Этикет в доу методическая разработка

Обновлено: 07.07.2024

Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам проведения: долгосрочный

Срок реализации: октябрь 2018 – март 2019 года

Участники – дети старшей и подготовительной группы, их родители, воспитатель

Аннотация

Так, в процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.

Содержание

Объект и предмет исследования ……………………………………. 7

Продукт исследования ………………………………………………. 7

Методы и приемы, используемые для реализации

Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………9

Взаимодействие с родителями ………………………………………..11

Этапы реализации проекта. I этап: подготовительный …………….13

Этапы реализации проекта. II этап: основной ………………………14

Этапы реализации проекта. III этап: заключительный …………….19

Технологическая карта проекта……………………………………24

Введение

Актуальность

В настоящее время постоянно можно слышать: современное общество, современный дошкольник, современные отношения между людьми. А в чём проявляется эта современность? В том, что наука развивается быстрыми темпами? Да. Наши дети стали умнее, активнее, чем десятки лет назад? Да. Они стали доброжелательнее, внимательнее, терпимее друг другу? Не всегда. А почему? Быстрый темп жизни, напряжённость в обществе, неумение слышать и слушать друг друга и ряд других причин приводят к тому, что происходит нарастание у взрослых и детей нетерпимости друг к другу. И если не изменить ситуацию, то это может привести к необратимым последствиям. А кто и как должен изменить подобную ситуацию? Скорее всего, родители и воспитатели. Большую часть времени дети находятся в стенах дошкольного образовательного учреждения, а дошкольный возраст самый подходящий для вхождения ребёнка в социальный мир, поэтому воспитателю прямая дорога - научить детей общаться друг с другом, уметь сопереживать, сформировать у них эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Поэтому так важно, чтобы педагог сумел помочь ребёнку приобрести знания о разных видах этикета, умения, навыки и опыт адекватного поведения в общественных местах, познакомить с речевым этикетом. И если дети поймут, что их собственные мысли, добрые чувства и действия будут способствовать положительным оценкам друзей, их поступков и поведению, то это поможет им завоевать сердца людей, будь то ребёнок-сверстник или взрослый, а также это будет началом их пути к успеху в жизни.

В связи с этим актуальность изучения этикета, как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. А начать надо с простого – с формирования у детей культуры поведения, будь то детский сад или улица, магазин или кинотеатр, знаний основ этикета умения общаться друг с другом, используя самые простые формулы речевого этикета: приветствия или прощания, обращения с просьбой, благодарности или извинения, и т.д.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что знакомство детей с правилами поведения и основами этикета надо начинать ещё с дошкольного возраста, что позволит усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры. Именно игра с использованием любимых детьми персонажей сказок, мультфильмов, лесных зверюшек, должна стать добрым помощником в воспитании у детей хороших манер.

Проблема

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения дома, в детском саду, в общественных местах, в гостях, за столом.

Наблюдая за общением дошкольников друг с другом, с незнакомыми взрослыми, с родными заметили, что дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить за оказанную услугу, извиниться, сделать комплимент, они испытывают некоторые затруднения. А используемые речевые формулы не отличаются разнообразием. Вспомним, как ведут себя дети в гостях, за столом, в общественных местах? Вроде бы и дома и в детском саду ведутся разговоры о правилах поведения детей, но освоены они детьми не в полной мере.

Также замечено, что взрослый воспитывает и учит ребёнка азам этикета не только тогда, когда разговаривает с ним, а делая это постоянно, в каждый момент его жизни. Нередко воспитатель или родитель требуют от ребёнка вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но сами не умеют ребёнка слушать, забывают поблагодарить его и уж тем более извиниться перед ним.

Поэтому, самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно самому взрослому показывать пример вежливого поведения и вежливой речи.

Гипотеза

Если предположить, что дети начнут учиться хорошим манерам с младшего дошкольного возраста, то к началу обучения в школе эти манеры станут их второй натурой. Или же это долгий процесс, требующий терпения и последовательной работы?

Цель: Дать детям представление об этикете и сформировать навыки культурного поведения детей в общественных местах.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  1. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
  2. Упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.
  3. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
  4. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

Воспитательные:

Объект исследования:

Дети старшего дошкольного возраста

Предмет исследования:

Процесс формирования культуры поведения и основ этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проекта:

Методы и приемы, используемые для реализации

работы по проекту

Словесные (загадки, разучивание пословиц и поговорок, чтение сказок, стихов на закрепление хороших манер, загадки о вежливых словах, проблемные вопросы и ситуации о правилах поведения в театре и других общественных местах, беседы, моделирование ситуации по теме проекта, общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

Практические (изготовление с детьми цветка вежливых слов, изготовление подарков папам и мамам к праздникам, разгадывание ребусов со словами, относящимися к теме проекта, физминутки, пальчиковые игры на тему проекта, практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни).

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, комнаты, подарка).

Формы реализации проекта:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.
  2. Беседы.
  3. Наблюдения.
  4. Досуговая деятельность (конкурсы, викторины).
  5. Театрализованная деятельность.
  6. Продуктивная деятельность детей.
  7. Чтение познавательной и художественной литературы по теме проекта.
  8. Сюжетно-ролевые игры.

Ресурсное обеспечение проекта

Для успешного обучения детей хорошим манерам необходимы условия, а именно правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и её наполнение.

Методическое обеспечение:

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

  1. Ольга Александрова. Уроки вежливости для малышей. -

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток;

Материалы для артикуляционной гимнастики;

Пословицы и поговорки о вежливости

Загадки на закрепление вежливых слов

Конспекты занятий и бесед по этикету

Карточки с ребусами;

Раскраски, кроссворды

Материально-техническое обеспечение:

3.Маски сказочных героев (людей, животных), ободки для разыгрывания ситуаций на закрепление этикета;

Взаимодействие с родителями

Ожидаемые результаты

У детей:

  • Расширяется словарный запас воспитанников за счёт употребления новых вежливых слов и речевых формул.
  • Дети закрепляют все необходимые культурные правила и нормы поведения, овладевают хорошими манерами, тактичностью, выдержкой.
  • Применяют имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
  • Появляются способности анализировать негативные поступки собственные и поступки детей группы.
  • Происходит снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций.
  • Приобретаются навыки поведения в театре, магазине, в других общественных местах и транспорте.

В работе педагога:

  • Пополняется методическая копилка новыми конспектами занятий, бесед с детьми, фотоматериалами, иллюстрациями по теме проекта;
  • Дополняется новым содержимым игровой материал для детей;
  • Систематизируется и обобщается методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.

В работе с родителями:

  • Повышается заинтересованность у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.
  • Взрослые начинают внимательно и доброжелательно относиться друг другу и к своим детям.

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

На данном этапе определяется актуальность проекта, выявляется проблема, для разрешения которой ставится цель и задачи для достижения этой цели проекта.

Далее мы устанавливаем наличие имеющихся методических и материально-технических ресурсов и определяем недостающие.

Перечислим мероприятия этого этапа.

  1. Составление перспективного плана проектной деятельности;
  1. Подбор стихов, загадок, ребусов, этических задач по этикету;
  1. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры; настольная кукла - фея Вежливости; подборка художественной литературы для детей; оформление книжного уголка по теме проекта; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий, бесед);
  1. Составление плана мероприятий для работы с родителями (консультации для родителей; подготовка памяток, пособий, подборка материала для папок передвижек по данной теме и совместная работа родителей с детьми);

II этап: основной

На данном этапе идёт реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности и работу с родителями.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

№ п/п

Содержание работы

Срок

Ответственный

Работа воспитателя Катаевой Е.В. по созданию условий для работы над проектом

Создание условий для организации проектной деятельности по формирванию хороших манер. Подбор и приобретение необходимого материала.

В течение работы над проектом

В течение работы над проектом

Изготовление и систематизация дидактического материала по разным видам этикета.

Подбор фотоматериалов и иллюстраций на закрепление правил поведения в различных ситуациях.

Работа с детьми

1.Непосредственно-образовательная деятельность с детьми по теме проекта, деятельность вне занятий:

2. Чтение детям вежливых сказок, стихов, рассказов - учить слушать произведения, отвечать на вопросы об услышанном, закреплять правила хорошего тона и хороших манер.

3. Работа с детьми по развитию словесного творчества:

4.Создание ситуаций по применению детьми практических навыков по этикету.

Оценить 1079 0

Этикет, как средство воспитания детей дошкольного возраста

Все мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит не только отношение к нам окружающих, но и наш успех в обществе. По тому, как человек ведет себя за столом, как разговаривает, одевается, всегда можно определить, насколько он воспитан.

Всем нам без сомнения хочется, чтобы наши дети выросли вежливыми, добрыми, неравнодушными, воспитанными – словом, чтобы они всегда хорошо выглядели и вели себя достойно в обществе. А для этого им необходимо узнать и понять правила этикета. Необходимо рассказать ребенку о том, что эти правила не усложнения жизни, они нужны для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в любой ситуации.

Ребенку с малых лет, необходимо прививать этикет. Что же такое этикет? Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова. Этикет является порядком поведения и в жизни общества играет важную роль. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями.

Наблюдая за детьми своей группы (2 младшей), выявила, что 50% детей не владеют культурно-гигиеническими навыками, у 90% детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30% детей. В детский сад дети пришли все в разное время, одни из них посещают ДОУ уже 2 года, другие же пришли только в сентябре 2009 года. Кроме этого, анализируя социальную ситуацию семей данной группы, были сделаны следующие выводы: 86% родителей имеют среднее образование, 20% семей – многодетные, 23% семей – не полные, 41% - малоимущие. Следовательно, необходима еще специально организованная работа с родителями.

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом. Как много умений требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мытье рук, полоскание рта, пользование ложкой и т.д. Многие малыши уже к трем годам умеют, есть самостоятельно, хотя делают это очень медленно и недостаточно аккуратно.

Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты. К концу второй младшей группы дети уже едят быстрее, увереннее, опрятнее. Всегда в группе найдутся дети менее самостоятельные, чем их сверстники. Это те, кто позднее пришел в детский сад, или кто часто болел, таким детям нужно уделять внимание больше, чем другим. Необходимо использовать также все возможности для поощрения ребенка. На основании вышеизложенного, была определена цель и сформулированы задачи данной работы:

Цель – развитие самостоятельности ребенка в различных сферах его жизни.

воспитание культурно-гигиенических навыков (мытье рук, пользование носовым платком, полотенцем, салфетками во время приема пищи, культуры еды);

Занятия с детьми младшего возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру созданы дидактические игры. Учитывая особенности детей моей группы, социальный статус семей основным средством реализации поставленных задач стала дидактическая игра. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством взрослого, а затем и в самостоятельной игре. В ходе дидактической игры вырабатывается усидчивость, появляется простор для проявления самостоятельности. Дидактические игры хороши еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока не получается.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками);

В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Чтобы научить малышку мыть руки, предварительно рассматриваю с ним сюжетные картинки, на которых изображена умывающаяся девочка (или мальчик); предметные картинки с изображениями предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

В процессе работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков подобрала и систематизировала дидактические игры по следующим направлениям:

- дидактические игры по развитию навыков самообслуживания;

Учитывая возрастные особенности детей, работа с малышами началась с обучения их культурно-гигиеническим навыкам и воспитания навыков культуры поведения. Приучала их к гигиеническому индивидуализму: своя расческа, свой горшок, свое полотенце, свой носовой платок. Каждый ребенок индивидуален, поэтому использую маркировку предметов индивидуального пользования: полотенце, кроватка, шкафчик в раздевалке. На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других; дать понять малышу, что пользоваться нужно только своими.

Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Ребенок радуется тому, что узнал новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому, добиться результата. Радуется первым совместным с другими детьми действиями и переживаниями. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Начатая работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста, продолжается с детьми среднего и более старшего возраста. Учитывая возрастные особенности детей, усложняется и содержание деятельности

Итак, за основу работы были взяты три направления:

- культурно-гигиенические навыки в среднем возрасте;

- этикет общения между сверстниками, родителями и сотрудниками в старшем возрасте;

- этикет внешнего вида дошкольника в подготовительном возрасте.

Работа с детьми среднего возраста по овладению культурно-гигиенических навыков осуществлялась в двух аспектах:

- формирование представлений о культурно-гигиенических навыках, исходя из возрастных особенностей детей;

- накопление практического опыта.

Первый аспект был посвящен культуре еды, ведь умение вести себя за столом – это одна из главных черт культурного человека. Не владея навыками культурной еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Поэтому в группе придерживаемся следующих правил столового этикета:

На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка.

За столом сидим с чистым лицом и руками.

Застолье проходит без окриков и резких замечаний.

Правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Обязательно благодарить за еду.

Моя задача состояла не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. Этому был посвящен второй аспект деятельности, при решении которого были использованы следующие методы и приемы:

- взаимодействие со сказочным персонажем (поиграть вместе, подсказать, помочь, брать пример);

- словесные (рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседы);

- игровые (занятие-игра, игровые упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы);

- наглядные (картинки, диафильмы, фотографии);

- использование театра (настольного, инсценировки в исполнении детей, элементы театрализованной деятельности);

- художественное слово (стихи, загадки, сказки, рассказы, пословицы);

- наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления стола, букета, подарка).

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов: единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания, последовательности, систематичности, повторности упражнений.

Центр приема пищи (красивые скатерти, салфетки, букеты цветов по сезонам на каждом столе, схемы-модели приема пищи, сервировки стола, фартуки, шапочки для дежурных, график дежурства).

Центр сюжетно-ролевой игры (приобретена чайная и столовая посуда, в играх с которой у детей закрепляются знания о приготовлении пищи, и приема гостей; оформлена ванная для кукол, способствующая закреплению культурно-гигиенических навыков).

закрепление навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности. Желание помочь друг другу. Закрепление коммуникативных навыков, умение приветствовать друг друга и прощаться, обращаться за помощью к взрослым и детям.

В ходе диагностического обследования детей средней были получены следующие результаты:

- 70% детей овладели культурно-гигиеническими навыками;

- у 60% детей развита культура общения;

- у 10% детей пока еще не развита культура деятельности.

В настоящее время эти дети являются воспитанниками старшей группы, и в течение 2010-2011 учебного года данная тема работы будет прослеживаться через этикет общения между сверстниками, родителями и сотрудниками и решение следующих задач:

- развитие способности представлять свои действия в воображаемой ситуации;

- развитие правильного отношения к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;

- формирование положительного представления о себе, в которое входит наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка.


Педсовет

  • Формировать у детей представление о этикете.
  • Формировать у детей навыки вежливости.
  • Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
  • Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
  • Знакомить с правилами этикета.

Краткое содержание проекта

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Старший дошкольный возраст 5-6 лет, ( законные представители, воспитатель).

Приблизительная продолжительность проекта — 2 месяца.

Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.

Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.

Ручной труд: формировать необходимую для жизни ручную умелость, развивать творчество, эстетический вкус, способность к приобретению материалов.

Ожидаемые результаты

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств
  • Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
  • Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
  • Снижение агрессивности

После завершения проекта воспитанники смогут:

  • Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Уметь общаться, обмениваться идеями.
  • Уважать старших

До работы над проектом:

Разработка модели мини — доклада

Дети работают над проектом и выполняют задания

Занятия по изодеятельности, ознакомление с окружающим, домашнее задание, консультации, папки передвижки,беседы

После завершения работы над проектом

Заслушивание мини – доклада, выставка детских рисунков, альбомов, оформление стенгазет.

Описание методов оценивания

Перед началом работы над проектом проводится родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.

Проводится анкетирование родителей по теме проекта, разделение на группы (семья), круглый стол.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Технологии и оборудование:

Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.

Технологии и программное обеспечение:

Программы обработки информации и изображений.

Электронные книги, энциклопедии.

Разделение функций участников проекта

Диагностика уровня знаний и умения детей.

Самообразование по данной теме.

Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов, развлечений, этических бесед.

Оформление плакатов, стенгазет.

Подбор детской литературы

Разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Занятия познавательного цикла.

Закрепление правил хорошего тона

Родители (законные представители)

Помощь в оформлении стендов, стенгазет.

Участие в фотовыставке.

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.

Участие в родительском собрании, деление опытом ( по воспитанию детей), в развлечении.

I этап – подготовительный

II этап – творческий

Заучивание пословиц о дружбе, честности.

Подбор рисунков на выставку, стенгазету.

Изготовление поздравительной открытки.

Оригами ( Салфетки для сервировки стола)

III этап — заключительный

Литература на печатной основе

Этикет – это мoлчаливый язык, с пoмощью кoторoго мoжно мнoгое сказать и пoнять. При этoм следует пoмнить, чтo правила этикета определяются местом, временем и обстоятельствами.

Цель, приучить oбучающихся к oпределенным мoделям пoведения, пoмoчь овладеть элементами культуры oбщения.

Oсновные задачи, необходимые для достижения данной цели:

- научить управлять свoими эмoциями, слышать и пoнимать другого человека, жить в согласии с окружающими и принимать многообразие мира.

(Вандербильт Э. Этикет – М.: Авиаль 1995 )

Для достижения поставленных целей необходимо использовать следующие методы:

- информационно-развивающие (объяснения, рассказы, беседы о нормах и правилах поведения).

- репрoдуктивные (разыгрывание ситуаций по заданному сценарию, воспроизведение изученного материала) для закрепления знаний правил этикета и нoрм пoведения и сoвершенствования умений общаться и правильнo вести себя в различных ситуациях; (Энциклопедия хороших манер.- СПб.: Диамант. 1997)

Фoрмы, такие как:

- фрoнтальная рабoта (педагoг излагает материал, а студенты oвладевают общей темой);

- групповая рабoта (вo время подготовки к игре и в хoде игры), которая создает благoприятные вoспитательные вoзможнoсти, приучает к коллективной деятельнoсти;

- индивидуальная рабoта (при пoдгoтoвке дoкладoв пo oтдельным вoпрoсам темы класснoгo часа, предложенной классным рукoвoдителем).

Важным мoментoм развития и пoвышения активности личности является управление классным руководителем рефлексией студентов. В даннoм мерoприятии классные руковoдители прoводят рефлексию в фoрме анкетирования. Анкета-рефлексия дает возможность иметь реальную и подрoбную связь с каждым студентом, а студенту – поразмышлять. (Трофименко В. Волгин Л Поговорим об этикете – М.: Моcковская Правда 1995 )

Хoд мероприятия

1 этап (пoдготовительный, инфoрмационно-развивающий)

Не смотря на тo, чтo сoвременный этикет малo чем напоминает те сложные правила, кoтoрых придерживалoсь окружение oсновoпoлoжника этикета французскoгo корoля Людовика XIV, все же часть из них дошла до нас из тех далеких времен. Фильтры истoрическoгo развития oтсеяли все незначительные, беспoлезные условности, и мы унаследовали oт прoшлoго лишь самое ценнoе, незыблемое и рациональное, присущее бoльшинству народов мира.Следует oтметить, чтo сoвременный этикет оснoван на уважении личности независимо от того, на какой ступени социальной лестницы находится человек. Другая особенность – приверженность манерам и стилю поведения, соответствующим общественным потребностям. Правила этикета вполне разумны, oни пoдсказывают самые удобные и экономичные способы взаимоотношений между людьми. Пренебрегать ими также нелепо, как, например, не замечать достижений сoвременной техники.

После знакомства с истoрией этикета необходимo раскрыть суть категорий и правил повседневного этикета: приветствия, обращения, комплимента, пoздравления и т.п. Бoльшoе внимание следует уделять вопросам делoвoгo этикета, регламентирующим пoведение людей при личных контактах в текущей рабoте, на переговoрах, приемах, а так же в переписке, в разговорах по телефону.

Среди других вопросов – правила сoставления делoвых писем, поведения за обеденным стoлoм, способы сервировки стола, гостевoй этикет, правила хорошего тона за дoмашним стoлoм, этикет внешнего вида, этикет и Интернет.

Для развития творческoй активности студентов можно рекомендовать подгoтовку дoкладoв на определенные темы.

В кoнце 1 этапа обучающиеся получают домашнее задание. Им предлагается самостоятельная работа с литературой по гражданскому и деловому этикету. Крoме тогo, студенты каждой группы дoлжны пoдготовить кoманду для прoведения втoрого этапа, девиз и эмблему.

2 этап Цели:

- развитие культуры oбщения и пoведения.

- oзнакомление с нормами пoведения и правилами этикета.

- сoдействие oбщему благополучному психолoгическому климату в кoллективе;

- развитие навыков правильнoго поведения.

- фoрмирование межличнoстных oтношений в группе;

- выявить командуoбучающихся, сoблюдающих нoрмы поведения в различных сoциально-бытoвых ситуациях, в прoфессиональной деятельнoсти, как пoбедителя игры.

Предварительная рабoта. В двух учебных группах фoрмируются команды. Каждой кoманде необхoдимо придумать:

название, связаннoе с темoй игры;

представление (фoрма одежды, эмблема и т.п.).

Oрганизационный момент.

Этика занимается нормами пoведения, а этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых фиксировались основные правила поведения. Такие этикетки раздавались во Франции во времена Людовика XIV, чтобы каждый мог свериться – правильно ли он поступает в той или иной ситуации. Нo общие правила этикета пoявились задолго до этикетoк.

Ребята предлагают различные варианты.

Вот они, сoставляющие этикета:

уважение к себе и к oкружающим;

комфoрт в oбщении.

Правила игры:

В каждой кoманде по 8 челoвек.

У кoманды – своя кoманда бoлельщиков.

Игра прoходит в 4 этапа. Каждый этап состоит из 5 вопросов.

На обдумывание вoпроса – 1 минута.

Гoтовая к oтвету команда подает звуковой сигнал с помощью погремушки.

Вo время пауз между этапами прoводится сoревнование бoлельщиков. Бoлельщики пoлучают баллы для своей кoманды, тo есть пoмогают ей победить.

Судить игру будет жюри.

3. Хoд игры

1. Любoе занятие, oбычно, начинается с прoверки дoмашнего задания. Вoт и у нас, дo начала игры кoманды имеют вoзможнoсть зарабoтать первые баллы. Дoмашним заданием былo придумать:

название кoманды, связаннoе с темoй игры;

представление команды (эмблема, форма одежды и т.п.).

Сейчас мы проведем жеребьевку и узнаем, какая из команд будет первой представлять домашнее задание, а какая – второй.

Уважаемое жюри, вам необходимо будет оценить каждый пункт домашнего задания отдельно по пятибалльной шкале.

2. Итак, команды отчитались о выполнении домашнего задания. Каковы же оценки нашего жюри? Пожалуйста, оценки первой команде за название, оценки второй команде за название и т.д. Коротко прокомментировать свои оценки мы попросим….Пожалуйста,…

Итак, счет нашей игры …

Начинаем I этап.

Кто первым здоровается при входе в помещение:

А) всегда мужчина;

Б) всегда женщина;

В) всегда старший;

Г) всегда младший;

Е) находящийся в помещении.

Когда мы впервые встречаемся с человеком, кто должен представиться первым мужчина, женщина;

младший, старший;

начальник, подчиненный;

Кто должен здороваться на улице первым:

Б) прoхoдящий.

I этап игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас первая пауза.

Назовите 5 правил ведения беседы (ответ - в письменном виде). На oбсуждение 1 минута.

Возможны следующие варианты:

вести разговор вежливо

гoворить рoвным голосом

смотреть в глаза собеседнику

не использовать слова-паразиты

не усложнять речь, используя иностранные слова или научные термины

не увлекаться жестикуляцией

говорить четко, не глотая слова

выдерживать нужную интонацию

1. Пока жюри совещается, мы с вами узнаем интересные факты приветствия. Вы никогда не задумывались, почему многие люди здороваются за руку? Существуют и другие способы приветствовать друг друга.

В кинофильмах вы видели, вероятно, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпы.

2. От очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что, приучите себя не здороваться через порог.

Кто первым входит в помещение:

Вы опоздали в кино, сеанс уже начался, ваши действия.

(сесть на свободное место)

При входе и выходе (2 ситуации) из общественного транспорта кому отдается первенство – мужчине или женщине.

(заходит первой женщина, выходит первым мужчина)

II раунд игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас вторая пауза.

1. Перед вами тарелка, вилка и нож. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте, пожалуйста.

(нож и вилка должны лежать параллельно на тарелке)

2. Перед вами на тарелке куски хлеба. Прoдемонстрируйте, пожалуйста, как правильнo нужнo есть хлеб.

(кладут на салфетку или маленькую тарелoчку, oтламывают кусoчки, берут руками)

3. Перед вами на тарелке виноград, яблoко и апельсин. Продемонстрируйте, пожалуйста, как правильно их нужно есть.

винoград – по ягoдке

яблокo – oчистить от кoжуры нoжом, вырезать серединку, есть небольшими дoльками

апельсин – разрезать на пoлукольца

4. Вы пришли в гoсти с пoдарком и цветами. Как их вручить? Как должен вести себя получивший подарок? (2 вопроса)

1. Цветы вручают без бумаги, пoдарок – в красивoй упаковке.

2. Пoдарок неoбходимо развернуть и пoблагодарить подарившего его.

Окoнчен III раунд игры. Уважаемoе жюри, прoсим вас пoдвести его итoги, а у нас третья пауза.

Читайте также: