Итоговые контрольные диктанты по русскому языку 2 класс школа россии фгос 2020 2021

Обновлено: 04.07.2024

Контроль знаний - сборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 2 класса - материал удобно разбит по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Объём диктантов для 2 классов:
1 и 2 четверть – 25 - 35 слов.
3 и 4 четверть – 35 - 52 слова.

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям. (36 слов)

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж. (45 слов)

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька. (35 слов)

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука. (30 слов)

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено. (38 слов)

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток. (37 слов)

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей. (46 слов)

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.т сыночка. (31 слово) / по Г. Скребицкому

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка. (37 слова) / по Н. Павловой

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях (32 слова)

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет. (42 слова)

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её. (37 слов)

Пришёл тёплый апрель. С крыш на землю падает частая капель. Большие сугробы у дома осели, почернели. Весело бежит шустрый ручеёк. Дети пускают бумажные кораблики. На реке ломается лёд. По дорожкам важно ходят грачи. с грамматическим заданием

Солнце скрылось за дальним ельником. На тёмном небе показались маленькие звёздочки. Мягкой тишиной землю укрыл летний вечер. Пора спать! Завтра надо встать пораньше. На зорьке мы с папой пойдём удить рыбу. с грамматическим заданием

В лесу тишина. Только в ветвях деревьев попискивают птицы. Редко по сухому дереву пробарабанит дятел. Иногда над верхушками сосен и елей пронесутся стайки синиц. Да запоёт свою песню иволга. с грамматическим заданием

Ребята построили во дворе горку. Целый день на ней шум и веселье. Дети катаются на санках и ледянках. По дорожке к ним бежит Митя. Вдруг малыш упал. Глеб помог другу встать. Мальчики вместе побежали на горку. Ребятам весело! с грамматическим заданием

Всё ближе зима. Спряталось всё живое от зимней стужи. Кто под кору залез, кто в землю зарылся, кто в щели заполз. Звери в тёплые шубки оделись. Птицы улетели в тёплые страны. с грамматическим заданием

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоговые контрольные диктанты с грамматическим заданием

по русскому языку по четвертям

(2 класс, УМК "Школа России")

Контрольный диктант за I четверть . 4

Текст диктанта с грамматическим заданием. 7

Контрольный диктант за II четверть . 8

Текст диктанта с грамматическим заданием. 11

Контрольный диктант за III четверть . 12

Текст диктанта с грамматическим заданием. 15

Контрольный диктант за IV четверть . 16

Текст диктанта с грамматическим заданием. 19

Использованная литература . 20

Предисловие

Выбранные для данного пособия контрольные диктанты направлены на то, чтобы определить уровень развития у школьников навыка грамотного письма к концу каждой четверти.

Текстовый материал для проведения письменных работ выбран в соответствии с темами, изучаемыми в курсе русского языка 2 класса по УМК "Школа России".

В зависимости от уровня подготовки класса учитель самостоятельно определяет в тексте диктанта трудные для написания слова и диктует их орфографически. После каждого текста в скобках дано количество слов, оно соответствует нормативу для письма под диктовку для каждой четверти 2 класса.

К текстам подобраны грамматические задания для проверки уровня сформированности орфоэпических, лексических, грамматических норм русского языка. Причём по ФГОС проверяется как базовый, так и повышенный уровень освоения материала по предмету. Задания повышенного уровня сложности отмечены знаком *.

Каждый контрольный диктант рассчитан на один урок. Диктанты выполняются в специальных тетрадях.

В соответствии с ФГОС в пояснительной записке к каждому контрольному диктанту с грамматическим заданием дается его план в виде таблицы с информацией о проверяемых группах умений, уровнях сложности заданий и максимальных баллах за каждое задание. Даются также критерии оценивания работы.

Оценка выполнения работы проводится в набранных баллах по обозначенным критериям. Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом за все задания (он соответствует заключению "учащийся освоил/не освоил" базовый или повышенный уровень), но также в таблице дан и перевод суммарного балла в отметки по традиционной 5-бальной шкале.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть

(2 класс, УМК "Школа России")

Пояснительная записка

Цель работы - проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение оформлять предложение; умение переносить слова.

В таблице 1.1 и 1.2 приводится основная информация о заданиях двух вариантов работы за I четверть для учащихся 2-го класса.

Таблица 1.1. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Группа умений. Описание группы умений

Уро-вень слож-ности зада-ния

Соблюдение орфографических норм.

Правильно писать слова на изученные орфограммы.

Соблюдение пунктуационных норм.

Правильно пунктуационно оформлять предложение при письме: заглавная буква в начале предложения, в конце - точка.

Правильность написания текста.

Писать без исправлений, не изменяя графический облик слов и букв. Писать без перестановки, пропуска, замены слов и букв, а также без добавления лишних слов и букв.

Написание диктантов по русскому языку волнует и учеников, и родителей. Представленные примеры контрольных диктантов для 2 класса по четвертям, позволят подготовиться к их написанию.

Тексты диктантов, содержат изученные орфограммы начальной школы и интересны по содержанию.

Итоговые контрольные диктанты 2 класса по четвертям

Итоговые контрольные диктанты за I четверть

В парке
Мы часто ходим в парк. Тут сосны и ели. По сучкам скачут рыжие белки. Они как ручные. Мы носим им разную пищу. Вот бежит пушистая белка. Ест из рук зёрна ржи и гречки. (35 слов)
Оля и куклы
Оля любит играть в куклы. Ольга - мама. Куклы - дочки. Оля наряжает их. Кормит щами. Даёт чай и коржики. Оля катает кукол в машине. Качает на ручках. Оля - отличная мама. (32 слова)
Осень
Небо закрыла мрачная туча. Ветер шуршит сухой листвой. Стайки птиц пищат и скачут по саду. Это синички ищут корм. Рыжий кот привычно лежит возле крыльца. Он щурит глаза и ждёт добычу. (32 слова)
Зимой
Трещат морозы. Дети дома. Санки и лыжи сложены в кучу. А ребята не скучают. Они окружили печку и начали играть в школу. Старший брат показал буквы. Малыши учат их, ищут в книгах. (33 слова)
В роще
Дети идут в рощу. Тут тишина и свежий воздух. Ветер чуть качает камыши. В вышине чайки и стрижи. В траве стрекочут кузнечики. Ребята рвут сочный щавель.

Итоговые контрольные диктанты за II четверть
Гуси
За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий прут. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (34 слова)
Сливы
Вот сад. На деревьях висят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (33 слова)
Лесные зверьки
Лесные зверьки имеют защиту от своих врагов. Зайку спасают быстрые ножки. Рыжие пушистые белки легко убегают от врага по деревьям. Ёжика защищают длинные колючки. Часто зверей выручает цвет шубки. (31 слово)
Утро в лесу
Хорошо ранним утром в лесу. Свежий ветерок легко качает длинные косы берёз. Чуть дрожит листва осин. Сочная трава в больших каплях росы. Лес оживает. На деревьях поют птички. Скачут рыжие белки. Вот бежит зайчик. Спешит в чащу к норе лисичка. (43 слова)

Итоговые контрольные диктанты за III четверть

Урок
Друзья играли в школу. Алёша - учитель. Ольга и Игорь - ученики. Алёша начал урок. Он дал ребятам карандаши. Ольга рисует дубки и берёзки. Это роща. По дорожке бежит ёжик. Игорь рисует речку. В воде бьёт хвостом щучка. (37 слов)
Майские жуки
Лопнули на берёзках набухшие почки. Зеленеют чудные свежие листочки. В траве цветут одуванчики. Выползают из земли жуки. Очищает жук длинные лапки. Выпрямляет крылья. Звучно жужжит и медленно начинает полёт. В мае масса таких жуков летает. Их и зовут майскими. (41 слово) По Ю. Дмитриеву
В весеннем лесу
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду. (42 слова)
Весной
Очнулся от спячки колючий ёж. Вылез зверёк из норы и побежал искать пищу. Ожил большой лесной дом - муравейник. Ранним утром хлопочут муравьи. Одни тащат длинную травинку. Другие несут сосновую, иголку. (31 слово)

Итоговые контрольные диктанты за 2 класс
Весенние цветы
Ищу первые весенние цветы. На земле их нет. Земля лежит в снегу. На краю леса журчат струйки воды. Над ручьём на прутьях орешника появились цветы. Гибкие длинные червячки свисают с веточки. Это серёжки. Качну их - летит облачко пыльцы (40 слов) По Н. Павловой
Три дела
Весна наводит свои порядки. Выстроились рядками весенние месяцы. Их ожидают срочные дела. Тьму зимнюю прогнать – забота марта. Снег растопить солнечными лучами - дело апреля. Он землю греет и водой из ручьёв угощает. Тёплую землицу зеленью нарядить - задача мая.
Молодыми листочками оделись деревья. Зацвели цветочки. (45 слов) По И. Михайловой
Щука
Ночью мы поставили в реке сеть. Ранним утром вытащили сетью щучку. Щука застряла в сетях. Она чурбачком стояла в воде. На ней прочно сидела лягушка. Щука была живая. Это страшный хищник. Но маленькая лягушка осмелилась оседлать ее. (38 слов) По М. Пришвину
Мышонок
Мышонок выбрал для норы сухое местечко под кочками. В норку не дул холодный ветер. От входа тянулся длинный узкий лаз. В конце он расширялся. Мышонок устроил там жильё. Наносил мягкий мох и травку. Лёг и свернулся в пушистый комок. Тепло. (41 слово) По В. Бианки
Ночь в лесу
Наступила короткая ночь в лесу. Стрекочут ночные кузнечики. Заливаются в кустах птицы. В высокой траве без отдыха кричат коростели. Беззвучно носятся летучие мыши.
У края тропинки зажглись зелёные огоньки светлячков. Тишина. Чуть слышно журчат лесные ручьи. Пахнут душистые ночные цветы. (43 слова) По И. Соколову-Микитову

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти контрольные диктанты предназначены учителям начальных классов. После каждого диктанта даётся грамматическое задание.

Критерии оценивания диктанта

Критерии оценивания

Диктант написан без ошибок и исправлений, аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

В диктанте есть 1-2 орфографические ошибки, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии; есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте есть 3-5 орфографические ошибки, работа написана небрежно, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте 8 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

Критерии оценивания грамматического задания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Безошибочно выполнены все 3 задания

Правильно выполнены 2 задания

Правильно выполнено 1 задание

Выполнено только одно задание, есть ошибки

Не выполнил ни одно задание

Критерии оценивания диктанта

Критерии оценивания

Диктант написан без ошибок, аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

В диктанте есть 1-2 орфографические ошибки, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии; есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте есть 3-5 орфографические ошибки, работа написана небрежно, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

В диктанте 9 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, есть пунктуационные ошибки на изученные правила.

Критерии оценивания грамматического задания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Безошибочно выполнены все 3 задания

Правильно выполнены 2 задания

Правильно выполнено 1 задание

Выполнено только одно задание, есть ошибки

Не выполнил ни одно задание

Критерии оценивания контрольного списывания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма

1 орфографическая ошибка и 1 исправление или 2 своих исправления или 2 орфографические ошибки, своих исправлений нет

2 орфографические ошибки и 1 исправление или 3 орфографические ошибки, своих исправлений нет

3 орфографические ошибки и 2 исправления

Более 3 орфографических ошибок и более 1-2 исправлений

Критерии оценивания грамматического задания

Критерии оценивания

Уровень знаний

Безошибочно выполнены все 2 задания или списал неправильное предложение, но задание выполнил правильно

Правильно выполнены 2 задания, но есть ошибки при списывании слов или допущены 1-2 негрубые ошибки в задании

Правильно выполнено 1 задание

Выполнено только одно задание, есть ошибки

Не выполнил ни одно задание

I четверть

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пёс Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под ёлкой серые ёжики. (22 сл.)

Грамматическое задание

1. Спиши второе предложение и раздели на слоги.

2. Спиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Белка, красивый, улица, орех.

1. Спиши четвёртое предложение и раздели на слоги.

2. Спиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Книга, сумка, верный, сова.

I четверть 2 класс

Контрольный диктант

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом. (25 слов)

Грамматическое задание

В 4 и 5 предложениях подчеркните основу предложения.

I четверть 2 класс

Контрольное списывание.

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой. (39 слов)

Спиши 1 предложение и подчеркни главные члены предложения.

Спиши слова и выдели в них корень.

Дом, домик, домище, домишко.

Спиши 3 предложение и подчеркни главные члены предложения.

Спиши слова и выдели в них корень.

Слон, слониха, слонёнок, слонята.

II четверть 2 класс

Контрольный диктант

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле. (34 слова)

Грамматическое задание

Подберите проверочные слова:

Спишите 2 предложение и разделите все слова на слоги.

Напишите антонимы к словам:

Подберите проверочные слова:

Спишите 4 предложение и разделите все слова на слоги.

Напишите антонимы к словам:

III четверть 2 класс

Контрольный диктант

Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим принёс мальчику палку. (35 слов)

Грамматическое задание

Спишите 1 предложение и подчеркните основу предложения.

Разделите для переноса слова 7 предложения.

Найдите слово на правописание сочетания ча и выпишите это слово.

Спишите 5 предложение и подчеркните основу предложения.

Разделите для переноса слова 2 предложения.

Найдите слово на правописание сочетания чк и выпишите это слово.

III четверть 2 класс

Контрольный диктант

По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега- целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны. (47 слов)

Грамматическое задание

Выпишите из текста 3 слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова снег.

Найдите 2 предложение и подчеркните основу предложения.

Выпишите из текста 3 слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова плод.

Найдите 5 предложение и подчеркните основу предложения.

III четверть 2 класс

Контрольный диктант

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрея Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Он постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями. (38 слов)

Грамматическое задание

В 1 предложении подчеркните имена собственные.

В 4 предложении подчеркните главные члены.

Напишите существительные во множественном числе

Чайник - ________ , камыш - __________ , поле - __________ .

Во 2 предложении подчеркните имена собственные.

В 5 предложении подчеркните главные члены.

Напишите существительные во множественном числе

Река - ________ , чиж - __________ , море - __________ .

IV четверть 2 класс

Контрольный диктант

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно! (48 слов)

Грамматическое задание

В 1 предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Напишите прилагательные в единственном числе.

Красивые - _______ , весёлые - _________ , круглые - _________ .

В 9 предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Напишите прилагательные в единственном числе.

Умные - _______ , грустные - _________ , чёрные - _________ .

Демоверсия итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием

по русскому языку для 2 класса

Май. Настали тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж. (46 слов)

Грамматическое задание

Выпиши третье предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Над каждым словом напиши части речи, укажи число существительных.
2. Выпиши из текста три слова с безударными гласными в корне, поставь ударение и подчеркни безударную гласную.
3. Спиши слова и выдели в них корень.

Лист, листик, листок, листва.

Выпиши шестое предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Над каждым словом напиши части речи, укажи число существительных.

Выпиши из текста три слова с безударными гласными в корне, поставь ударение и подчеркни безударную гласную.

Читайте также: