.Мои помощники (1 ч.)
Научить учащихся работать со справочниками и энциклопедиями.
3. Автор - художественный текст - читатель (2 ч.)
Познакомить с авторскими произведениями.
4. Устное народное творчество (8 ч.)
Дать детям представление о считалках, потешках, загадках и учить находить их отличительные признаки.
5. Сказки разных народов о животных (20 ч.)
Познакомить учащихся со сказками разных народов о животных; обобщить знания детей о сказках; формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас.
6. Резерв (1 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1Б класса (2 группа)
(33 часа, 1 час в неделю)
1. Жанры произведений (1ч.)
Познакомить учащихся с целями и задачами курса.
2.Мои помощники (1 ч.)
Научить учащихся работать со справочниками и энциклопедиями.
3. Автор - художественный текст - читатель (2 ч.)
Познакомить с авторскими произведениями.
4. Устное народное творчество (8 ч.)
Дать детям представление о считалках, потешках, загадках и учить находить их отличительные признаки.
5. Сказки разных народов о животных (20 ч.)
Познакомить учащихся со сказками разных народов о животных; обобщить знания детей о сказках; формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас.
Предмет: Литературное чтение
Целевая аудитория: для 4 класса
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
II. Содержание учебного предмета, курса.
По страницам любимых книг
Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Малые фольклорные жанры
Сказки народные и литературные. Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, о животных. Чтение сказок, иллюстрирование сказок. Сказки народов разных стран. Литературная викторина.
Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов,
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок.
Родину – мать учись защищать
Поговорим о наших мамах
Книги о Родине и родной природе
Ф. Тютчев, И. Суриков, А. Блок, И. Бунин, С. Есенин, А. Плещеев
Книги о животных
О героизме и трусости
Книги о детях войны
ІІІ. Тематическое планирование.
Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения
Вводное занятие. История книги. Первопечатник Иван Федоров.
Урок формирования умений и навыков.
Книги, прочитанные летом.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Потешки, шутки и считалки.
Урок формирования умений и навыков.
Сказки народные и литературные. Чтение сказок, иллюстрирование сказок.
Урок формирования умений и навыков.
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Урок формирования умений и навыков.
Сказки народов разных стран.
Урок обобщения и систематизации.
Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов.
Урок формирования умений и навыков.
Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин.
Урок формирования умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации.
Книги Л.Н. Толстого для детей.
Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок.
Урок формирования умений и навыков.
Урок формирования умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации.
Урок формирования умений и навыков.
Стихи и рассказы о мамах.
Урок обобщения и систематизации.
Стихи Ф. Тютчева, И. Сурикова, А. Блока.
Стихи И. Бунина, С. Есенина, А. Плещеева.
Урок формирования умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации.
Урок формирования умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации.
Урок формирования умений и навыков.
Книги С. Баруздина.
Книги о подвигах.
Урок обобщения и систематизации.
Урок обобщения и систематизации.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также: