Натурализм в театре золя краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Его сторонники считали, что все происходящее на сцене должно быть естественно и не противоречить природе. Они призывали приблизить сцену к жизни, убрать театральные условности. Как говорил Золя, на сцену нужно было перенести и проанализировать правдивый и оригинальный уголок общества. Проявлением натурализма в театре считают движение Свободных сцен, распространенное в Англии, Франции и Германии, а также новую драму, родоначальником которой стал норвежский драматург Генрик Ибсен (1828—1906).

Представителями новой драмы также были немецкий драматург Герхарт Гауптман (1862—1946), шведский драматург Август Стриндберг (1849—1912) и бельгийский драматург Морис Метерлинк (1862—1949), искавшие свои собственные дороги в театре. Они не долго следовали натуралистической программе, очень скоро найдя свое лицо. Но благодаря им театр научился передавать театральными средствами противостояние личности среде.

Золя отказывается более подробно формулировать черты этой драмы: это — дело гения, который своими созданиями завоюет ей право на господство.

Причины, приведшие к торжеству натурализма, хорошо известны. Развитие промышленности тесно связано с развитием техники и расцветом естественных наук. Открытия в области пара и Электричества, произведя переворот в технике и экономике, должны были произвести переворот и в сфере человеческого сознания. Дарвин и его предшественники упоминаются в биографиях выдающихся писателей натуралистической школы.

Золя доходит почти до полного отождествления методов науки и искусства. По его мнению, романист, подобно ученому, совмещает в своем лице наблюдателя и экспериментатора, он производит опыты над наблюдаемыми фактами, заставляет героя пройти через известную среду, чтобы таким образом показать действие механизма его страсти.

Чтобы понять необходимость переворота в театре, нужно точно установить, на какой стадии его развития мы находимся сегодня. В период классицизма у нас безраздельно царила трагедия. Она была сурова и нетерпима, она не выносила никаких, даже слабых, поползновений к свободе, она подчиняла самые высокие умы своим непреложным законам Эта форма родилась как возрождение греческого и римского театров; их последователи не видели в установленных античным театром ограничениях помех для создания великих произведений.

Начиная с 18 столетия в недрах трагедии уже зарождается романтическая драма. То и дело нарушаются три единства, декорации и мизансцены приобретают большое значение, на сцену выносятся те бурные события, о которых трагедия лишь повествовала в монологах действующих лиц, - словно для того, чтобы драматическое действие не помешало величаво-спокойному психологическому анализу. С другой стороны, высокая страсть великой эпохи теперь уступает место сценическим приемам, серый поток посредственности затопляет подмостки.

. в сущности, правда, действительность весьма мало волновали новаторов и даже были им не слишком по вкусу. Одна страсть владела ими. Они стремились не к тому, чтобы их средневековые герои были реальнее, чем герои античной трагедии, а к тому, чтобы они выглядели настолько же страстными и возвышенными, насколько те выглядели холодными и сдержанными. Война велась за другой костюм, за другую риторику - не более того.

. это было необходимым переворотом, яростным бунтом, вспыхнувшим в нужный момент, чтобы свергнуть с престола впавшую в детство трагедию.

. По прошествии сорока лет так ясно видно, что мнимая истина романтиков была неизменным чудовищным преувеличением реального, фантазией, доведенной до крайности.

. если считать трагедию исходной точкой движения, то романтическая драма - это первый шаг к драме натуралистической, к которой мы идем. Романтическая драма расчистила нам путь, она провозгласила свободу искусства. Ее пристрастие к действию, свойственное ей соединение смеха и слез, ее поиски достоверного костюма, достоверной декорации - все это указывает на движение вперед, к реальной жизни.

. в наши дни и трагедия, и романтическая драма в равной мере обветшали и устарели. Нынче можно лишь гадать, что ждет нас впереди. Рассуждая логически, на той почве, которую когда-то расчистило для себя движение 1830 г., в наши дни может произрасти лишь натуралистическая драма.

Кажется совершенно невозможным, чтобы тенденция к анализу и исследованию, захватившая 19 столетие, совершившая переворот во всех науках и во всех искусствах, оставила в стороне и как бы в изоляции искусство театра. Естественные науки родились в конце прошлого века; физике и химии едва исполнилось сто лет; история и критика возрождены и в известном смысле созданы после революции; целый мир открылся нашим взорам, ученые обратились к документам, к эксперименту, понимая, что для того, чтобы строить заново, надо вернуться к началу вещей, изучить человека и природу, познать сущее. Так возникло великое натуралистическое движение, которое распространилось незаметно, но неуклонно.

Все прежние художественные формы - и классическая и романтическая - основаны на преобразовании и постоянном урезывании правды. Было принято за исходный принцип, что правда недостойна искусства; и вот из жизни пытаются извлечь какую-то сущность, какую-то поэзию, - под предлогом, что природу нужно прочистить и возвысить. До нынешнего времени разные литературные школы воевали между собой лишь по поводу того, в какую одежду следует облачать правду, чтобы она не появлялась перед публикой в виде голой бесстыдницы. Но вот приходит натурализм и заявляет, что правда не нуждается в драпировках, пусть она появляется во всей своей наготе.

. натуралисты . заявляют, что поэзия повсюду, во всем, что она скорее в нынешнем и реальном, чем в минувшем и абстрактном. Во всякий миг всякое явление обладает своей поэзией, своей красотой. Бок о бок с нами живут герои, отличающиеся подлинным величием и мощью, не то что марионетки, изготовленные сочинителями эпопей.

. Завтрашний день за натурализмом. Будет найдена новая художественная форма, будет доказано, что в тесном жилище горожанина больше поэзии, чем в необитаемых, истонченных червями дворцах минувших столетий; в конце концов будет даже обнаружено, что в реальной жизни встречается все - пленительные образы, рожденные безудержно прихотливой фантазией художника, идиллии, комедии, драмы.

НАТУРАЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ЭМИЛЬ ЗОЛЯ

1. Течение натурализм, ее характерные черты.

2. Е.Золя - теоретик натурализма в художественной литературе.

1. Течение натурализм, ее характерные черты

Как и реалисты, натуралисты стремились до полного, достоверного, точного изображения общества, природы и человека, в частности на основе объективности.

Отличие от реализма:

• натурализм слишком прямолинейно выражал свои черты на практике;

• с точки зрения натуралистов вообще не было различий между литературным творчеством и научным познанием;

• Судьба героев, их психология выводились из трех принципов:

1. наследственности - судьба героя, его поступки полностью зависели от того, что заложено в генах;

2. среды - человек сам по себе ничего не решала; натуралисты считали человека рабом среды, в котором она сформировалась;

3. исторической эпохи - на человека влиял время, в котором она жила.

Появление натурализма сопровождалась шквалом критики, поскольку натуралисты все больше углублялись в непоетичну действительность. В то же время он повлиял на развитие мировой литературы:

• своеобраВНОе продолжение реалистических традиций, начало влияния на писателей - реалистов XX в.;

• натурализм - это основа для будущих писателей - модернистов.

Они еще больше расширили круг тем, которые позволяли описывать в книгах, называли себя первооткрывателями нового вида искусства, связанного лишь с фактом. Если все предыдущее искусство, по их мнению, служило красоте, то новое служило истине. Поэтому натуралисты выступали против любых вольностей художника, против отбора жизненного материала, против существования запретных тем для искусства. Добродетель и порок одинаково важны были для художника. Поэтому писатель должен отображать природу такой, какой она была, без каких-либо украшений.

Представители натурализма интересовались различными психическими и социальными отклонениями, имели общие черты с декадентами, разрабатывали импрессионистический стиль.

Зачинателем натуралистической школы считали Е. Золя - продолжателя дела, которое начал Бальзак. Золя считал Бальзака своим духовным отцом.

Положения теории натурализма Э. Золя:

- Писатель - не фотограф. Романист не ограничивался накоплением фактов и точным их отражением, он видел, понимал, творил, пытался изменять природу, но при этом не выходил за ее пределы; он постепенно пришел к абсолютному познанию.

- Натурализм и идеал. Если идеалист - это тот, кто занят поиском идеала, то экспериментатор - тот самый идеалист. Но он не видел ни благородства, ни красоты, ни достоинств, ни нравственности во лжи, в неведении, в заблуждении и т.д.

- Натурализм. Личность писателя и литературная форма. Личность писателя - на втором плане. Он должен забыть о личных чувствах и идеи. Забота о форме и составе также отступили на второй план. По мнению Золя, форме предоставляли преувеличенного значения, а язык - логика, естественная научная построение.

Итак, натурализм - не что иное, как использование экспериментального метода, наблюдения и опыта в литературе.

Недостатки натуралистической теории:

• полное отождествление художественного творчества с наукой;

• отрицание фантазии художника;

• игнорирование личности художника.

Возможно, это и стало причиной быстрого упадка натурализма и нарастанием быстрых успехов символистов.

Заслуга натурализма:

- натурализм - выражение в истории научных и социальных тенденций;

- художник - создатель практической социологии, решал взаимодействие личности и среды, законы, которые управляли обществом;

- художник - пророк, который в своих предсказаниях опирался на знание природы и человека.

Принципы натурализма Е. Золя:

• отказ художника от оценочных категорий при изображении фактов, полная отрешенность автора, объективизм;

• историю общества рассматривали прежде всего как физиологический процесс и так ее представляли в искусстве.

2. Эмиль Золя - теоретик натурализма в художественной литературе

ЭМИЛЬ ЗОЛЯ (1840-1902) родился 2 апреля 1840 в Париже, в торговом квартале. Отец Золя - итальянец, талантливый инженер, строитель. Мать - француженка. Когда парню было 7 лет, семья переехала в провансальське городок Экс через материальные невзгоды, где прошли детские годы будущего писателя. В местной гимназии Золя получил начальное образование. Когда в 1857 году умерла бабушка, материальное положение семьи стало еще хуже.

В эти годы Золя начал писать для газет хронику и литературно-критические статьи. Журналистика способствовала развитию внимания к действительности. Вскоре он покинул издательство и полностью отдался литературной практике.

Автор поставил две задачи:

Пытаясь выполнить первое задание, он составил генеалогическое дерево семьи Ругон - Макаров, предоставив каждому члену семьи подробную медицинскую характеристику из так называемых наследственных черт.

Романы перенасыщены большим количеством персонажей (общее количество действующих лиц - 1200), которые никогда не имели родственных связей с Ругон-Маккарами, что сделано для более полного охвата действительности.

Своим романом Золя утверждал, что нищий обречен на гибель, что условия жизни и труда неизбежно приводили его к деградации и вымирания. В то же время романист не забывал даты и биологическую мотивацию того, что происходило в романе: крах Купо и Жервези объяснялся не только социальными, но и наследственными факторами (Купо страдал от наследственного алкоголизма).

Неоспоримым было влияние Золя на формирование итальянского веризма и творчество Г. Гауптмана, Т. Манна, Дж. Голсуорси, Т. Драйзера, А. Барбюса, Л. Арагона и др.

Читайте также: