Изучаем бурятский язык в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В Республике Бурятия на сегодняшний момент очень актуален вопрос обучения подрастающего поколения бурятскому языку т.к. стало много людей, не знающих свой родной язык, не имеющих широкого представления об истории, культуре, языке, традициях бурятского народа. Почему же возникла такая проблема?

Бурятский язык в своей истории претерпел несколько языковых реформ, а также неиспользование языка в общественной жизни Республики, всё это и повлияло на постепенное забывание языка.

Бурятия-это единственное место в мире, где язык функционирует на государственном уровне. Способность говорить, читать, писать на родном языке - право человека, более того, это определённой мере и моральная обязанность, исторический долг, ибо речь идёт о жизни целого народа. Нельзя не иметь в виду, что только государственность делает народ исторической личностью.

. Знание родного языка детьми бурятами, соответствует коренным интересам ребенка т.к. они являются носителями духовно- нравственной культуры, традиций, а дети других национальностей это дань уважения, это значимость, но и это необходимость, т.к. с первого класса дети уже начинают изучать бурятский язык. И нам не безразлично, с каким уровнем знаний дети уйдут в школы и гимназии города.

Обучение бурятскому языку строим на основе методики коммуникативного обучения языкам Е.И. Пассова.

Особенностью этой технологии является:

1. Применение детьми языковых способностей в реальных жизненных условиях,т.е. в социуме. Благодаря таким возможностям дети свободно могут выражать свои мысли на обучаемом языке, используя соответствующие грамматические правила.

2.Первый шаг к осваиванию языка – запоминание слов, выражений, а уже потом наложение имеющихся знаний на их грамматическую основу.

3. Во время занятий дети, а тем более педагог не разговаривают на родном языке. Все объяснения происходят с помощью уже знакомых фраз и лексических конструкций, также

для пояснения используется мимика, жесты, аудиозаписи, любой наглядный материал –

видеоролики, картинки, фотографии.

4.Еще одним важным пунктом коммуникативного метода является работа детей в парах.

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям,закладывается фундамент здоровья.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного, физического развития Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, двигательной и речевой культуры, В процессе социально - коммуникативного развития дети познают нормы и ценности; принятые в обществе, получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формируют поведенческий навык саморегуляции собственных действий, стимулируют развитие душевных качеств личности ребёнка на основе воспитания уважительного отношения к семье, родине, родной культуре. Исходя из вышесказанного, работа по формированию основ здорового образа жизни должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народов, законы и правила жизнеустройства и культуры общества.

Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки, именно в этом возрасте их можно приобщить к изучению разных языков.

Большой эффект при изучении бурятского языка дает разучивание несложных физминуток на бурятском языке. Оздоровительные возможности физминуток широки. Разучивая и подражая разным предметам, героям сказок. стихов и т.д., дети знакомятся с окружающим миром,имеют возможность управлять собственным психоэмоциональным состоянием, совершенствовать коммуникативный и двигательный опыт.

Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке предназначены для использования в целевой группе 5-7 лет, для старших дошколят с родным русским языком общения.

Упражнения на бурятском языке для физкультминуток и динамических пауз можно использовать с детьми разного возраста, включая их в разные режимные моменты.

Физкультминутки, динамические паузы и пальчиковые игры на бурятском языке можно использовать на занятиях и наполнить их ярким художественным содержанием. Игры на бурятском языке смогут сделать обучение основным движениям не только полезным, но и занимательным, и веселым. Кроме того, эти упражнения помогут пополнить лексический запас и грамматическую структуру бурятской речи, через организацию игровой деятельности.

Разработка также окажет помощь воспитателям при подготовке консультаций для родителей. Безусловно, данные упражнения смогут быть полезны для родителей в понимании необходимости целенаправленного развития движения их малышей и обучения бурятскому языку. Таким образом, целью данной разработки является приобщение детей к бурятскому языку через использование физкультурных минуток, динамических пауз и пальчиковых игр в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности:

- физкультурные паузы во время занятий;

- сопровождение режимных моментов различными упражнениями и движениями;

- двигательные разрядки во время игр;

- динамические паузы между занятиями;

- пальчиковые игры и гимнастика для рук и т.д.

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям,закладывается фундамент здоровья.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного, физического развития Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, двигательной и речевой культуры, В процессе социально - коммуникативного развития дети познают нормы и ценности; принятые в обществе, получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формируют поведенческий навык саморегуляции собственных действий, стимулируют развитие душевных качеств личности ребёнка на основе воспитания уважительного отношения к семье, родине, родной культуре. Исходя из вышесказанного, работа по формированию основ здорового образа жизни должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народов, законы и правила жизнеустройства и культуры общества.

Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки, именно в этом возрасте их можно приобщить к изучению разных языков.

Большой эффект при изучении бурятского языка дает разучивание несложных физминуток на бурятском языке. Оздоровительные возможности физминуток широки. Разучивая и подражая разным предметам, героям сказок. стихов и т. д., дети знакомятся с окружающим миром,имеют возможность управлять собственным психоэмоциональным состоянием, совершенствовать коммуникативный и двигательный опыт.

Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке предназначены для использования в целевой группе 5-7 лет, для старших дошколят с родным русским языком общения.

Упражнения на бурятском языке для физкультминуток и динамических пауз можно использовать с детьми разного возраста, включая их в разные режимные моменты.

Физкультминутки, динамические паузы и пальчиковые игры на бурятском языке можно использовать на занятиях и наполнить их ярким художественным содержанием. Игры на бурятском языке смогут сделать обучение основным движениям не только полезным, но и занимательным, и веселым. Кроме того, эти упражнения помогут пополнить лексический запас и грамматическую структуру бурятской речи, через организацию игровой деятельности.

Разработка также окажет помощь воспитателям при подготовке консультаций для родителей. Безусловно, данные упражнения смогут быть полезны для родителей в понимании необходимости целенаправленного развития движения их малышей и обучения бурятскому языку. Таким образом, целью данной разработки является приобщение детей к бурятскому языку через использование физкультурных минуток, динамических пауз и пальчиковых игр в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности:

- физкультурные паузы во время занятий;

- сопровождение режимных моментов различными упражнениями и движениями;

- двигательные разрядки во время игр;

- динамические паузы между занятиями;

- пальчиковые игры и гимнастика для рук и т. д.

Физкультурные минутки в детском саду

1. Общеукрепляющие упражнения

Эти упражнения могут быть использованы во время физкультурных занятий, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики.

Наран, наран, наашаа

Уулэн, уулэн саашаа Потянуться вверх, сделать призывающие движения

Сделать отталкивающие движения

Уудээ тургэн нээгыт! Изображают стук в дверь

Ехэ hу асараа Потянуться на носочках, руки вверх, опускают в стороны

Ямар сэсэг гоехон бэ?

Ягаан сэсэг гоехон даа

Ямар наадан гоехон бэ?

Еохор наадан гоехон даа Руки распростерты перед собой

Руки распростерты перед собой

Встать в круг, взявшись за руки

Если позволяет площадь, можно продолжить движения ёхора.

Аляаhан полеор ябаба

Аляаhан мунгэ олобо

Аляаhан базаар ошобо

Самовар абажа ерэбэ

Ходьба на месте

Ходьба на месте

Сэсэг соогуур гйлдбди,

Сэнгэн жарган наадаабди.

Сэсэг, сэсэг, сэсэг даа.

Сэсэг гээшэнь айхан даа. Прыжки на месте, пританцовывая

Поднимают руки вверх, покачивание в стороны

Вращение кистями рук

Модон дээрэ бу hуу,

Потягиваются на носочках

Руки подносят ко лбу, будто смотрят вдаль

Грозятся пальчиком

Хбд, басагад, шагнагты.

Шандаган мэтэ харайгты Прыжки на месте

Нэгэн, хоер, гурба, дурбэ,таба,

Шандаган ш харайба. Прыжки вперед-назад

Гараа дээшэнь ргэе,

Бэеэ дээшэнь татая,

Иишээ, тиишээ харая,

Урагшаа хойшоо дэбхэрэе. Руки вверх и вниз

Подтянуться на носочках

Наклоны влево, вправо, вперед, назад

Шандаган манай даараба,

Шандаган манай даараба,

Шандаган ушоо хатарба. Приседание на корточки, потирание рук

Выполнение прыжков, стоя на месте

Хбд, басагад, шагнагты.

Шандаган мэтэ харайгты. Выполнение прыжков, стоя на месте

Гэнтэ шандаган сошобо,

Манай шандаган айба,

Хаанаб манай шандаган?

Yгы. Гэртээ ябаба. Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз. Прыжки по кругу

Би- Монсуудайб, Монсуудайб

Шамhааш гуйгоод ябахаб

Голову покачивают вправо, влево

Наклон вперед, выполнение движений подметания, хлопки ладонями

Ходьба на месте

Ходьба на месте

2. Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

Упражнения могут быть использованы на физкультурных паузах во время занятий, на прогулке и на занятиях физкультурой в ДОУ. Данные упражнения могут применяться для проведения утренней гимнастики в домашних условиях, а также во время индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, проводимых с различными категориями детей.

Бмбэлзэн бмбэрбэл. (повторять несклько раз)

Саашаа наашаа, джэн даажан.

Дээшээ доошоо, джэн даажан.

Хойшоо, урагшаа, джэн даажан. Ребенка сажают на большой мяч. Взрослый держит его, немного отклоняя его влево, вправо, вперед, назад. Ребенок должен удержать равновесие, балансируя.

В положении лежа на спине и лежа на животе (ребенок также должен удержаться на мяче)

3. Пальчиковые игры и гимнастика для рук

Минии гэр блэ- Моя семья

Энэ хурган – бгэн аба,

Энэ хурган – хгшэн эжы,

Энэ хурган – минии аба,

Энэ хурган – мини эжы,

Энэ хурган – би гээшэб. Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого

Энэ минии гэр блэ! Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно. Поднять руки вверх

Табан хурган- 5 пальцев

Бишыхан шэгшдэй. Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

Табан хурган- 5 пальцев

Оодон Сэрэмпэл. Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

Если позволяют условия, можно разминать пальцы ног

Минии хургад- Мои пальчики

Энээнтэй ой ошооб

Энээнтэй шулэ шанааб

Энээнтэй каша эдеэб

Энээнтэй дуу дуулааб Большой палец разминаем

остальные сжаты в кулак.

В соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы и разминать

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста. Пояснительная записка. Методическая.

Методическая разработка ко Дню родного языка

Методическая разработка ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возраста Авторская методическая разработка предназначена для родителей, воспитателей ДОУ и руководителей студий художественного творчества. Актуальность.

Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста. Методическая разработка. Содержание:Авторская.

Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева

для детей подготовительной группы

Цель: формировать интерес к познанию бурятского фольклора.

- познакомить детей с содержанием сказки.

-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.

- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, высказывать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.

- обогатить словарь детей новыми словами: hайхан хургад (красивые, гоёхон (нежные, жаахан (милые, тоомтой (послушные, хулуухада муу

(воровать плохо, ажал хэхэдэ hайн (работать хорошо) .

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику.

- воспитывать честность, порядочность.

-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей.

- Как будет слово рука на бурятском языке.

- Давайте скажем все вместе. Энэ гар. Это рука.

- На руке – пальцы. (хургад)

У каждого пальца на руке есть имя. Давайте вспомним названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

- Как называется большой палец руки на бурятском языке?

Воспитатель : Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец) .

Воспитатель : Следующий палец на бурятском языке называется как?

Дети : Дунда хурган.

Воспитатель : Четвёртый палец как называется?

Дети: Нэрэгуй хурган.

Воспитатель : Энэ хурган (показываю мышкой на мизинец)

Воспитатель : Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке.

Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.

Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.

Дети : Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.

Все: Табан хургад.

Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы. (большой палец надумал своровать овечку. А указательный палец решил ему помогать).

- Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный плохой или хороший? (плохой)

- А почему? ( они плохо поступают, нельзя воровать)

Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать это очень плохо!

Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!

Воспитатель: Хулуухада муу!

Дети: Хулуухада муу!

Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец?

Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!

Воспитатель: Того, кто ворует как называют?

Педагог: Это выражение приятное?

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.

Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!

Воспитатель: Каким вы видите этого братца?

Дети: Плохо говорит о своём имени.

Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть. Т.е. он не дорожит своим именем.

Воспитатель: Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.

Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу?

Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!

Педагог: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Дети: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Педагог: Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.

Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!

Воспитатель: Шэгшы бэрхэ!

Дети: Шэгшы бэрхэ!

Ребята, мы с вами немного отдохнули. А теперь, я предлагаю сесть за столы.

У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать. А что получится из наших ладошек- вы узнаете в конце нашего занятия.

Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.

Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки по краю круга. Смотрите, что у нас получается.

Воспитатель: У нас получилось солнышко. А наши ладошки превратились в солнечные лучики. И я очень надеюсь, ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить всем тепло, как эти лучики солнца.

Развлечение День Бурятского языка для старшей , подготовительной группы.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! Сайн байна! (Благопожелания на бурятском языке)

Мы живём с вами в Республике Бурятия и сегодня мы отмечаем День Бурятского языка. Наша Бурятия широка и привольна, есть в ней и таёжные чащи, и обширные равнины, богаты её просторы различными животными, а озеро Байкал считается жемчужиной всего мира. Именно об этом и поётся в гимне Бурятии.

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поём.

Но где найти нам лучшей песни,

Рождённой здесь, в краю родном!

Ведущая: Ребята, а насколько хорошо вы знаете Республику Бурятию? Сейчас мы проверим.

  1. Как называется наша республика?
  2. Какие цвета присутствуют на флаге Бурятии?
  3. Как называется столица нашей республики?

Ведущая: Ребята, сегодня мы отмечаем День Бурятского языка. И сейчас мы проверим, как вы знаете некоторые слова на бурятском языке.

( На экране идёт изображение предмета- соответствующее называемому слову)

1.Как называется бурятский головой убор? (МАЛГАЙ).

2. Как называется верхняя национальная одежда. (Дэгэл).

3.Как по-бурятски называются рукавицы?(Бээлэй)

4.Как называется обувь бурят?( ГУТУЛ)

5. Какое всемирно известное озеро находится в Бурятии?(Байкал)

Ведущая: Красоту Байкала неустанно воспевает в своих песнях бурятский народ.

Ведущая: Традиции бурятского языка очень богаты, много скрыто народной мудрости в бурятских пословицах. Послушайте некоторые из них:

1)hайн мориндо эзэн олон,

hайн хγндэ нγхэр олон.-

У доброго коня хозяев много,

У хорошего человека друзей немало .

2)Аяга сай эдеэнэй дээжэ,

”А” γзэг эрдэмэй дээжэ.

Чашка чаю – угощения начало,

3) Амбаар хэдышье ехэ hаа, дγγрэг,

Аман хэдышье бага hаа, дγγрэдэггγй

Хоть велик амбар, но наполняется,

Хоть мал рот, но не насыщается.

4) Эртээр бодоогγй hаа –γдэрθθ гээхэш,

Эдиртээ hураагγй hаа – золоо гээхэш

Не встанешь спозаранку –

Не познаешь в юности науки -

5) Мориной hайниие унажа мэдэдэг,

Хγнэй hайниие зугаалжа мэдэдэг

Лишь оседлав коня,

Узнаешь его норов.

Лишь поговорив с человеком,

Поймешь его душу.

Ведущая: Ребята, а какие бурятские национальные праздники вы знаете?(Сагаалган,Сурхарбан).

Ведущая: А сейчас я предлагаю по состязаться в силе!

Ведущая: Как красив бурятский язык! В этом вы сами ещё раз убедитесь, послушав стихи на бурятском языке в исполнении наших детей.

Стихи на бурятском языке .

А сейчас проявите свою догадливость:

бурятский народ придумывал множество загадок давайте попробуем разгадать некоторые.

1.Палочка зверя победила. (Стрела).

2.Самый маленький заставляет плакать самого большого. (Комар).

1.Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).

2.Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

1.Седой старик в веках живёт. (Байкал)

2. Вокруг озера девушки ёхор танцуют. (ресницы)

Ведущая: Праздник просит в круг входить,

Ёхор праздничный водить.

Встаньте вместе с нами в круг.

Кто нам близок, кто нам друг!

Поздравляем Вас с праздником, Днём Бурятского языка, дорогие ребята. Желаем вам изучать бурятский язык и знать историю и традиции родного края!

О том, с чего все начиналось и какие успехи делают ребята - далее.



Проанализировав ситуацию, педагоги поняли, что в этом есть рациональное зерно, ведь победителям, чтобы войти в число лучших, было достаточно 2-3 месяцев подготовки.

- Дети как губка — быстро запоминают. Из выпуска подготовительной группы два ребенка поступили в национальный лицей № 1, они успешно прошли тестирование на бурятском языке, сдали экзамен, – рассказывает старший воспитатель Дарима Дашиева.

Для воплощения идеи в жизнь руководство садика обратилось к родителям, чтобы узнать их мнение относительно полного погружения в языковую среду, те согласились. Все документы для прохождения эксперимента подготовили в прошлом году. К слову, в договоре отмечается, что обучение происходит без ущерба для русского языка.

Поддержать методическими ресурсами вызвался Бурятский институт образовательной политики кафедра педагогики и психологии детства. Её руководитель, профессор Сономбал Содномов стал научным руководителем эксперимента.

3. Физкультура для детей, ознакомление с традиционными бурятскими видами спорта – вольной борьбой, стрельбой из лука, конными скачками.

4. Этноэкология – рассказы об окружающем мире Бурятии.

Маленькая, но победа

Применять новую программу начали в январе 2020, но из-за пандемии садик закрыли на несколько месяцев. Дети смогли вернуться в развивающее учреждение только в конце августа. На протяжении последних трёх недель воспитанники снова погружаются в языковую среду и уже сделали большой рывок.

- В своих речевых оборотах стали применять бурятские слова. Если есть грамматические ошибки, не критично, потом эти моменты отработаем в старшей группе. То, что проговаривают слова, уже победа. Последнее исследование говорит о том, что из 100 детей 75 понимают предложения на бурятском. Это хороший результат за три-четыре недели, – делится успехами педагог.



Воспитанники экспериментальной группы понимают и определенные словосочетания. Например, Баирма Николаевна предупреждает на бурятском о выходе на прогулку, дети понимают и начинают готовиться. Если педагог говорит, что пора помыть руки, ребята отправляются в ванную комнату без дополнительных пояснений. Также они убирают за собой стульчики и наводят порядок в группе.

- Не было такого, чтобы кто-то не хотел повторять или слушать бурятскую речь. Сейчас большинство детей понимают мои фразы и даже переводят, - говорит она.

Учим язык вместе

С нового учебного года в помощь Баирме Николаевне пришел второй опытный воспитатель Маргарита Шожоева. На русском языке ведутся занятия по развитию речи, остальное время воспитатели общаются с детьми на бурятском.

К сожалению, пока получить объективную обратную связь от родителей сложно. Во-первых, образовательный процесс прерывался. Во-вторых, многие взрослые не говорят дома на родном языке. А для успешного закрепления материала требуется постоянная практика.

- Скоро каждый день будем давать детям домашнее задание, нужно выполнять его вместе с родителями, – рассказывает о дальнейших планах воспитатель.

Между тем своими впечатлениями с нами поделилась одна из мам воспитанника экспериментальной группы.

- В нашей семье только 86-летняя бабушка знает бурятский язык. Поэтому нам удивительно слышать от своего 4-летнего ребенка незнакомые слова. Весной вместе разучивали стихотворение про животных, теперь знаю, как их называют на бурятском. Можно сказать, мы учим язык вместе со своим 4-летним ребенком. Конечно, это самые простые бытовые слова, но, как оказалось, мы и их не знаем. Большое спасибо нашему садику за эксперимент. Бурятская культура очень богатая. Иногда слушаю песни и не понимаю, о чем текст, обидно становится. А выучить язык самостоятельно руки не доходят.

Отметим, что эксперимент в детском саду продлится четыре года. Новая младшая группа к моменту выпуска должна понимать словосочетания и простые предложения. В случае признания проекта удачным, воспитатели-новаторы поделятся опытом с коллегами из других дошкольных учреждений.

Читайте также: