История россии 7 класс 6 параграф краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Конспектирование - полезная работа, помогающая учащимся задействовать зрительную память при освоении непростых тем. Особенно актуальны такие занятия при изучении исторического материала, где собран большой объем информации, включающий события, даты, имена, иные значимые факты. Краткая запись этих данных за весь курс - ••конспекты по истории России за 7 класс**, позволят систематизировать, обобщить и представить в удобном для запоминания виде материал программы. Как правило, часть домашних заданий по предмету для семиклассников подразумевает именно составление краткой записи материалов учебников и иной литературы, практикумов, дополнительных источников. Нередко учителя в классе задают конспектировать лекции. Это позволяет уже в школе развивать навыки оперативного анализа и записи основных мыслей лектора, что пригодится в настоящем и будущем.

Почему важно конспектировать уроки?

Для эффективной и качественной подготовки важно делать конспекты по истории России 7 класс, поскольку они позволяют:
- представлять информацию в максимально сжатом, кратком виде;

  • анализировать большие блоки данных, выделяя главное или несколько основных направлений, в которых концентрируется общая мысль текста или составлять такую краткую формулировку;
  • записывать данные наглядно, чтобы впоследствии быстро подготовиться по заданной теме или по всему курсу к ответу, контрольной, ВПР, диагностической, экзамену, конкурсной программе;
  • дополнять и расширять записи новыми данными по мере необходимости, дальнейшего изучения курса дисциплины, прочтения дополнительных источников.

Помощь в составлении конспектов

Но семиклассники не всегда могут успешно справляться с конспектированием сами. На первых этапах такой работы у них возникает немало сложностей с определением, выделением или формулировкой основной мысли текста, грамотной записью информации, составлением аналитических таблиц и схем, упрощающих последующую работу с конспектами. Чтобы преодолеть все возможные сложности, можно прибегнуть к профессиональной помощи в конспектировании. Необязательно посещать платные курсы, приглашать репетиторов. Можно использовать конспекты по истории России 7 класс, собранные на портале еуроки. Здесь представлена обширная коллекция материала по всем учебно-практическим пособиям курса дисциплины за седьмой класс, по всем используемым учителями программам и УМК по предмету. Такой помощник - незаменим и полезен, поскольку:

  • собранные краткие записи максимально наглядны, учитывают уровень знаний и кругозора семиклассника;
  • ими легко воспользоваться в любое удобное время;
  • они соответствуют требованиям регламентов образовательных Стандартов;
  • информация в них представлена в доступном для оперативного применения виде.

По ним можно без проблем за относительно короткий срок научиться конспектировать самостоятельно, не делая ошибок в этой непростой, но крайне важной и полезной работе.

Михаил Федорович Романов, первый царь из новой династии, правил с 1613 по 1645 год. Его царствование можно условно разделить на три периода: до возвращения его отца Филарета из польского плена; при Филарете; после смерти Филарета

многие историки называют периодом правления Филарета, потому что сам царь Михаил в своих силах был не очень уверен и много прислушивался к советам.

Сбор налога на соль происходил следующим образом: соль производили частные предприниматели и в обязательном порядке продавали ее в казну; из казны ту же соль продавали уже по гораздо более высокой цене. Разница в цене шла в казну в качестве налога.

Особенно сильно от соляного налога пострадали горожане. В народе возникло возмущение,

В 1648 году жители Москвы хотели пожаловаться на Плещеева, для чего составили коллективную челобитную царю. Однако Морозов не дал им этого сделать и повелел стегать плетьми, после чего начался бунт, вошедший в историю как Соляной . Царская семья и бояре вынуждены были спрятаться, Плещеев был выдан на растерзание толпе.

Когда страны стали независимые получилось свободное место власти. Внутренние конфликты появляются в результате борьбы за власть. Как например, в мусульманских странах, где между двумя направлениями идет борьба за доминирование. Лучший выход - сообщественная демократия, которая была в Ливане до 1975 года, когда места распределялись конфессионо.
Внешние же конфликты появляются из-за того, что мир многополюсный и разные полюсы хотят получить новых союзников, рынки сбыта.

Экономическая причина - европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке.
Религиозная причина- касалась недопустимости хранения святынь христианства , прежде всего Гроба Господня, в руках неверных.

В начале 20 века священник Г. Петров предупреждал: «Николай Романов ни полушки прав народу не даст. И тогда уже кровь. Море кров

В результате Куликовской битвы 1) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель 2) была уничтожена Золотая Орда

Каковы были альтернативы развития народного хозяйства в последние годы? Каковы итоги экономических дискуссий 1946-1947 гг.?

Каковы были цели реформ, проведённых в России в середине XVI в.?

1. Боярское правление. Елена Глинская

Борьба за власть развернулась между боярами-опекунами — Шуйскими, Бельскими и Глинскими. Однако вскоре вдова Василия III, Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой над сыном, взяла управление государством в свои руки. Она жестоко расправилась с другим возможным претендентом на великокняжеский престол — младшим сыном Ивана III, удельным князем Андреем Старицким, вокруг которого стали сплачиваться противники Глинских.

Правление Елены Глинской продолжалось менее пяти лет. Она сумела провести ряд важных реформ, способствовавших централизации государства, прежде всего денежную реформу, в результате которой московский рубль стал единственной для всей страны денежной единицей. Помимо этого, были введены единые для всего государства меры веса и длины.


Елена Глинская. Реконструкция С. А. Никитина


Иван IV. Реконструкция М. М. Герасимова


Иван IV. Гравюра XVI в.

В 1534 г., видя, что Российское государство ослаблено внутренними распрями, польский король и великий князь литовский Сигизмунд I начал войну с Россией. Польско-литовская армия разорила брянские и черниговские земли. Русское войско смогло отбить удары неприятеля и продвинуться на территорию Литвы. В 1535 г. литовцам удалось овладеть Гомелем и Стародубом. В свою очередь русские смогли воздвигнуть на пограничных литовских землях крепости Себеж и Заволочье. Расчёты Сигизмунда на бессилие московского правительства, связанное с внутренними неурядицами, не оправдались. Война затягивалась. К такому развитию событий Сигизмунд I не был готов. В 1537 г. было заключено русско-литовское перемирие, в результате которого Гомель переходил Литве, а за Россией оставались Себеж и Заволочье.

В апреле 1538 г. тридцатилетняя Елена Глинская неожиданно умерла. Как полагают историки, она была отравлена боярами. После её смерти борьба боярских родов за власть приобрела ожесточённый характер. Отравления и убийства соперников, их заключение в темницу или насильственное пострижение в монахи — всё это стало обычным делом при московском дворе. Причём часто бояре совершали свои зверства прямо на глазах у юного государя. Подобная ситуация оказала большое влияние на формирование личности Ивана IV.

2. Личность Ивана IV

Каким образом обстановка начала правления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности?

Иван рос одарённым ребёнком. Он рано пристрастился к чтению. Мальчика особенно интересовали описания жизни великих правителей прошлого и рассуждения о божественном происхождении верховной власти. В юные годы Иван не получил систематического образования, однако в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими обширными познаниями. Более того, он занялся литературным трудом и оказался талантливым и весьма плодовитым писателем. Источники свидетельствуют, что Иван IV был хорошим оратором. В своих речах он любил ссылаться на произведения древних авторов и приводил примеры из римской истории.

Иван был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки. В ней хранились редчайшие сочинения античных и византийских авторов. Государь увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. И всё это сочеталось в нём с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью.

Какие черты личности Ивана IV вам симпатичны, а какие нет?

3. Венчание на царство

На 17-м году жизни Иван заявил митрополиту Макарию о своём намерении венчаться на царство, а не на великое княжение, как это было принято на Руси. Митрополит поддержал это желание, сулившее значительное укрепление верховной власти. Ведь царями на Руси называли ордынских ханов и византийских императоров, и первый русский царь с полным основанием мог претендовать на все те неограниченные права, которыми пользовались эти правители.


Шапка Мономаха

Каково было значение венчания Ивана IV на царство?


Царский трон Ивана IV

16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание Ивана IV на царство. Шапку Мономаха возложил на голову царя митрополит, подчёркивая тем самым особое положение церкви в государстве.

4. Московское восстание 1547 г.

Борьба за власть между боярскими родами привела к невиданным злоупотреблениям, беззаконию и взяточничеству. Резко ухудшилось положение широких слоёв населения.

Возвышение рода Глинских ещё более осложнило обстановку. Чашу народного терпения переполнил грандиозный московский пожар, уничтоживший почти весь город. Многие горожане лишились имущества и крова. Москвичи во всех своих бедах винили Глинских.

26 июня 1547 г. вооружённые горожане ворвались в Кремль и потребовали выдать им Глинских на расправу. Бояре пытались успокоить восставших, но успеха не имели. Разъярённые москвичи выволокли из Успенского собора дядю царя — Юрия Глинского и забили его камнями. Были разграблены дворы Глинских, перебиты их слуги. Царю с семьёй пришлось спасаться в подмосковном селе Воробьёве. Но разъярённая толпа двинулась и туда. С большим трудом удалось убедить народ, что Глинских в Воробьёве нет.

Народные восстания в Москве, а затем и в других городах убедили царя в необходимости проведения реформ, направленных на укрепление центральной власти.

5. Избранная рада

Назовите причины Московского восстания 1547 г.

Ко времени венчания Ивана IV на царство вокруг него сложился круг талантливых государственных деятелей. Он получил название Избранной рады — совета приближённых. В неё входили дворянин А. Ф. Адашев, священник Сильвестр, князья М. И. Воротынский и А. М. Курбский, боярин И. В. Шереметев, дьяк И. М. Висковатый. Избранную раду поддерживал и глава Русской православной церкви митрополит Макарий.

Опираясь на Избранную раду и своего ближайшего советника митрополита Макария, царь провёл реформы, которые должны были способствовать окончательному собиранию и объединению всех русских земель вокруг центральной власти. Разработчики реформ понимали, что это сложная задача, решить которую можно лишь при поддержке широких слоёв населения.

6. Укрепление центральной власти

В 1549 г. Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. На соборе царь обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они творили во времена его малолетства, и пообещал в дальнейшем охранять население от произвола бояр и местных властей.

В последующие годы на Земские соборы стали приглашать представителей практически всех слоёв населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

В 1550 г. на Земском соборе был утверждён новый Судебник. В нём был увеличен размер пожилого при переходе крестьян (в Юрьев день) от одного помещика к другому, ужесточались наказания для разбойников, вводились наказания за взятки, ограничивались права наместников. Судебник наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе. Все законы должны были проходить порядок боярского приговора (утверждения). Закончилось формирование системы центральных органов управления — приказов. Каждый приказ ведал определёнными государственными делами. Так, Посольский приказ руководил внешней политикой России, Челобитный приказ принимал жалобы, подаваемые на имя царя, — челобитные, а также контролировал другие государственные учреждения. Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором ополчения, Поместный приказ — землевладением и т. д.

Каковы были основные направления реформ Избранной рады?


Земский собор. Художник С. В. Иванов

Назовите слои общества, которые были представлены на соборе.


Титульный лист Стоглава

В 1551 г. состоялся церковный собор. Им руководил митрополит Макарий, активное участие в его работе принимал Иван IV. (Сборник документов, которые принял собор, состоял из ста глав, поэтому собор был назван Стоглавым.) В соответствии с задачами централизации страны собор привёл к единообразию церковные обряды, признал всех местных святых общерусскими, разработал правила поведения для духовенства с целью повышения его образовательного и нравственного уровня.

7. Военная реформа

В 1550 г. была проведена военная реформа. На время военных действий ограничивалось местничество — на высшие военные должности назначались лица, проявившие воинский талант, независимо от знатности рода. Была создана избранная тысяча — ядро поместного ополчения, непосредственно подчинённое царю. Первой попыткой создания регулярной армии стало учреждение стрелецких полков. Стрельцом мог стать любой свободный человек. Стрельцы получали из казны денежное жалованье, ручное огнестрельное оружие и обмундирование.

В 1556 г. было принято Уложение о службе, определявшее нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев. С каждых 100 четвертей земли (150 десятин, или около 170 гектаров) должен был являться на службу один вооружённый конный воин. Если земли было 200 четвертей, то её владелец должен был привести с собой ещё одного вооружённого человека. Уложение о службе во многом уравнивало права вотчинников (бояр) и помещиков (дворян), способствовало формированию общерусского служилого земледельческого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу.


Стрельцы


Конный воин-дворянин

8. Реформы местного управления и налогообложения

Вспомните, что такое кормления. Кто их уплачивал и в каком виде?

В 1556 г. была проведена реформа местного управления. Она упразднила кормления и наместническое правление. В уездах, где существовало частное землевладение, были учреждены должности губных старост (губа — это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом). Старост избирали землевладельцы округа из своей среды. Там, где большинство населения составляли черносошные (лично свободные) крестьяне, а также в городских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты. В городах избирались городовые приказчики. Выборные органы наделялись широкими полномочиями. Они вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, осуществляли сбор податей (денежных налогов). Права самоуправления получило и духовенство. Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.

Был изменён и порядок налогообложения — установлена единица налогообложения (соха) и размер взимаемых с неё повинностей (тягло).


ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Реформы Ивана IV, проведённые совместно с Избранной радой, были направлены на централизацию страны. При их проведении власть стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы намечали путь развития Российского государства как сословно-представительной монархии.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему, на ваш взгляд, после смерти Василия III в России установилось боярское правление? Какие последствия оно имело? 2. Какое значение для централизации страны имели реформы Елены Глинской? 3. Как протекали детские годы Ивана IV? Как вы думаете, каким образом борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности царя?

4. Как вы оцениваете деятельность Избранной рады? Согласны ли вы с мнением, что её можно назвать первым в истории России правительством?

5. Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-представительной монархии? Чем отличались российские органы сословного представительства от западноевропейских? 6. Как вы думаете, почему важное место в преобразованиях 1550-х гг. заняла военная реформа?

Работаем с картой

Покажите на карте территорию, входившую в состав России накануне вступления на престол Ивана IV.

Изучаем документы

Сами вельможи русского царя богатеют и в лени пребывают, а царство его в скудость приводят. Потому называются они слугами его, что прибывают на службу к нему в нарядах, на конях и с людьми, но за веру христианскую некрепко стоят и без отваги с врагом смертную игру ведут, так что Богу лгут и государю.

ИЗ ДОМОСТРОЯ

Какой позиции придерживается автор документа? А как, по вашему мнению, он мог бы оценить время боярского правления?

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Историки ведут дискуссии о характере народного представительства в Земских соборах, их роли в истории России. Ниже представлены основные точки зрения учёных по этому вопросу. Какая из них вам кажется наиболее верной? Свой ответ аргументируйте.

4. С помощью дополнительной литературы выясните имена европейских правителей, которые были современниками Ивана IV.

5. Сравните процессы централизации государства в России и европейских странах. Выявите общее и особенное в этих процессах.

Запоминаем новые слова

Земский собор — центральное сословно-представительное учреждение XVI—XVII вв. Созывался для санкционирования важнейших правительственных мероприятий.

Избранная рада — неофициальное правительство Ивана IV в конце 1540-х—1550-х гг.

Местничество — система распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков. Зародилась в XIV в. Отменена в 1682 г.

Сословно-представительная монархия — форма правления в условиях политической централизации, предусматривающая участие представителей сословий в составлении законов и управлении страной. Стрельцы — в XVI — начале XVIII в. постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием. Набиралось из свободного посадского и сельского населения, затем стрелецкая служба стала наследственной и пожизненной. Стрельцы стали категорией служилых людей.

Челобитная — индивидуальное или письменное прошение.

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

ПОЯВЛЕНИЕ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ: ДИСКУССИИ О ХАРАКТЕРЕ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

В. О. Ключевский: «В нашей литературе можно уловить два взгляда на земские соборы. Одни видят в них только вспомогательное орудие администрации. Другие расположены придавать им важное политическое значение как органу народной оппозиции. Оба эти взгляда неудобны тем, что трудно решить, который из них верен и даже верен ли который-нибудь из них. Представительные собрания средневековой Западной Европы были вызваны к жизни политическою борьбой и ею же воспитаны. Средневековое западноевропейское государство было сословною федерацией, союзом нескольких державных сословий, державшимся на таком же договоре, каким определяются взаимные отношения союзных государств. При таких условиях представительные собрания получали тем большее политическое значение, чем чаще и откровеннее сословные представители показывали на них зубы друг другу или правительству.

История России – это очень длительный период становления великой державы. Он берет свое начало, тогда когда еще не было самого государства, как такового, и продолжается, по сей день. В настоящее время Российская Федерация является исторической преемницей предшествующих форм непрерывной государственности с 862 года: Древнерусского государства (862—1240), Великого княжества Владимирского (1157—1389), Московского княжества (1263—1547), Русского царства (1547—1721), Российской империи (1721—1917), Российской республики (1917), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1917—1922, с 1922 года республика в составе СССР) и Союза Советских Социалистических Республик (1922—1991).

Часть 1. С древнейших времен до конца XVI века .

Часть 2. С конца XVI до конца XVIII века.

Часть 3. С XIX до начала XX века.

Часть 4. С XX до начала XXI века.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Читайте также: