Какова цель цифирных школ создаваемых в петровскую эпоху
Обновлено: 05.07.2024
Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Профессиональная направленность новой организации образования являлась его главной характеристикой. В новых учебных заведениях главное место занимали специальные предметы: математика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.
Другой важнейшей чертой образования стало преобладание сословности. Внутренняя политика Петра I характеризовалась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, готовившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышленностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принимали детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создавались по указам Петра I и даже при личном его контроле.
Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных достаточно широким народным слоям, было открытие цифирных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы будут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В качестве учителей использовались ученики московской школы математических и навигацких наук. Однако организация и работа этих учебных заведений столкнулись с трудностями, поскольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, применяли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу силой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему запрещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в столичных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудности материального плана постепенно привели к почти повсеместному их закрытию. Однако опыт их создания, безусловно, обогатил отечественную педагогическую практику.
В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Карелии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а воспитанников Московской школы математических и навигацких наук – доменному, кузнечному, якорному.
В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийская шкода и др.
Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата. Для удовлетворения этой потребности открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721).
Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовавшиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.
Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заведениях, через которые еще в XVII в. в страну стало проникать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и изменению образовательных курсов и тем самым косвенно положило начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стремление полностью подчинить ее царской власти и государству, желание иметь духовенство, поддерживающее преобразования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отразиться на духовно-церковных учебных заведениях.
В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.
Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс образования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государственной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.
Цифирная школа — школа в системе начального образования в Российской империи, созданной в начале XVIII века по указу Петра I. К 1744 году все цифирные школы были закрыты.
Цифирной школой назывался открытый в 1701 году один из подготовительных классов Школы математических и навигацких наук в Москве, в котором учили счёту и началам арифметики.
Для детей духовенства обучение в этих школах было обязательно: не желающим учиться грозила военная служба или податное состояние; юношам, не окончившим курса цифирной школы, даже не должно было даваться разрешение на вступление в брак.
Цифирные школы подчинялись Адмиралтейств-коллегии, так как получали учителей из морской академии.
В начале 1720-х годов в школах обучались свыше 2000 человек, в том числе:
- 931 человек из духовного сословия
- 402 из солдатских, драгунских, казачьих и пушкарских детей
- 374 из приказных
- 93 посадских
- 53 дворян и детей боярских
С 1721 года стали открываться также епархиальные школы, к 1726 году их было открыто 46, и к концу царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы: одну светскую и одну духовную.
Цифирные школы - это начальные учебные заведения для мальчиков, основанные в Российской империи первой половины 18 века. Возникновение первых цифирных школ обусловлено формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, который подразумевал обязательное обучение грамотности. Согласно указу 1714 года, в каждой губернии должны были быть организованы цифирные школы. Они открывались при архиерейских домах и монастырях и финансировались из губернских доходов.
Дети духовенства должны были в обязательном порядке обучаться в таких школах. Тем, кто в них не хотел учиться, грозила военная служба, кроме того, даже не выдавалось разрешение на заключение брака.
Помимо письма и чтения, в школах преподавались такие дисциплины, как арифметика ("цифирная мудрость" - отсюда и происходит название) и геометрия. Выпускники школ определялись на гражданскую и военную службу либо продолжали получать образование в профессиональных учебных заведениях (артиллерийские школы и т.п.).
Практическое создание цифирных школ началось с 1715 года, когда при перемещении Школы математических и навигацких наук в Петербург, по указу Петра I были разосланы по губерниям по два ученика данной школы, для обучения молодежи.
Задача школ состояла в подготовке кадров для гражданской службы, и потому их должны были посещать дети приказных возрастом 10-15 лет, однако с 1719 года это правило получило распространение на детей любого чина, за исключением однодворцев.
Школы подчинялись Адмиралтейств-коллегии, поскольку получали учителей из морской академии.
С 1721 года начали открываться епархиальные школы, и к концу правления Петра I почти в каждом губернском городе было по две школы: одна светская и одна духовная.
В 1726 году адмиралтейство сделало попытку избавиться от цифирных школ, предложив их соединить с архиерейскими, но Святейший Синод не дал на это согласия. В 1744 году цифирные школы были закрыты, после того, как последние 8 школ объединились с гарнизонными школами при полках.
Вопросы истории, 2007, № 3.
[136] – конец страницы.
OCR OlIva.
В эпоху Петра I делались первые попытки создать в России систему образовательных учреждений. Власти как бы нащупывали возможный путь: то намеревались параллельно организовать систему как светского, так и духовного образования, то — открыть объединенные школы для детей духовенства и горожан. Планы создания школьной системы претерпели значительные изменения под влиянием позиции руководителей церкви.
Начал Петр с открытия профессиональных учебных заведений, а также с деклараций о необходимости обучать детей. В 1701 г. в Москве открылась Навигацкая школа для дворянских недорослей, детей приказных и других служилых людей. Почти одновременно была создана Артиллерийская школа. Позднее к первым двум прибавилась Инженерная школа, а в 1707 г. — Медицинская школа в Москве.
Гораздо больше повлияла на судьбу цифирных школ реформа церковного управления. Духовный Регламент, написанный Феофаном Прокоповичем и принятый 25 января 1721 г., обязывал архиереев учреждать семинарии с широкой программой обучения.
В петровское время в России с издержками и трудностями был заложен фундамент системы духовного образования. Создать систему начальных общеобразовательных светских школ не удалось. Гибель цифирных школ — показательная страница русской истории 1720—1730-х годов. Она доказывает, что церковь в этот период еще не была окончательно подчинена государству, и архиереи — члены Синода — могли позволить себе саботировать императорский указ, а в решении государственных дел царили волокита, беззаконие, произвол, обусловленные межведомственными противоречиями. С этого времени пути развития начальной светской и духовной школы в России надолго разошлись. Гибели цифирных школ способствовало и то, что в России еще не было стимулов для получения образования представителями различных сословий. Власти действовали методом принуждения, а провинциальный люд довольно успешно противостоял насилию. Когда в елизаветинское царствование отдаленные последствия петровских реформ потребовали грамотных дворян, в цифирных школах стало обучаться некоторое число шляхетских детей. [142]
Фруменкова Татьяна Георгиевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета. Санкт-Петербург.
2) Там же. Т. 5. № 2778, 2979.
3) Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 796, оп. 1, д. 300, л. 4-5; оп. 10, д. 217, л. 10 об.
4) Там же, оп. 1, д. 668, л. 9-9об., 15об.; оп. 2, д. 378, л. 2.
7) Там же, оп. 2, д. 378, л. 79-80; оп. 10, д. 217, л. 1 -1об.
8) Там же, оп. 2, д. 378, л. 30.
9) Там же, л. 29, 31, 41-47.
10) Там же, оп. 1, д. 668, л. 17-17об.
11) Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф. 1025, оп. 5, д. 846, л. 1.
12) Там же, д. 653, л. 1об.; д. 932, л. 1; д. 454, л. 1об.
13) Там же, д. 418, л. 1-3; д. 447, л. 2об.; д. 600, л. 1.
14) РГИА, ф. 796, оп. 1, д. 668, л. 79-80, 106-19.
17) Там же, л. 102-104.
18) Там же, л. 37, 44; оп. 2, д. 378, л. 61-62, 67, 72об.; оп. 5, д. 75, л. 1об., 7об.; оп. 6, д. 163, л. 5; ГААО. ф. 1025, оп. 5, д. 453, л. 1 -1об.; д. 454, л. 2.
19) РГИА, ф. 796, оп. 3, д. 926, л. 3-21.
20) Там же, оп. 4, д. 440, л. 1-9; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т. 7. СПб. 1885. Приложение VIII, стб. ХСIV-СLVI.
21) Цит. по: ВЛАДИМИРСКИЙ-БУДАНОВ М. Государство и народное образование в России XVIII века. Ч. 1. Ярославль. 1874, с. 14-15; РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С.В. Очерки по истории систем просвещения в России в XVIII-XIX вв. Т. 1. СПб. 1912, с. 132.
22) Протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета (август-декабрь 1726 г.) — Сборник РИО. 1887, т. 56, с. 320-321.
23) Там же, с. 316-319; РГИА, ф. 796, оп. 7, д. 343, л. 1-3об., 11; Труды Рязанской ученой архивной комиссии за 1890 год. Т. 5, с. 10-11.
24) РГИА, ф. 796, оп. 7, д. 343, л. 12-13об.
26) Там же, л. 33-34, 49-49об., 51об.
27) Там же, л. 40-40об., 51-53.
29) Там же, л. 65, 68, 46-46об.
31) Там же; РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С.В. Ук. соч., с. 145.
32) Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. Т. 7. СПб. 1885. Приложение VIII. Стб. ХСIV-СLVI; РГИА, ф. 796, оп. 8, д. 378, л. 1-2.
Читайте также: