Какова цель цифирных школ создаваемых в петровскую эпоху

Обновлено: 05.07.2024

Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Про­фессиональная направленность новой организации образова­ния являлась его главной характеристикой. В новых учебных за­ведениях главное место занимали специальные предметы: ма­тематика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.

Другой важнейшей чертой образования стало преоблада­ние сословности. Внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, гото­вившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышлен­ностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принима­ли детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создава­лись по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных до­статочно широким народным слоям, было открытие цифир­ных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к госу­дарственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовитель­ный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы бу­дут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В каче­стве учителей использовались ученики московской школы ма­тематических и навигацких наук. Однако организация и рабо­та этих учебных заведений столкнулись с трудностями, по­скольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, приме­няли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу си­лой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему зап­рещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в сто­личных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсе­местному их закрытию. Однако опыт их создания, безуслов­но, обогатил отечественную педагогическую практику.

В это же время создавались горнозаводские школы, в ко­торых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Каре­лии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юно­шей, уже работающих на заводах, а воспитанников Москов­ской школы математических и навигацких наук – доменно­му, кузнечному, якорному.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, та­кие как Московская инженерная школа (1703), Петербургс­кая инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийс­кая шкода и др.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и го­сударственного аппарата. Для удовлетворения этой потреб­ности открывались школы, где готовились канцелярские слу­жащие (1721).

Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовав­шиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.

Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заве­дениях, через которые еще в XVII в. в страну стало прони­кать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и измене­нию образовательных курсов и тем самым косвенно положи­ло начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стрем­ление полностью подчинить ее царской власти и государ­ству, желание иметь духовенство, поддерживающее преоб­разования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отра­зиться на духовно-церковных учебных заведениях.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духов­ных школ. Они получили название архиерейских, были толь­ко начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в госу­дарстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс об­разования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государствен­ной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.

Петром I издан указ об открытии цифирных школ

Цифирная школа — школа в системе начального образования в Российской империи, созданной в начале XVIII века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы были закрыты.

Цифирной школой назывался открытый в 1701 году один из подготовительных классов Школы математических и навигацких наук в Москве, в котором учили счёту и началам арифметики.

Для детей духовенства обучение в этих школах было обязательно: не желающим учиться грозила военная служба или податное состояние; юношам, не окончившим курса цифирной школы, даже не должно было даваться разрешение на вступление в брак.

Цифирные школы подчинялись Адмиралтейств-коллегии, так как получали учителей из морской академии.

В начале 1720-х годов в школах обучались свыше 2000 человек, в том числе:

  • 931 человек из духовного сословия
  • 402 из солдатских, драгунских, казачьих и пушкарских детей
  • 374 из приказных
  • 93 посадских
  • 53 дворян и детей боярских

С 1721 года стали открываться также епархиальные школы, к 1726 году их было открыто 46, и к концу царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы: одну светскую и одну духовную.

Цифирные школы - это начальные учебные заведения для мальчиков, основанные в Российской империи первой половины 18 века. Возникновение первых цифирных школ обусловлено формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, который подразумевал обязательное обучение грамотности. Согласно указу 1714 года, в каждой губернии должны были быть организованы цифирные школы. Они открывались при архиерейских домах и монастырях и финансировались из губернских доходов.


Дети духовенства должны были в обязательном порядке обучаться в таких школах. Тем, кто в них не хотел учиться, грозила военная служба, кроме того, даже не выдавалось разрешение на заключение брака.

Помимо письма и чтения, в школах преподавались такие дисциплины, как арифметика ("цифирная мудрость" - отсюда и происходит название) и геометрия. Выпускники школ определялись на гражданскую и военную службу либо продолжали получать образование в профессиональных учебных заведениях (артиллерийские школы и т.п.).

Практическое создание цифирных школ началось с 1715 года, когда при перемещении Школы математических и навигацких наук в Петербург, по указу Петра I были разосланы по губерниям по два ученика данной школы, для обучения молодежи.

Задача школ состояла в подготовке кадров для гражданской службы, и потому их должны были посещать дети приказных возрастом 10-15 лет, однако с 1719 года это правило получило распространение на детей любого чина, за исключением однодворцев.

Школы подчинялись Адмиралтейств-коллегии, поскольку получали учителей из морской академии.

С 1721 года начали открываться епархиальные школы, и к концу правления Петра I почти в каждом губернском городе было по две школы: одна светская и одна духовная.

В 1726 году адмиралтейство сделало попытку избавиться от цифирных школ, предложив их соединить с архиерейскими, но Святейший Синод не дал на это согласия. В 1744 году цифирные школы были закрыты, после того, как последние 8 школ объединились с гарнизонными школами при полках.

Вопросы истории, 2007, № 3.
[136] – конец страницы.
OCR OlIva.

В эпоху Петра I делались первые попытки создать в России систему образовательных учреждений. Власти как бы нащупывали возможный путь: то намеревались параллельно организовать систему как светского, так и духовного образования, то — открыть объединенные школы для детей духовенства и горожан. Планы создания школьной системы претерпели значительные изменения под влиянием позиции руководителей церкви.

Начал Петр с открытия профессиональных учебных заведений, а также с деклараций о необходимости обучать детей. В 1701 г. в Москве открылась Навигацкая школа для дворянских недорослей, детей приказных и других служилых людей. Почти одновременно была создана Артиллерийская школа. Позднее к первым двум прибавилась Инженерная школа, а в 1707 г. — Медицинская школа в Москве.

Гораздо больше повлияла на судьбу цифирных школ реформа церковного управления. Духовный Регламент, написанный Феофаном Прокоповичем и принятый 25 января 1721 г., обязывал архиереев учреждать семинарии с широкой программой обучения.

В петровское время в России с издержками и трудностями был заложен фундамент системы духовного образования. Создать систему начальных общеобразовательных светских школ не удалось. Гибель цифирных школ — показательная страница русской истории 1720—1730-х годов. Она доказывает, что церковь в этот период еще не была окончательно подчинена государству, и архиереи — члены Синода — могли позволить себе саботировать императорский указ, а в решении государственных дел царили волокита, беззаконие, произвол, обусловленные межведомственными противоречиями. С этого времени пути развития начальной светской и духовной школы в России надолго разошлись. Гибели цифирных школ способствовало и то, что в России еще не было стимулов для получения образования представителями различных сословий. Власти действовали методом принуждения, а провинциальный люд довольно успешно противостоял насилию. Когда в елизаветинское царствование отдаленные последствия петровских реформ потребовали грамотных дворян, в цифирных школах стало обучаться некоторое число шляхетских детей. [142]

Фруменкова Татьяна Георгиевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета. Санкт-Петербург.

2) Там же. Т. 5. № 2778, 2979.

3) Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 796, оп. 1, д. 300, л. 4-5; оп. 10, д. 217, л. 10 об.

4) Там же, оп. 1, д. 668, л. 9-9об., 15об.; оп. 2, д. 378, л. 2.

7) Там же, оп. 2, д. 378, л. 79-80; оп. 10, д. 217, л. 1 -1об.

8) Там же, оп. 2, д. 378, л. 30.

9) Там же, л. 29, 31, 41-47.

10) Там же, оп. 1, д. 668, л. 17-17об.

11) Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф. 1025, оп. 5, д. 846, л. 1.

12) Там же, д. 653, л. 1об.; д. 932, л. 1; д. 454, л. 1об.

13) Там же, д. 418, л. 1-3; д. 447, л. 2об.; д. 600, л. 1.

14) РГИА, ф. 796, оп. 1, д. 668, л. 79-80, 106-19.

17) Там же, л. 102-104.

18) Там же, л. 37, 44; оп. 2, д. 378, л. 61-62, 67, 72об.; оп. 5, д. 75, л. 1об., 7об.; оп. 6, д. 163, л. 5; ГААО. ф. 1025, оп. 5, д. 453, л. 1 -1об.; д. 454, л. 2.

19) РГИА, ф. 796, оп. 3, д. 926, л. 3-21.

20) Там же, оп. 4, д. 440, л. 1-9; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т. 7. СПб. 1885. Приложение VIII, стб. ХСIV-СLVI.

21) Цит. по: ВЛАДИМИРСКИЙ-БУДАНОВ М. Государство и народное образование в России XVIII века. Ч. 1. Ярославль. 1874, с. 14-15; РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С.В. Очерки по истории систем просвещения в России в XVIII-XIX вв. Т. 1. СПб. 1912, с. 132.

22) Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета (август-декабрь 1726 г.) — Сборник РИО. 1887, т. 56, с. 320-321.

23) Там же, с. 316-319; РГИА, ф. 796, оп. 7, д. 343, л. 1-3об., 11; Труды Рязанской ученой архивной комиссии за 1890 год. Т. 5, с. 10-11.

24) РГИА, ф. 796, оп. 7, д. 343, л. 12-13об.

26) Там же, л. 33-34, 49-49об., 51об.

27) Там же, л. 40-40об., 51-53.

29) Там же, л. 65, 68, 46-46об.

31) Там же; РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С.В. Ук. соч., с. 145.

32) Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т. 7. СПб. 1885. Приложение VIII. Стб. ХСIV-СLVI; РГИА, ф. 796, оп. 8, д. 378, л. 1-2.

Читайте также: