Каптерев история русской педагогики краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Петр Федорович Каптерев (1849 – 1922) – известный теоретик и историк воспитания и образования, занимающий видное место в русской педагогике. Основывался в своих взглядах на идеях К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также Д. Локка, Г. Спенсера, И.Ф. Гербарта.

Впоследствии Каптерев становится членом Педагогического общества, а затем членом совета Петербургского фребелевского общества, при котором действовали частные педагогические курсы по подготовке воспитательниц детских садов. С осени 1874 г. Каптерев читал на этих курсах лекции по психологии, истории педагогики, проводил практические занятия. Педагогическая деятельность на этих курсах осуществлялась Каптервым почти четверть века (до 1898 г.). После ухода из духовной семинарии в 1878 г. он был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (Мариинское ведомство – управление, ведавшее в дореволюционной России рядом женских учебно-воспитательных учреждений) и преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. Параллельно он преподавал логику и психологию в Александровском лицее (с 1882 по 1885).

Каптерев уделял внимание не только семейному, но и общественному воспитанию. Являясь одним из организаторов Всероссийского съезда, посвященного семейному воспитанию, он активно содействовал развитию в России сети детских садов. Ученый полагал, что индивидуальность ребенка в правильно организованном детском саду не подавляется, а развивается. В детский сад дети собираются для свободных игр и занятий. Здесь не должно быть место принуждению, шаблонной деятельности. Дети по своему вкусу и склонностям должны группироваться в играх и занятиях, в которых им, применяя свой опыт и знания, будет помогать воспитательница.

Основные идеи Каптерева в отношении воспитания: народность воспитания на основе гражданского согласия; взаимодействие национального и общечеловеческого воспитания; протест против идеологизации педагогики и национализма. Ведущая идея Каптерева, получившая отражение во многих его трудах – отделение воспитания и образования от государства, церкви и политической борьбы.

Также большое внимание уделял ученый проблемам школьного обучения. Основной задачей школы он считал выработку у детей характера и мировоззрения с помощью эвристического (развивающего) обучения. Рассматривая состав общеобразовательного школьного курса, Каптерев разделяет общее и специальное образование. Уделяя внимание индивидуализации обучения, специальное образование ученый связывал с групповыми факультативными занятиями по предметам, выбранным самими учащимися. Организацию школьного обучения он предлагал перестроить в зависимости от интересов и склонностей учащихся и формировать в школах классы истории, классы естествознания и т.д. Учебные курсы по продолжительности он предлагал рассчитывать на полугодия или на триместры. В школе, по его мнению, должна также присутствовать широкая сеть разнообразных предметных кружков, которые стали бы существенным дополнением учебной школьной программы.

Революционных изменений в системе образования после 1917 г. Каптерв полностью не принял, считая, что разрушительные перемены здесь преобладают над созидательными. Однако его педагогические заслуги послужили основой того, что Каптереву в рамках уже советской системы образования предлагают ответственную работу: в 1919 г. он возглавляет учительскую семинарию в г. Острогожске, с 1921 г. становится профессором факультета общественных наук Воронежского государственного университета, а также профессором Воронежского института народного образования. Ему поручают организовать в Воронеже первый педагогический техникум, для которого он сам подобрал преподавательский состав, разработал учебный план, сформировал материально-техническую базу. Умер он в сентябре 1922 г. от воспаления легких.

Каптерев исследовал важнейший период русской педагогики и школы – после отмены крепостного права и начала первой мировой войны. Он научно объяснил происхождение общественно – педагогического движения, указал его источник и причины, а так же его влияние на последующее развитие отечественной педагогики и школы.

Каптерев выдвинул концепцию о борьбе двух педагогик – консервативной и прогрессивной – как о главной причине возникновения разных течений внутри педагогического движения. За консервативной педагогикой стояли силы

правящего класса, а за прогрессивной – по преимуществу земско – общественные. Педагогика правящего класса стремилась быть “неправильно и оберегающей, но часто является просто ограничительной, задерживающей”.

Прогрессивную педагогику он характеризовал как творческую, созидательную. Вот эта борьба двух педагогик и есть ” одна из основных, самых главных пружин современной педагогической практике и отчасти теории”.

Борьба двух педагогик особенно обострилась со времени реформ 60-х гг., когда, по оценки Каптерева, личности общества получили некоторые права, в том числе и некоторую самостоятельность,

но “дано было мало”. “Ожесточенная борьба этих двух педагогик… сохраняет основное явление новой русской педагогики, которым в жизни школы, в педагогической практике определяется почти все”.

Говоря об источниках развития педагогических идей в России, он называет два: собственные исследования (“наблюдения и размышления”) и заимствования идей западноевропейской педагогики.

Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, Каптерев прежде всего вычленяет то, что помогает решать проблему теории и практики обучение и воспитания своего времени. Он не ставит перед историей русской педагогике отвлеченных теоретических задач, предпочитает извлекать из нее лишь то, что требуется на каждом шагу в жизни общества и школы.

В своем капитальном труде “История русской педагогии” Каптерев с этих же позиций рассматривает и оценивает факты школьного дела, “которое всюду начинается с того, что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающее поколение к окружающей детей среде общественно – политической организации”.

Каптерев воспринял проблему освобождения личности русского гражданина как историческую задачу, решении которой наука, просвещения призваны сыграть решающую роль. Поэтому в центре всех его историко – педагогических, педагогических психологических исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы. Не государство и не церковь, а только само общество может влиять, управлять и направлять школьное дело.

Такой главный вывод из его “Истории русской педагогии”.

Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогике, которая определяла его отношение к любому вопросу в целом. Для решение важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т. д. В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом – психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания. Каптерев – выдающийся педагог психологической школы. Невозможно отнести хотя бы одну его работу только в раздел педагогики или психологии.

Он, продолжал дело К. Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперед отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно – педагогического движения в России второй половины XIX – начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании. Однако некоторые выводы П. Ф. Каптерева методологические ограничены, что объясняется уровнем развития науки в его время, которая, в частности, преувеличивала антропологический фактор в решение общественно – педагогических проблем.

Цель курсовой работы – изучение педагогических взглядов П.Ф. Каптерева.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
– изучить основные этапы педагогической деятельности П.Ф. Каптерева;
– рассмотреть взгляды П.Ф. Каптерева на дошкольное и семейное воспитание;
– ознакомиться с проблемой школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева;
– рассмотреть историю русской педагогики в творчестве П.Ф. Каптерева.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Каптерев.doc

2.3. История русской педагогики в творчестве П.Ф. Каптерева

Изучение и обобщение историко- педагогических работ П. Ф. Каптерева позволяет утверждать, что он внес значительный вклад в разработку проблем истории педагогики. В его трудах рассматривались значимые для истории педагогики того времени методологические вопросы происхождении воспитания и педагогической науки, определение предмета, составных элементов и ведущих проблем историко-педагогического знания, периодизация истории педагогики.

П. Ф. Каптерев трактовал историю педагогики как педагогическое самосознание человечества. Он придерживался общепринятого для западноевропейской и отечественной истории педагогики методологического подхода к рассмотрению истории педагогики как одного из отделов всеобщей истории.

Своеобразием отличались выделенные ученым основные проблемы, которые должны составлять предмет историко- педагогической науки: 1) исследование развития прав детской личности: 2) возникновение и развитие учебно- воспитательных учреждений. 3) история педагогической мысли.

Отличительной особенностью концепции П. Ф. Каптерева является постановка проблемы исследования развития прав детской личности как специального предмета историко-педагогической науки, что отражает гуманизм и демократизм мировоззрения ученого. Эта идея, сохраняя свою актуальность и в настоящее время, тесно связана с его определением сущности воспитания в рамках личностно ориентированного подхода, как целенаправленного процесса, благоприятствующего развитию различных способностей человека.

Каптерев исследовал важнейший период русской педагогики и школы – после отмены крепостного права и начала первой мировой войны. Он научно объяснил происхождение общественно – педагогического движения, указал его источник и причины, а так же его влияние на последующее развитие отечественной педагогики и школы.

Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, Каптерев прежде всего вычленяет то, что помогает решать проблему теории и практики обучение и воспитания своего времени. Он не ставит перед историей русской педагогике отвлечённых теоретических задач, предпочитает извлекать из неё лишь то, что требуется на каждом шагу в жизни общества и школы.

Историко-педагогическая концепция П. Ф. Каптерева строится на антрополого- гуманистическом подходе к интерпретации педагогических явлений. Он выделяет в мировом историко-педагогическом процессе общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности.

Интересна трактовка ученым соотношения общечеловеческого и национального в историко-педагогическом процессе. Национальный характер, считает он, был присущ древневосточным и античному воспитательным типам. Значение христианства П. Ф. Каптерев видел в том, что с его утверждением на Западе резкие национальные особенности воспитания стали ослабевать. Для П. Ф. Каптерева характерно более широкое обоснование общечеловеческих начал в христианский период, в рамках которого всеобщей основой воспитания он считал христианскую религию; греко-римскую культуру, определяющую длительный период основное содержание образовательного курса, наряду с христианским вероучением; развитие педагогической науки, истины которой не имеют национального характера.

Актуальной является широкая трактовка П. Ф. Каптеревым функций истории педагогики, как имеющей общечеловеческое социокультурное значение, а не только узко профессиональное, учебно-информационное.

Изучая западноевропейскую педагогическую мысль, П. Ф. Каптерев раскрывал ее общечеловеческое значение. Он обращался к наследию Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базедова, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Ф. Фребеля, А. Дистервега, Г. Спенсера, уделяя основное внимание их прогрессивным, гуманистическим и демократическим идеям, антропологическому обоснованию педагогической науки.

Основное внимание в работах по истории отечественной педагогики П. Ф. Каптерев уделял национальным особенностям генезиса русской школы и педагогической науки, значительно меньше раскрывая их общечеловеческие аспекты. В целом, историко-педагогический процесс в России П. Ф. Каптерев соотносил с общеевропейским, что получило отражение в периодизации истории русской педагогики, рассмотрении характерных признаков и тенденций развития образования и педагогики в церковный, государственный и общественный периоды, изучении влияний византийской и западноевропейской педагогической традиций на становление российского педагогического сознания и школьной практики.

Изучение историко- педагогических работ П. Ф. Каптерева позволяет констатировать, что он, верно, отразил особенности развития российской системы образования и теоретической педагогики во второй половине XIX века. При характеристике педагогических теорий выдающихся отечественных мыслителей (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин) П. Ф. Каптерев обращал внимание на их гуманистическую направленность и связь с передовыми западноевропейскими педагогическими концепциями, с отечественной духовной культурой в целом, что сыграло важную роль в истории русской педагогики.

Прогрессивное значение для отечественной историко- педагогической науки имели методологические позиции П. Ф. Каптерева по вопросу соотношения общечеловеческих и национальных начал в истории образования и педагогической мысли. Обращение П. Ф. Каптерева к национальным традициям русской педагогики, его творческое отношение к достижениям зарубежной педагогической науки и критика механического перенесения иностранного опыта в практику российского образования без учета его специфики, обоснование им взаимосвязи общечеловеческих, гуманистических и национальных приоритетов образования делает его наследие актуальным в современных условиях развития отечественной педагогической теории и практики.

Однако, несмотря на то, что в своих произведениях по истории русской педагогики П. Ф. Каптерев правомерно акцентировал внимание на отечественном опыте, ему нельзя отказать в последовательном стремлении трактовать особенное на фоне общего, исследовать историю русской педагогики, тенденции ее развития в органической взаимосвязи с прогрессивными общечеловеческими традициями и важнейшими направлениями западноевропейского образования.

Изучение педагогического наследия П. Ф. Каптерева позволяет подчеркнуть, что в основе его культурно-антропологической концепции педагогического процесса и историко-педагогических исследований лежит методологическое положение о единстве общечеловеческих и национальных начал воспитания и образования, имевшее прогрессивное значение для отечественной педагогической науки и практики образования.

Заключение

50 лет длилась научно-педагогическая и общественная деятельность Петра Федоровича Каптерева. За этот период ученый, имевший всероссийскую известность, опубликовал около 40 монографий, свыше 200 журнальных статей, более 100 рецензий на книги педагогического профиля. Петербургского профессора отличала широкая эрудиция, глубина его психолого-педагогических исследований. П. Ф. Каптерев буквально подхватил педагогическое перо из рук К. Д. Ушинскогою. По масштабам общественно- педагогической деятельности, по научной прозорливости, по охвату педагогических проблем он действительно встал в один ряд с К. Д. Ушинским. Среди своих современников – ученых-педагогов и психологов – имя П. Ф. Каптерева наиболее значимо.

Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогике, которая определяла его отношение к любому вопросу в целом. Для решения важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т.д. В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом – психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания. Каптерев – выдающийся педагог психологической школы. Невозможно отнести хотя бы одну его работу только в раздел педагогики или психологии.

Он посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперёд отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно – педагогического движения в России второй половины XIX – начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании. Однако некоторые выводы П.Ф. Каптерева методологические ограничены, что объясняется уровнем развития науки в его время, которая, в частности, преувеличивала антропологический фактор в решение общественно – педагогических проблем.

Творческое наследие П. Ф. Каптерева глубоко и многогранно. Чем бы ни занимался ученый: педагогической психологией, дидактическими проблемами, историей педагогической мысли и образования – в центре всех его исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы в неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы.

Внимательное изучение творчества П. Ф. Каптерева позволит избежать многих педагогических концептуальных – общетеоретических, идеологических ошибок, позволит в стабилизирующейся общественной жизни искать пути развития педагогической науки и образования без перекосов и крайностей, основываясь на гармонии науки и творчества.


Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Рос. академия образования, Сев.-Зап. отд-ние. — СПб. : Алетейя, 2004. — 560 с. — (Библиотека русской педагогики / отв. ред. А. А. Корольков). — Библиогр. в прим.

Закладок нет. Вы можете добавить закладку, нажав на иконку в правом верхнем углу страницы.

Обложка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 Обложка (с. 4)

Читайте также: