Класс энергетической эффективности в школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 августа 2018 года N 36710-ОО/04

Об определении классов энергетической эффективности общественных зданий

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращения и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона N 384-ФЗ соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений должно обеспечиваться путем выбора в проектной документации оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений.

Присвоение классов в соответствии с разделом 12 СНиП 23-02-2003 осуществляется путем проставления соответствующего класса в энергетическом паспорте здания на стадии разработки проекта и на стадии сдачи строительного объекта в эксплуатацию.

Таким образом, определение классов энергетической эффективности общественных зданий, по которым разработка проектной документации начата до 30 июня 2015 года, осуществлялось на основании СНиП 23-02-2003, в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Документом, подтверждающим класс энергетической эффективности общественного здания по состоянию на дату его ввода в эксплуатацию, являлся энергетический паспорт, составленный в соответствии с приложением Д СНиП 23-02-2003, являющимся обязательным в соответствии с Перечнем N 1047-р.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Программа энергосбережения для школы и детсада

Что такое программа энергосбережения в школе и детсаду?

Программа энергосбережения в школе это официальный документ, который состоит из трех частей:

  • Паспорт программы – в нем представлена общая информация о школе или ДОУ.
  • Целевые показатели – это цели по энергосбережению, которые будут выполнены во время действия программы.
  • Мероприятия по энергосбережению – это перечень мероприятий, которые будут реализованы в последующие три года.

Главная цель программы энергосбережения в школе или детском саду это

  • сокращение расходов на тепло, электричество и воду,
  • поддержание комфортного режима в помещениях,
  • оптимизация использования энергоресурсов и
  • выполнение требований ФЗ №261 “Об энергосбережении.”

Какие школы и детские садики обязаны делать программу энергосбережения

  • общеобразовательных школ,
  • детских садиков,
  • дошкольных образовательных учреждений,
  • университетов и колледжей,
  • музыкальных школ .

Частные школы и детсады без государственного финансирования не обязаны делать программу энергосбережения.

Законодательная база

Программу энергосбережения для детского сада или школы необходимо составлять основываясь на форме утвержденной в Приказе Минэнерго №398 от 30.06.14.

Программа энергосбережения в школе и ДОУ, должна содержать следующие приложения:

  • Паспорт программы
  • Целевые показатели (цели) программы
  • Перечень мероприятий по энергосбережению

Целевые показатели необходимо рассчитывать в соответствии с методикой утвержденной в Приказе Минэкономразвития №425 от 15 июля 2020 года.

Программа энергосбережения в школе и детском саду – 7 000 рублей

Срок действия программы энергосбережения школы и детсада

С 2021 года срок действия программы энергосбережения был сокращен с пяти до трех лет.

Сокращение срока действия программы энергосбережения связано с изменением периода расчета целевых показателей.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития №425 целевые показатели программы энергосбережения должны быть рассчитаны на три года.

Соответственно срок действия программы энергосбережения 3 года.

Мало того, не просто три года, а первая программа энергосбережения должна быть разработана на 2021 – 2023 годы, затем на 2024 – 2026 годы и так далее.

В каких случаях необходимо делать корректировку программы энергосбережения

Если ваша программа энергосбережения

  • была разработана до 2021 года,
  • была разработана на 5 лет,
  • была разработана без учета методики расчета целевых показателей в Приказе Минэкономразвития №425,
  • не включает расчет целевых показателей на каждое здание,

вам необходимо сделать корректировку программы энергосбережения.

Расчет целевых показателей для детского сада или школы

Основное изменение в программах энергосбережения начиная с 2021 года – это методика рассчета целевых показателей.

Ранее целевые показатели можно было рассчитывать в произвольной форме, на собственное усмотрение.

С 2021 года целевые показатели необходимо расчитывать на каждое здание организации, учитывая энергопотребление, количетсво учеников, детей и персонала, которые пользуются зданием.

Теперь давайте более детально гляним на каждый раздел программы энергосбережения.

Паспорт программы энергосбережения

Паспорт программы должен содержать следующие данные об организации:

  • Полное наименование организации.
  • Основание для разработки программы.
  • Полное наименование исполнителей и соисполнителей программы.
  • Полное наименование разработчиков программы.
  • Цели программы.
  • Задачи программы.
  • Целевые показатели программы (кратко).
  • Сроки реализации программы.
  • Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы.
  • Планируемые результаты реализации программы.

Программа энергосбережения в ДОУ

Программа энергосбережения в ДОУ

Пример заполнения паспорта программы энергосбережения школы

Основание для разработки программы

Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009г. № 1830-р, регламентирующее деятельность муниципальных учреждений в области энергосбережения и энергоэффективности;

п.1 приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 “Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации”

Полное наименование исполнителей и (или) соисполнителей программы

Полное наименование разработчиков программы

1.Снижение удельных величин потребления организацией топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии и холодной воды) при сохранении устойчивости функционирования учреждения, обеспечении соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

2.Снижение величины вложения финансовых средств на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов (уменьшение количества постоянных издержек);

3.Снижение финансовой нагрузки на бюджет учреждения

4 Сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов.

Целевые показатели программы

– снижение удельного веса расхода потребления энергоресурсов, в том числе: электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды.

Сроки реализации программы

Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы

Источниками средств для реализации Программы являются:

– средства муниципального бюджета,

– добровольные пожертвования юридических лиц.

Общий объем финансирования Программы составляет 150 тыс. руб., в том числе:

средства муниципального бюджета

добровольные пожертвования физ. и юр.лиц

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета.

Планируемые результаты реализации программы

– обеспечение ежегодного сокращения объемов потребления электрической, тепловой энергии и воды;

– снижение платежей за энергоресурсы до минимума при обеспечении комфортных условий пребывания всех участников программы в помещениях организации

– сокращение нерационального расходования и потерь топливно-энергетических ресурсов.

Программа энергосбережения в школе или дошкольном учреждении – Сведения о целевых показателях

Целевые показатели это цели вашей программы энергосбережения.

Программа энергосбережения

Примеры целевых показателей:

  • Удельный расход тепловой энергии в расчете на 1 кв. метр общей площади
  • Удельный расход горячей воды в расчете на 1 человека
  • Удельный расход холодной воды в расчете на 1 на одного ученика

Пример расчета целевого показателя:

  • Площадь школы – 5 000 м2
  • Потребление тепловой энергии в год – 847 Гкал
  • Удельный расход тепловой энергии в расчете на 1 кв. метр общей площади = 0,17 Гкал / м2

Пример заполнения таблицы сведений о целевых показателях

Главный корпус и пристройка Школы. (г. Мытищи ул. Силикатная д.1/9)

Наименование показателя программы

Базовый год 2020

Плановые значения целевых показателей программы

Потребление тепловой энергии на отопление и вентиляцию

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Потребление горячей воды

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление холодной воды

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Потребление электрической энергии

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Здание эффективно. Требование не устанавливается.

Потребление природного газа

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление твердого топлива на нужды отопления и вентиляции

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление иного энергетического ресурса на нужды отопления и вентиляции

требование по снижению потребления не устанавливается

Потребление моторного топлива

требование по снижению потребления не устанавливается

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Далее следуют энергосберегающие мероприятия, которые можно использовать в программе энергосбережения.

Мероприятия по энергосбережению для детских садов и школ можно разбить на

  • типовые, низко-затратные мероприятия,
  • средне-затратные энергосберегающие мероприятия,
  • высокозатратные мероприятия.

Типовые низко-затратные мероприятия по энергосбережению в детском саду и школе

Низко-затратные мероприятия по энергосбережению

Низко-затратные мероприятия по энергосбережению

    ,
  • инструктаж и обучение персонала,
  • установка приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии, ,
  • утепление оконных конструкций или, по возможности, замена старых окон на новые,
  • удаление зеленых насаждений, которые затемняют окна,
  • регулярная промывка и ремонт системы отопления с заменой теплоизолирующего слоя,
  • утепление или замена входных дверей, утепление чердачных и подвальных помещений, ,
  • замена ветхой электропроводки (полностью или частично),
  • монтаж систем управления движением с датчиками присутствия,
  • регулярное отключение неиспользуемых приборов,
  • систематическая чистка светильников и окон,
  • отслеживание случаев использования энергии на нужды, не соответствующие деятельности детского сада.

Первое с чего необходимо начать любую программу энергосбережения это установка счетчиков.

Без счетчиков мероприятия по энергосбережению теряют всякий смысл.

Учебному заведению по-прежнему будут выставлять счета на оплату, согласно прежним расчётам.

Установка одних только счетчиков тепла и воды может дать тридцати процентную экономию энергетических ресурсов.

Программа энергосбережения образовательного учреждения

Программа энергосбережения образовательного учреждения

Программа энергосбережения в школе и ДОУ – Средне-затратные мероприятия

1. Замена чугунных батарей на алюминивые или биметалические

Что касается отживших свой век чугунных батарей, то оптимальный вариант – это их замена на алюминиевые и биметаллические, потому, как промыть старые батареи практически невозможно.

Доказано, что эффективность теплопередачи у алюминиевых и биметаллических батарей в разы больше чем у чугунных батарей при том, что они прочны и долговечны.

2. Герметизация стыков и трещин

Загерметизировать стыки и трещины в стеклах с помощью силикона.

Там, где стекло неплотно прилегает к раме, следует сделать заплатки из кусков стекла, которые также загерметизировать.

Затем между герметичными стеклами нужно выкачать воздух.

Программа энергосбережения в школе и детсаду

Программа энергосбережения для школы и детсада

3. Установка смесителей с фотоэлементом

С целью эффективной экономии воды сегодня повсеместно используются смесители с фотоэлементом.

Расход воды с таким смесителем в 6 раз меньше, чем с обычным краном.

Вентиль здесь отсутствует.

В корпусе установлен фотоэлемент и источник инфракрасного излучения, батарейка.

Вода подается автоматически после поднесения рук к смесителю.

4. Перекладка старых электрических сетей на новые

5. Система регулирования напряжения

Кроме выше перечисленных средне-затратных энергосберегающих мероприятий, можно применить систему регулирования напряжения посредством реле неприоритетных нагрузок.

Это позволит увеличить количество используемых одновременно электробытовых приборов без лишней нагрузки на старые электросети во избежание перегрузок и коротких замыканий в сети.

При такой системе выделяются приоритетные и неприоритетные приборы.

Последние автоматически отключатся, если суммарная мощность приборов превышает нормативную.

6. Энергетическое обследование

Энергетическое обследование поможет получить достоверные сведения о потенциале энергосбережения в конкретном учреждении, школе или детском саду.

Компания-энергоаудитор разработает индивидуальную программу энергосбережения для вашей организации.

Это поможет сократить затраты на энергопотребление в несколько раз.

Высокозатратные мероприятия по энергосбережению

Если вам повезло, и у вас есть финансирование, то вы можете включить следующие выско-затратные, долгосрочные мероприятия в свою программу энергосбережения:

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.


Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м 2 , если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.


Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.


Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников

Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

3.3. Сертификация

В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

3.4. Требования к светильникам

  1. Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
  2. Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
  3. Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
  4. Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
  5. Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
  6. Габаритная яркость: не более 5000 кд/м 2 .
  7. Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.

Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.

3.5. Необходимое количество светильников


В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м 2 , а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м 2 .

ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:


где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

4. Юридические и этические аспекты

Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы

Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.


Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

Авторы

Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

Благодарности

За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

Энергосбережение и повышение энергоэффективности – одно из основных направлений государственной политики, оно охватывает все сегменты экономики, включая сферу образования. Посмотрим на примере Рыбинска (Ярославская область), какие решения применяются в школах для снижения их энергопотребления.

Школа как образец энергоэффективности

В числе социальных объектов Рыбинска наибольший удельный вес имеют учреждения образования: в городе 33 школы и 58 детских садов, на которые выделяется 37% местного бюджета, из них cотни миллионов бюджетных рублей затрачивается на оплату энергоресурсов. Получается, что тепло- и электроснабжение школ и детских садов – самая расточительная статья расходов в сфере образования. Поэтому в Рыбинске в первую очередь создали и отработали пилотные проекты модернизации именно учреждений образования.

Основная задача

При выполнении энергосберегающих проектов ставилась задача создать стандарт современного образовательного учреждения и в дальнейшем перейти к строительству именно таких энергоэффективных объектов. Кроме того, планируется привести в порядок все имеющиеся детские сады и школы. Финансирование проектов осуществляется из средств местного бюджета, а источником дополнительных доходов служит приватизация и продажа городского имущества. Полный капитальный ремонт одной школы с учетом энергосберегающих технологий потребовал вложения более 100 млн руб. Затраты на внедрение энергоэффективных технологий составляют около 30 млн руб. на одно здание.

При существующих ценах на энергоносители срок окупаемости вложений составит 5–7 лет. Если сохранится тенденция роста тарифов на ЖКХ, работы окупятся еще быстрее.

Поиск решений

В поисках наиболее оптимальных решений был изучен опыт стран Прибалтики, которые после вступления в Евросоюз столкнулись с проблемами модернизации объектов социальной сферы, а также Германии, Канады и других стран, аналогичных по природно-климатическим условиям, например Скандинавии. В результате разработано несколько проектов, реализуемых и в школах, и в детских садах. В зданиях, вошедших в число пилотных, были заменены крыши, утеплены крыши, окна и стены, в каждой школе установлен электронный регулятор подачи тепловой энергии.

Для школ, принявших участие в проекте, уже получены первые результаты внедрения энергосберегающих мероприятий, и можно оценить реальное снижение потребляемой энергии.

Рассмотрим подробнее опыт внедрения энергосберегающих технологий на примере общеобразовательной школы № 26 (1962 года постройки), принявшей участие в проекте модернизации.

Опыт энергосбережения

В 2011 году проведено энергетическое обследование школы № 26 и разработан энергетический паспорт учреждения. Эти данные легли в основу технического задания по ремонтным работам, которые были реализованы в течение летних каникул (июнь–август) 2012 года.

Ограждающие конструкции здания школы

Наружные стены

До ремонта наружные стены здания школы были выполнены из силикатного полнотелого кирпича на цементно-песчаном растворе. На внутреннюю сторону стен был нанесен слой штукатурки.

В ходе ремонта выполнено утепление стен. Теплоизоляционный слой представляет собой гидрофобизированные минераловатные плиты, на поверхность которых нанесен слой декоративной штукатурки (рис. 1).

Схема наружной стены школы после ремонта

Ожидаемое снижение теплопотерь через наружные стены – 68,45 %.

Светопрозрачные ограждающие конструкции (окна)

До проведения ремонтных восстановительных работ окна школы были выполнены в деревянных переплетах с двойным остеклением. Их теплотехнические характеристики не соответствовали действующим строительным нормам (табл. 1).

В результате ремонта произведена замена всех оконных конструкций.

Ожидаемое снижение теплопотерь через окна – 23,7 %.

Также следует учесть, что воздухопроницаемость окон в пластиковых переплетах со стеклопакетами ниже, чем окон в деревянных переплетах, благодаря чему замена позволяет снизить приток холодного инфильтрующегося воздуха и затраты энергии на его нагрев.

Ожидаемое снижение затрат энергии на нагрев инфильтрующегося воздуха – 19,2 %.

Крыша и чердачные перекрытия

Конструкция крыши школы двухскатная, с расположенными по торцам здания вальмами (рис. 2).

Конструкция крыши школы

Покрытие кровли до ремонта – асбестоцементные шиферные листы СВ40/150, выложенные по деревянной обрешетке с прозорами. Внутреннее чердачное помещение не отапливается.

По железобетонным плитам перекрытия третьего этажа (рис. 3) в качестве утеплителя уложен шлак толщиной 140 мм.

Новое кровельное покрытие школы представлено в виде листов металлочерепицы, закрепленных на деревянной обрешетке.

В ходе ремонта выполнены новая шаговая поперечная обрешетка и контробрешетка. Частично произведена замена существующих стропил.

Верхнее перекрытие третьего этажа, являющееся основным теплозащитным барьером горизонтального ограждающего перекрытия здания, было обновлено:

  • снята верхняя часть старого утеплителя;
  • добавлен слой пароизоляционного материала, препятствующий проникновению влаги в слои теплоизоляции;
  • уложены два слоя нового утеплителя;
  • уложен настил ходовых мостков.

Ожидаемое снижение теплопотерь через покрытие – 59,8 %.

Нижнее перекрытие

До ремонта полы первого этажа не были утеплены.

В результате ремонтных работ произведено утепление нижнего перекрытия школы в соответствии с представленной схемой (рис. 4). В качестве утеплителя использовался экструзивный вспененный пенополистирол толщиной 50 мм.

Ожидаемое снижение теплопотерь через нижнее перекрытие – 35,4 %.

В целом результатом проведенных мероприятий по повышению энергоэффективности здания школы стало снижение теплопотерь на 39 %.

Схема чердачного перекрытия школы

Конструкция нижнего перекрытия

Система отопления школы

Ремонт системы отопления школы включал следующие мероприятия:

  • В тепловом пункте предусмотрена установка системы погодного регулирования, позволяющая качественно и количественно регулировать отпуск теплоты в систему отопления за счет установления необходимой температуры теплоносителя электронным регулятором по заданному температурному графику путем воздействия на двухходовой клапан регулятора теплового потока.
  • Проведена замена отопительных приборов.
  • Радиаторы отопления оснащены терморегуляторами.
  • Реализована закрытая система ГВС, через теплообменники по двухконтурной схеме.

Результаты модернизации

Рыбинск готов поделиться опытом реализации программы энергосбережения со всеми муниципальными образованиями как Ярославской области, так и других регионов России.

Материал представлен департаментом образования городского округа г. Рыбинск

Читайте также: