Кино перегон краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Фильм имеет две важных особенности. Во-первых, используя модный в современном кинематографе прием, Рогожкин ставит разгадку впереди загадки, а затем в эпилоге дает последнюю ключевую подсказку, после которой весь фильм должен по замыслу автора пересобраться в голове зрителя. Возможно, Рогожкин таким образом слегка перемудрил, но без такого изящного хода картина заметно потеряла бы в обаянии. Можно выдвинуть и другую версию: автор намеренно снял очень загадочное кино, чтобы зритель всматривался в него, всматривался во все его детали, которые, следует отметить, точно расставлены по местам и прекрасно вплетены в ажурную ткань киноповествования.

Во-вторых, этот фильм исключительно современен, ибо он о том, что происходило в недавнем прошлом и происходит сейчас. И автор дает нам об этом две изящные подсказки в самом начале повествования. Первая состоит в том, что в фильме рассказываются анекдоты про чукчей, которые появились в 1970–80-е годы, но никак не в середине сороковых. Причем, следует отдать дань фирменной рогожкинской иронии, рассказывает их именно чукча, причем по имени и отчеству Василий Иванович. Такое имя и отчество мы тоже знаем, ими обладал тоже герой многочисленных анекдотов, появившихся значительно позже военного времени. Ну а фамилия у чукчи Василия Ивановича не какая-нибудь, а Попов. Знаменитый советский клоун с такой фамилией нам также хорошо известен. Собственно, чукча Василий Попов и изображает из себя эдакого клоуна, коим, как выясняется по ходу фильма, он отнюдь не является.

Рогожкин выстраивает перед нами картину взаимоотношений между персонажами весьма неспешно. В фильме вообще начинает хоть что-то происходить далеко за его середину. Однако без первой половины никак не понять вторую (помните: разгадка впереди загадки).

Итак, все герои расставлены по местам, все ружья развешаны по стенам, и в последней трети фильм срывается в стремительную драму с лихо закрученным детективным сюжетом.

Но что же послужило причиной убийства коменданта?

Валентина проговаривается Юрченко о взаимодействии Ромодановского и чукчей. Суп из морепродуктов, которым она угощает коменданта, сделан из того, что совместно наловили Роман Денисович и Василий, а, значит, Ромодановский ходил в поселок чукчей, поскольку сам Василий находится на излечении у своих родителей после нелегкого перелета в грузовом отсеке на Аляску и обратно. Учитывая, что Юрченко уже пытался допрашивать Ромодановского на предмет заговора против себя, Валентина понимает, что теперь ему нужен Василий и нужны чукчи. Это подтверждается и тем местом, где было найдено тело Юрченко: далеко за пределами аэродрома. А ведь до этого в фильме Юрченко ни разу не покидал его. Все действия коменданта полуслепы и спонтанны (не то, что будущие действия следователя, прибывшего расследовать его убийство), но он становится опасным для плетущих заговор персонажей, и они его убивают.

Однако образ следователя Гуцавы был бы неполным, если не принять во внимание, что он в реальном и мистическом смысле принимает эстафету от коменданта аэродрома Юрченко. Своего рода эстафетной палочкой служит деревянная тросточка коменданта, которую Гуцава сразу забирает себе при осмотре личных вещей убитого и с которой не расстается до отлета из Дальнего. И еще: одет следователь точно так же как и комендант : зеленый френч без знаков различия и фуражка без кокарды, тросточка только дополняет образ. Вот только галифе у него синие — НКВД все-таки! — да вместо пижонской черной кожаной куртки обычная короткая шинель без опознавательных знаков.

Дабы до конца закрепить у зрителя мистическое восприятие Власти, Рогожкин рисует нам сцену главного следственного действия Гуцавы. Тот ложится на место, где было найдено тело Юрченко. Автор фильма представляет его как некое сакральное действо: контур тела убитого обложен камнями, уложенными на скудную растительность тундры, и Яков Гуцава ложится в этот контур, как на некий инфернальный алтарь — пытаясь выяснить, ради чего принесен в жертву горе-комендант Юрченко. После чего следователь решительно встает, оглядывается вокруг и. теперь он понял все .

Стихийную самоорганизацию разношерстного общества многонациональной и социально неоднородной Империи Власть неожиданно поддерживает. Заговор столь разных людей носит явный имперский и изоляционистский (антиамериканский) характер. Вот только это все стихийные, неорганизованные действия. Очевидно, например, что перегон (мост между Россией и Америкой) мешает чукчам прежде всего потому, что шум самолетов пугает диких зверей и мешает охотникам. Но вот тот же чукча Василий мечтает летать на боевом истребителе.

То, что Александр Рогожкин выступит против этнической ксенофобии, никто не сомневался — его прежние картины были также пронизаны тем же духом интернационализма, — но вот что появится, хотя бы со знаком вопроса, пафос имперский и изоляционистский — это, пожалуй, новость. Безусловной новостью оказалось и то, как режиссер попытался изобразить власть — беспощадной и циничной, но мудрой. Можно конечно пофантазировать на тему, что мы имеем иллюстрацию к произошедшему в нашей стране (или точнее к распространенным представлениям на этот счет): на смену сильно пьющему правителю приходит непьющий представитель органов и наводит в стране порядок, но это было бы уже гиперинтерпретацией.

Пожалуй, все дело в том, что Александр Рогожкин, хоть и стал снимать совсем другое кино, но так и остался романтиком: он верит, что подобного рода вещи могут происходить, при том что не в состоянии предложить никакого зримого, а не мистического, рецепта.

Великая Отечественная, 1943 год, Крайний Север. Маленький аэродром, затерянный в чукотской тундре. Именно сюда прилетали с Аляски американские самолеты, поставляемые по ленд-лизу. После этого самолеты быстренько проверялись техниками, белые звезды перекрашивались в красный цвет, в кабины садились советские летчики, ну а дальше самолеты отправлялись на фронт, воевать.

Вроде бы обычные военные будни, однако определенную пикантность ситуации придает то, что наши летчики - совсем молоденькие ребята, которые только что закончили ускоренные курсы летного училища, а американцы, пригоняющие самолеты, - женщины. Правда, не такие уж и молоденькие. Но ребят это не смущает. Так же, как не смущает их тот факт, что американки не говорят по-русски, а они не говорят по-английски. В конце концов, если постараться, то всегда можно найти общий язык.

Резюмирую. Очень неровный и весьма спорный фильм, не лишенный, однако, некоторых положительных моментов. Но мне скорее не понравилось, чем понравилось.

…О том, как союзники поставляли России
боевые самолеты, которые потом гнали на фронт…
Так, пока еще наметки общего характера.
Сложный материал.

И все-таки фактура у Рогожкина не самоцель, но только условие, хотя и непременное, сложно выстроенной достоверности. А достоверность располагается слоями в общей призме, сквозь которую зритель, собственно, и смотрит. В основании — универсалии: война/мир, Восток/Запад, мужчина/женщина, отцы/дети, Природа/цивилизация и т. д. Каждый следующий слой — поправка на пол, возраст, происхождение и так далее, до самых-самых мелочей. Острие тщательно сконструированной режиссером призмы упирается в персонажа. Каждого из сорока — или сколько их там. А дальше уже можно позволить себе пунктир, точечную драматургию: достаточно показать несколько раз по нескольку минут из каждой жизни, чтобы внимательный зритель все рассмотрел, уразумел и достроил до нужного объема или глубины.


Ностальгическое кино Александра Рогожкина про будни чукотского аэродрома

Актеры




Фильмы режиссера Александра Рогожкина


Место действия происходит на Чукотке на русском аэродроме, куда союзники американцы поставляют самолеты для борьбы с фашистами. А русские, перекрасив американские звездочки в красный цвет, перегоняют их на фронт бомбить фашистов. В центре фильма показаны судьбы очень разных людей, отношения между ними, как они попали сюда, чем занимаются, что ищут и ждут, как им быть в сложившихся условиях. В фильме явно прослеживается русский вопрос Что делать? Каждый герой фильма находит ответ по-своему, а кого-то из них и так все устраивает.

Страна не дает возможности развиваться людям, и они сходят с ума от этого, они ощущают выход бессознательно. Все понимают, что в режиме жить невозможно, Но никто об этом не говорит напрямую. Это видно из действий и поступков людей. Каждый хочет по-своему выйти из игры.

Cистема не может применить их идей, она живет в своем замкнутом мире. Тоталитарный режим управляет населеним, его сознанием и не хочет, чтобы люди как-то выделялись и развивали страну, так как тогда смогут разорвать оковы режима и создать новый мир. Герои фильма пытаются выкарабкаться из сложившихся условий, что-то делать, как-то развиваться и что-то менять, каждый по – своему.

В картине показаны несколько сюжетных линий и интересных персонажей.
Алексей Серебряков играет коменданта аэродрома Юрченко, который приехал с женой Ириной (Анастасия Немоляева) с большой земли. С течением времени у него съехала крыша и перед нами он предстает душевно неуравновешенным человеком, который много пьет, мечеться, на всех кричит и не дает покоя, пытается как-то решать проблемы, но у него это плохо получается, ему самому все надоело. Его жене преподавательнице английского языка все надоело, и она крутит роман с капитаном Лисневским (героем Даниила Страхова), тоскует по прошлой молодости и былому.

Сюжетная линия отношений русских летчиков с американскими летчицами весьма забавна. Наши летчики не понимают английского, но им настолько нравятся летчицы американки, что некоторые из них начинают изучать язык самостоятельно, а кто-то ходит обучаться к жене коменданта. При этом стремления к американкам можно рассматривать и как тягу к новому, возможность вырваться из страны.

На Чукотке живут чукчи и в картине они тоже присутствуют. Причем показаны они весьма умными и понимающими людьми, а не глупыми как в анекдотах. У парня Василия (его играет Алексей Петров) очень хорошо построена речь, он один из немногих знает английский, развивается, всем интересуется, и умудряется даже побыть на Аляске перебравшись туда в ящике. Он помогает своей семьи, которая живет в юрте, американцы привозят ему патроны для охоты. В картине показаны два репрессированных персонажа один из них врач, который занимается теперь выращиванием цветов, а другой великий конструктор, который варит на кухне еду (его сыграл Юрий Орлов). Люди весьма образованные и даже помогают походу фильма проявляют себя в разных ситуациях, решая разные проблемы и дела.

Герой Серебрякова настолько всем надоел, что в итоге его находят мертвым. Слишком многим он переступал дорогу и вмешивался не в свои дела. Расследовать убийство посылают лейтенанта НКВД очень похожего на Адольфа Гитлера. Это еще один интересный персонаж в этом фильме, который сходу все и про всех узнает. В итоге он находит убийцу, но авторы фильма дают возможность зрителям самим решить, кто же на самом деле убийца.

В картине Вам понравятся диалоги и яркие образы героев, прекрасная игра всех актеров. Как будто Вы будете, читаете великого русского писателя. Потрясающий язык общения, атмосфера. Русская душа показана во всей красе и глубине.
Надеюсь что, несмотря на небольшую рекламу, фильм все равно найдет своего зрителя. Фильм понравится любителям картин военной тематики и человеческих отношений. Приятного просмотра!

Оценки

Сюжет +
Музыка –
Диалоги +
Экшн –
Смысл +
Игра актеров +
Работа оператора +
Сценарий +
Режиссура +
Эффекты –

Читайте также: