Изложение 9 класс русский язык дружба бархударов

Обновлено: 04.07.2024

Одним из наиболее сложных заданий в ГИА по русскому языку является написание сжатого изложения. Дело в том, что такой вид работы требует не механического, а осмысленного запоминания текста, активизирует аналитические способности: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно.

Данный урок направлен на углубление знаний обучающихся о работе с текстом. Тип урока - практикум.

Урок состоит из следующих основных этапов:

- организационный (постановка цели и конкретизация задач)

-повторение, актуализация знаний

- промежуточный контроль выполнения заданий

Приёмы и формы работы:

- коллективная, парная и индивидуальная деятельность

- работа с текстом

- работа с дидактическим раздаточным материалом

Методы, использованные на уроке:

подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;

развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

развитие навыков использования в работе над текстом способов и приёмов компрессии;

развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

развитие умения логически излагать свои мысли;

развитие умения слушать;

содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Оборудование:

Тексты изложений (распечатаны для каждого ученика).

Карточки-задания для коллективной практической работы.

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.

II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

Необходимо хорошо понять содержание текста.

Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

III. Актуализация знаний уч-ся.

сжатое изложение – это краткое изложение …. (исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

текст – это группа предложений, … (связанная одной темой)

3) идея - это то, … (о чём или о ком говорится в тексте)

4) текст-рассуждение состоит из … (тезиса, аргументов и вывода)

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом … (сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце)

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, … (связанных одной мыслью – абзац).

IV. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Какова цель нашего урока? (продолжим учиться написанию сжатого изложения, применяя способы и приёмы компрессии текста).

Учитель: Сформулируйте задачи урока (ответы детей)

Вывод учителя: Не надо думать, что хорошо пишет изложение только тот, у кого хорошая память. Надо уметь адекватно воспроизводить авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.

V. Работа в группах: составить кластер (каждая группа работает с одним приёмом сжатия, а на доске составляется общий кластер)

Учитель: - Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?

- Что можно исключить из текста?

VI. Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия

текста (работа в парах).

- Перед вами находятся карточки – задания. Потренируемся в сжатии текстов и предложений

Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

1 пара. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

(Ценность времени – в его быстротечности).

(В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении).

3 пара. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.

(Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах).

4 пара. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

(Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь).

2. Прочитайте тексты и запишите их сжато, используя приёмы компрессии.

Сделайте вывод, какой приём вы использовали.

Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по

наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он

пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.

(Талант накапливается и передаётся по наследству. Он пробирается по

родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления).

Вывод учащихся: применили приём исключения второстепенной информации.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я

получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый

год подарили книгу с его сказкам).

Вывод учащихся: применили приём обобщения

VII. Работа с текстом. Изложение из банка заданий.

Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву) 152 слова

Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?

Тема определяется различными способами:

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по заглавию текста.

Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема?

(Война была для детей же­сто­кой и гру­бой шко­лой).

Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя?

(Па­мять о войне долж­на жить, ведь глав­ные участ­ни­ки ис­то­рии - это Люди и Время)

Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.

1 абзац – Жестокая школа войны.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Приёмы сжатия. Редактируем каждый абзац.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

(Исключаем прилагательное в 1 предложении, одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем):

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, так как не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

(Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Война наполнила их душевный опыт. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вер­нув­ши­е­ся с войны су­ме­ли со­хра­нить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первог):

Па­мять о войне долж­на жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

VIII. А теперь пришло время написать сжатое изложение.

Образец сжатого изложения.

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не по­ни­ма­ли ис­тин­ной цен­но­сти про­стых вещей, так как не об­ла­да­ли жиз­нен­ным опы­том.

Война наполнила их душевный опыт. Они могли пла­кать не от горя, а от не­на­ви­сти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вер­нув­ши­е­ся с войны су­ме­ли со­хра­нить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Па­мять о войне долж­на жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

X. Домашнее задание. Приложение 2

Работа с текстом по памятке №2 “Как писать сжатое изложение”

Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

Необходимо хорошо понять содержание текста.

Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

Приложение №1

сжатое изложение – это краткое изложение ….

текст – это группа предложений, …

4) текст-рассуждение состоит из …

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом …

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, …

Памятка №2 “Как писать сжатое изложение”

Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли.

В каких словах заключена главная мысль.

Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.

Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.

Приложение №2

Методическая литература и Интернет-ресурсы,

использованные для разработки урока:

Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – с.128.


ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Номер №126 по учебнику Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / С.Г. Бархударов и др. Просвещение, 2019г.

Условие

Изложение. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения, определите тип придаточных. Постройте их схемы. Выпишите сложносочинённые предложения, составьте их схемы. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Озаглавьте текст. Составьте его план. Подготовьтесь к изложению по этому тексту. Дополните изложение краткой характеристикой Чацкого.
Образ Чацкогоо восходит сразу к нескольким известным лицам того времени. Среди них перым следовало бы назвать и самого Грибоедова. Именно его удивительная манера "витийствовать" перед теми,кто слушает, но не слышит, перешла по наследству к грибоедовскому герою. Публицистическое красноречие было характеро для многих декабристов, но в Кюхельбекере оно было особенно нагоядно. Выступая против "пансионов, школ,лицеев" против педагогического института. Хлёстова и Княгиня как будто послужной список Кюхельбекера читают, перечисляя все учебные заведения, где он обучался или преподавал.
Сама фамилия героя в сознании современников была созвучна фамилии не менее известной личности того времени - Петра Яковлевича Чаадаева, блестящего гусарского офицера и философа. Он из тех,кто "странен" был дл Фамусова и Молчалиных. Всего несколько лет пройдёт, и Чаадаев будет объявлен сумасшедшим. Грибоедову с его даром поэта-пророка дано было предвидеть тот "мильон терзаний", который выпадет на долю Чаадаева.
На трагедию Чаадаева накладывается трагедия великого Байрона, которого общество изгнало из Англии, как Чацкого из Москвы. Горечь мыслителя и боль поэта - вот что досталось герою Грибоедова.
Не менее важна близость автора и героя. В известном смысле "Горе от ума" - эпизод из жизни самого Грибоедова, а сам автор - прототип Чацкого.
(По Н. Ищук-Фадеевой)

В этом учебном году все школьники девятых классов будут изучать много очень сложных тем по русскому языку. Им предстоит изучить прямую и косвенную речь, диалог, сложные предложения, лингвистику текста, указательные слова и еще с много других разделов этой школьной дисциплины. Домашнее задание не заставит себя долго ждать, а поможет его выполнить гдз по русскому языку за 9 класс Бархударов, который был создан специально в помощь для девятиклассников. Теперь, с помощью данного ресурса выполнение домашних заданий происходит намного быстрей и качественней, благодаря чему у ребенка появляется масса свободного времени на отдых, развлечения и занятия спортом.

Для кого польза от применения онлайн материалов ощутима и велика?

Применение справочных материалов по русскому языку для 9 класса авторов Бархударова, Ладыженской приносит пользу:

  • ученикам, желающих изучить материал, который пропустили;
  • участникам различных олимпиад и конкурсов во время подготовки к очередному мероприятию. Повторение с применением учебно-практических пособий всегда более результативно. Чем просто чтение школьной литературы;
  • тем, кто не хочет отнимать время у родителей и просить помощи в подготовке домашних заданий. Гораздо удобнее самостоятельно разобраться со сложными и непонятными заданиями;
  • школьникам, у которых возникают проблемы с решением сложных заданий. Справочник позволяет проследить и понять весь путь и способы выполнения каждого задания;
  • девятиклассникам, занимающимся удаленно. Разобрать новую тему будет проще, имея в своем распоряжении сборник с ответами, в котором разобраны все правила и исключения, используемые при выполнении задания;
  • родителям, у которых постоянно и остро стоит проблема в отсутствии свободного времени. Не всегда они успевают вникнуть в материал, объяснить его, чтобы помочь ребёнку выполнить сложное домашнее задание или проверить уже выполненное упражнение;
  • педагогам, предпочитающим не тратить время зря. Ведь проверка множества самостоятельных, контрольных и проверочных работ занимает массу времени, которое можно потратить на изучение материала, который не входит в базовую школьную программу.

Неоспоримые плюсы обращения к онлайн справочникам

  • обеспечивает получение хороших оценок;
  • удобный и быстрый поиск;
  • постоянно обновляющаяся база;
  • стимулирует быстрое усвоение материала;
  • альтернатива платным курсам и репетиторам;
  • круглосуточный доступ с любого устройства;
  • совершенно бесплатный ресурс;
  • для использования не требуется регистрация;
  • содержит всегда только актуальные ответы;
  • экономия времени для занятия спортом или искусством.

Используя справочник, каждый девятиклассник чувствует себя более уверенно не только при выполнении домашних заданий, но и участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, сдавая контрольную работу преподавателю. Поэтому, ежедневное и систематическое применение еуроки ГДЗ преподносит только положительный результат.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.

ВложениеРазмер
moya_razrabotka_uroka_v_9klasse.rar 161.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.

Урок рассчитан на 2 академических часа.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора , логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений ; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля , однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.

В 9б классе 21 учащийся, из них девочек – 13, мальчиков – 8.

Средний возраст – 14-15 лет.

Изучение мотивационной сферы и познавательного уровня учащихся показало, что у 48 % учащихся (это 9 человек: Барсукова А, Голикова Ю.,Лапик М., Марченкова Е., Мирошкин П., Сафронова Ж., Фетисов М., Шуруев М., Цыганкова Т.) сформировано отношение к себе как к школьнику и наблюдается позитивная внешняя социальная мотивация обучения. Эти учащиеся положительно относятся к школе, их привлекает внеурочная деятельность и прослеживается устойчивый внутренний познавательный интерес. Они имеют высокий средний балл по изучаемым предметам (все обучаются на “4” и “5”), проявляют интерес к общественной жизни школы, класса.

Неустойчивый познавательный интерес и неустойчивая мотивация обучения прослеживаются у 7 человек: Астахова М., Воронина А., Духавнева Е., Лукьянчикова В., СахароваТ., Ходченкова Т., Хохлов Н.36%). Отношение к себе как к школьнику не сформировано, мотивация обучения нейтральная у 4 человек: БорисковВ., СиницынД., Макаренко М., Ловцов В. (16%). Но ребят из двух последних групп привлекает внеурочная, общественная и спортивная деятельность. Однако в целом по показателям успеваемости и качеству знаний класс стабилен.

Программа, используемая в работе


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 21 материал





















5652865 5583549 5563232 5553117 5382052 5360669 5355546 5355481 5169202 5164682 4659322 4627459 4627445 4561259 4533453 4470064 4442543 4421575 4410041 4353955

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: