Функциональные компоненты иос школы

Обновлено: 05.07.2024

Хаблиева Светлана Руслановна
Северо-Осетинский республиканский институт повышения работников образования
аспирант межфакультетной кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета


Аннотация
В данной статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены ее основные компоненты и функции свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант определения ИОС.

Svetkana Ruslanovna Khablieva
North Ossetian Republican Institute of improvement of education workers
graduate student interfaculty Department of pedagogy and psychology of the North-Ossetian state University


Abstract
This article examines the approaches to the definition of educational environment, highlighted its main components and functions of the properties of informational and educational environment.

Главной задачей модернизации системы образования является информатизация образовательного процесса и создание единой информационно-образовательной среды (ИОС), содержащей ресурсы и инструменты обеспечения оптимизации процесса обучения, воспитания, развития личностного потенциала обучающихся и педагогов, изменяя содержание образования, методы, и организационные формы обучения [18]

Источник

Среда

Пространство

С точки зрения некоторых ученных [1], [18], [13]образовательная среда – это система воздействий, условий и возможностей на развитие и формирование личности, влияние на развитие обучающегося. При этом образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды, направленна на изучение наиболее общих закономерностей и направлений деятельности.

В то время как образовательное пространство – это:

- набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека и может существовать независимо от обучающегося [1:19-20];

- пространство, в котором формируется образ человека, его внутренняя форма – образование является сферой, где существующие представления закрепляются в организационных формах, определяющих затем мышление и образ человека [18: с.19];

- пространство осуществления личностны изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)[13];

- совокупность материальных и информационных объектов (образовательных объектов) и субъектов образования во взаимодействии с которыми происходит образование и развитие личности, путем присвоения(обретения) индивидом в процессе этого взаимодействия (общения, диалога) личностных смыслов. [7:51]

Повышенный интерес к образовательной среде является результатом изменений, произошедших в системе образования. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения (ФГОС), каждая образовательная организация в соответствии должна создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. [5: 27]. Следовательно, образовательная среда и ФГОС взаимосвязаны.

- область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным – информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным [15: 30];

- результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства, являющаяся системно организованной совокупностью информационного, технического, учебно-методического обеспечения и неразрывно связанна с человеком как субъектом образования [6];

- эффективная образовательная система, основанная на использовании компьютерной техники и программно-телекоммуникационной среды, элементы которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-методической и учебно-исследовательской деятельности, деятельности по измерению, контролю и оценке результатов обучения, а также деятельности по управлению образовательным учреждением[14: 11];

- система или системно организованная совокупность средств, ресурсов и условий, направленных на обеспечение образовательного процесса, деятельность, передачу данных и взаимодействие, между субъектами, существующая благодаря использованию аппаратных, программных и телекоммуникационных возможностей, в том числе с использованием сети Интернет и «является подмножеством образовательного пространства [7].

Таким образом основной целью и задачей создания ИОС является обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу, аккумулирование, упорядочение, предоставление всей необходимой социокультурной, научно-популярной, познавательной информации, систем поиска, коммуникации. [15:56].

Основными компонентами ИОС[6:147-148], [18:104] являются ценностно-целевой компонент, содержательно-методический, коммуникационно-психологический, организационно-административный, пространственно-технологический, информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Помимо вышеперечисленных компонентов необходимо наличие инвариантных, обеспечивающих информатизацию основных видов деятельности: образовательной (реализация учебно-воспитательного процесса); управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; обеспечение коммуникации и взаимодействия между субъектами образовательного процесса [18:36].

Функции ИОС многообразны:

- реализация конституционного права на образование;

- доступность качественного образования, соответствующего потребностям и возможностям личности ребенка, интересам семьи и социальному заказу;

- использование новых информационных технологий;

- сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала образовательного учреждения [18:36].

В соответствии с реализуемыми программами ИОС условно можно разделить на следующие группы:

- ИОС различных дошкольных образовательных организаций(ИОС ДОО)

- ИОС школ, лицеев, гимназий(ИОС школы)

- ИОС учреждений дополнительного образования детей(ИОС УДОД)

- ИОС учреждений среднего профессионального образования (ИОС СПО)

- ИОС учреждений высшего профессионального образования (ИОС ВУЗА)[1:66].

На наш взгляд сюда следует добавить ИОС ДПО (ПК) – информационно-образовательная среда учреждений дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации).

ИОС ДОО

Современные тенденции информатизации всех сфер человеческой деятельности и образования ориентирует дошкольных работников на использование новых информационных технологий для осуществления образовательной деятельности.

Основными задачами создания ИОС ДОО является:

- совершенствование системы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;

- разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ, обеспечивающих качественно новый уровень предоставления образовательных услуг;

- автоматизация отчетности, учёта очередности и процесса комплектования.

Таким образом, создание ИОС ДОО - это современный способ информатизации дошкольного образования в соответствии с требованиями федеральных законов и современным развитием информационно-коммуникационных технологий в области образования.

Информатизация ДОО открывает педагогам новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей.

Но главной вопросом, на наш взгляд, все еще остается проблема оснащения компьютерной техникой и подключение к сети Интернет ДОО. Несомненно, данный аспект деятельности очень важен. Но необходимо также обеспечение ДОО методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических задач и использование их в деятельности ДОО в целях построения единого информационного образовательного пространства.

Мы полагаем, что создание единого информационного пространства ДОО обеспечит повышение эффективности, доступности и качества дошкольного образования на основе широкого и активного использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.

ИОС школы

Современная школа как система становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед ней.В связи с этим все большее внимание уделяется развитию единой ИОС школы и построению системы информационного обеспечения и управления образовательной деятельностью в процессе ее информатизации [18:37].

ИОС школы – это по сути локальная, внутренне замкнутая, сеть, где все компьютеры могут быть физически и технологически связаны между собой в целях оптимизации информационного обмена субъектами этой среды [15:123].

Единую ИОС школы можно отобразить в виде схемы:


ИОС школы включает в себя систему современных педагогических технологий, комплекс ЭОР, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы [21].

Рассматривая структуру ИОС ряд ученных [15], [18] выделяют следующие компоненты и уровни развития ИОС школы: ценностно-целевой компонент, организационно-административный компонент, информационно-технологический компонент, содержательно-методический компонент, коммуникационный компонент, субъективный компонент.

Некоторые авторы выделяют следующие функции ИОС школы [15: 71-72]:

- обучающая: деятельностная реализация предметного, организационного и межличностного аспектов;

- развивающая: влияние на личностные отношения, саму личность ученика;

- управляющая:выражение обучающих аспектов на уровне информационно-педагогического воздействия.

Чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни [28].

Эффективность ИОС нельзя оценить чисто количественными показателями. Одна и та же ИОС может быть оптимальной для развития обучающихся на одном возрастном этапе или при одних индивидуальных особенностях детей и препятствовать эффективному развитию в другом возрасте или при других индивидуально-личностных особенностях учеников.

Таким образом, ИОС школы позволяет всем участникам образовательного процесса использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивное обучение, участвовать в он-лайн-конференциях, конкурсах, олимпиадах, используя возможности ИКТ, новые техники и методики.

ИОС УДОД

Система дополнительного образования детей в современных условиях рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, организация которого обеспечивает поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, расширяя пространство самореализации личности, развивая ее познавательный интерес в различных областях и формируя тем самым гуманистические ценностные ориентации.

Информатизация образовательно-воспитательного пространства УДОД позволит обеспечить новое состояние образо­вательной системы, поскольку поднимает на качественно иной уровень результаты обучения и воспитания.

Основные направления создания ИОС УДОД:

- повышение квалификации и методическая поддержка педагоговв области использования ИКТ;

- организация образовательного процесса с использованием ИКТ;

- развитие сетевого взаимодействия взаимодействия с другими образовательными организациями;

- автоматизация информационно-управленческой системы;

- использование ИКТ для эффективной организации внеурочной деятельности: участие в дистанционных конкусах, олимпиадах, создание и наполнение сайта, выпуск газеты.

Таким образом, использование информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей позволяет расширить ресурсные возможности по работе с педагогами, обучающимися, их родителями.

Образовательная среда УДОД призвана помочь взрослеющему человеку найти себя, реализовать свои способности в различных областях, самоопределиться [10].

Таким образом, ИОС УДОД выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и является самостоятельным и самоценным.

ИОС вуза

Современная ИОС вуза, представляющая собой совокупность распределенных информационных ресурсов, разнородных программных и аппаратных средств, сетей и сетевых структур, организационно-методических компонентов системы образования, обеспечивает новое качество образовательного процесса.

Анализируя структуру ИОС вуза, выделяется составляющие компоненты, характеризующие участников информационных взаимодействий [19:12]:

Согласимся с мнением авторов [19], [20] рассматривающих ИОС вуза как взаимосвязь учебного процесса, научных исследований, системы ЭОР, автоматизации организационно-управленческой деятельности, информационной профессиональной культуры, гуманистических, профессиональных и духовно-нравственных ценностей в построении информационного образовательного пространства и способствует дальнейшему развитию новых форм образовательной деятельности, таких как дистанционное образование.

ИОС вуза – открытое образовательное пространство, объединяющее информационно – коммуникационные технологии и ЭОР, соответствующие современному уровню развития системы высшего образования, и обеспечивающие информационное взаимодействие в процессе образования и самообразования.

ИОС ДПО

Сегодня одной ключевых задач государственной образовательной политики является модернизация системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).Рассмотрим ИОС Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования (институт). Все учебные аудитории оснащены компьютерной техникой: компьютер, проектор, экран. Педагогические работники института располагают автоматизированные рабочие места (компьютер, принтер, сканер, устройства воспроизведения звука, выход в Интернет). Имеются 2 компьютерных класса, оборудованные 15 компьютерами, проектором и интерактивной доской Smart и Interwrite. Один мобильный компьютерный класс, состоящий из мобильной тележки, 30 ноутбуков, точки доступа WiFi.Кроме того в каждом компьютерном классе находится вспомогательная техника – принтер, сканер. Особенно важно, на наш взгляд, что все компьютеры составляют единую сеть (с выходом в Интернет), обеспечивая доступ слушателей к файловому серверу, где хранятся все собранные за все годыматериалы.

Такое техническое оснащение в системе повышения квалификации позволяет эффективно планировать и проводить теоретические, самостоятельные и практические занятия при обучении по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также формировать ИКТ-компетентность педагога.

Не менее важным является автоматизация работы:

־ автоматизированный сбор и обработка сведений обо всех педагогических работниках системы образования республики;

־ внедрение портала дистанционного обучения;

־ создание и наполнение сайта института.

Для того чтобы наилучшим образом подготовить педагогов разных категорий к выполнению функциональных обязанностей в условиях ИОС, необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые бы смогли имитировать деятельность педагогов в реальной среде [12].

Педагогическая наука в стремлении освоить новые средства и методы образования, предоставляемые современными компьютерными и коммуникационными технологиями, выработала много моделей и концепций информационно-образовательной среды, которые отражают различные стороны внедрения новых информационных технологий в образование [7:91].

ИОС имеет большой потенциал для повышения качества обучения и развития профессиональной компетенции педагога.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Кафедра психолого-педагогического проектирования

Конспект лекций:

«Структурные компоненты и функции информационной

Сегодня информатизация школы — это необратимый процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к работе в условиях информационного общества . Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. [1] В основе создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения лежит организация использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — Информационно-образовательную

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

• мониторинг здоровья обучающихся;

• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Таким образом, информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система. Она возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Следовательно, в оценке качества ИОС и в управлении качеством ИОС должны учитываться не только информационно-программно-технические, но и педагогические и организационные аспекты.

Различают следующие компоненты информационно-образовательной среды: программно-стратегический, организационно-управляющий, учебнометодический, ресурсно-информационный. [2] [3] 5

Структура информационно-образовательной среды (ИОС)


ИОС сможет обеспечивать качество результатов образования только при условии эффективного использования входящих в нее ресурсов и инструментов. В основе качества ИОС лежит эффективность использования.

[1] Сайков Б. П., Энциклопедия учителя информатики.: вып. 10 / Б. П. Сайков, И. Г. Семакин ; ред. И. Г.

Семакин. - // Информатика. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. - N 20. - С.13-37 2 Зенкина С.В. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда / С.В.Зенкина, А.А.Кузнецов /Основы общей теории и методики обучения информатике; под общей редакцией

А.А.Кузнецова. - М.: Бином, 2009. - 154с.


ИОС ОУ должна включать в себя совокупность технико-технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), программные средства учебного назначения и для осуществления внеурочной деятельности, культурные и организационные формы информационного взаимодействия, кадры, обладающие компетенциями в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Анализ состава ИОС можно делать покомпонентно, сопоставляя требования ФГОС реалиям современной школы.

Технико-технологический компонент информационной образовательной среды.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в каждом образовательном учреждении должен быть обеспечен доступ к информационно-коммуникационным технологиям.

1. Каждый учитель школы должен иметь доступ к современному мобильному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.

2. В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения, и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включен сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет школы должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение по беспроводной сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя (не менее 32 компьютеров).

3. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса

4. Каждый учащийся, в ходе образовательного процесса в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в тексте Стандарта и Основной общеобразовательной программы, должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, с выходом в интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащенному встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглащающими наушниками, микрофоном.

5. Каждый кабинет школы должен быть оборудован: - современной комбинированной доской, выполняющей функции меловой, маркерной и интерактивной и экрана; - стационарно закрепленным проектором; - оборудованием, обеспечивающим оцифровку информации и ввод в компьютер: сканера, цифровых фотоаппарата со штативом, видеокамеры со штативом и накамерным светом, цифровой микроскоп, цифровых диктофона, графический планшет, комплект цифровых датчиков, позволяющих измерять температуру, расстояние, частоту сердечных колебаний; - оборудованием, обеспечивающим вывод цифровой информации на бумагу: принтер лазерный черно-белый, принтер цветной.

Наименование оборудования:

2 Двухплатформенный портативный компьютер учителя 1 на рабочем месте учителя

3 Двухплатформенный портативный компьютер ученика

5 Принтер лазерный формата А4 с запасным картриджем (на рабочем месте учителя)

6 Принтер струйный цветной с запасным картриджем (на рабочем месте учителя)

7 Микрофон (колонки) (на рабочем месте учителя)

8 Система беспроводной организации сети (на рабочем месте учителя)

9 Сканер планшетный А4 1 (на рабочем месте учителя)

10 Графические планшеты (на рабочем месте учителя)

11 Комплект наушников (на каждого ученика)

12 Мультимедийный проектор (на рабочем месте учителя)

13 Интерактивная доска

15.Цифровой фотоаппарат со штативом

16 Видеокамера со штативом

17 Пульты для тестирования знаний, проведения опросов или голосований

18 Оверхед-проектор (на рабочем месте учителя)

19 Веб-камера (по возможности)

Программное обеспечение (лицензионное)

1 Операционная система (на все компьютеры)

2 Пакет офисных программ

3 Программное обеспечение для рисования к графическому планшету

4 Программное обеспечение для дистанционного управления компьютерами ученика

Управленческий компонент информационной образовательной среды.

В аспекте управленческой деятельности информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе - дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных (аналитических, статистических и др.), формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Для анализа управленческого компонента ИОС ОУ предлагаем подготовить следующую таблицу, содержащую направления управленческой деятельности и средства ИКТ, позволяющие реализовать эти направления.

1. Автоматизированная информационно-аналитическая система АИАС АРМ "Директор". В АИАС "Директор" руководители имеют возможность планировать учебный процесс, формировать различные виды отчетности по кадрам, контингенту учащихся. Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов

2. Сайт образовательного учреждения Рекомендуется на сайте ОУ: - организовать методические страницы учителей, на которых они смогут размещать собственные информационные ресурсы, ссылки на информационные ресурсы сети Интернет для организации своей работы, для рекомендаций своим ученикам и родителям. - организовать хранилище работ обучающихся для обсуждения, организации совместной деятельности и презентации этих работ

3. Сетевые профессиональные сообщества В сети Интернет функционируют сетевые профессиональные сообщества, в том числе и на региональном уровне. В этих сообществах можно размещать свои информационные ресурсы, обмениваться опытом, участвовать в обсуждении актуальных проблем.

Информационно-содержательный компонент информационной образовательной среды.

Для анализа информационно-содержательного компонента ИОС ОУ предлагаем подготовить следующую таблицу, отражающую структуру ИОС УМК школы.

Название УМК (издательство)

Предмет и составляющие системы УМК

Структурные компоненты, составляющие УМК

ИОС ОУ включена в глобальное информационное образовательное пространство. Целесообразно подготовить, к примеру, список Интернет-ресурсов. Предлагаем пример заполнения таблицы со списоком Интернет-ресурсов.

Кадровый компонент информационной образовательной среды

Эффективное достижение новых образовательных результатов в качественно новом формате информационно-образовательной среды возможно только при готовности педагогических работников активно использовать современные ИКТ и Интернет-практики, вовлекать в этот процесс всех участников образовательного процесса и управлять качественно иным содержанием ресурсов. Для анализа кадрового компонента ИОС рекомендуется создать таблицу, содержащую сведения о повышении квалификации педагогических работников, и тщательно отслеживать информацию федеральных и региональных структур системы ПК, касающуюся повышения квалификации учителей, которая могла бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду, формировать и развивать ИКТ-компетентности учителей.

Организационно-коммуникативный компонент информационной образовательной среды

Модернизация библиотеки общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС С введением новых ФГОС кардинально меняются принципы и цели образования, что влечёт за собой смену парадигмы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. Для реализации стандартов нового поколения библиотека общеобразовательного учреждения должна иметь собственное помещение и быть укомплектована: качественными источниками информации на различных носителях; техническими устройствами, обеспечивающими работу с непечатными источниками информации, в том числе компьютер с выходом в сеть интернет. квалифицированными библиотечными кадрами. Кроме того, библиотеке необходимо постепенно перестраивать свою работу. Стандарт нацеливает на преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, способные не только максимально обеспечить информационными ресурсами многоплановую деятельность образовательного учреждения, но и принять непосредственное участие в образовательном процессе и внеурочной деятельности. Для анализа оснащенности библиотеки целесообразно использовать таблицу с рекомендуемыми требованиями к библиотекам ОУ.

Модели библиотек: образовательный центр, медиатека, медиацентр, библиотечно-информационный центр.

Помещение библиотеки. Помещение должно быть оборудовано библиотечной мебелью, соответствовать требованиям СанПиН, нормам охраны труда и техники безопасности. Расчет площади желательно производить исходя из гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования - 0,6 м2 на одного обучающегося. В помещении библиотеки рекомендуется предусмотреть следующие зоны: .

Техническое оснащение. В библиотеке рекомендуется наличие технических устройств, необходимых для работы с источниками информации на нетрадиционных носителях, в том числе с ресурсами удалённого доступа. . Минимальный: компьютер с DVD/CD-RW приводом, выходом в Интернет и Интранет; принтер; ПО, в том числе АИБС "МАРК-SQL"); рабочее место читателя (компьютер с DVD/CD приводом, выходом в Интернет и Интранет) Оптимальный: рабочее место библиотекаря (компьютер с DVD/CD-RW приводом, выходом в Интернет и Интранет, ПО, в том числе АИБС "МАРК-SQL"); рабочее место читателя (несколько компьютеров с DVD/CD приводом, выходом в Интернет и Интранет); принтер, сканер, ксерокс (или МФУ); комплект наушников; музыкальный центр; проигрыватель Максимальный: рабочее место библиотекаря (компьютер с DVD/CD-RW приводом, выходом в Интернет и Интранет, ПО, в том числе АИБС "МАРК-SQL"); рабочее место читателя (несколько компьютеров с DVD/CD-RW приводом, выходом в Интернет и Интранет); ноутбук: колонки (микрофон); комплект наушников; принтер цветной; принтер, сканер, ксерокс (или МФУ); проигрыватель; проектор с экраном; музыкальный центр; видеомагнитофон; телевизор; видеокамера, документ-камера; интерактивная (или маркерная) доска; степлер (устройство для ремонта книг); телефон.

Библиотечный фонд. Структура библиотечного фонда: бумажные источники информации (книжные, периодические издания), электронные документы, аудиовизуальные издания. .

Справочно-библиографический аппарат. Для раскрытия содержания фонда и оказания помощи в подборе информационных источников библиотека ОУ должна формировать справочно-библиографический аппарат (СБА). .

Кадры. Библиотека ОУ должна быть укомплектована квалифицированными кадрами, обладающими необходимым уровнем методологической и технологической культуры, способными к инновационной профессиональной деятельности, внедрению в практику библиотек современных информационно-коммуникационных технологий, готовыми к непрерывному процессу образования: библиотекарь, работающий на 0,5 ставки библиотекарь со специальным образованием, работающий на ставку полный рабочий день заведующий библиотекой (образование - высшее специальное); медиаспециалист.

Организация образовательного процесса . Организация образовательного процесса с использованием ИКТ в ОУ может осуществляться по трем основным моделям. 1 модель - оснащено только рабочее место учителя; 2 модель - 1 компьютер на 2 учеников; 3 модель - 1 компьютер на 1 ученика. Использование различных моделей позволяет использовать все возможности ИКТ при организации образовательного процесса, применять современные педагогические технологии, обеспечивающие обучение в современной ИОС.

Литература

3. Создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. / Сост. Г.А. Шешерина, Н.К. Солопова, О.В. Селиванова, Е.Ю. Бойко, Н.И. Баскакова, С.А. Кравцова, Л.В. Шильдяева, Е.Е. Куликова, Тамбов, 2011, 61 с.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Определим различия между образовательным стандартами первого и второго поколения в контексте формирования ИОС:

Стандарты нового поколения

Планирование образовательного процесса

Не используется автоматизированная обработка содержания образования

Создание информационной модели стандарта нового поколения, реализация связей между ее элементами, автоматизированная обработка содержания образования

Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов

Информационный ресурс учреждения, сайт учреждения, личные архивы

Информационный ресурс учреждения, общие банки данных педагогов района, региона, сайт учреждения, личные сайты педагогов.

Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Использование офисных приложений для ведения мониторинга

Ведение электронных дневников,

внедрение автоматизированных информационных образовательных систем педагогического мониторинга

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, обмен информацией

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, сетевые сообщества, on-line уроки, проекты, дистанционное обучение, обмен информацией

Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся)

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями

Электронный документооборот, обмен информацией

Электронный документооборот, обмен информацией, использование информационно – аналитических систем

Основная идея разработки модели ИОС школы состоит в том, что формирование компетентностей учащихся осуществляется через деятельностное освоение учениками на каждом этапе обучения соответствующего объема знаний средствами коммуникационных технологий. Мера участия каждого учащегося в общей работе определит уровень его личных данных достижений, а состав и структура сформированного объема и качества знаний дадут возможность оценить уровень результатов обученности.

ИОС может быть определена через совокупность взаимосвязанных блоков деятельности, характеризующих течение информационных процессов внутри школы, а именно:

1) информационные ресурсы школы :

  • приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы);
  • создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся, научные публикации и результаты исследований)
  1. базы данных ОУ , которые включают в себя:
  • базы персональных данных всех субъектов образовательного процесса;
  • базы результатов деятельности школы;
  • базы помещений и технологического оборудования и т.д.
  1. система дистанционного обучения , которая призвана использовать все типы информационных ресурсов, передавать результаты обучения в систему автоматизированного контроля знаний и обеспечивать:
  • поддержку реализуемой образовательной программы;
  • обучение детей по различным причинам не посещающим школу;
  • индивидуальное обучение, в т.ч. одаренных детей;
  • обучение по программам профильного обучения.
  1. система автоматизированного контроля знаний обеспечивает организацию проведения рубежного и тематического контроля, промежуточную и итоговую аттестацию, в т.ч. программы дистанционного и профильного обучения. Результаты обучения должны накапливаться в системе и обрабатываться ею. Накопление результатов деятельности учащихся может происходить по технологии портфолио.
  2. система управления образовательным учреждением , которая обеспечивает использование баз данных и функционально состоит из следующих подсистем:
  • планирования образовательного процесса;
  • планирования деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая контроль исполнения заданий;
  • анализа результатов деятельности;
  • электронного документооборота.
  1. средства массовой информации : сегодня школа должна активно участвовать в информационном обмене, т.е. публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Это можно реализовать через сайт, электронную газету или журнал.
  2. электронные услуги : предоставление достоверной информации о ходе и содержании образовательного процесса, результатах обучения, зачисления детей в школу и т.д.

4. Организационно-управленческое сопровождение образовательного процесса в информационно-образовательной среде

Одной из основных целей информатизации образования на современном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности образовательных учреждений существующих и постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни учреждений образования. Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием многих школ, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационной образовательной среды школы и интеграция ее в информационное образовательное пространство города и региона позволит решить эти задачи в полном объеме.

В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды в МБОУ СОШ № 75 уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение компьютерной техникой, многие учителя повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. Осуществляется создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школы получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждении образования пока не приходится.

Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.

Для достижения требуемых педагогических результатов ФГОС второго поколения установлены принципиально новые требования к информационно-методическим условиям реализации образовательной деятельности школы:

  • информационное обеспечение субъектов образовательного процесса (создание системы широкого доступа учителя, учащихся и родителей к содержательной учебной информации, а так же к информации по организации образовательной деятельности и результатам образовательных достижений учащихся);
  • формирование информационно-образовательной среды, которая включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих организацию образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда школы представляет собой системно-организованную совокупность информационного, учебно-методического и программно-технического обеспечения интеграции информационных технологий в образовательную деятельности школы. Все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой с использованием средств и методов информационных технологий.

Таким образом, при организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы возникает необходимость разработки технологий управления ходом и результатами образовательной деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.

Читайте также: