Зачем нужны учебники в школе

Обновлено: 05.07.2024

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся: школьный учебник.


Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только зля отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.

Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника являются следующие:

информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.

Формирование различных умений.

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты:
теоретические сведения;

аппарат организации работы (вопросы, задания);

иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).


Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Тексты делятся на основные и дополнительные.

В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п.

Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. л.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя .

Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.

Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, - можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.


Реализация индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках.

Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса).

При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведет к нежелательным результатам при формировании умений.

При выполнении заданий, направленных на формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и проверки.

Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность.

Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу программы сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками).

Учащимся, не справляющимся с большим количеством разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала па другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной 1 руине фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков.

Система повторения пройденного в учебниках.

Регулярность повторения - необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы, в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы, а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.

Справочные материалы учебников .

В действующих учебниках решается еще одна важная методическая задача - обучение школьника умению самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по предметам.

Методический аппарат учебников.

В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи.


Основными компонентами этой системы являются следующие:


/. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала.

Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.


2. Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом.

Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т. п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала, которая должна быть осознана школьниками более глубоко, правилам, определениям (характеристикам), предназначенным для заучивания.

3. Наличии материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.).

Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения — обучение школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель обязан включить данный этап в структуру урока.

4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков.

Задача учителя - осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.

5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала.

Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.


6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала.
Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют

интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.


7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения.

Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы.

Основными признаками хорошего учебника являются:
доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;


удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;


интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;


связь учебного материала с жизнью и бытом людей;


соответствие учебника школьной программе.

Формирование учебных навыков при работе с учебником

При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.

Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.

Особое место при работе с учебником занимают общеучебные умения учащихся:

  1. Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.)
  1. Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.
  1. Выполнение задания (сюда же входит проверка).
  1. Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).
  1. Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения)
  1. Работа со словарем
  1. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).


Учебник - это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.

Одной из проблем современного школьного образования является учебник – ключевой элемент образовательного процесса.

Образование является способом общества приобщить детей к знаниям, культуре, дать навыки и умения, необходимые как обществу, так и самим людям.

В любом достаточно большом человеческом сообществе (нация, страна, государство) смена поколений происходит непрерывно, образование не терпит разрывов и резких перемен.

Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения (Википедия).

Учебную литературу выпускают как государственные, так и частные издательствам. Выпуск контролируется государственными службами. Каждый учебник составляется с учётом возрастных особенностей их потенциальной читательской аудитории.

Успеваемость обучающихся по учебнику учеников зависит от простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении.

Как это ни парадоксально, но традиционный учебник написан главным образом для учителя. Тот факт, что учебники лежат на партах у всех учащихся и дома они должны по нему готовиться к занятиям, дела не меняет.

Современный учебник адресован учителю, и при этом предполагается, что он сумеет развернуть нормативное содержание учебника, изложенное в стиле справочника, энциклопедии, хрестоматии, задачника в яркое, увлекательное и доступное пониманию учащихся содержание урока.

Учит учитель, а учебник является средством методической поддержки процесса преподавания.
Ученики регулярно обращаются к учебнику по указаниям учителя как средству информационной поддержки процесса учения.

Однако, функции учебников в качестве стратегической и тактической модели свидетельствуют о предназначении учебника и для учителя, и для учащихся.

Полноценный учебник формирует у учителя педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения, и тем самым служит руководством к организации учебного процесса.

Для ученика учебник является источником, содержанием и инструментом усвоения учебного материала.

Таким образом, чтобы учебник выполнял свои функции, в частности, функцию обучения, он должен содержать материл для закрепления урока.

Система изложения учебного материала должна определяться не только логической структурой науки или вузовских курсов, но и закономерностями развития познавательной деятельности школьников. Текст должен содействовать формированию у школьников логического, научно-доказательного мышления.

Недостаточная разработанность критериев современной учебной книги привела к формированию определенных представлений относительно формы, структуры и содержания школьного учебника. Эти стереотипы мешают разработке и внедрению учебников нового поколения в практику школьного обучения.

Также стереотипы оказывают влияние и на авторов, пишущих учебники, и на экспертов, в обязанности которых входит идентификация и оценка учебных книг с точки зрения их соответствия научному представлению о школьном учебнике.

Учебник выполняет в школе множество функций, зависящих от точки зрения на учебник:
- с точки зрения учащегося;
- с точки зрения родителя;
- с точки зрения учителя;
- с точки зрения системы образования в целом;
- с точки зрения автора и издателя.

Начнем, как это уже довольно редко стали делать, с начала, со взгляда на учебник с позиции учащегося

Учебник – это какая-то тяжелая хрень, которую заставляют таскать в школу, и в который никогда не заглядываешь по своему желанию. И еще – им можно драться на перемене.

Да, именно так воспринимают учебник мной опрошенные учащиеся XI класса, и притом учащиеся довольно успешные. Они даже не могут подобрать для учебника какого-то конструктивного, функционального определения. Это тяжкая обуза, не вызывающая никаких позитивных и определенных чувств, никакой благодарности и ощущения полезности. Учебник не предназначен для того, чтобы его читать, тексты учебника, как правило, бессвязны, плохо отредактированы, написаны заумным наукообразным языком и перемежаются малосвязанными с ними иллюстрациями, врезками, выделенными определениями и правилами, а также достаточно бессмысленными вопросами и заданиями, больше относящимися к пространству смыслов автора учебника, чем к пространству смыслов, в котором живет ученик. Если бы учебников вдруг не стало, учащимся вздохнули бы свободнее и довольнее: жизнь их стала бы лучше. Учебник не предназначен, не адресован учащимся – это уж точно!

Учебник – ненужное обременение или основное и почти единственное средство обучения?

Учителя, вообще-то, делятся на две неравные категории. Для одной из них – учебник - это проблема. Это педагогически грамотные, хорошо подготовленные, широкообразованные учителя, имеющие свой авторский взгляд на изучаемый предмет. Они самостоятельно выбирают последовательность тем в изучении предмета, создают свои рабочие программы по предмету, в течении многих лет накапливают дидактические задания и методические находки и приемы для уроков. Они хорошо видят ограниченность и недостатки каждого конкретного учебника, им значительно больше нравится составить собственную авторскую программу и лишь опираться сразу на несколько учебников разных авторов либо вообще обойтись без них.

Вторую категорию учителей (угадайте, учителей какой категории больше?) составляют особы, имеющие узкий кругозор, слабо подготовленные по предмету, достаточно ограниченные в личностном плане. Для них учебник – спасение, палочка-выручалочка.

Родители стали не менее важным субъектом образования, чем учителя. Интересно, а чем же является учебник с точки зрения родителя?

Учебник – катехизис для родителя

Для родителя учебник – священное писание, старый и новый заветы одновременно. Одновременно в том смысле, что родитель по учебнику контролирует (САМ, ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ!) что знает, а что не знает ребенок по предмету, и следит за тем, как ребенок учит домашние задания. Как правило, родитель требует от ребенка догматического воспроизведения текста учебника, например, пересказать заданные параграфы близко к тексту. Иногда, когда ситуация безнадежна, поясняет написанное в учебнике – поскольку недоступные детям тексты учебников уже более или менее доступны родителям.

Именно на учебник опирается родитель, когда выполняет вместо школы работу по обучению детей, то есть в наибольшей степень учебники адресованы именно родителям. Является учебник и средством проверки родителем учителя, всей школы. Понимает ли хоть что-то его ребенок в учебнике? Движется ли он по учебнику вперед в течение года? Если нет, это повод забить тревогу, обратиться к директору или написать жалобу, куда повыше. Если его все устраивает – то, значит, система работает, со всех и взятки гладки.

Чем больше мы будем обдумывать это сложившееся со школьными учебниками положение, тем больше у нас будет возникать сомнений и вопросов о том, чем является учебник с точки зрения системы образования в целом:

Да, в российском образовании роль учебника исключительно велика. Посмотрите: дети не ценят и не понимают назначение и функции учебника, но их заставляют читать и конспектировать эти учебники малоквалифицированные учителя, стремящиеся снизить трудоемкость своей работы. По учебникам заставляют учить параграфы и решать задачи и примеры родители, выступающие в роли домашних педагогов-кустарей при выполнении детьми домашних заданий.

Система управления образованием сама не знает, чему нужно учить, не несет в школы каких-то новых смыслов и проектов. Задача этой надстройки: контролировать, чтобы учителя вели запланированные заранее уроки (с помощью тарификации и расписания), учитывать статистику, как дети на эти уроки ходят, и при этом обеспечены утвержденными учебниками. Все!

Больше ни во что не нужно вникать. Достаточно формального наличия набора документов: циклограммы приказов по школе, трудовых книжек учителей с отметками о пройденных курсах повышения квалификации, классных журналов, всяких программ (например, формирования метапредметных компетенций, не связанных с определенными предметами), утвержденные педсоветом локальные акты, учительские планы - конспекты уроков и т.д.

В результате воз, которым является государственное образование в России, медленно, со скрипом, но движется вперед: учебник – это то, что фиксирует содержание образования и, вообще, связывает как цемент все детали махины российского образования как социального института. Без учебника никакого содержания у образования не было бы, и оно свелось бы к бесцельным посиделкам, бессвязным полубредовым рассказам учителей!

Но есть еще одна важна точка зрения на учебники– это позиция автора и издателя.

Учебник – это бизнес

В школе СССР был один-единственный учебник по каждому предмету каждого класса для всех школ страны, ну, за исключением, спецшкол, школ с углубленным изучением того или иного предмета. Учебник воспринимался всеми субъектами образовательного процесса (и не только образовательного) как данность. Потом, в 1990-е годы, возникла вариативность, появилось множество параллельно используемых учебников.

Помимо барыша на продажах издательства не брезгуют кидать и обирать их авторов, лишая законного авторского вознаграждения. Например, автор книги не имеет возможности знать реальный тираж своей книги и оценить уровень причитающегося гонорара, все это - на откупе издательства, которое может ему заплатить 10-15 тыс. рублей за книгу, работа над которой заняла много месяцев или несколько лет, а может и прислать отчет о продажах, по которому он, автор, еще и останется должен издательству!

Такая практика ведет только к одному эффекту: у нас в стране переводятся как вид талантливые авторы учебных пособий. Хорошим учебникам просто неоткуда взяться! Их может начать сочинять в начале карьеры как-нибудь честолюбивый юнец-аспирант, но, поднабравшись опыта, он, однозначно, бросит это безнадежное дело, как не приносящее сколько-нибудь весомого материального вознаграждения.

Аппарат грифования учебников приводит к значительным деформациям авторских замыслов, концепций учебников, и необоснованным, случайным переделкам их текста и структуры в угоду вкусам отдельных, не вполне компетентных рецензентов.

Контрольный вопрос: на кого же все-таки рассчитан, какую роль играет современный школьный учебник?

Контрольный ответ: учебник - это навязанный продукт бизнеса, который выступает в качестве эталона содержания обучения и рассчитан на малообразованного и слабо подготовленного учителя и родителя, обеспечивающего выполнение учеником домашних заданий, косвенно контролирующего учебный процесс школы.

Можно спорить о том, нужны ли современной школе, современному учителю, современным детям учебники такими, какие они есть сейчас, — нужны ли вообще учебники в современном мире с его новыми множественными и чрезвычайно доступными источниками знаний, но совершенно очевидно, что выбор профессионального инструмента — прерогатива самого профессионала.

Внимание! Возможны изменения в федеральном перечне учебников!

«Учебник удобен тем, что кто-то за учителя уже сделал немалую работу: подобрал к темам различные тексты для чтения, изложил кратко основные ключевые идеи, подобрал разноуровневые задания, расположил материалы так, чтобы ребенку было понятно и приятно их читать, процитировал различные дополнительные источники…

Опытный учитель в принципе может сделать это и сам. Самостоятельно подобрать первоисточники, которые он будет изучать вместе со школьниками. Есть учителя, которые так и делают. Но большая часть все же предпочитает пользоваться текстами специалистов, которым они доверяют, а сами сосредотачиваются на педагогической работе с детьми…

Доверие — важный момент. Для того, чтобы понять — каким текстам (и авторам) учитель больше доверяет, он должен иметь возможность просмотреть различные учебники (и поработать с ними). В итоге учитель выбирает те учебники и пособия, которые ему представляются более подходящими для того учебного процесса, который он организует с детьми.

Опыт показывает, что, несмотря на одинаковые формальные признаки (класс, возраст), разные учителя организуют весьма различные учебные процессы, многообразие которых велико.

Один из позитивных моментов 90-х — у учителя появилась возможность выбирать учебники для работы из большего числа. Тем самым, учебник из главного непререкаемого текста стал одним из ресурсов, которым учителя и дети пользуются наряду с другими текстами — первоисточниками, другими учебниками и пособиями…

В этом смысле новый федеральный перечень учебников (ФПУ), принятый 28 декабря прошлого года Научно-методическим советом по учебникам Министерства просвещения, представляется вопиющим случаем управленческого непрофессионализма, потому что заставляет почти четверть учителей страны поменять один учебник на другой — один инструмент на другой — без веских причин. И это не в первый раз. Деятельность по существенному перекраиванию перечня учебников на основании малообъяснимых принципов за последние четыре года стала для министерства нормативной.

Раз за разом процедура, определяющая одни учебники в перечень и выводящая из него другие, по результатам своей деятельности оказывается неубедительной, поскольку принципиальных прорывных отличий между теми учебниками, которые министерство разрешает, и теми учебниками, которые запрещает, нет. Почему же так происходит? Почему министерство перестало стесняться представать в таком своем реноме учительскому сообществу?

Каковы бы ни были причины, подталкивающие министерство к таким действиям, за всем этим сценарием становится все более очевидным нарастающее бесправие учителей теперь уже и как профессионалов. Учителю-профессионалу отказано в праве самому выбирать инструмент для своей работы. Точка! Что тут еще говорить?

Современная процедура формирования ФПУ не оставляет учителю никакой возможности выбирать и отстаивать инструменты своего труда. Оказывается, возможно такое, что за день до Нового года четверть педагогов страны могут быть лишены важнейшего инструмента своего труда без предупреждения, без приглашения к обсуждению, в отсутствие веских аргументов.

Удивительно, но это правда — никому и в голову не приходит спросить мнения об учебниках у самих педагогов. В свете того, что происходит с ФПУ, педагог — никто и ничто. И это в век, когда обсуждение в сетях могло бы сделать процесс запрета устаревших учебников и появления новых прозрачным. Тем более что учебник — не секретный документ, а публичный продукт нашей цивилизации для всеобщего образования.

Но в этом номере журнала не об этом, а о том, как выживать учителю в сложившихся обстоятельствах управленческой катастрофы. Именно — катастрофы. Потому что любое действие руководства, которое унижает педагогов, есть провал управления. Унижение в таких объемах, как в случае с новым ФПУ-2018, — катастрофа.

учебники

Учебник выполняет в школе множество функций, зависящих от точки зрения на учебник:
— с точки зрения учащегося;
— с точки зрения родителя;
— с точки зрения учителя;
— с точки зрения системы образования в целом;
— с точки зрения автора и издателя.

Начнем, как это уже довольно редко стали делать, с начала, со взгляда на учебник с позиции учащегося

Учебник — это какая-то тяжелая хрень, которую заставляют таскать в школу, и в который никогда не заглядываешь по своему желанию. И еще — им можно драться на перемене.

Да, именно так воспринимают учебник мной опрошенные учащиеся XI класса, и притом учащиеся довольно успешные. Они даже не могут подобрать для учебника какого-то конструктивного, функционального определения. Это тяжкая обуза, не вызывающая никаких позитивных и определенных чувств, никакой благодарности и ощущения полезности. Учебник не предназначен для того, чтобы его читать, тексты учебника, как правило, бессвязны, плохо отредактированы, написаны заумным наукообразным языком и перемежаются малосвязанными с ними иллюстрациями, врезками, выделенными определениями и правилами, а также достаточно бессмысленными вопросами и заданиями, больше относящимися к пространству смыслов автора учебника, чем к пространству смыслов, в котором живет ученик. Если бы учебников вдруг не стало, учащимся вздохнули бы свободнее и довольнее: жизнь их стала бы лучше. Учебник не предназначен, не адресован учащимся — это уж точно!

Учебник — ненужное обременение или основное и почти единственное средство обучения?

Учителя, вообще-то, делятся на две неравные категории. Для одной из них — учебник — это проблема. Это педагогически грамотные, хорошо подготовленные, широкообразованные учителя, имеющие свой авторский взгляд на изучаемый предмет. Они самостоятельно выбирают последовательность тем в изучении предмета, создают свои рабочие программы по предмету, в течении многих лет накапливают дидактические задания и методические находки и приемы для уроков. Они хорошо видят ограниченность и недостатки каждого конкретного учебника, им значительно больше нравится составить собственную авторскую программу и лишь опираться сразу на несколько учебников разных авторов либо вообще обойтись без них.

Вторую категорию учителей (угадайте, учителей какой категории больше?) составляют особы, имеющие узкий кругозор, слабо подготовленные по предмету, достаточно ограниченные в личностном плане. Для них учебник — спасение, палочка-выручалочка.

Родители стали не менее важным субъектом образования, чем учителя. Интересно, а чем же является учебник с точки зрения родителя?

Учебник — катехизис для родителя

Для родителя учебник — священное писание, старый и новый заветы одновременно. Одновременно в том смысле, что родитель по учебнику контролирует (САМ, ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ!) что знает, а что не знает ребенок по предмету, и следит за тем, как ребенок учит домашние задания. Как правило, родитель требует от ребенка догматического воспроизведения текста учебника, например, пересказать заданные параграфы близко к тексту. Иногда, когда ситуация безнадежна, поясняет написанное в учебнике — поскольку недоступные детям тексты учебников уже более или менее доступны родителям.

Именно на учебник опирается родитель, когда выполняет вместо школы работу по обучению детей, то есть в наибольшей степень учебники адресованы именно родителям. Является учебник и средством проверки родителем учителя, всей школы. Понимает ли хоть что-то его ребенок в учебнике? Движется ли он по учебнику вперед в течение года? Если нет, это повод забить тревогу, обратиться к директору или написать жалобу, куда повыше. Если его все устраивает — то, значит, система работает, со всех и взятки гладки.

Чем больше мы будем обдумывать это сложившееся со школьными учебниками положение, тем больше у нас будет возникать сомнений и вопросов о том, чем является учебник с точки зрения системы образования в целом:

Да, в российском образовании роль учебника исключительно велика. Посмотрите: дети не ценят и не понимают назначение и функции учебника, но их заставляют читать и конспектировать эти учебники малоквалифицированные учителя, стремящиеся снизить трудоемкость своей работы. По учебникам заставляют учить параграфы и решать задачи и примеры родители, выступающие в роли домашних педагогов-кустарей при выполнении детьми домашних заданий.

Система управления образованием сама не знает, чему нужно учить, не несет в школы каких-то новых смыслов и проектов. Задача этой надстройки: контролировать, чтобы учителя вели запланированные заранее уроки (с помощью тарификации и расписания), учитывать статистику, как дети на эти уроки ходят, и при этом обеспечены утвержденными учебниками. Все!

Больше ни во что не нужно вникать. Достаточно формального наличия набора документов: циклограммы приказов по школе, трудовых книжек учителей с отметками о пройденных курсах повышения квалификации, классных журналов, всяких программ (например, формирования метапредметных компетенций, не связанных с определенными предметами), утвержденные педсоветом локальные акты, учительские планы — конспекты уроков и т. д.

В результате воз, которым является государственное образование в России, медленно, со скрипом, но движется вперед: учебник — это то, что фиксирует содержание образования и, вообще, связывает как цемент все детали махины российского образования как социального института. Без учебника никакого содержания у образования не было бы, и оно свелось бы к бесцельным посиделкам, бессвязным полубредовым рассказам учителей!

Но есть еще одна важна точка зрения на учебники– это позиция автора и издателя.

Учебник — это бизнес

В школе СССР был один-единственный учебник по каждому предмету каждого класса для всех школ страны, ну, за исключением, спецшкол, школ с углубленным изучением того или иного предмета. Учебник воспринимался всеми субъектами образовательного процесса (и не только образовательного) как данность. Потом, в 1990-е годы, возникла вариативность, появилось множество параллельно используемых учебников.

Помимо барыша на продажах издательства не брезгуют кидать и обирать их авторов, лишая законного авторского вознаграждения. Например, автор книги не имеет возможности знать реальный тираж своей книги и оценить уровень причитающегося гонорара, все это — на откупе издательства, которое может ему заплатить 10-15 тыс. рублей за книгу, работа над которой заняла много месяцев или несколько лет, а может и прислать отчет о продажах, по которому он, автор, еще и останется должен издательству!

Такая практика ведет только к одному эффекту: у нас в стране переводятся как вид талантливые авторы учебных пособий. Хорошим учебникам просто неоткуда взяться! Их может начать сочинять в начале карьеры как-нибудь честолюбивый юнец-аспирант, но, поднабравшись опыта, он, однозначно, бросит это безнадежное дело, как не приносящее сколько-нибудь весомого материального вознаграждения.

Аппарат грифования учебников приводит к значительным деформациям авторских замыслов, концепций учебников, и необоснованным, случайным переделкам их текста и структуры в угоду вкусам отдельных, не вполне компетентных рецензентов.

Контрольный вопрос: на кого же все-таки рассчитан, какую роль играет современный школьный учебник?

Контрольный ответ: учебник — это навязанный продукт бизнеса, который выступает в качестве эталона содержания обучения и рассчитан на малообразованного и слабоподготовленного учителя и родителя, обеспечивающего выполнение учеником домашних заданий, косвенно контролирующего учебный процесс школы.

Читайте также: