Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей

Обновлено: 07.07.2024

Учебно-методический комплекс (далее УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

1)Линия УМК А. Ф. Никитина. Право (10-11) состоит из:

l методические пособие

l рабочая тетрадь

l электронная книга PDF

Учебник для 10–11 классов базового и углубленного уровней ставит своей целью дать учащимся общеобразовательных учреждений знание истории и теории права и государства, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, повысить уровень их правосознания и правовой культуры, сформировать их гражданственность.

Цели

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Виды деятельности:

работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

l Электронная форма учебников

l Программа курса

l Методические пособия для учителя

Цели

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

Виды деятельности:

работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

26. Раскройте психолого-педагогические особенности диагностики результата обучения праву.

Диагностика — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

Стратегия диагностики содержит также требование всесторонности проверки результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах.

В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в типичных (стандартных) и нестандартных ситуациях. Очень важными являются понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию) и способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих и др.).

Психолого-педагогическая диагностика - это изучение личности обучающегося в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития обучающегося.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

Все существующие варианты диагностирования можно разделить на две группы:

—те, которые используются для текущего контроля знаний и умений школьников, и

—те, которые выполняют роль итоговой аттестации.

Проверка знаний, умений обучаемых в области права должна осуществляться систематически. При оценке ответа ученика учитель может руководствоваться и традиционной системой проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на:

—полноту и правильность ответа;

—степень осознанности и понимания изученного;

—речевое оформление ответа.

Стремление не поступать формально, создать добрую атмосферу общения с ребятами присуще многим педагогам.

Следует обратить внимание на то, что самостоятельность в познавательной деятельности должна способствовать развитию интеллекта школьника, выработке им на основе имеющихся знаний своих собственных мыслей, пониманий, решений.

27. Прокомментируйте проблему осознания целей правового образования участниками образовательного процесса.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

— уважения к праву,

— собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

— компетенции, достаточной для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Достижение целей правового образования может быть обеспечено в рамках системы правового образования в школе, основывающейся на единстве: — учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; — системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности на материале права; — уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом. Эти три элемента системы правового образования строятся и реализуются применительно к возрасту учащихся и в зависимости от ступени образования приобретают различное значение.

Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой – это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл. Работа по правовому образованию делает акцент на признание ценности прав человека, подразумевая, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить, признание прав других людей. Достаточно долог процесс осознания учащимися жизненной роли права, умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами.

Раскройте актуальность формирования правовой культуры при изучении курса обществознания

В федеральных государственных образовательных стандартах по обществознанию выделены цели и требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию (личностные, метапредметные и предметные результаты выпускников основной школы). Понятно, что именно на уроках обществознания учитель формирует основы правовых знаний для дальнейшего совершенствования личности обучающегося, становления его внутреннего самосознания, саморегуляции. Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим. Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

l об обществе, его целях и ценностях; 

l о правах человека и способах их реализации;

l о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни; 

l о двух противоположных системах отношений: государство – общество – личность  личность – общество – государство 

l о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой ученик умеет:

- отстаивать свои права и права других людей;

- ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;

- грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

- гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;

- готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;

- конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;

- ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:

1) определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;

2) диагностика уровней правовой культуры;

4) определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;

5) организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;

6) соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.

Поэтому требования ФГОС по организации системно-деятельностного подхода на уроках обществознания позволяют реализовать задачи по формированию правовой культуры школьников.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности программы.

Авторская программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в 10 классе - 34часа, используется без изменений.

Цели и задачи

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Срок реализации программы – 1год.

Технологии обучения.

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же современных образовательных технологий (игровые, проблемные, здоровьесберегающие, ЛОО, исследовательские, проектные, ИКТ).

Виды деятельности

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Методы и формы обучения

методы этапа восприятия-усвоения

(методы монологически - диалогического изложения и изучения материала :

рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений:

демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником и книгой, использование справочной

литературы, компьютера, упражнение, взаимообучение, опорный конспект),

методы этапа усвоения-воспроизведения

(проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод),

методы этапа учебно-творческого выражения

(самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ

результатов учебной деятельности).

Учебно-методический комплект

4.Право: Учебник для 10-11классов общеобразоват. учрежд. Базовый и профильный уровень образования/ Т.В.Кашанина,А.В.Кашанин.-10-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2012.

среднего общего образования на 2014-2015 учебный год

Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенности программы.

Авторская программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в 10 классе - 34часа, используется без изменений.

Цели и задачи

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Срок реализации программы – 1год.

Технологии обучения.

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же современных образовательных технологий (игровые, проблемные, здоровьесберегающие, ЛОО, исследовательские, проектные, ИКТ).

Виды деятельности

работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Методы и формы обучения

методы этапа восприятия-усвоения

(методы монологически - диалогического изложения и изучения материала :

рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений:

демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником и книгой, использование справочной

литературы, компьютера, упражнение, взаимообучение, опорный конспект),

методы этапа усвоения-воспроизведения

(проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод),

методы этапа учебно-творческого выражения

(самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ

результатов учебной деятельности).

Учебно-методический комплект

4.Право: Учебник для 10-11классов общеобразоват. учрежд. Базовый и профильный уровень образования/ Т.В.Кашанина,А.В.Кашанин.-10-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2012.

6.Для получения дополнительных материалов к занятиям, повышения качества правовой подготовки учащихся рекомендуется более активно использовать многочисленные Интернет-ресурсы, например:

Базовый уровень: Рабочая программа включает следующие разделы:

· описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

· содержание учебного предмета, курса;

· предметные результаты и межпредметные связи

· тематическое планирование с определением основных видов урочной деятельности обучающихся;

· описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Рабочая программа по экономике для 10,11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основе программы .

Цели курса

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

· воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

· освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

· овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

· формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Рабочая программа составлена из расчета 1 часа в неделю. За основу данной рабочей программы взят профильный уровень обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

Формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Содержание программы отвечает двум основным условиям:

2. предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Правовое обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Право, как учебный предмет, обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.

Право проф.уровень ФГОС СОО Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575801 Директор/Заведующий Гулькина Наталия Владимировна Дата подписания документа 24.04.2021 10:56:19 (скачать)

 развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

 воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

 освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

 овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

 формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Содержание курса для 10 класса

Государство. Происхождение государства. Признаки государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Право. Нормы права. Соотношения права и морали. Признаки права. Понятие правотворчества и его виды. Система права. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Преступление и наказание. Управление государством. Конституция Российской Федерации. Гражданство. Конституционные права и обязанности граждан. Выборы. Президент Российской Федерации. Парламент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Органы судебной власти. Прокуратура. Нотариат. Адвокатура. Труд и социальная защита. Законодательство о тру-де. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина. Труд молодежи. Безработица. Страхование и пенсионное дело.

Содержание курса для 11 класса

Отрасли права. Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Сделки. Виды гражданско – правовых договоров (оказание услуг, купля – продажа, аренда, подряд). Гражданско – правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики. Семейное право. Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимодействий. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов. Трудовое право. Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда. Трудовой договор: понятия, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжение трудовых договоров. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии, льготы, гарантии и пособия. Понятие и виды трудового стажа. Административное право. Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров. Уголовное право. Понятие преступления. Действие уголовного закона. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Экологическое право. Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Виды ответственности за экологические правонарушения. Структурный характер экологического права. Международное право. Понятие международного права Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Источники международного права. Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Европейский суд по правам человека.

В результате изучения темы обучающийся должен. Правосудие в Российской Федерации. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Профессия и право. Юридическая деятельность. Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
ПРАВО (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.

Изучение права в старшей школе на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

 развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

 воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

 освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

 овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования;

 формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Содержание курса для 10-11 классов

Государство. Происхождение государства. Признаки государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Право. Нормы права. Соотношения права и морали. Признаки права. Понятие правотворчества и его виды. Система права. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Преступление и наказание. Управление государством. Конституция Российской Федерации. Гражданство. Конституционные права и обязанности граждан. Выборы. Президент Российской Федерации. Парламент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Органы судебной власти. Прокуратура. Нотариат. Адвокатура. Труд и социальная защита. Законодательство о тру-де. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина. Труд молодежи. Безработица. Страхование и пенсионное дело.

Отрасли права. Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Сделки. Виды гражданско – правовых договоров (оказание услуг, купля – продажа, аренда, подряд). Гражданско – правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики. Семейное право. Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимодействий. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов. Трудовое право. Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда. Трудовой договор: понятия, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжение трудовых договоров. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии, льготы, гарантии и пособия. Понятие и виды трудового стажа. Административное право. Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров. Уголовное право. Понятие преступления. Действие уголовного закона. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Экологическое право. Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Виды ответственности за экологические правонарушения. Структурный характер экологического права. Международное право. Понятие международного права Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Источники международного права. Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Европейский суд по правам человека.

В результате изучения темы обучающийся должен. Правосудие в Российской Федерации. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Профессия и право. Юридическая деятельность. Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.

МАТЕМАТИКА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

Цель курса: Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

• воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

• расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

• изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;

• совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;

• знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

Цели изучения курса математики в 10-11 классах:

• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в бедующей профессиональной деятельности;

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

• воспитание средствами математики культуры личности (отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса);

• создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;

• создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

• формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;

• формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

• создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;

• формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных.

Читайте также: