Закаливание детей с овз в доу

Обновлено: 08.07.2024

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка. Организм плохо приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. Поэтому, особенно важное значение для детей этой категории, имеет укрепление их общего здоровья. И одним из таких способов является закаливание организма.

Закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования:

- Укрепление здоровья детей;

- Развивать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды;

- Повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Главный принцип: систематичность и последовательность использования процедур.

Акватермальная дорожка или ножные ванны Кнейпа – это процедуры, основанные на контрасте, на эффекте чередования теплой и холодной воды. Что происходит в этот момент? Ускоряется циркуляция крови, за счет этого активизируются обменные процессы, параллельно происходит очищение организма и укрепление сердца и сосудов. Вообще, это замечательная тренировка сосудистой системы. Естественно, что при этом повышается иммунитет. С веселым же и интенсивным кровотоком все клетки получают кислород в полном объеме, а значит, замедляется их старение, улучшается регенерация.

Современная дорожка Кнейпа – это верность традициям (суть метода за 100 с лишним лет не изменилась) плюс новые технологии. Сегодня устройство оснащено гидромассажными форсунками, включение и выключение которых контролируется системой управления. Эта интеллектуальная система также держит под строгим и неусыпным контролем температуру воды и время ее подачи, предусматривает обязательный режим дезинфекции.

Акватермальная дорожка представляет собой три последовательно размещенных резервуара с водой - ванночки, автоматически наполняющиеся теплой и/или холодной водой при помощи форсунок. Два сектора – для теплой воды (до 39°C), один сектор – для холодной воды, форсунки для гидромассажа, система наполнения водой, кнопка управления, которая контролирует время подачи воды, включение гидромассажных форсунок, режим дезинфекции.

Передвигаться по дорожке Кнейпа нужно: босиком, постоянно держась одной рукой за поручень, с небольшой скоростью, в удобном темпе, совершая 2-4 захода. На ногах размещено множество рецепторов, связанных с внутренними органами. И термическое воздействие на определенные зоны всегда производит положительный эффект. Но для его усиления рекомендуется соблюдать плавность – не погружаться в резервуар слишком быстро, ставить ногу сначала на носок. Перемещение по холодной воде лучше марширующим шагом. Это поможет ощутить контраст тёплого воздуха и прохладной воды. Главное – сохранять ровное дыхание, а шаги должны быть плавными и медленными. Не лишним будет массаж стоп.

Несколько правил при принятии ванночек Кнейпа:

Процедуры можно проводить, если человек в данный момент не испытывает холода , особое внимание нужно обратить на ноги, в противном случае можно согреться растиранием.

Длительность процедуры составляет 3-4 минуты, в дальнейшем время можно увеличить до 30 минут. Чем холоднее вода, тем меньше должна быть продолжительность сеанса.

Лучшее время – утром после пробуждения, дневного сна. Не рекомендуется проведение процедур перед едой или сразу после принятия пищи.

Контрастные ванночки, из которых состоит дорожка применяются в качестве оздоравливающей, рефлексостимлирующей терапии.

Регулярное применение этой процедуры укрепляет защитные силы организма против возбудителей болезней, стимулирует кровообращение и улучшает кровоснабжение, укрепляет иммунитет. Эффективность закаливающих мероприятий в акватермальной дорожке возрастает, если параллельно использовать массаж и самомассаж стоп.

По данным опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения опорно-двигательного аппарата. Большое влияние на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Поэтому на сегодняшний день очень важным является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;

- способствовать профилактике и коррекции плоскостопия;

- закрепление у детей простых навыков самомассажа;

- использовать специальные физические упражнения и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия;

- развивать защитные силы организма методом воздействия ножных ванночек с прохладной и теплой водой;

- укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

- активизировать положительные эмоции ребенка, способствовать эмоциональной разрядке, профилактике психологической перегрузки;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Содержание проекта по профилактике плоскостопия и закаливанию включает в себя цикл занятий и упражнений без предметов и с предметами. Кроме специального оборудования для выполнения упражнений используется природный материал: веточки, шишки, желуди, орехи. Занятия проводятся в подгруппах 2 раза в неделю. Рекомендуется элементы по профилактике плоскостопия проводить как в утренние часы, так и после сна. А закаливающие мероприятия в акватермальной дорожке проводятся после дневного сна. Разработаны специальные упражнения и задания, которые близки к тематическому планированию в группах.

- укрепление мышц стопы и голени ног;

- повышение общего тонуса организма и уменьшение процента заболеваемости детей за счет закаливающих процедур;

- повышение уровня физической подготовленности;

- формирование осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях;

- благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.

По результатам проведенных мероприятий была выявлена положительная динамика, в результате которой была снижена заболеваемость детей в группах на 28%, на 9% улучшились показатели изменения ширины свода стопы – уменьшение на 0,5-0,9 см. Наблюдения и диагностика в группах показали улучшение общего эмоционального фона.

(пример занятия в акватермальной дорожке)

Цель: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.

· Закреплять у детей простые навыки самомассажа.

· Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия .

· Развивать защитные силы организма методом воздействия на рефлекторные зоны тела

· Воспитывать выносливость, творческое воображение.

· Активизировать положительные эмоции ребенка, способствовать эмоциональной разрядке, профилактике психологической перегрузки.

Слова инструктора

Действия детей

Гладь мои ступни, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

Сидя. Дети захватывают массажный мячик между ступнями и катают его.

Слова инструктора

Действия детей

Катится колючий ёжик,

Спускаем – прокатываем массажный мячик вниз

по вытянутым ногам

Нет ни головы ни ножек,

Поднимаем-прокатываем массажный мячик вверх по вытянутым ногам

Мне по ножкам он бежит

Спускаем –прокатываем массажный мячик вниз

по вытянутым ногам

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Поднимаем-прокатываем массажный мячик вверх по вытянутым ногам

Бегает туда, сюда

Катаем массажный мячик одной ступней

Мне щекотно да-да-да

Уходи, колючий еж,

Катаем массажный мячик другой ступней

В темный лес, где ты живешь!

2). Вхождение в воду, остановка в каждом отсеке, круговые движения правой/левой ногой в воде, держась за поручень

· Выход из воды, топтание на жестком коврике.

· Выход из воды, проход по тактильной дорожке.

Особенности применения здоровьесберегающих технологий при

организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В настоящее время одной из актуальных проблем дошкольного инклюзивного образования при работе с детьми с ОВЗ является применение здоровьесберегающих технологий. Одной из наиболее доступных и эффективных здоровьесберегающих технологий является закаливание.

Закаливание – это средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Это система тренировок физическими природными и искусственными факторами, направленная на повышение организма к различным воздействиям окружающего.

Исходя из требований СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, закаливание детей включает в себя систему мероприятий:

  • Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
  • Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

В связи с этим, для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

При применении технологии закаливания необходимо следовать следующим принципам:

  • Постепенность
  • Систематичность
  • Учет индивидуальных особенностей детей
  • Многофакторность (использование тепла, холода, механического воздействия движения воздуха, воды и др. Нельзя закалить ребенка только, например, водными процедурами, так же как нельзя заменить прогулку другими средствами в целях закаливания).
  • Полиградационность (применение раздражителей, разных по силе и времени воздействия).
  • Сочетаемость общих и местных охлаждений. Так, при обливании стоп тело остается незакаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду.
  • Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции ребенка на любую закаливающую процедуру. Плач и беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.

Также необходимо учитывать, что все виды закаливания проводятся не ранее чем через 30-40 минут после приема пищи. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Закаливающие мероприятия предполагают учет определенных условий:

  1. Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей, согласовав с врачом.
  2. Обязательное условие эффективного закаливания: наличие одежды, которая должна соответствовать погоде на данное время дня.
  3. Эффективным закаливанием будет то, которое в течение дня предусматривает несколько форм закаливания, а не одну.

Реализация технологии закаливания осуществляется с применением следующих форм:

  1. Закаливание воздухом.
  2. Дневной сон на свежем воздухе, или с открытой форточкой, фрамугой.
  3. Воздушные ванны.
  4. Контрастные воздушные ванны.
  5. Сквозное проветривание.
  6. Одностороннее проветривание.
  7. Облегченная одежда.
  8. Хождение босиком.
  9. Дозированная ходьба. 10. Полоса препятствий
  1. Игровые дорожки.
  2. Рижский метод.
  3. Обширное умывание (лицо, шея, руки до предплечья, игры с водой)
  4. Сухое влажное растирание.
  5. Обливание стоп, ног.
  6. Контрастное обливание ног.
  7. Ходьба по камням в соленой воде.
  8. Обливание тела.
  9. Контрастный душ.
  10. Купание бассейне
  11. Ультрафиолетовое излучение (кварцевание)
  12. Гимнастика в постели после сна.
  13. Полоскание горла холодной водой. Детей, не умеющих полоскать горло, приучают по схеме полоскания пить холодную воду.
  14. Создание контрастных температур
  15. Дыхательная гимнастика

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезни верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка. Организм плохо приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. При смене погоды, особенно атмосферного давления, самочувствие многих детей с церебральным паралличом ухудшается: они становятся беспокойными, плаксивыми, появляется вялость и сонливость. Для укрепления здоровья детей важное значение имеет закаливание организма.

Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды, особенность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их проведения, поэтому при осуществлении закаливающих мероприятий необходимо учитывать:

- общее физическое развитие;

- тип нервной системы;

- самочувствие и настроение в данное время.

Принимая во внимание данные рекомендации, следует использовать следующие виды закаливания:

- соблюдение режима дня;

Правильное построение и строгое выполнение режима дня является первой задачей физического воспитания, так как укрепляет общее здоровье ребенка. Выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу условных рефлексов на время. В результате привычное время еды настраивает организм на принятие, и переваривание пищи, привычное время для работы — на соответствующую форму активности. Мозгу не приходится каждый раз настраиваться на новую деятельность — само время готовит его к данной работе. Отсюда следует, что мозг экономит ресурсы, а деятельность протекает лучше. Ребенок, соблюдающий режим, имеет больше шансов на здоровье. При составлении режима дня следует учитывать возрастные особенности детей.

Закаливание воздухом можно осуществлять во время пребывания детей в помещении с температурным режимом +19 — +20 градусов. Приучать находиться в облегченной одежде, при этом учитывать, что у детей с церебральным паралличом характерны периферические сосудистые спазмы из-за этого руки и ноги у них обычно холодные. Поэтому периодически необходимо массировать их руки и стопы, а на ноги надевать тонкие шерстяные носки. Воздушные ванны сочетать с проведением утренней и коррегирующей гимнастики. Стараться как можно чаще проветривать групповую комнату (не менее пяти раз в день).

Лучший способ проветривания – сквозной, во время которого дети находятся в другом помещении или на прогулке. В теплую погоду дети находятся в группе с открытой фрамугой.

Более сильным и самым доступным средством закаливания для таких детей является умывание и мытье рук прохладной водой. Ежедневно проводить с воспитанниками данную процедуру, после которой насухо растирать махровым полотенцем лицо, руки до легкого покраснения.

Хождение босиком один из древнейших приемов закаливания, который необходимо проводить ежедневно после дневного сна, совмещая ее с ходьбой по коррегирующим дорожкам. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и так далее. Этот метод лечит не хуже точечного массажа. Кроме того, ходьба босиком служит лечению и некоторых видов деформации стопы, к примеру, плоскостопие.

Укреплению общего здоровья и физическому развитию ребенка с церебральным паралличом способствует двигательная активность, в результате которой в мышцах возникают двигательные ощущения, нормализуются позы, положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются насильственные движения.

Для развития двигательной активности три раза в неделю необходимо проводить физкультурные занятия. Ежедневно утром – утреннюю гимнастику, после сна – коррегирующую. В течение дня проводить подвижные игры, заниматься с детьми на тренажерах. В процессе данной деятельности стараться научить выполнять определенные движения, согласовывать их с заданным ритмом.

Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить о необходимости общего двигательного режима. Особенно это касается детей, которые самостоятельно не передвигаются. Ребенок не долже более 20 минут оставаться в одном и том же положении. Нужно четко соблюдать указания ортопеда относительно позы каждого ребенка (сидя в стуле, на коврике; стоя в вертикализаторе, у стола, у шведской стенки; лежа на спине, на животе; ходьба в ходунках, за руки; ползанье на четвереньках; перекатывание).

Для предупреждения, исправления нарушений осанки подобрать мебель в соответствии с ростом и физическими особенностями детей, проводить специальные упражнения, приемы по укреплению мышц спины, брюшного пресса. В группе создать условия для общего развития и компенсации двигательных нарушений: свободное пространство для проведения подвижных игр и развития других двигательных навыков. Оборудовать уголок движений, в котором имеются массажеры для стоп, шаговые дорожки, валики и мячи.

Таким образом, закаливающие процедуры активизируют функции всего организма ребенка, усиливают процессы дыхания, крообращения, нормализуют сон, улучшают состояние ЦНС, что, в свою очередь, повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.

Previous
Next
Play
Pause

Автор-составитель:
Воспитатель: Эльцер Н.В.

Закаливание – существенный раздел оздоровительной работы. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.

Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:

Рациональный выбор процедур

Систематичность их проведения

Постепенность и увеличение силы воздействия

Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья,

особенностей нервной системы.

Одним из наиболее доступных и простых методов закаливания является воздушное закаливание.

Основное условие его эффективности – постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20 – 21градус, влажностью в пределах 60% при отсутствии бактериальной загрязненности. Закаливание воздухом не требует проведение специальных процедур. Оно осуществляется и во время пребывания детей на прогулке. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Вначале воздушные ванны продолжаются 3 -4 минуты постепенно увеличивая их продолжительность. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не менее 23 – 24 градуса. Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз, так чтобы он не упал, прокатить обруч до конца дорожки, обежать 2 – 3 раза вокруг дерева и т. п.

Закаливание солнечными лучами происходит во время разнообразных игр на прогулке. Пребывание детей на солнце увеличивается постепенно. Так же постепенно открывают участки поверхности тела у детей – сначала дети остаются в трусах и в майках, а затем в одних трусах. На голове должен быть хлопчатобумажный головной убор.

Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

младшие дети до 20 – 25 минут

старшие дети до 30 – 40 минут

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч. и с 15 до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не менее полутора часа, и до начала приема пищи за полчаса. Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общеукрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывая на солнце дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. После продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, плохой сон. Необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечных ванн, так и после них.

Закаливание водой. При проведении водных процедур следует придерживаться следующих правил.

Надо, чтобы подходя к воде у детей было теплое тело, чтобы в помещении была положенная температура для данного возраста, детям не приходилось ждать своей очереди.

Умывание – самый доступный в быту вид закаливание водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и грудь до пояса. Начинать с температуры 30 – 32 градуса, постепенно снижая ее до комнатной температуры. После умывания тело ребенка растирают до легкого покраснения махровым полотенцем. Вода для умывания на ночь должна быть на 2 градуса теплее утренней.

Обтирание – наиболее мягко воздействующая процедура, которую можно применять не только здоровым детям, но и слабым. Смоченным концом полотенца или рукавицей обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину.

Начинать с температуры воды 30 градусов, постепенно понижая ее до комнатной. После обтирания ребенка растирают сухим полотенцем. Снижается температура через 2 -3 дня.

Обливание ног. Ребенок садится на низкий стульчик, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно тазика. Воду льют из ковша на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20 -30 секунд. Температура воды вначале 28 градусов. Через каждые 10 дней ее снижают на 1 – 2 градуса. Конечная температура не должна быть ниже 18 градусов. После обливания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется, прежде всего, большей площадью холодного воздействия, поскольку вода соприкасается со всем телом кроме головы.

Обливание – прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 32 – 36 градуса, через каждые три дня ее снижают на один градус. Для малышей ее можно довести до 22 -20 градусов, для старших детей до 18. Сначала ребенок обмывает руки, лицо. Затем струю из лейки или кувшина с высота 50 см. направляют на шею, спину, бока, грудь и т. д. Вода должна широким потоком стекать по телу. Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не приносит должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное умывание выполняется теплой водой. Сочетание гигиенических процедур с закаливающими, достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. Достигается положительное психологическое воздействие на необходимость закаливающих мероприятий в режиме дня. Использование закаливающих мероприятий зависит от сезона года. В зимний период не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке, но доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении при открытых форточках, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше находиться на улице, приучать ребенка мыть ноги прохладной водой, перед тем как лечь в постель или обуться. Это обычное правило гигиены. Между тем это закаливающее средство. Нельзя пропускать ни одного дня, обмывать ноги независимо от погоды. Температуру постепенно следует понижать. Летом лучше мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. Приучать детей делать это самостоятельно. А также приучать ежедневно, самостоятельно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет руки с мылом до локтей, затем водой набранной в пригоршню, омывает руки до плеч, лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончанию ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями вытирает грудь, лицо, шею и т. д.

Хождение босиком – один из древнейших приемов закаливания, хорошо практикуемый и сегодня. Происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия, рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу, по песку, камешкам и т. п. Начинать ходить босиком надо в комнате по 1 минуте. Через 5 – 7 дней прибавлять еще по минуте доведя время до10 минут.

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям до четырех лет следует полоскать рот, а после четырех лет - горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея – утром и вечером.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения. Будьте здоровы.

Читайте также: