Карасев запах сигареты краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Первого января Дуся получила телеграмму, извещавшую о смерти матери. Неожиданная новость стала потрясением для женщины, несмотря на то, что она не видела мать около пятнадцати лет. Дуся давно переехала жить в столицу, и с тех пор ни разу не приезжала в родную деревню. Поразмыслив, она решила не ехать на похороны матери.

Спустя несколько месяцев Дуся получила письмо от своего племянника Миши. Он приглашал навестить их, проведать отчий дом, в котором остались личные вещи умершей матери. Дуся собралась в дорогу.

Приехав в деревню, женщина с удивлением обнаружила, как много произошло здесь перемен за время ее отсутствия. После теплой встречи с родной сестрой, Дуся направилась к родительскому дому. Оказавшись внутри, она ощутила аромат свежеиспеченного хлеба, который всегда пекла ее мать. Воспоминания детства обрушились на героиню.

В сопровождении Миши Дуся отправилась на могилу матери, где не смогла сдержать горькие слезы. Она упала на землю, и долго рыдала, выплескивая долго сдерживаемые чувства. На следующее утро Дусю покинула деревню, а в родительском доме началась жизнь для новых людей.

Новые писатели. Форум молодых писателей России. - М.: Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, "Книжный сад", 2004, 575 с.

В издательстве "Книжный сад" вышел второй выпуск сборника "Новые писатели". С.А. Филатов делает доброе дело. Тогда как другие сподвижники Ельцина занимаются личным обогащением, он не забывает и о "духовности" - понятии, весьма опошленном в наше время.

Всего в сборнике представлены 29 авторов, чьи года рождения протягиваются с 1966 по 1986-й. Вместе с уже состоявшимися писателями соседствуют только-только начинающие, не знающие еще, чем они закончат и утвердятся ли в литературе вообще.

Всех их можно разделить на несколько групп. В первую войдут такие уже известные прозаики и драматурги, как Роман Сенчин, Илья Кочергин, Василий Сигарев. Им числиться среди "молодых" уже вроде бы стыдно. И по возрасту, и по своим устремлениям (реалистическим) к ним примыкают Александр Карасев и Денис Гуцко, уже проторившие дорожку в толстые журналы. Остальные же проходят под рубрикой "остальные".

В представленной поэзии, видно влияние акмеизма начала прошлого века.

Радуют прозаики. Крепкий сапог реализма торжествует наконец-то над выкаблучиваньем, ерничаньем, гротеском и фантастикой. Почти все авторы пишут о том, что окружает их, личный опыт - в основе всего. На долю их поколения выпали титанические общественные потрясения, и воленс-ноленс они должны были их зафиксировать, даже если в центре сюжета - сугубо личные переживания.

Во-первых, нашел себе выход болезненный опыт участников войн последнего времени. Гуцко и Карасев рассказывают нам соответственно о карабахском и чеченском конфликтах. Пожалуй, мы больше знаем о подробностях быта солдат времен Великой Отечественной, чем о том, что творилось (и творится) с нашими сверстниками где-то не так далеко, на Кавказе. Телерепортажи и газетные статьи не в силах передать тот психологический климат, то мировоззрение, что вызревают среди бойцов необъявленных войн.

Рассказ Александра Карасева "Запах сигареты" интересен своими афоризмами армейской мудрости вроде того, что "в армии опасность быть задавленным морально и физически исходит отовсюду" или "каждый солдат ненавидит офицеров". Денис Гуцко в повести "Там, при реках Вавилона" являет любопытный тип раздвоенного национального сознания - "русского грузина", человека как бы смотрящего со стороны и на русских, и на кавказцев, который ни с кем из них не может чувствовать себя полностью "своим". Вот такими этнографическими подробностями и может быть интересна проза "молодых писателей", когда неразвитость таланта искупается уникальностью изображаемого материала.

Но неплохой рассказ Сергея Адлыкова "Один из нас" - из жизни алкоголиков на Алтае, подпорчен сентиментальностью и нарочитой дидактичностью. То же можно сказать о рассказе Иннокентия Сергеева "Телеграмма". Интересны в нем лишь описания немецко-советского Калинграда-Кенигсберга, размышления о двойственности этого уникального города и феномен отношения тамошних россиян к России как к чему-то далекому и чужому.

Отрывок из исторического романа Олега Киршбаума "Штибер Великолепный" живо заставляет вспомнить о наследстве Валентина Пикуля - эдакая псевдоисторическая легкость и панибратство с персонажами. Фрагмент же из исторического романа Сергея Вербицкого "Архангельские поморы", сочиненный в сказовой манере, явно свидетельствует о "нерыночном" мышлении сказителя.

Что касается "большой тройки" - Сенчин-Кочергин-Сигарев, то, конечно, уровень есть уровень. Правда, Кочергин в своем хемингуэевском рассказе "Красная палатка в снегах Килиманджаро" как-то растянуто подражателен, как подражательно название. Пьеса Сигарева "Агасфер" - едва ли не лучшее в сборнике. Не знаю, отмечал ли кто из критиков, что сигаревские вещи очень напоминают шукшинскую драматургию, в особенности такой забытый шедевр Василия Макаровича, как "Точка зрения". К сожалению, как всегда у Сигарева, примешивается мистика, что, безусловно, портит впечатление от его бескомпромиссного реализма.

Итак, сборник удался, продемонстрировав значительный потенциал земли русской. Завтрашний день за нами!


Бум книгоиздания, который переживает литература блогеров — авторов сетевых дневников в Живом Журнале, — сегодня мало заметен на общем фоне новинок. Между тем еще пять лет назад это было прорывом — блога в литературу, литературных институций в Сеть. Первопроходцев заваливали вопросами: можно ли стать писателем в Интернете? сохранится ли популярность блога на бумаге? является ли блог новым жанром литературы?

Каждая книга блогера отвечает на эти вопросы заново. Одно признано несомненным: массовое освоение сетевого высказывания — революция в языке, литературе и социальной коммуникации, равная по значимости изобретению книгопечатания.

В дни, когда пророчат скорую гибель газет и переход журналистики на язык иероглифов, может казаться, что форма блога уничтожит литературу. На самом деле Сеть повлияла на прозу скорее благотворно, вернув актуальность многому из того, что забыто и утеряно литературой традиционного образца.

И прежде всего это возвращение в литературный процесс здоровой конкуренции. В блоге, где нивелированы все статусы и иерархии, читателя получает тот, кто вызвал у него живой интерес. Это не значит, что аудиторию, измеряемую в десятках тысяч, можно считать показателем качественной прозы. Но сама возможность быстрого и явного отклика делает авторов куда более внимательными к сути и цели высказывания.

В мире Глобальной Сети престиж чтения упал — зато интерес к высказыванию возрос. Попробуем вслед за тысячами людей, подписавшихся на дневники marta_ketro, snorappи pesen-net, прочитать их книги, вышедшие в этом и прошлом году. А в финале коснемся и блогера ast, больше известного как писатель Андрей Аствацатуров.

Формула цветущего сада[1]

В книгах Марты Кетро своеобразие сетевого дневника сохранилось, и в то же время она вошла в обойму активно издаваемых авторов. Домохозяйка, сменившая пару необязательных работ, с которой случилось чудо — благодаря блогу стала знаменитой. То есть без посредства литературных журналов, объединений, конкурсов и издательств нашла своего читателя, счетом на тысячи.

Марта Кетро любит писать о себе, что она — яблоко. И в самом деле кажется незатейливым, но крепким и ароматным плодом. Ей удалось интуитивно сочетать наиболее привлекательные черты литературы и блога, как и сбалансировать крайности наиболее эффектных ролевых моделей. Кетро любит яркие иносказания — и умеет производить впечатление неподдельности, пишет об изменах — и призывает к честности в любви, вольно фантазирует — но к сказке всегда прилагает мораль.

Нельзя утверждать, что блогер и писатель уживаются в ней гармонично. При том, что Кетро обладает достоинствами, заслужившими уважение задолго до изобретения Интернета: живым воображением, здравым смыслом, стилистическим чутьем, — ее произведения трудно воспринимать в отрыве от площадки, на которой они впервые появились. Достижения и провалы Кетро — сетевой природы, и неоднозначность ее писательской репутации происходит от того, что немногие преимущества блога адекватно работают в литературе.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: