Кружок по физике для начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое публикации

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Цели : формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности: занимательные опыты по разным разделам физики;

Применение ИКТ; занимательные экскурсии в область истории физики; применение физики в практической жизни; наблюдения за явлениями природы.

Форма проведения занятий кружка: занятия проводятся в виде бесед, лекций, самостоятельной работы учащихся по конструированию приборов и технических устройств, лабораторных работ по изготовлению самодельных приборов

Кружковая работа осуществляется по утвержденному плану. Занятия проводятся по графику работы кружка. Продолжительность каждого – 40 минут. Участниками кружка являются учащиеся 7 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка рассчитана для внеурочной деятельности по физике для учащихся 1 класса.

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

Физика - малышам

Пояснительная записка

давать определение понятиям;

делать умозаключения и выводы;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

работать в коллективе.

Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, активизация их познавательной деятельности через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, коллективное общение (работать в группах).

- повышать уровень интеллектуального развития учащихся;

-стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

- формировать экспериментальные умения и навыки;

- развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению явлений природы.

занятия п/п(кол-во час)

Тема занятия

Теория

Практика

Дата проведения

Тепловые явления. Вода в нашей жизни.

Вводное занятие. Что такое физика?

Вода в нашей жизни.

Вода сырая, кипяченная, загрязненная.

Значение воды для человека, животных, растений. Какая бывает вода?

Отстаивание, фильтрация загрязнённой воды.

Живая вода в сказках.

Сказки про живую воду.

Изменения, происходящие вокруг нас.

Явления в природе.

Холодное, тёплое, горячее.

Рисунки, показ явлений с помощью оборудования

ТБ при обращении с приборами

Знакомство с термометрами.

Измерение температуры воды.

Сахар, соль, краска, песок, Приготовление раствора поваренной соли.

Зависимость скорости растворения от температуры воды.

Холодная и горячая вода

Смачивание и не смачивание.

Какие вещества смачивает вода?

Смачивание в природе и быту.

Бумага, ткань, мыльные пузыри

Три состояния вещества.

Твёрдое, жидкое, газообразное.

Рисунки, мультики, таяние льда, парообразование.

Приключения маленькой тучки.

Световые явления.

Огонь – источник света и тепла.

Искусственные и естественные источники света.

Наблюдение за горящей свечой и спиртовкой, рисунки

Соблюдение техники безопасности при нахождении у открытого огня.

ТБ при нахождении вблизи открытого огня.

Радуга. Цветовая гамма.

Рисунки, получение нужного цвета, при смешивании цветов

Основное содержание программы

Тепловые явления. Вода в нашей жизни.

Изменения в неживой природе. Тепловые явления: нагревание, охлаждение, плавление, отвердевание, испарение, конденсация, кипение. Вода; свойства воды. Значение воды. Растворение, растворы. Смачивание и несмачивание и её растворов. Три состояния вещества.

Источники света: естественные и искусственные. Огонь – источник света и тепла. Радуга. Сложный состав белого цвета (практика).

Личностные результаты обучения:

принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Предметными результатами обучения являются:

усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной среде;

усвоение естественнонаучных понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных предметов в основной школе;

освоение азами научных методов познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;

умение видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и веществ;

Метапредметными результатами обучения являются формируемые следующие способности учащихся:

способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;

способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка.

овладение начальными формами исследовательской деятельности;

умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Условия, необходимые для изменения агрегатного состояния воды.

2. Простейшие свойства воды, способы очистки воды.

3. Некоторые физические явления.

4. Технику безопасности при нахождении вблизи у открытого огня.

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

Производить очистку воды путём отстаивания и фильтрации.

Называть физические явления: плавление, испарение, горение и другие при проведении несложных индивидуальных наблюдений.

Дни наук в начальной школе. Автор составитель Г. И. Василенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010.

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где учитель – режиссер учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную проблему.

Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего школьного возраста.

Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.

Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.

Цель программы – формирование у младших школьников основ проектной деятельности.

Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.

В основу программы положены принципы формирования у обучаемых первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • освоениезнаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики;
  • овладениеумениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа содержит 33 занятия продолжительностью 35 минут каждое в соответствие с триместровой системой обучения.

Тематическое планирование составлено с учетом приобретения первоклассниками элементарных представлений о свойствах воды как источника жизни на Земле; воздуха, понятия тепла как формы энергии; света; магнетизма; электричества; строения Солнечной системы.

Темы занятий

I. Вода

  1. Испарение воды
  2. Растворимость веществ в воде
  3. Поведение предметов на поверхности воды и их погружение
  4. Вода в животном и растительном мире

II. Воздух

  1. Воздух и его свойства
  2. Давление воздуха
  3. Состав воздуха
  4. Воздух как среда распространения звуковых волн

III. Тепло

  1. Передача тепла
  2. Понятие о температуре
  3. Поглощение тепла
  4. Проводники тепла

IV. Свет

  1. Свет и тень
  2. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы
  3. Свойства света
  4. Как работает перископ

V. Магнетизм

  1. Притяжения магнита
  2. Форма магнита и его сила
  3. Основы магнитных свойств
  4. Магнитные свойства и земное притяжение

VI. Электричество

  1. Электризация объектов
  2. Построение электроскопа
  3. Проводники и диэлектрики
  4. Эффект электричества в воде

VII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)

VIII. Загадочное небо

  1. Все о Солнце
  2. Сколько звезд на небе
  3. Солнечная система
  4. Наша голубая планета
  5. Почему Луна бывает разная
  6. Подробности о планетах

IX. Итоговое занятие

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Ход занятия

I. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шара. Потребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.

  1. Надуйте воздушный шарик.
  2. Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
  3. Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
  4. Потрите шарик во второй раз.
  5. Поднесите шарик к стене.
  6. Откройте воду в кране.
  7. Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
  8. Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
  9. Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.
  1. Кусочки бумаги прилипают к шарику.
  2. Шарик прилипает к поверхности стены.
  3. Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
  4. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.

Почему так получается?

Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

II. Рассказ легенды об открытии электризации.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

V. Развитие познавательного интереса. Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.


Победитель конкурса

Это итоговое занятие всегда провожу в рамках недели естественно - научных дисциплин. В этом году она проходила в апреле и была приурочена ко Дню Космонавтики. Обучающиеся 7-хклассов в течение всего года на занятиях по внеурочной деятельности готовят это мероприятие, а затем проводят его для ребят начальной школы и обучающихся 5-6 классов. Это очень познавательно для всех! После проведения занятия у ребят наблюдается увеличение интереса к проведению экспериментов. Они начинают больше читать, интересуются научными опытами.

Цели:

  • расширение кругозора детей, их знаний по окружающему их миру, развитие познавательного интереса к изучению законов природы.
  • развитие наблюдательности, внимания, мышления обучающихся начальной и средней школы.

Задачи:

  • обучать детей умению проводить эксперименты с подручными материалами;
  • развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость;
  • формировать у детей элементарные представления о законах природы;

Форма проведения: физическое интерактивное шоу

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы, учащиеся средней школы.

Оборудование: воздушные шары, деревянная линейка, 3-х литровая банка, вода, пластиковые бутылки, одноразовые стаканы, трубочки для коктейля, банка из-под кофе, лампа накаливания, стеклянная палочка, мука, шелковая ткань, нитки, скотч.

ТСО: компьютер, проектор.

Ход мероприятия

Ребята выходят из-за кулис или лаборантской.

Ребята поют песню.

Проникнуть в тайну тел могут дети,
Лишь только надо законы узнать.
Молекул, атомов много на свете,
Но мы сумеем секрет их разгадать.
Мы смело с физикой в ногу шагаем.
Нам помогают законы ее:
По траектории путь вычисляем,
Тела отсчета узнаем легко.

1-й ученик. Вы находитесь в кабинете физики. И я вас понимаю, так хочется познакомиться с физикой поскорее! Ведь вы уже слышали, что эта замечательная наука нужна всем: токарю и водолазу, врачу и шоферу, космонавту и пахарю, ученому и клоуну!

Но оказывается, физика - это не только научные книги и сложные приборы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще и фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки.

И когда ты начнешь изучать физику в школе, эта чудесная наука уже не покажется тебе такой загадочной и мудрой.

Ты скажешь ей как старой знакомой:

Сегодня ребята из 7 класса покажут вам занимательные опыты по физике, которые вы можете повторить самостоятельно.

1-й ученик и 2-й ученик

Диалог. (3 слайд)

- Вы никогда не задумывались, что с инерцией встречаетесь каждый день.

- Вспомни, ты бежишь, а ноги за что-то запнулись. Ноги остановились, а ты сам летишь вперед, пока не упадешь на землю.

Коль мы споткнулись – не беда,
Ведь знаем наперед,
Что будем падать мы всегда
Запомните: вперед!

- А бывает и наоборот! Стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно. От этого все откидываются назад.

Сейчас мы покажем вам два опыта, которые демонстрируют явление инерции.

Опыт 1. (слайд 4, а)

Если медленно двигать лист, то стакан будет двигаться за листом, если выдернуть лист быстро, то стакан останется стоять на своем месте благодаря инерции, так как движение резкое, оно не успевает передаться и стакан сохранит свое состояние покоя.

Рисунок 1

- Ребята, кто хочет попробовать провести опыт?

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 2. (слайд 4,б)

Поместим картонку на стакан. Положим монетку на картон по центру. Щелкнем по картонке пальцем.

Рисунок 2

Монета и картонка находились без движения благодаря инерции. Инерция – это свойство предмета не менять свое состояние покоя или движения. При резком выбивании картонки из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшое трение не может сообщить монете скорость в горизонтальном направлении. Когда мы щелкнули по картонке пальцем, она соскользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести в стакан.

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

3-й ученик (слайд 5)

Земля – третья планета от Солнца. Родители и учителя в школе, наверное, рассказывали, что нам очень повезло! Земля – пока единственная планета в солнечной системе, обладающая атмосферой, содержащей кислород, жидкие океаны на поверхности и жизнь. Ребята, а вы знаете, что такое атмосфера? Это воздух, который окружает Землю. Слой воздуха, превышает 100 км. Основная масса атмосферы сосредоточено в нижнем слое высотой около 15 км от поверхности Земли. Воздух удерживается вблизи земной поверхности благодаря притяжению Земли. Если бы Земля не притягивала воздух, то он рассеялся бы в окружающем Землю пространстве. Этот воздух давит на нас и на все, тела находящиеся вокруг нас.

Рисунок 3

Опыт 3

Рисунок 4

- Кто поможет мне продемонстрировать этот опыт?

Можно пригласить 1-2 учащихся.

Опыт 4 (Диалог 3-го и 4-го ученик)

Рисунок 5

- Эй, Даня, иди сюда. Не хочешь попить?

- Хочу. Сегодня пил только с утра.

Даня отворачивает пробку. Из дырочек начинает вытекать вода.

- Даша, ну, ты опять со своими шуточками!

- Даня, ты же знаешь, что я очень люблю физику.

- А почему вода не вытекает из бутылки, ведь там же дырочки?

- А это всё проделки атмосферного давления. Это происходит потому, что на дырочки снаружи действует атмосферное давление. И оно больше, чем давление столба воды в бутылке. Когда мы откручиваем пробку, то на дырочки и внутри бутылки кроме жидкости действует атмосферное давление.

Рисунок 6

Оно нам помогает пить, набирать лекарство в шприц, ставить банки, когда мы простудились. Оно помогает держать мыльницу с помощью присоски.

- А у тебя ещё есть опыты с атмосферным давлением?

- Нет. Но у Ани в запасе найдется ещё один.

Опыт 5. 5-й ученик (Слайд 6)

Я продемонстрирую вам еще один опыт. Как вы думаете, ребята, может ли вот такой шарик пролезть в банку?

Как это сделать?

Рисунок 7

Для этого нам понадобятся чайник с кипятком, трехлитровая банка, воздушный шарик, наполненный водой так, чтобы он немного перекрывал горлышко банки.

Необходимо обдать банку кипятком.

ВНИМАНИЕ! Ребята, когда вы будете повторять этот опыт дома, обратитесь за помощью к старшим. Вы можете обжечься. Поэтому лучше, если вам помогут родители.

После того, как вы нагрели банку, её нужно закрыть воздушным шариком, заполненным водой. Что будет происходить? Воздух в банке нагревается и расширяется, часть его выходит из банки. В этот момент мы закрываем горло шариком. Затем воздух в банке охлаждается. Давление там падает. Возникает разница в давлениях снаружи и внутри банки. Под действием атмосферного давления шарик втягивается в банку.

Переключается на слайд 7 с Гермионой. Звучит музыка из фильма о Гарри Поттере.

Выходит Девочка, облаченная в мантию.

Рисунок 8

6-й ученик. Где живее электричество? Вы, конечно, знаете, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и ещё в батарейке от карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил работать. Оно накаляет электроплитку и утюг. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Да мало ли что ещё может делать электричество!

Ну а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? – спросите вы. Да есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Ты часто держишь его в руках и сам не знаешь об этом. Но его можно обнаружить.

Опыт 6.

Вы читали про Гарри Поттера? Вы помните, с помощью чего он делал свои чудеса? Конечно, вы догадались. С помощью волшебной палочки. И у нас в кабинете физики такая имеется. Для опыта нам понадобится стеклянная палочка, лист бумаги или полиэтиленовый пакет, метровая деревянная линейка, бутылка.

Рисунок 9

Я заставлю линейку вращаться, не прикасаясь к ней!

Кто хочет попробовать?

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 7

Рисунок 10

Рисунок 11

Если потереть два предмета, сделанные из разных материалов, то они наэлектризуются. Возьмем второй шарик, так же наэлектризуем его. Поднесем его к муке. Мука облепит шарик и он окажется покрытый инеем.

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 8. Опыт с лампочкой (Слайд 8)

5-й ученик. Может ли обычная стеклянная лампочка выдержать вес взрослого человека? Да, это возможно.

Рисунок 12

Лампочка вставлена в стеклянную банку из-под кофе. Теперь она может выдержать не только ваш вес, ребята, но и вес взрослого человека, если на нее аккуратно встать ногой.

В этом случае вес человека распределяется по длине окружности в месте соприкосновения лампы с горлышком банки. На единицу длины окружности приходится небольшая сила.

Эксперимент показывает, что обычная лампочка может выдержать вес до 120 кг. Однако, если на обуви окажется небольшая песчинка, то лампочка разрушается при малейшей нагрузке.

- Давайте попробуем постоять на лампочке. Кто станет сейчас юным экспериментатором? Приглашаются несколько учащихся.

1-й ученик Опыт 9. (Слайд 9)

Ребята, а я продемонстрирую опыт с воздушными шарами.

Рисунок 13

Если мы подуем между шарами, то на первый взгляд шары должны отлететь друг от друга. Но такого не происходит. Наоборот, шары притянутся друг к другу. Это происходит из-за того, что давление в струе меньше, чем атмосферное.

Кто умеет хорошо дуть? Приглашаются несколько учащихся.

5-й ученик (Слайд 10). Трудно придумать игрушку проще воздушного шарика. Еще труднее найти нехитрой резиновой оболочке какое-нибудь практическое применение. Надутый шарик можно использовать в различных летающих моделях. Энергия сжатого воздуха, который выходит из шарика, создает реактивную силу. Равная ей сила противодействия толкает резиновую оболочку вперед. Из этого нетрудно сделать вывод: воздушный шарик — это простейший реактивный двигатель.

Рисунок 14

По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например кальмары и осьминоги. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость 60-70 км/ч.

(Слайд 11) Основоположником теории космических полетов является выдающийся русский Ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он разработал теорию реактивного движения. Благодаря ему сейчас космонавты летают на многоступенчатых ракетах.

Рисунок 15

Сегодня 12 апреля – День Космонавтики. И это выступление мы посвящаем тем замечательным людям, благодаря которым полеты в космос стали не мечтой, а реальностью!

Сегодня мы запустим свою ракету. Для этого нам необходим шарик, трубочка для коктейля, липкая лента и шелковая нить.

Давайте превратим шарик в модель простейшей ракеты.

(Слайд 12) Опыт 10. Запуск ракеты

Рисунок 16

3. Завершение вечера

3-й ученик. Сегодня мы подготовили для вас занимательные опыты, которые вы можете повторить дома. Для их проведения не потребуется дорогостоящего оборудования. Все необходимое вы сможете найти у себя дома. Проведя опыты, вы совершите увлекательное путешествие в мир науки – физики. Может быть, это станет первым шагом по дороге научного познания. Давайте скажем большое спасибо ребятам, учащимся 7 класса, которые подготовили для вас это маленькое шоу.

Читайте также: