Отсутствие стремления сотрудников повышать уровень квалификации в доу

Обновлено: 05.07.2024

Зачем педагоги проходят аттестацию

Педагоги обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, а категорию они получают добровольно. Опросы в социальных сетях показали, что они делают это по следующим причинам.

Повышают статус. Это основная причина, которую называют сами педагоги. Если у педагога есть квалификационная категория, ему проще устроиться на работу, его охотнее зовут выступать на конференции и другие мероприятия. Категория показывает, что у педагога есть опыт, делает его авторитетней.

Повышают зарплату. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70 % от оклада, за высшую — 40%, в Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада. В некоторых регионах получать категорию действительно выгодно. Особенно молодым педагогам, у которых еще нет надбавок за стаж.

Считают, что так надо. Часть педагогов аттестуется на квалификационную категорию, потому что так делают все. Но далеко не всем нужно получать категорию — есть педагоги ДОУ, у которых получается создать комфортные условия в группе, но при этом им не хочется транслировать опыт, участвовать в конкурсах или вовлекать детей в проекты.

Идут потому, что заставили. Иногда администрация заставляет педагогов проходить аттестацию на категорию ради показателей, которые смотрят на проверках. В администрации боятся, что за малый процент аттестованных педагогов им вынесут предписание, хотя это вряд ли произойдет. Если педагог проходит аттестацию из-под палки, он может это делать формально.

Повышают знания и опыт. Чтобы пройти аттестацию педагогу нужно участвовать в конкурсах, проходить обучение, транслировать опыт. Но далеко не все курсы можно указывать в портфолио, которое подается в аттестационную комиссию. Иногда на нелицензированных курсах педагог получает больше информации, чем на официальных. Также педагог может получить ценные знания и опыт в живом общении с педагогами-экспертами или на стажировках в других детских садах. А это сложно оформить в аттестационное портфолио. Поэтому эту причину называет меньше всего педагогов.

Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ

Сейчас она проходит так же, как и для других педагогов.

Сроки. После двух лет работы педагог должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если он не собирается получать квалификационные категории, то должен проходить аттестацию на соответствие каждые пять лет.

В любой момент педагог может подать заявление на получение первой квалификационной категории, а через два года, если получил ее, — на высшую. Продлевать первую и высшую категорию нужно также каждые пять лет.

Сейчас из-за эпидемии коронавируса разрешают просрочить категорию, но точную информацию нужно узнавать в региональных аттестационных комиссиях.

Порядок аттестации. Обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности педагог проходит в своей организации. Как это происходит?

По внутреннему положению об аттестации создают аттестационную комиссия внутри детского сада и отдают уведомления всем педагогам, которым нужно проходить аттестацию. Затем методисты или старшие воспитатели готовят на педагога представление, в котором рассказывают о том, соответствует ли он должности. Иногда педагоги пишут представление сами. Затем педагог приходит на заседание аттестационной комиссии: на нем зачитывают представление и задают педагогу вопросы. В некоторых регионах педагог должен принести на заседание свое портфолио . На заседании ведется протокол, а педагог затем получает выписке из него — соответствует он должности или нет. Если не соответствует, придется проходить процедуру повторно — иногда комиссия советует посетить определенные курсы или усовершенствовать навыки.

Чтобы получить квалификационную категорию, педагог должен написать заявление и отдать его в аттестационную комиссию. Шаблоны заявления могут отличаться в разных регионах. Также педагог составляет портфолио и прикладывает его к заявлению. Заявление можно подавать в любое время, но лучше сделать это за пять месяцев до того, как истечет срок аттестации: комиссии рассматривают заявление один месяц, а потом за три месяца проводят аттестацию.

Почти во всех регионах эксперты требуют электронное портфолио, чаще всего его заполняют на отдельном сайте или портале. Аттестационные комиссии рекомендуют заниматься портфолио не прямо перед аттестацией, а загружать в него материалы постоянно, как только они появились. Затем в некоторых регионах эксперты приезжают в детские сады и оценивают непосредственно образовательную деятельность с детьми. Но сейчас из-за коронавируса это делают не во всех регионах. Когда портфолио собрано, его смотрит эксперт и выставляет педагогу баллы за его достижения. Обычно для получения категории достаточно, чтобы эксперт оценил педагога на 60 баллов из 100. После эксперт пишет заключение для аттестационной комиссии — на заседании члены комиссии знакомятся с заключением и выносят свое решение. Иногда педагога приглашают на заседание и задают ему вопросы — обычно это делают при первой аттестации. Также педагога могут пригласить на заседание, если эксперт вынес отрицательное решение, а педагог с ним не согласен. В начале следующего после аттестации месяца комиссия публикует приказ о том, кому присвоили категорию.

Портфолио. В электронном портфолио — пять-шесть блоков, они могут отличаться в зависимости от региона. Чаще всего в портфолио включают курсы, которые проходил педагог, результаты взаимодействия с родителями и другими педагогами, результаты образовательной деятельности, результаты проектной и экспертной деятельности, методическое обеспечение, которое разработал педагог, педагогические технологии, которые он использует или разрабатывает.

Важно понимать, что в портфолио можно включать не все семинары, которые посетил педагог, а именно курсы повышения квалификации от 18 часов . Но нужно включать семинары и конференции, на которых педагог выступал или которые организовывал сам. Если педагог утверждает, что проводил семинар, он должен прикрепить в портфолио документ, сертификат или диплом.

В портфолио на высшую категорию стоит включать авторские технологии, без этого скорее всего категорию не дадут. Но важно, чтобы педагог активно применял эту технологию. Если она просто описана, а в других блоках, например, результативности детей, не говорится об этой технологии, то это выглядит странно. Если педагог будет показывать открытое занятие, он также может работать по своей технологии.

Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года

Точно это неизвестно, но педагогам Москвы и Московской области уже показали очередной проект изменений. Скорее всего его начнут внедрять в Москве со следующего учебного года.

В этом проекте есть странные изменения, а есть полезные. Например, теперь методические службы города и руководители должны активно создавать мероприятия, чтобы педагогам было где участвовать и транслировать опыт. Это не очень сложно: педагоги уже усвоили дистанционные технологии и могут выступать через интернет. Это помогает наладить связи, организовать нетворкинг.

Цель статьи – в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования обозначить содержание и формы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Система образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Одной из главных задач системы образования считается повышение качества образования. Педагог как индивид образовательного процесса представляется основной действующей личностью разнообразных преобразований. В взаимосвязи с данным важным обстоятельством повышения качества образования преобразовывается в освоение педагогами новейших целевых ориентиров процесса образования, формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических работников [8].

Значимость выдвигаемой нами проблемы по повышению педагогической квалификации установлена преобразованиями в сущности образования, в задачах обучения и воспитания, в строении учебных предметов, в требованиях к работе, в методиках обучения, в технологиях процесса, в общих принципах обучения и воспитания и т. д. [15]. Иными словами, современная деятельность педагога и повышение педагогической квалификации считаются взаимозависимыми, взаимовлияющими и взаимно проникающими процессами, предполагающими возможность с целью улучшения профессионально-педагогической деятельности [15].

Таким образом, главные целеполагающие повышения квалификации педагогических работников считаются:

– развитие их профессиональной компетентности;

– формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;

– формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника [4].

Все цели без исключения обеспечивают реализацию требований по достижению современного качества образования.

В содержании этих документов указаны условия к уровню педагогической компетенции и профессионализму педагогов, которые оцениваются при прохождении аттестации педагогических работников [2].

Дает возможность сделать умозаключение, в котором будет говориться о том, что квалифицированный педагог должен не только лишь обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, однако и иметь обширным кругозор интересов, обладать активной жизненной позицией, необходимость в овладении самообразовании, эмоциональное стремление к принятию сложных заключений в непростых производственных моментах, а также являться коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют, как готовность к исполнению педагогической деятельности (знания, умения, опыт) [18].

Таким образом, приступая к реализации Стандарта прежде всего необходимо создать условия для профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и межкурсового обучения по проблемам внедрения ФГОС ДО и привести квалификацию педагогов в соответствие с требованиями Единого квалификационного справочника, рассмотрим их подробнее [5; 12; 13].

Изучение нормативно-методического обеспечения образовательных организаций позволяет сделать вывод о том, что локальные акты весьма разнообразны. Они представляют собой документы, регламентирующие как традиционные формы организации методической работы, так и оригинальные, современные способы повышения квалификации педагогических работников.

Формы повышения квалификации педагогов имеют свои особенности. Рассмотрим по подробнее некоторые из них. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако при этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности [4; 7].

С другой стороны, статья 197 ТК определяет право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации [4].

По мнению авторов, профессиональная переподготовка - это специальная форма получения новых знаний и практических навыков в выбранной сфере. Компетенция, приобретенная во время обучения, позволит повысить профессиональный уровень, получить новую профессию или специализацию. Воспользоваться переподготовкой могут лица с любым профессиональным образованием, а также студенты вузов, техникумов и колледжей.

Отмечается, что профессиональная переподготовка сегодня — это недорогой, быстрый и очень удобный способ изучения профильных дисциплин и освоения новой специальности. В зависимости от предпочтений учащиеся могут выбрать наиболее удобный формат обучения — очный, вечерний, дистанционный или заочный. Некоторые учебные заведения предлагают индивидуальные формы занятий [9; 11, 17].

Считают, что одной из эффективных форм повышения квалификации педагогов является курсы по повышению квалификации. Они проводятся в образовательных учреждениях (детских садах, колледжах, институтах и т. д.). После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы, одной из итоговой работы может быть подготовка и защита педагогом выпускной работы. К сожалению не маловажный минус этой формы повышения квалификации в том, что тут никак не устанавливаются проблемы согласно развитию единства цельной точки зрения педагога, главенствующим находят подход, при присутствии которого, в большинстве, знания носят более просветительный характер, что в собственную очередь, никак не значит их использования на практике. Поэтому необходимо глубокое изучение проблемы приспособления научно-теоретических знаний с целесообразностью формирования на основе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, способствующих перестройке педагогического сознания педагогов, то что приводит, в свою очередь, к изучению новейших личностно профессиональных позиций.

Однако педагогические советы предполагают коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в дошкольном учреждении. Их можно проводить на определенную тему или содержать в себе анализ различных проблем. Таким образом, в процессе педагогического совета возможно не только лишь выслушать вопрос и обговорить его, однако еще и осуществить тренинг, научиться и перенять позитивный педагогический опыт, совершенствовать навыки и умения анализировать деятельность других педагогов.

Таким образом, имеет и такая форма повышения квалификации, как педагогический тренинг. Он ориентирован не только на саморазвитие, но и на самоанализ. Привлекая к совместной работе опытного педагога или психолога, возможно совершенствовать разнообразные педагогические способности, осваивать навыки работы с детьми, учить новейшим педагогическим методикам.

Так как мы говорим о дошкольном воспитании, никак не можем не отметить о такой форме повышения квалификации, как открытые занятия. Они представляют не маловажную роль, так как, педагог, который осуществляет занятие, старается показать собственные наработки, а те педагоги, которые пришли для просмотра, забирают положительный педагогический опыт и обучаются анализу.

Однако не следует выпускать из вида такие традиционные формы повышения квалификации, как консультация и обучающий семинар. Организатором такой формы повышения квалификации, как консультация считается старший воспитатель детского сада или методист. Он заранее составляет план осуществление консультаций, на которых педагоги имеют все шансы выяснить о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию. К проведению консультаций могут привлекаться специалисты, такие как психологи, логопеды, музыкальные руководители и т. д. Обучающий семинар тоже ориентирован на повышение теоретического уровня подготовки педагогов. В процессе семинара необходимо взаимодействие с присутствующими педагогами, предлагая им различные задания, тренирующие педагогические способности [9; 11; 14; 17].

Со временем появилась одна из новых и результативных форм по повышению квалификации педагогов – самообразование. Данный термин дает возможность предположить его значение, как самостоятельное систематическое обучение. Совершая умозаключение, возможно отметить, что педагог, который уважает себя, должен стремится быть компетентной, профессиональной личностью, интересной как детям, так и родителям. С целью того, чтобы быть подобным педагогом необходимо побеспокоиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей, другими словами заниматься самообразованием. Педагог должен стремиться к переменам и порождать их, осуществлять самостоятельные решения и нести ответственность, для того чтобы, повышая свой профессиональный уровень, иметь ввиду: обучение – это процесс, продолжающийся и развивающей личность всю его жизнь. Повышение квалификации педагогов сопряжено никак не только с формированием, расширением, углублением знаний и умений, приобретенных раннее, однако и с пересмотром прежде освоенных фактов, понятий, закономерностей, предопределенных развитием науки, возникновением новейших научных концепций. Во время повышения квалификации совершается осознание своего педагогического опыта и формирование своей педагогической концепции [6; 9].

В соответствии с приказом Минобрнауки №276 от 07.04.2014. аттестацию рассматривать основой в управлении образованием, таким образом она считается процессом стимулирования педагогов к результативной профессиональной деятельности; управленческим инструментом оценивания; устройством внутреннего контроля за итогами профессиональной деятельности.

Аттестация – это совокупность мероприятий, нацеленных на установление соответствия работника заданным квалификационным требованиям или на соответствие занимаемой должности [13, с. 199].

Целью выполнения аттестации считается: установление квалификационной категории педагогическому работнику или подтверждение соответствия занимаемой должности. На нынешней ступени развития образования воспитателю необходимо: понимать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования; обладать способностью создавать рабочую программу; понимать специфику работы по организации деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья; реализовывать деятельность по организации инклюзивного образовательного процесса на основе созданных индивидуальных образовательных программ; обладать способностью к сотрудничеству с семьями воспитанников и привлекать родителей в педагогическую деятельность, оказывая помощь в позитивной социализации дошкольников и многое другое. Для того чтобы знания и умения педагогов отвечали новым требованиям необходимо повышать уровень профессиональной компетенции.

Практически каждый сотрудник сферы образования понимает, что ему положено один раз за пять лет проходить переаттестацию. Она нужна с целью того, чтобы воспитатель или педагог подтвердили свои профессиональные знания и навыки, а также соответствие занимаемой должности.

Так же возможна добровольная переаттестация для сотрудников образования, которые хотят повысить собственную квалификационную категорию [17, с. 66].

Однако с наступлением 2017 года в силу вступили следующие изменения в аттестации воспитателей. Теперь проверка будет разделена на два этапа:

Получение категории, соответствующей профессии. Для сдачи аттестации на категорию, воспитатель уже должен иметь какую-то из них.

Подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе испытываются проверкой методики общения с детьми, а также проверяются профессиональные качества воспитателя [13, с. 200].

Таким образом, аттестация побуждает воспитателей к поиску инновационных технологий, содействует повышению квалификации и мастерства. Следует на достаточном уровне обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к аттестации по средству формирование системы непрерывного профессионального образования. Педагогам не мало важно приходить на методические объединения, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, конференции, консультации, смотры-конкурсы, принимать участие в деловых играх, в семинарах, работать над своим самообразованием, так как все перечисленные мероприятия содействуют увеличению роста профессиональных компетенций педагогов [13].

Анализ перечисленных аспектов дает возможность установить профессиональную компетентность педагога как способность результативно осуществлять профессиональную деятельность благодаря его профессионально-содержательным, профессионально-деятельным и профессионально-личностным характеристикам. Диапазон и изменчивость этих характеристик изменяется с появлением новых документов, что устанавливает потребность в постоянном непрерывном повышении квалификации работника образования. В данной ситуации немаловажно установить трудности и противоречия, какие сопутствуют процессу повышения уровня профессиональной компетентности педагога [7; 8].

Исходя из этого системность и комплексность повышения квалификации гарантируется структурой ее организации, что отображена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в нынешней системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в нахождении содержания и принципов развития профессиональной позиции воспитателя.

Подготовка педагогов в условиях ДОУ дает возможность результативно преобразовать педагогическую деятельность, с позиции выработанной специалистом. Образовательная деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, позволяющий решить задачи воспитания и развития личности в согласовании с современными требованиями в той или иной области.

Таким образом образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к выполнению новейших образовательных стандартов обязана являться ориентированной на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских: способность дать оценку мероприятия воспитательного характера с мировоззрения определенных условий новых стандартов (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); исследовать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; осуществлять исследование результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. согласно результатам всего года либо согласно единственному направлению; способность осуществить самостоятельный анализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов;

Проектировочных: способность создать план выполнения воспитательного мероприятия и др. в согласовании с существующими трудностями, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и осуществления новых образовательных стандартов; создать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: способность использовать в педагогической практике современные образовательные технологии; инновационные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; способность ввести детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: способность создавать и регулировать коммуникативными взаимодействиями;

Конструктивных: способность выбирать подходящие формы, методы и приемы воспитательной работы; придерживаться принципам (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса [12, с. 72].

Делая заключение из выше перечисленного следует выделить, что повышение квалификации - это процесс образования педагогов, который необходимо проводить систематически.

Таким образом, педагогу следует стремиться к переменам, формировать их, реализовывать независимые решения и быть ответственными за них. Повышение квалификации педагогов связано с пересмотром прежде исследованных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, возникновением новых научных концепций. Во время повышения квалификации совершается понимание своего педагогического опыта и формируется своя собственная педагогическая концепция [8].

Список использованных источников:

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

6. Асроров Р. Педагогическое самообразование в системе непрерывного повышения квалификации учителей : автореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 2015. –23 с.

7. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Монография - Красноярск: 2013. - 204 с.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития. — М. : Академия, 2009. — 240с.

9. Кисляков, А. В. Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использование механизма государственно-общественного управления/ А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения кадров : научно-теоретический журнал. – 2014. - № 4 (21). – Челябинск. – С. 67-76

11. Никитин Э. М. Реформа российского образования и повышение квалификации педагогов // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 164-173.

12. Овечкина Н. Р. Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. М., 2017.

13. Огородник С. И., Ситдикова О. И. Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО // Молодой ученый. 2017. №48. С. 199-200.

14. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование – приоритетное направление науки // Сов. педагогика. 2014.– № 2. – С. 89-96.

15. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М. : Высш. шк., 2004. —512 с., 512 с.

16. Просвиркин, В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Просвиркин. – М., 2008. – 39 с.

17. Цыремпилова Н. Х. Повышение квалификации педагогов в условиях многоуровневого обучения: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 183 с.

18. Шушарина, Г. С. К проблеме совершенствования профессиональной компетенции педагогов в контексте концепции развития дополнительного образования / Г. С. Шушарина, А. А. Мельникова // Современные концепции научных исследований часть 10. – 2014. № 9. – М. - С. 76-79

19. Юкина Н. А., Ишалина И. В. К вопросу об оценке качества образования // Современные проблемы технического образования : материалы Всероссийской научно-метод. конф. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. С. 141-143.

Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В настоящее время в системе дошкольного образования,.

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка Подготовила: воспитатель МДОУ-детский.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Косачева Анна Александровна

детского сада №23 г.Батайска

Ростовской области РФ

Повышение квалификации, как средство развития профессиональной компетентности педагогов детского сада

Вопросы развития профессиональной компетентности рассматриваются в психолого-педагогической литературе по отношению к педагогу. Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А. и другие изучают теоретические основы повышения компетентности педагогов. Условия эффективности и диагностики профессиональной компетентности и педагогического мастерства рассмтаривают такие авторы, как Л.И. Кадырова Л.А. Башарина, Е.В. Прозорова, С.С. Татарченкова. Выявляются средства формирования профессиональной компетентности педагога: (Г.И. Захарова, Ю.А. Конев, Г.М. Соломина, В.И. Юдин).

Следует отметить, что проблема профессиональной компетентности широко рассматривается О.М. Атласовой и другими, в контексте подготовки специалистов в высших учебных заведениях, в процессе повышения квалификации.

В сфере дошкольного образования проведено исследование профессиональной компетентности педагогических кадров, профессионально-значимых качеств личности воспитателя детского сада, развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания ( О. И.Панфилова ).

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников
необходимо проводить для повышения профессионального мастерства коллектива и развития профессиональной компетентности педагогов детского сад.

Необходимо подчеркнуть, что курсы повышения квалификации позволяют педагогу повысить свой профессиональный уровень, познакомиться с передовым педагогическим опытом, обеспечивают осознание педагогом современных подходов к проблемам развития дошкольников, систематизируют знания и представления о системе дошкольного образования на современном этапе, где особый акцент делается на его индивидуализацию, создание условий для социализации и индивидуализации детей.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения во многом зависит от его аналитических умений, то есть умения наблюдать, анализировать, диагностировать уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка, анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации педагогического воздействия, выяснять причины, условия, характер таких ситуаций.

Наиболее распространенными среди педагогов дошкольных учреждений формами обобщения прогрессивного педагогического опыта являются написание статьи и презентация.

Для квалифицированного исполнения этих функций старший воспитатель должен знать психологию развития личности, общую и дошкольную педагогику, философию образования, современные дидактические системы, технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста, образовательный менеджмент и маркетинг. Эти знания позволят старшему воспитателю не только на должном уровне заниматься организацией учебно-воспитательного процесса, но и иначе подходить к организации системы повышения квалификации педагогов детского сада.

Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОО. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.

Разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей, логопедов и других специалистов детского сада. В образовательной системе ДОО практикуются следующие творческие группы:

воспитателей раннего возраста;

воспитателей речевых групп;

воспитателей массовых групп;

воспитатель - физкультурный работник.

Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.

Содержание тренингов включает:

индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;

работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры;

создание методических рекомендаций.

Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.

Наиболее сложным в тренинге является его подготовка: следует заранее подумать о необходимом оборудовании, составить программу работы, скомплектовать творческие группы педагогов, чтобы качественно организовать их поисковую деятельность.

В работу тренинга необходимо включать не только воспитателей, но и других специалистов детского сада – психолога, логопеда и педагогов дополнительного образования, что будет благоприятно сказываться на результативности педагогического процесса, так как все они действительно становятся коллегами, работающими над решением одной педагогической проблемы, учатся согласовывать свои действия.

Диагностика является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышении квалификации педагогических работников.

Работа с сотрудниками ДОО в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого путем включения в исследовательскую деятельность.

Вариантом проведения диагностической работы старшего воспитателя является анкета для педагогов “Изучение субъектами образовательной системы детского сада”. Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Необходимо, чтобы воспитатели высказывали пожелания в устной или письменной форме. Для оформления письменной заявки следует придерживаться определенной формы, чтобы облегчить возможность ее дальнейшего анализа.

Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в детском саду. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы старшего воспитателя должна стать система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условия личностного роста и развития.

Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя [Текст] / В.П. Бездухов, С.Е. Мишина, О.В. Правдина. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 132 с.

Кадырова, Л.И. Формирование базовых компетентностей будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Л.И. Кадырова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-1. – С. 265 – 272.

Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1.

К профессионализму воспитателей предъявляют высокие требования, поскольку на них возложена ответственная миссия. Педагог не просто следит за тем как ведет себя ребенок, он отвечает за развитие детей и оказывает им психологическую поддержку. Чтобы выполнять работу качественно, воспитатель должен постоянно обучаться и повышать свою квалификацию

Как устроена система повышения квалификации воспитателей согласно закону

Повышением квалификации называют одну из форм дополнительного профессионального образования (ДПО). Воспитатель периодически проходит специализированные курсы, которые дают ему новые знания и профессиональный навык в любимой профессии. По закону, воспитатели обязаны повышать квалификацию хотя бы раз в 3 года. Продолжительность такого обучения должна превышать 16 академических часов.

Проходить курсы повышения квалификации могут только те воспитатели, у которых есть определенный уровень образования:

Высшее педагогическое образование

Средне-специальное образование в сфере педагогики

Если у воспитателя нет профильного образования, вместо курсов повышения квалификации он может пройти курсы профессиональной переподготовки. Они относятся к другому виду ДПО.

Воспитатель может проходить курсы повышения квалификации по собственному желанию или по требованию руководства дошкольных учреждений. Если обучение назначает руководство, оно должно оплатить эти курсы и выбрать тему. Воспитатель может и сам предложить тему, в которой ему интересно разобраться. И тогда руководитель решает — следовать собственным планам обучения или учесть пожелание педагога дошкольного учреждения. Если воспитатель хочет пройти курс, но у него нет направления от работодателя, он сам оплачивает обучение.

Зачем воспитателям проходить курсы повышения квалификации

Кроме того что повышение квалификации предусмотрено по закону, оно полезно и самому воспитателю. Специалисты, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации, оказывают более профессиональные услуги и получают более высокую оплату за свою работу.

Повышение квалификации позволяет воспитателям детских садов:

Увереннее чувствовать себя на работе

Расширять свои рабочие обязанности. Например, можно организовать занятия по рисованию или английскому языку за дополнительную плату

Работать с детьми с особенностями развития. Такие воспитатели получают на 15-20% больше оклада и 14 дополнительных дней отпуска. Чтобы начать работу с особенными детьми, можно пройти программу по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Устроиться на работу в частный детский сад, где уровень заработной платы выше, чем в государственном учреждении

Устроиться в специализированный детский сад. Например, в детский сад, который работает по системе Монтессори

Повысить квалификационную категорию

Просмотрите программы повышения квалификации для воспитателей ДОУ от АБиУС и выберите программу, которая вам интересна.

Как воспитателю повысить категорию

Повышение квалификации помогает воспитателю быстрее получить первую или высшую категорию. Квалификационная категория — это ключевой показатель профессионализма воспитателя. Она показывает компетентность педагога и влияет на уровень его зарплаты.

Воспитатель может подать заявление на повышение категории через два года после начала работы. Если заявление одобрили, он проходит аттестацию. Аттестационная комиссия обращает внимание на то, какие курсы повышения квалификации прошел педагог, и начисляет за них дополнительные баллы.

Виды повышения квалификации воспитателей

Есть разные виды повышения квалификации воспитателей детских садов. Они могут проходить как в онлайн, так и в офлайн формате. Например:

Короткие лекции и семинары до 24 часов
Обычно они охватывают одну или несколько тем.

Краткосрочные курсы до 72 часов
В таких курсах рассматриваются узкопрофильные вопросы. Вообще на курсах применяется комплексный подход, в котором теоретические уроки чередуются с практическими упражнениями.

Длительные курсы от 100 часов
Это более общие программы, которые рассматривают большое количество вопросов.

Стажировки и совместная научная деятельность
Этот формат подразумевает много практической части.

В конце любого обучения проводится аттестация. Если воспитатель успешно сдает ее, он получает документ, удостоверение о повышении квалификации.

Где можно пройти курсы повышения квалификации

Разные виды учреждений предоставляют возможность пройти курсы повышения квалификации. Самые популярные из них:

Специальные центры и институты дополнительного образования
Они обучают по разным темам узкой и общей направленности. Обычно преподаватели и разработчики таких учреждений — практики, то есть на самом деле знают, что такое работа с детьми. Поэтому они передают педагогический опыт, а не только теоретические знания, что является редкостью в современном образовании. Пример такого учреждения — АБиУС, предоставляющая образовательные услуги уже 20 лет.

На базе высших учебных заведений
В таких учреждениях преподают кандидаты и доктора наук, которые занимаются исследованиями и разработками в сфере дополнительного образования. Большинство программ доступны только в офлайн формате.

НИИ, лаборатории и исследовательские центры
Они предлагают большой выбор краткосрочных курсов. Упор на этих курсах делается на теоретическую часть.

При выборе курса важно убедиться, что программа курса соответствует ФГОС и профстандартам. Если она не соответствует этим стандартам, то могут возникнуть сложности.

Как проходит онлайн курс повышения квалификации воспитателей

Большинство учреждений предоставляют возможность повышать квалификацию в дистанционном формате. Онлайн обучение — это отличная возможность получить знания без отрыва от работы. Воспитатель не привязан к определенному времени и месту. Он может использовать любой гаджет с подключение к интернету и открыть курс. В АБиУС воспитатель может сам выбрать дату начала обучения и персональный график. Чтобы пройти курсы повышения квалификации дистанционно, воспитателю нужно:

Подать заявку на обучение

Оплатить выбранный курс

Получить доступ к учебным материалам в личном кабинете и начать обучение

После прохождения курса пройти итоговую аттестацию в виде теста (попытки пересдачи предоставляются бесплатно)

Получить документ о повышении квалификации по почте или курьерской доставкой.

Повышение квалификации — это не только профессиональная обязанность, но и возможность получить новые знания и навыки в любимой профессии, а также повысить свою категорию и получить выгодные бонусы. Чтобы не сомневаться в качестве образовательных программ, обращайтесь только в надежные учреждения, программы которых разработаны в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами.

Читайте также: