Киево печерский патерик краткое содержание
Обновлено: 03.07.2024
Ки́ево-Пече́рский патери́к — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.
Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путём повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету Патерика, а иногда и без всякой связи с ним. Здесь читается ответ Феодосия Печерского на вопрос великого князя Изяслава Ярославича о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Историки находят в Патерике сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси, анимистических представлениях тех времён, когда языческие верования сосуществовали с христианством.
Рассказы изобилуют элементами фантастики, как и в произведениях житийной литературыесть чудеса и описания необычных аскетических подвигов монахов.
Основная задача патерика- возвеличение Киево-Печерского монастыря как русского религиозного центра. Тем самым возвышался и укреплялся авторитет церкви. Идея свидетельствовалоа о возросшем самосознании русского духовенства.
Патерик ярко отражает борьбу, кот происходила между монастырем и князьями, в основе которой были соперничество на почве материальных интересов и столкновения из-за вмешательства монастыря в междукняжеские отношения. На первых порах монастырь отстаивал свою самостоятельность и к князьям относился положительно потому что они благоприятствовали его росту. Всеволод и его сын Владимир Мономах покровительствовали монастырю и изображены сочувственно. Изяслав Ярославич, Святополк Изяславич и Мстислав Святополковичпоказаны иначе. Святополк был князем жестоким и немилостивым. В Киев не пропускали купцов с солью и вся Русская земля осталась без соли, киевские же купцы, воспользовавшись этим, подгоняли цену. На помощь пришел инок монастыря, умевший делать из лебеды хлеб и превращать золу в соль. Купцы пожаловались Святополку,что инок лишает их прибыли, Святополк приказал отобрать соль инока и отвести ее на княжеский двор, решив сам продать и обогатиться. Но как только соль была изъята из монастыря она превратилась в золу. Святополк, узнав о чудесах Прохора отправился в монастырь и примирился с игуменом Иоанном, ранее враждовавшим и обличавшим его в корыстолюбии. Говорится.что князь даже заточил игумена в Туров, но затем, убоявшись восстания христолюбивого князя Владимира Мономаха, вернул игумена в монастырь. Т.о, в рассказе подчеркивается симпатия к Мономаху и нерасположение к Святославу.
Рассказывается о Ростиславе Всеволодовиче и чудотворце Григории. Князь издевался над инокоми повесив камень на шею утопил его. Ростислав на зашел в монастырь помолиться,а Мономах помолился и взял тем благословение. Ростислав утонул,отступая перед половцами, а Мономах был спасен за уважение к монастырю.
В рассказе об инокописцеАлимпии рисуются наряду с положительными и отрицательные стороны монастырского быта, обнаруживающиеся в корыстолюбии некоторых монахов.
Так сочетались в КП патерике политически-тенденциозная повесть с церковной легендой.
Повесть состоит из четырех частей:
Первая – появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии.
Вторая – героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани.
Третья – подвиг ЕвпатияКоловрата. Эпический богатырь, мститель за обиды и поругания Батыя, с князем ИнгваремИнгваревичем возвращается из Чернигова в Рязань. Евпатий и его дружина так усердно бьют татар, что мечи их притупились и тогда,взяв татарские мечи, рубит вражеские силы. Татары думали, что восстали мертвые. Евпатий рассекает пополам Хостовлура, шурина Батыя, рассекает богатырей и до седла крошит. Татары решили одолеть Евпатия при помощи стенобитных орудий, насильно убили и принесли тело Батыю,на что тот сказал,что не видел еще удальцов таких. Это люди крылатые, борются мужественно- один с тысячью и два с тьмою. Был бы у меня такой воин, насилу бы держал- Батый преклоняется перед мужеством Евпатия. В порыве великодушия Батый отдает тело его дружине и отпускает,не причинив вреда
Четвертая – обновление Рязани ИнгваремИнгоревичем.
Концовка повести свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его непоколебимой вере в возможность избавления от татарского ига. Повесть верно передает настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.
Взаимоотношения князей, далеко не всегда дружетсвенные, идеализированны и показаны как неизменно братские- В основу легло устное эпическое произведение, жертвующее фактичностью в пользу большей идейной и эмоциональной выразительности.
В повести отсутствует покаянный тон, отмечаемый в предшествующих памятниках о татарском нашествии. Не к пассивному подчинению страшному бедствию,а к активной борьбе с ним призывает повесть всем своим содержанием. Конец- бодрый и уверенный, Рязань оправляется от нашествия и отстраивается, рязанцы радуются освобождению.
Основу Киево-Печерского патерика, формирование которого относится к 1 -й трети XIII века, составили послание владимиро-суздальского епископа Симона киево-печерскому монаху Поликарпу, с приложенными к нему Словом Симона о строительстве Печерской Успенской церкви и 9 сказаниями об 11 насельниках Печерской обители, а также послание Поликарпа печерскому игумену Акиндину, к которому были присоединены 11 рассказов о 13 монахах-печерянах.
На первый план в Арсениевской редакции выдвигалось деятельное начало, влияние монахов на жизнь в миру. Одновременно текст в этой редакции был расширен благодаря включению Жития Феодосия Печерского - одного из основателей монастыря (составлено монахом Нестором, по-видимому, незадолго до 1088 года) и похвального слова преподобному Феодосию.
В 1460 и 1462 годах в Киево-Печерском монастыре книжником Кассианом были созданы две новые редакции Киево-Печерского патерика, получившие в науке названия 1-я и 2-я Кассиановские (вопрос о степени участия Кассиана в составлении 1-й редакции остаётся спорным). Текст был дополнен записями, заимствованными из летописи; в тексте 2-й редакции прослеживается тенденция расположения произведений в соответствии с хронологией описываемых событий. 1-я и 2-я Кассиановские редакции пользовались особенным вниманием читателей и получили широкое распространение в списках.
В XVII веке появились новые рукописные (редакция печерского архимандрита Иосифа Тризны, 1647-1656 годы) и первые печатные редакции Киево-Печерского патерика (1635, 1661 годы; с несущественными изменениями текст 1661 года был напечатан в 1678 и 1702 годах). Киево-Печерский патерик послужил образцом для создания более поздних русских патериков - Волоколамского и Соловецкого.
Киево-Печерский патерик - ценный источник сведений об образе жизни и нравах древнерусского монастыря во 2-й половине XI - 1-й половине XII века, содержащий также информацию о событиях светской истории. Киево-Печерский патерик, несмотря на определённую зависимость в отдельных сюжетных мотивах от переводных патериков (Синайского, Египетского, Скитского), отличается от них тем, что в нём прославляются монахи не одной земли и местности, а одного монастыря, находящегося под особым покровительством Бога и Богоматери; акцентируются социальное служение монастыря, его нравственное воздействие на мирян, непростые отношения обители и княжеской власти.
Большинство сказаний Киево-Печерского патерика по форме напоминают краткие жития. Для Киево-Печерского патерика характерны особого рода остросюжетность, сочетание символичности с предметной детализацией; изображаются соблазны, подстерегающие монахов, бесовские искушения, утаённая святость (сверхсмиренно утаиваемые святыми свидетельства их благодатной избранности). Памятник неоднократно привлекал внимание русских писателей (А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого).
Издания:
Патерик Киево-Печерского монастыря / Под ред. Д. И. Абрамовича. СПб., 1911
Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980
Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4: XII век
Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999.
О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодос.
Слово о том, когда основана была церковь Печерская.
Слово о приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда.
Об Иоанне и Сергии чудо необычное в Божественной Печерской ц.
Сказание о святом жертвеннике и об освящении той великой цер.
Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том.
Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского.
Августа, 14. Нестора, инока монастыря Печерского, слово о п.
О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодос.
Похвала преподобному отцу нашему Феодосию, игумену Печерском.
О первых святых и блаженных черноризцах печерских, которые в.
О блаженном Нифонте, епископе Новгородском, как в святом мон.
Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальс.
Сказание Симона, епископа Владимирского и Суздальского, о с.
О блаженном Евстратии-постнике
О смиренном и многотерпеливом Никоне-черноризце.
О святом священномученике Кукше и о Пимене Постнике.
О святом Афанасии Затворнике, который умер, а на другой день.
О преподобном Святоше, князе Черниговском.
О Еразме-черноризце, который растраил имение свое на святые .
Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство .
О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавши.
Второе послание к архимандриту Печерскому Акиндину о святых .
С помощью Господа, утверждающего слово, к твоему благоумию обращу его, пречестный архимандрит всея Руси, отец и господин мой, Акиндин. Приклони же ко мне благосклонный твой слух, и я стану говорить тебе о жизни, деяниях и знамениях дивных и блаженных мужей, живших в этом святом монастыре Печерском, как слышал я о них от брата твоего Симона, епископа Владимирского и Суздальского, бывшего раньше черноризцем того же Печерского монастыря; он рассказывал мне, грешному, о святом и великом Антонии, положившем начало русским монахам, и святом Феодосии, и о житии и подвигах, бывших после них, святых и преподобных отцов, почивших в дому Пречистой Божией Мматери. Да послушает твое благоразумие моего младоумия и несовершенного разума.
Вопросил ты меня некогда, велев рассказать о деяниях тех черноризцев; но ты знаешь мою простоту и невежество: ибо всегда со страхом, о чем бы ни шла речь, говорю с тобою, поэтому как же могу я внятно рассказать тебе о сотворенных ими знамениях и преславных чудесах? Кое-что из тех преславных чудес я поведал тебе, но гораздо больше забыл от страха и, стыдясь твоего благочестия, рассказывал невразумительно. И понудил я себя писанием изложить тебе о святой и блаженной братии нашей, чтобы и будущие после нас черноризцы узнали о благодати божьей, бывшей в святом этом месте, и прославили Отца Небесного, показавшего таких светильников в Русской земле, в Печерском святом монастыре.
О Никите-затворнике, который был потом епископом Новгорода.
О Лаврентии-затворнике
О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче.
О святом Григории чудотворце
О многотерпеливом Иоанне затворнике
О преподобном Моисее Угрине
О Прохоре-черноризце, который молитвою из травы, называемой .
О преподобном Марке пещернике, повелений которого мёртвые с.
Слово о святых преподобных отцах Феодоре и Василии.
О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце.
О преподобном и многострадальном отце Пимене и о желающих об.
О преподобном Исакии пещернике
Вопрос благоверного князя Изяслава о латинянах.
О преставлении преподобного отца нашего Поликарпа, архимандр.
Читайте также: