История одного назначения краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Подлинная суть названия картины Дуни Смирновой стала понятна еще до показа, когда режиссер со сцены обратилась к судьям, которым предстоит вынести приговор Кириллу Серебренникову. Предназначение ленты — напомнить о том, что милосердие может быть выше правосудия, и сложно представить другого русского писателя, который столь же успешно справился бы с адвокатурой этой идеи. Но Лев Толстой (на диво убедительный Евгений Харитонов) — не главный герой фильма; более того, в описанный период он еще даже не кажется моральным авторитетом — скорее таким же несовершенным человеком, как и все мы. Просвещенный поручик Григорий Колокольцев (блестящий дебютант Алексей Смирнов), полфильма выдающий себя за главного героя, тоже в какой-то момент отходит на второй план. А на первом появляется маленький человек — полковой писарь Шабунин (выпускник ВТУ им. Щепкина Филипп Гуревич), которого вот-вот казнят, но не за систематическое проявление малодушия (писарь помогает офицерам воровать), а за разовую вспышку достоинства и благородства.

Смотреть



В сентябре на экраны вышел новый фильм известного режиссёра Авдотьи Смирновой. Кино посвящено истории, произошедшей в русской армии в 1866 году, когда за воиснкое преступление судили и приговорили к смерти писаря Шабунина. Случай этот достаточно хорошо известен. И потому — казалось бы — снимая фильм, основанный на реальных событиях и заявленный как исторический, очень сложно ошибиться.

Неслучайно лживая и антиисторическая картина уже получила множество восторженных отзывов в оппозиционной прессе.

История глазами Дуни Смирновой

Молодой гвардейский офицер Колокольцев — бездельник и повеса — решает доказать отцу, что он чего-то стоит и просит о переводе в армейский полк. Там он попадает в роту поляка, капитана Яцевича.

Поручик Григорий Аполлонович Колокольцев пробует себя в роли командира роты

Капитан оказывается безжалостным служакой, которому чуждо всё человеческое. Он не признает ничего кроме устава и дисциплины, изнуряет солдат учениями, а подчинённых офицеров придирками.

Колокольцев желает изменить армию, для чего собирается организовать в роте столярную артель и военную школу. Старается облегчить положение солдат, постоянно протестует против действий сурового командира. Но на деле всё получается плохо: в школе фельдфебель вместо обучения рассказывает солдатам про евреев ( в фильме звучит более обидное слово), злоумышляющих против государственной власти, а забота о солдатах неизбежно приводит к падению дисциплины.

В этой же роте служит писарь Шабунин. Его не любят солдаты и постоянно издеваются над ним. Спасаясь от повседневности, бедный сирота Шабунин погружается в мечтания о собственном высоком происхождении, которое сам себе придумывает.

Писарь Шабунин в строю

Когда перед генеральской проверкой Яцевич раскрывает недостачу средств, ротный фельдфебель обвиняет в краже денег Шабунина. Капитан вызывает писаря и обвиняет его в воровстве. Оскорблённый Шабунин бьёт командира по лицу. За это он будет осуждён полевым судом и приговорён к смерти. Несмотря на защиту живущего поблизости в своей усадьбе графа Льва Толстого.

Ужасная картина… В русской армии служат лишь карьеристы, держиморды и воры. Над солдатами издеваются. Офицеры прекрасно понимают, что писарь невиновен, но приговаривают его к смерти. Короче, ещё один фильм о том, как беспросветна русская жизнь во все времена и эпохи. Но я скажу вам — это наглый и бессовестный обман зрителей. Вот доказательства.

Серебряный Георгий для офицера

Как уже говорилось, дело писаря Шабунина хорошо известно. Чтобы не допускать перевирания нашей истории, надо было всего лишь ознакомиться с опубликованными материалами и архивными сведениями. Вместо этого сценаристы — а это в том числе и сама Смирнова — предпочли полностью переписать историческую правду. Придумав неправдоподобное и оскорбительное для нашего народа и армии недоразумение.

История одного недоразумения: почему не стоит смотреть новый фильм Дуни Смирновой?

Чтобы читатель не заскучал от обилия фактов, начну с забавных ляпов, которыми переполнен фильм.

История одного недоразумения: почему не стоит смотреть новый фильм Дуни Смирновой?

Да, а кстати — почему поручик? В армейский полк Колокольцев попадает именно в этом чине, но хорошо известно: офицеры гвардии имели преимущество перед армейцами и в простые части переводились с повышением. Так что Колокольцев ушёл бы в пехоту в чине капитана.

Пьяный слон и неслучившаяся дуэль

Папа-генерал пеняет сыну, что тот напоил слона шампанским до такой степени, что слон умер. История весёлая, но абсолютно неправдоподобная, что подтвердит любой биолог. Чтобы слон умер от алкогольного отравления, ему надо выпить столько шампанского ( которое в то время было самым дорогим вином в России и привозилось исключительно из Франции), что для приобретения должного числа бутылок Колокольцевым пришлось бы продать своё имение.

Лев Николаевич Толстой по версии Авдотьи Смирновой

Только приехав в полк, Колокольцев начинает своё знакомство с собственным командиром с публичной ругани, происходящей в присутствии нижних чинов. В реальности за такое немедленно последовал бы вызов на поединок, так как подобный поступок был невообразимым оскорблением чести офицера и дворянина. В фильме же капитан Яцевич лишь недовольно брюзжит. Затем оскорбления повторяются снова. И на этот раз капитан приказывает посадить поручика под арест. Такого тоже быть не могло, командир обязан был составить рапорт начальству, а дальнейшую судьбу Колокольцева решал бы военный суд.

Вульгарные аристократки и народ-грубиян

К тому же они так лихо закидываются винишком, что все мои знания об этикете XIX века просто пасуют перед этой чудовищной картиной.

Простой русский народ показан в фильме, хм… мрачно. Солдаты тупы и жестоки, они готовы заживо пожечь деревенских девок в бане, лишь бы посмеяться над ними. В графской усадьбе конюх, которому доверили заботиться о редких свинках, сознательно морит их голодом. Чем доводит их до гибели и приводит Толстого в ярость. Крестьяне в местах квартирования полка глупы и доверчивы.

История одного недоразумения: почему не стоит смотреть новый фильм Дуни Смирновой?

Фильм завершается депрессивной панорамой сельской округи, демонстрируемой под пение молитв. В общем, вы поняли, как видит народ Дуня Смирнова.

Что же было на самом деле?

А теперь перейдём непосредственно к истории, которая стала основой фильма. В отличие от кино, в котором Шабунин показан безродным бастардом, в реальности он происходил из достаточно обеспеченной мещанской семьи и даже пытался получить художественное образование. А зачем его сделали незаконнорожденным сироткой? Да чтобы было жалостливее.

Невинная жертва кровавого режима

О чём говорил граф Толстой

Лев Толстой действительно выступал в защиту писаря. Движимый идеалами гуманизма, он попытался оправдать его на суде. Но если в фильме граф произносит очень душевную речь о том, как плохо отнимать человеческую жизнь, в реальности выступление Толстого было совсем иным.

Граф Лев Толстой за пять лет до описываемых событий

Граф обучался в Казанском императорском университете на факультете права и хорошо знал русское законодательство. Он понимал: бессмысленно апеллировать к высокому гуманизму перед лицом реального воинского преступления. Поэтому его защита строилась на простом тезисе: Шабунин — как считал граф, долго беседовавший с писарем, — всего лишь дурак. Слабоумный, который ударил офицера во время приступа безумия.

Имеет ли право на существование такой взгляд на наше прошлое? Конечно. Но является ли он правдой? Нет, нет и ещё раз нет!

постер История одного назначения

Историческая костюмированная драма от режиссера Авдотьи Смирновой, основанная на реальных событиях.

Остросюжетный трагический рассказ о событиях, участником которых оказывается сам граф Лев Николаевич Толстой.

Столичный поручик Григорий Колокольцев, вдохновленный передовыми идеями, отправляется на службу в пехотный полк в Тульскую область. Там происходит военное преступление. Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел.

Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который берётся защитить невиновного.

Запутанная история о сложности выбора и верности собственным идеалам основана на реальных событиях.

кадры из фильма "История одного назначения"

кадр История одного назначения 2

кадр История одного назначения 3

кадр История одного назначения 4

кадр История одного назначения 5

кадр История одного назначения 6

кадр История одного назначения 7

кадр История одного назначения 8

кадр История одного назначения 9

кадр История одного назначения 10

кадр История одного назначения 11

кадр История одного назначения 12

кадр История одного назначения 13

кадр История одного назначения 14

Режиссер: Авдотья Смирнова;
Сценаристы: Павел Басинский, Анна Пармас, Авдотья Смирнова;
Оператор: Максим Осадчий-Корытковский;
Композиторы: Баста, Алексей Голубенко;
Художник: Анастасия Каримулина;
Продюсеры: Наталья Смирнова, Анатолий Чубайс, Сергей Сельянов, Виктория Шамликашвили, Оксана Барковская, Максим Володин (иcп.);
Производство: Кинокомпания СТВ, Глобус-фильм;
Год: 2018;
Премьера: июнь 2018 (Кинотавр), 6 сентября 2018, 29 июня 2019 (Россия 1)


Толстой не собирается вести аргументированный диспут с властью, он не софист и юрист, он не готов спорить о степенях оправданности применения насилия и ответных реакциях на него. Сама его природа не приемлет механистичность в решениях жизни и смерти. В четкой работе заведенного часового механизма насилия он видит смерть души не только приговоренного, но и палача. Насилие расчетливое, хладнокровное и гарантированное всей юридической мощью аппарата Толстой понять не может.


Государство не только эксплуатирует своих подданных, но и развращает их, заставляя выполнять этот страшный закон – и это в глазах Толстого едва ли не страшнее смерти приговоренного. Его ужасает работа бездушной машины человеческого закона. И удручает готовность большинства людей стать ее элементом.

Он еще не знает, что однажды ему невольно придется стать одной из шестеренок, пружинок невыносимого для него карательного механизма – пусть даже той из них, что всеми силами оттягивает исполнение приговора или даже старается его отменить.


Тот действительно был поляком, порядочным, судя по всему, сухарем, но исправным служакой, который ценил устав и верил в воспитательные возможности телесных наказаний. Это, впрочем, не сильно меняло дело. Оскорбление офицера словом и действием, да еще и при свидетелях, было проступком невозможным, подрывающим устав и принцип субординации в армии, влекущим за собой однозначные последствия. Сам Шабунин буквально накануне переписывал приказ о расстреле провинившегося подобным образом солдата и не мог об этом не знать, но все же сделал то, что сделал.


Это толстовское письмо Александру II не дошло. Дойдет письмо другое – отправленное его наследнику после гибели императора-реформатора. В нем Толстой, еще более убежденный, что государство не имеет права карать никого, пусть даже вина доказана и велика, высказался куда радикальнее, чем в случае с Шабуниным. Хотя и вопрос был куда более острый и, казалось, не позволявший говорить о снисхождении и милости.

Читайте также: