Итиль река течет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Поволжье очень интересный регион. С одной стороны, он не имеет четких границ и ярко выраженного лица как Сибирь, Дальний Восток, Юг. В то же время он есть, и никто не сомневается, что земли по нижнему и среднему течению крупнейшей реки Европы составляют нечто отдельное от Урала или Центра. При этом речь идет именно о нижнем и среднем течении, лесостепных, степных и полупустынных территориях - Ярославль или Кострома по умолчанию тяготеют скорее к Центру или Северу.

Тюркюты создали каганат, который в 570-е годы простирался от Черного моря до Желтого. Он подчинили утригуров и савиров, их восточные границы проходили по Дону. Их враги - жужани, известные в европейской истории как авары, обосновались подобно гуннам в степях Среднедунайской низменности и некоторое время господствовали в Центральной и Восточной Европе, осадив в 626г. даже Константинополь - но после понесенного там поражения их держава стала распадаться, уже в 630-е годы князь Само вывел из-под власти авар славян Центральной Европы на западе и севере, а хан Кубрат - кутригуров Причерноморья на востоке.

А вот эти ребята оставили куда более сильный след в истории. Хан Кубрат, булгарский Аттила, победил аваров и основал собственную державу. Но его сыновья, по степной традиции, оказались менее успешны. Каждый из них взял малую часть орды и отправился в свою сторону света.
Котраг ушел на Волгу и стал первым правителем Волжской Булгарии. Аспарух вторгся в византийские владения на Дунае, заключил союз со славянами и стал родоначальником Болгарского царства. Альцек отправился в Италию и осел недалеко от города Равенны (итальянская фирма Bulgari, торгующая предметами роскоши, названа в честь его людей). Две остальных орды стали частью аварских и хазарских племенных союзов.
Таким образом, гунны никуда не сгинули. Они стали родоначальниками сразу нескольких современных народов. Пусть болгары – наши братья-славяне, а казанские татары – тюрки, каждому из этих двух народов дали жизнь свирепые кочевники – гунны.

Поэтично придумано, да только всё неверно. Итиль - на языке народов живущих в том регионе означает - река.Волга была река, которую ни с чем не спутаешь, поэтому она и была просто ИТИЛЬ - РЕКА. Реки поменьше получали отличительные имена - Ак-итиль - Белая река, Кара-итиль - Черная река, Тым-итиль - Тихая река. Ну и так далее. А вождя, который собрал свое племя и повел его на запад звали - Hatilla. Специально пишу на латинице, потому что первый гласный звук произносится с придыханием, а на кириллице такого звука просто нет. Это имя заклинание, чтобы смерть не нашла новорожденного.

Знаю почти из первоисточников, потому что являюсь потомком гуннов, часть племени осталась на родине, потеряла язык, но сохранила генотип и давние предания. И в классе у нас учился мальчик с таким именем.

Река Волга имела название ИТИЛЬ. И жили там племена Булгар, а точнее Кыпчаков.
Исторические документы это многократно подтвердили.


Еще о татарской литературе:






доктор филологических наук, профессор, вице-президент Академии наук РТ

Произведения в этом списке (последнее датировано 1979 годом) сильно повлияли на татарскую литературу XX века. Постмодернистские произведения Туфана Миннуллина, Зульфата Хакима, Фаузии Байрамовой и Марата Кабирова конца ХХ века я сюда не включила, потому что они влияют скорее на литературный процесс ХХI века.

Годы издания: 1902−1904
Жанр: антиутопия



Действие книги разворачивается в двух временных пластах. Конец XIX — начало XX века: показывается жизнь татарского общества, которое разрушается вследствие религиозного фанатизма, равнодушия людей к национальным проблемам, прожигания жизни в развлечениях. Будущее через двести лет — время исчезновения татар как нации. Сообщается, что после смерти в Оренбурге одного старика, принадлежавшего к болгарам (под этим названием автор имеет в виду татар), в живых остаются всего два представителя нации: Ягфар и Сююмбике. Ягфар — ученый, интересуется историей и надеется на продолжение рода. Но по стечению обстоятельств ребенок Ягфара и Сююмбике рождается мертвым, а героиня умирает при родах. Решивший съездить в Болгар Ягфар тоже погибает — во время разрушения минарета.

Впервые в татарской литературе Исхаки затронул вопрос будущего нации и представил его в таком неприглядном виде. Проблема существования нации по Исхаки — главная проблема его эпохи.

Год издания: 1906
Жанр: поэзия




Год издания: 1912
Жанр: роман



Фабула романа — трагическая история любви Зыи, сына муллы Джаляла, и Марьям, дочери их соседей, Гирея-мирзы и Фатымы-бике. В лице Зыи — образованного, умного, творческого человека — писатель воссоздает психологический портрет стремящегося к свободной духовной жизни представителя молодого поколения татар. Но история Зыи заканчивается смертью, а выданная замуж за другого Марьям попадает на каторгу за убийство мужа.

Год издания: 1921
Жанр: поэма



В основе поэмы Такташа — общий для мусульманской и христианской мифологии сюжет об изгнании Адама и Евы из рая и судьбах их детей — Каина (в трагедии — Кабила) и Авеля (Хабила). В систему персонажей трагедии Такташ включает условно-мифологических героев: Газазила (Идею) и Газраила (Закон). В образе Газазила автор выражает идею свободы, которая в эпилоге раскрывается в соответствии с новым культурно-историческим контекстом (в его монологе звучит предвидение грядущей борьбы во имя счастья и свободы людей). В образе Газраила — идея непререкаемого божественного закона, предопределения. В четвертом действии трагедии, когда сталкиваются две силы — Газазил и Газраил (Идея и Закон), Кабил делает свой выбор: он берет в руки меч, оставленный Газазилом, и оружие приобретает символическое значение борьбы, неприятия установленного миропорядка.

Это произведение — яркий пример трансформации образов и сюжетов исламской мифологии, попытка встроить их в новый исторический контекст (1920-е — эпоха ярких социально-политических экспериментов новой советской власти).

Год издания: 1924
Жанр: повесть



В сатирической повести для выражения отношения к происходящим в стране событиям Фатих Амирхан использует художественные возможности антиутопии — он изображает процесс духовной подмены традиционных ценностей (в первую очередь религиозных) новыми, социалистическими. Это в конечном итоге приводит главного героя к трагедии: в младенчестве от простуды, полученной во время первомайской демонстрации, умирает его сын. Текст показывает разрушительную силу советской идеи и давление революционной парадигмы на сознание простого человека.

Год издания: 1941
Жанр: рассказ



Автор описывает чувства рядового Зарифа, случайно столкнувшегося с маленькой потерявшейся девочкой после налета вражеской авиации. Герой пытается решить: оставить ребенка одного либо, рискуя отстать от своей роты и получить взыскание, найти ее мать; в итоге поступает по велению сердца: доходит до железнодорожной станции и отдает ребенка матери.

Год издания: 1953
Жанр: лирический цикл



Стихотворения — по сути, завещание Джалиля, его последнее слово миру, результат длившегося всю жизнь внутреннего ценностного отбора. Во многих стихотворениях цикла лирический герой — узник. Главные ценности для него — свобода, душевная связь с родной землей и народом, память о матери и родине. В цикле воссоздан образ сильного и смелого героя-татарина, отдавшего жизнь ради своей страны, народа, его будущего. В таком же направлении меняется концепция человека в послевоенной татарской литературе: образ главного героя воссоздается в структуре тюрко-татарского героического эпоса. Цикл способствовал возвращению к сюжетам из народных песен, национальным ценностям (родной земле, традициям и обычаям) и идеализированным образам героев-татар.



Эти стихи стали визитной карточкой татавангарда. Авангард привнес в татарскую поэзию нового лирического героя — борца-романтика, человека с активной жизненной позицией, вокруг которого формируется новая концепция действительности, констатирующая необходимость духовной свободы.

Поэт вошел в литературу с мыслью о величии человеческой личности, ее страсти к переменам и полной власти как минимум над собственной жизнью. Эта позиция, созвучная с доктриной гисьянизма (течение в художественной литературе; главный герой произведений гисьянизма — бунтарь, протестующий против абсурдности жизни, Бога и религиозных канонов; его цель — разрушение материальных и духовных ценностей, крушение идеалов, а иногда даже уничтожение мира), прозвучала по-новому на фоне довлеющей в то время концепции соцреализма, рассматривающей человека как винтик в глобальной машине и букашку в общем историческом процессе. Она стала созвучной стремлениям, проснувшимся в сердцах многих в период хрущевской оттепели.

Год издания: 1960
Жанр: исторический роман



Год издания: 1962
Жанр: повесть



Мирвали родился в богатой семье, но жил у отца как батрак. Против его воли молодой человек женился на любимой девушке Шамсегаян. С приходом советской власти герой потерял все нажитое и в отместку совершил поступок, который не смог себе простить: сжег хлеба своей семьи, которые были так нужны жителям деревни. Судьбы Мирвали и Шамсегаян, с одной стороны, — свидетельство того, как общественные потрясения лишают человека дома, земли, национального самосознания, обрекают его на лишения. С другой — автор раскрывает перед читателем образ татарина со своим мировоззрением, в котором родная земля, род, родственники — самые дорогие ценности.

http//photoload.ru/data/60/55/d2/6055d2a63b97139fedf7dda114af4b4a.jpg

Цитата:

Нурихан Фаттах


Нурихан Садрильманович Фаттах (тат. Нурихан Садрыйман улы Фаттахов) родился 25 октября 1928 года в татарской деревне Кючтовыл Янаульского района Башкирской АССР, в семье крестьянина. По окончании Янаульской средней школы № 1, обучался с 1946 по 1951 годы на отделении татарского языка и литературы Казанского государственного университета (КГУ). В студенеческие годы, заинтересованно изучает историю и литературу, фольклор татарского народа, пробует перо, сочиняя свои первые стихи и рассказы.

С детства Фаттах интересуется литературным творчеством, пишет стихи и рассказы. В 1944 году его первые стихотворения были напечатаны в журнале "Совет-д-бияты" (ныне "Казан утлары"), а в 1948 году в сборнике "БезнеЇ хикаялар" ("Наши рассказы") - его первое прозаическое произведение.

Первое крупное произведение, о жизни студенчества начала пятидесятых, Фаттах написал в 1955 году - роман “А как по-вашему?”. В этом произведении он проявил себя зрелым художником, мастером психологического анализа. В прошлом студент университета, автор украсил текст живыми наблюдениями, создал запоминающиеся характеры.

Следствием двухлетнего пребывания молодого писателя в Казахстане, является - роман “Бала кунеле далада” (“Очарованный степью”).

Нурихан Фаттах внёс яркий вклад и в развитие детской литературы, выпустив несколько сборников рассказов для детей. Также активно занимался переводом на татарский язык произведений русской и зарубежной классической литературы.

Заслуги Нурихана Фаттаха были высоко оценены государством и народом. В 1976 году он стал заслуженным работником культуры РСФСР. За роман-трилогию “Свистящие стрелы” в 1994 году удостоен звания лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая. Свидетельством широкого народного признания таланта Нурихана Фаттаха стало присвоение ему в 1998 году высокого звания народного писателя Татарстана.

С 1965 г. член Союза писателей.

В 1992 году Международным биографическим центром (Кембридж, Англия) присуждено почётное звание "Человек года-92".

Произведения для детей

Читайте также: