Киево печерский патерик краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Ки́ево-Пече́рский патери́к — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.

Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путём повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету Патерика, а иногда и без всякой связи с ним. Здесь читается ответ Феодосия Печерского на вопрос великого князя Изяслава Ярославича о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Историки находят в Патерике сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси, анимистических представлениях тех времён, когда языческие верования сосуществовали с христианством.

Рассказы изобилуют элементами фантастики, как и в произведениях житийной литературыесть чудеса и описания необычных аскетических подвигов монахов.

Основная задача патерика- возвеличение Киево-Печерского монастыря как русского религиозного центра. Тем самым возвышался и укреплялся авторитет церкви. Идея свидетельствовалоа о возросшем самосознании русского духовенства.

Патерик ярко отражает борьбу, кот происходила между монастырем и князьями, в основе которой были соперничество на почве материальных интересов и столкновения из-за вмешательства монастыря в междукняжеские отношения. На первых порах монастырь отстаивал свою самостоятельность и к князьям относился положительно потому что они благоприятствовали его росту. Всеволод и его сын Владимир Мономах покровительствовали монастырю и изображены сочувственно. Изяслав Ярославич, Святополк Изяславич и Мстислав Святополковичпоказаны иначе. Святополк был князем жестоким и немилостивым. В Киев не пропускали купцов с солью и вся Русская земля осталась без соли, киевские же купцы, воспользовавшись этим, подгоняли цену. На помощь пришел инок монастыря, умевший делать из лебеды хлеб и превращать золу в соль. Купцы пожаловались Святополку,что инок лишает их прибыли, Святополк приказал отобрать соль инока и отвести ее на княжеский двор, решив сам продать и обогатиться. Но как только соль была изъята из монастыря она превратилась в золу. Святополк, узнав о чудесах Прохора отправился в монастырь и примирился с игуменом Иоанном, ранее враждовавшим и обличавшим его в корыстолюбии. Говорится.что князь даже заточил игумена в Туров, но затем, убоявшись восстания христолюбивого князя Владимира Мономаха, вернул игумена в монастырь. Т.о, в рассказе подчеркивается симпатия к Мономаху и нерасположение к Святославу.

Рассказывается о Ростиславе Всеволодовиче и чудотворце Григории. Князь издевался над инокоми повесив камень на шею утопил его. Ростислав на зашел в монастырь помолиться,а Мономах помолился и взял тем благословение. Ростислав утонул,отступая перед половцами, а Мономах был спасен за уважение к монастырю.

В рассказе об инокописцеАлимпии рисуются наряду с положительными и отрицательные стороны монастырского быта, обнаруживающиеся в корыстолюбии некоторых монахов.

Так сочетались в КП патерике политически-тенденциозная повесть с церковной легендой.

Повесть состоит из четырех частей:

Первая – появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии.

Вторая – героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани.

Третья – подвиг ЕвпатияКоловрата. Эпический богатырь, мститель за обиды и поругания Батыя, с князем ИнгваремИнгваревичем возвращается из Чернигова в Рязань. Евпатий и его дружина так усердно бьют татар, что мечи их притупились и тогда,взяв татарские мечи, рубит вражеские силы. Татары думали, что восстали мертвые. Евпатий рассекает пополам Хостовлура, шурина Батыя, рассекает богатырей и до седла крошит. Татары решили одолеть Евпатия при помощи стенобитных орудий, насильно убили и принесли тело Батыю,на что тот сказал,что не видел еще удальцов таких. Это люди крылатые, борются мужественно- один с тысячью и два с тьмою. Был бы у меня такой воин, насилу бы держал- Батый преклоняется перед мужеством Евпатия. В порыве великодушия Батый отдает тело его дружине и отпускает,не причинив вреда

Четвертая – обновление Рязани ИнгваремИнгоревичем.

Концовка повести свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его непоколебимой вере в возможность избавления от татарского ига. Повесть верно передает настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.

Взаимоотношения князей, далеко не всегда дружетсвенные, идеализированны и показаны как неизменно братские- В основу легло устное эпическое произведение, жертвующее фактичностью в пользу большей идейной и эмоциональной выразительности.

В повести отсутствует покаянный тон, отмечаемый в предшествующих памятниках о татарском нашествии. Не к пассивному подчинению страшному бедствию,а к активной борьбе с ним призывает повесть всем своим содержанием. Конец- бодрый и уверенный, Рязань оправляется от нашествия и отстраивается, рязанцы радуются освобождению.

Основу Киево-Печерского патерика, формирование которого относится к 1 -й трети XIII века, составили послание владимиро-суздальского епископа Симона киево-печерскому монаху Поликарпу, с приложенными к нему Словом Симона о строительстве Печерской Успенской церкви и 9 сказаниями об 11 насельниках Печерской обители, а также послание Поликарпа печерскому игумену Акиндину, к которому были присоединены 11 рассказов о 13 монахах-печерянах.

На первый план в Арсениевской редакции выдвигалось деятельное начало, влияние монахов на жизнь в миру. Одновременно текст в этой редакции был расширен благодаря включению Жития Феодосия Печерского - одного из основателей монастыря (составлено монахом Не­сто­ром, по-ви­ди­мо­му, не­за­дол­го до 1088 года) и по­хваль­но­го сло­ва пре­по­доб­но­му Фео­до­сию.

В 1460 и 1462 годах в Киево-Печерском монастыре книжником Кассианом были созданы две новые редакции Киево-Печерского патерика, получившие в науке названия 1-я и 2-я Кассиановские (вопрос о степени участия Кассиана в составлении 1-й редакции остаётся спорным). Текст был дополнен записями, заимствованными из летописи; в тексте 2-й редакции прослеживается тенденция расположения произведений в соответствии с хронологией описываемых событий. 1-я и 2-я Кассиановские редакции пользовались особенным вниманием читателей и получили широкое распространение в списках.

В XVII веке появились новые рукописные (редакция печерского архимандрита Иосифа Тризны, 1647-1656 годы) и первые печатные редакции Киево-Печерского патерика (1635, 1661 годы; с несущественными изменениями текст 1661 года был напечатан в 1678 и 1702 годах). Киево-Печерский патерик послужил образцом для создания более поздних русских патериков - Волоколамского и Соловецкого.

Киево-Печерский патерик - ценный источник сведений об образе жизни и нравах древнерусского монастыря во 2-й половине XI - 1-й половине XII века, содержащий также информацию о событиях светской истории. Киево-Печерский патерик, несмотря на определённую зависимость в отдельных сюжетных мотивах от переводных па­те­ри­ков (Синайского, Египетского, Скитского), отличается от них тем, что в нём прославляются монахи не одной земли и местности, а одного монастыря, находящегося под особым покровительством Бога и Богоматери; акцентируются социальное служение монастыря, его нравственное воздействие на мирян, непростые отношения обители и княжеской власти.

Большинство сказаний Киево-Печерского патерика по форме напоминают краткие жития. Для Киево-Печерского патерика характерны особого рода остросюжетность, сочетание символичности с предметной детализацией; изображаются соблазны, подстерегающие монахов, бесовские искушения, утаённая святость (сверхсмиренно утаиваемые святыми свидетельства их благодатной избранности). Памятник неоднократно привлекал внимание русских писателей (А. С. Пуш­ки­на, Н. С. Лес­ко­ва, Л. Н. Тол­сто­го).

Издания:

Па­те­рик Кие­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря / Под ред. Д. И. Аб­ра­мо­ви­ча. СПб., 1911

Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си: XII век. М., 1980

Биб­лио­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 4: XII век

Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки: Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик / Изд. под­гот. Л. А. Оль­шев­ская, С. Н. Трав­ни­ков. М., 1999.

О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодос.

Слово о том, когда основана была церковь Печерская.

Слово о приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда.

Об Иоанне и Сергии чудо необычное в Божественной Печерской ц.

Сказание о святом жертвеннике и об освящении той великой цер.

Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том.

Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского.

Августа, 14. Нестора, инока монастыря Печерского, слово о п.

О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодос.

Похвала преподобному отцу нашему Феодосию, игумену Печерском.

О первых святых и блаженных черноризцах печерских, которые в.

О блаженном Нифонте, епископе Новгородском, как в святом мон.

Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальс.

Сказание Симона, епископа Владимирского и Суздальского, о с.

О блаженном Евстратии-постнике

О смиренном и многотерпеливом Никоне-черноризце.

О святом священномученике Кукше и о Пимене Постнике.

О святом Афанасии Затворнике, который умер, а на другой день.

О преподобном Святоше, князе Черниговском.

О Еразме-черноризце, который растраил имение свое на святые .

Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство .

О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавши.

Второе послание к архимандриту Печерскому Акиндину о святых .

С помощью Господа, утверждающего слово, к твоему благоумию обращу его, пречестный архимандрит всея Руси, отец и господин мой, Акиндин. Приклони же ко мне благосклонный твой слух, и я стану говорить тебе о жизни, деяниях и знамениях дивных и блаженных мужей, живших в этом святом монастыре Печерском, как слышал я о них от брата твоего Симона, епископа Владимирского и Суздальского, бывшего раньше черноризцем того же Печерского монастыря; он рассказывал мне, грешному, о святом и великом Антонии, положившем начало русским монахам, и святом Феодосии, и о житии и подвигах, бывших после них, святых и преподобных отцов, почивших в дому Пречистой Божией Мматери. Да послушает твое благоразумие моего младоумия и несовершенного разума.
Вопросил ты меня некогда, велев рассказать о деяниях тех черноризцев; но ты знаешь мою простоту и невежество: ибо всегда со страхом, о чем бы ни шла речь, говорю с тобою, поэтому как же могу я внятно рассказать тебе о сотворенных ими знамениях и преславных чудесах? Кое-что из тех преславных чудес я поведал тебе, но гораздо больше забыл от страха и, стыдясь твоего благочестия, рассказывал невразумительно. И понудил я себя писанием изложить тебе о святой и блаженной братии нашей, чтобы и будущие после нас черноризцы узнали о благодати божьей, бывшей в святом этом месте, и прославили Отца Небесного, показавшего таких светильников в Русской земле, в Печерском святом монастыре.

О Никите-затворнике, который был потом епископом Новгорода.

О Лаврентии-затворнике

О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче.

О святом Григории чудотворце

О многотерпеливом Иоанне затворнике

О преподобном Моисее Угрине

О Прохоре-черноризце, который молитвою из травы, называемой .

О преподобном Марке пещернике, повелений которого мёртвые с.

Слово о святых преподобных отцах Феодоре и Василии.

О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце.

О преподобном и многострадальном отце Пимене и о желающих об.

О преподобном Исакии пещернике

Вопрос благоверного князя Изяслава о латинянах.

О преставлении преподобного отца нашего Поликарпа, архимандр.

Читайте также: