Менделеев проблемы в школе

Обновлено: 04.07.2024

Д.И.Менделеев,
1880 г.

Менделеев отмечал и такое обстоятельство, как необходимость готовить педагогов, которые владели бы прикладными знаниями и умениями (техническими, агротехническими), причем их подготовку можно осуществлять, по мнению ученого, как в политехнических институтах и сельскохозяйственных академиях, так и в педагогических, если в них будут созданы свои технические факультеты (с отделениями на старших курсах).

Преодолеть односторонность высших технических учебных заведений были призваны политехнические институты, своеобразные технические университеты. Менделеев особенно интересовался возможностью развития таких вузов в Киеве, Варшаве, Риге, Томске, а в создании политехникума в Петербурге сам принимал непосредственное участие.

Образцом в системе высшего педагогического образования служил для него Главный педагогический институт. Менделеев считал, что в педагогическом институте общее высшее образование может быть обеспечено на трех отделениях или факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом (или камеральном, т.е. экономико-административном), причем переходить на последний можно только после предварительного прохождения одного из первых двух.

Он замечал, что при аттестации бакалавра в Англии в дипломе указывают его успехи и в овладении какой-либо узкой и конкретной областью знаний.

Весьма современны мысли Менделеева о взаимодействии географического, социально-экономического и культурного пространства в решении образовательных задач.

Русская история тесно связана с взаимодействием европейской и азиатской культур. Россия – молодое государство, и образование должно сыграть решающую роль в его развитии.

Поскольку главным научным предметом учителей является педагогия (так именует его Менделеев вслед за К.Д.Ушинским), то кафедры педагогики должны быть утверждены во всех российских университетах. Все профессора вузов должны владеть педагогикой!

Следует указать и на то, что в трудах Менделеева по проблемам образования наметился валеологический подход к организации процесса обучения, воспитания и развития учащихся.

Характер подаваемых фактов, раскрываемых законов, концепций, систем, понятий позволяет учащемуся выработать научный стиль мышления и деятельности, сформулировать различные (художественные, научные, экологические, технологические) картины мира.

Учителями Д.И.Менделеева в Тобольской гимназии были замечательные сибирские педагоги И.П.Менделеев, П.П.Ершов, И.К.Руммель, М.И.Доброхотов, Д.П.Шелудков, воспитавшие у будущего автора периодического закона, ученого-энциклопедиста, педагога-просветителя ряд выдающихся качеств: самостоятельность, трудолюбие, жажду знаний, наблюдательность, стремление к самовыражению.

Идеи Менделеева о развитии навыков самостоятельности актуальны и в настоящее время. В период образования различных типов учебных заведений (лицеи, реальные школы, гимназии и др.) акцент в педагогической практике делается на приобщение учащихся к самостоятельности. Для этого используются самые различные методы и методические приемы.

Новые требования и проблемы школы заставляют обращаться к не замеченным ранее сторонам и деталям педагогических концепций Менделеева. Так, совершенно отчетливо в его системе просматриваются элементы валеологического подхода к организации учебного процесса, к деятельности его субъектов – учителей и учащихся, ко всем сторонам образовательной политики: от целей до учебных помещений.

Истоки такого внимания к проблемам здоровья в образовательной системе лежат в родном Тобольске. И здесь нельзя не вспомнить декабристов.

Попав в непривычные условия, декабристы заботились о своем физическом и нравственном здоровье, стали образцом для подражания. Плавание, гимнастика, катание на коньках, шахматы были распространены среди молодежи. Игре в шахматы научился и юный Менделеев.

И.П.Менделеев и П.П.Ершов (директора Тобольской гимназии и преподаватели гуманитарных предметов) широко использовали игровые формы занятий, экскурсии, разумно строили расписание, чередуя физические упражнения, занятия музыкой, танцами, рисованием с предметами, требующими большого умственного напряжения. Это не осталось незамеченным юным Менделеевым.

Перемена климата и обстановки при переезде в Петербург (1850) отрицательно сказались на здоровье Д.И.Менделеева. Это заставило его внимательно отнестись к режиму труда и отдыха, к советам медиков, к собственным познаниям в области медицины. Он приобрел много друзей в Медико-хирургической академии. Среди них были Е.В.Пеликан – профессор петербургской Медико-хирургической академии, Ю.К.Трапп – академик, начальник кафедры фармации, А.В.Пель – видный русский фармацевт и врач, С.П.Боткин – врач-терапевт, Э.А.Юнге – врач-окулист. По возвращении Д.И.Менделеева из Гейдельберга Юнге сделал ему операцию на глазах при участии других врачей из Медико-хирургической академии – И.М.Сеченова, Е.В.Пеликана.

Не раз приходилось восхищаться размахом многих менделеевских дел. Не стали исключением его педагогические труды и идеи.

Образование – это та область человеческой деятельности, которая касается практически всех. Все мы учились в школе, многие – в институтах или средних учебных заведениях, у нас есть дети, которые учатся и т.д. Кроме того, многие считают себя весьма компетентными в вопросах образования. И, действительно, те вопросы, которые плохо решаются или не решаются вообще, хорошо всем видны.

С этих позиций, интересно посмотреть, как самые образованные люди прошлого – писатели, ученые – оценивали систему образования своего времени, что положительного и отрицательного находили в ней, что и как предлагали изменить. Занимаясь изучением научной деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева, нам удалось узнать его взгляды на проблемы образования в России. И пришла идея сравнить их с проблемами сегодняшнего дня.

Не секрет, что Менделеев относится к, так называемым учёным-энциклопедистам, чья широта научных интересов не переставала удивлять даже его современников (которые тогда не могли до конца оценить всего вклада ученого в различные области науки). Следует также отметить, что Дмитрий Иванович был замечательным педагогом-практиком. Большую часть своей жизни Д.И.Менделеев занимался преподавательской деятельностью, успешно совмещая её с научной. В основном преподавание велось в Петербургских высших учебных заведениях. Но был опыт работы и в других городах (это выходит за рамки данной статьи), а также помощь в организации высших учебных заведений на территории России. Вот почему так интересны именного его взгляды на систему образования, которую он часто критиковал, но которая имела и много положительного, раз такие ученые, как Менделеев, появлялись в России.

ВложениеРазмер
statya_mendeleev_1.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые педагогические взгляды Д.И.Менделеева

и образование в условиях современной России

Образование – это та область человеческой деятельности, которая касается практически всех. Все мы учились в школе, многие – в институтах или средних учебных заведениях, у нас есть дети, которые учатся и т.д. Кроме того, многие считают себя весьма компетентными в вопросах образования. И, действительно, те вопросы, которые плохо решаются или не решаются вообще, хорошо всем видны.

С этих позиций, интересно посмотреть, как самые образованные люди прошлого – писатели, ученые – оценивали систему образования своего времени, что положительного и отрицательного находили в ней, что и как предлагали изменить. Занимаясь изучением научной деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева, нам удалось узнать его взгляды на проблемы образования в России. И пришла идея сравнить их с проблемами сегодняшнего дня.

Не секрет, что Менделеев относится к, так называемым учёным-энциклопедистам, чья широта научных интересов не переставала удивлять даже его современников (которые тогда не могли до конца оценить всего вклада ученого в различные области науки). Следует также отметить, что Дмитрий Иванович был замечательным педагогом-практиком. Большую часть своей жизни Д.И.Менделеев занимался преподавательской деятельностью, успешно совмещая её с научной. В основном преподавание велось в Петербургских высших учебных заведениях. Но был опыт работы и в других городах (это выходит за рамки данной статьи), а также помощь в организации высших учебных заведений на территории России. Вот почему так интересны именного его взгляды на систему образования, которую он часто критиковал, но которая имела и много положительного, раз такие ученые, как Менделеев, появлялись в России.

Действительно, ряд славных традиций российское образование, несомненно, имело.

Процветание страны Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием её природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. Направление русского народного образования, по Менделееву, должно быть жизненным и реальным (а не т. н. классическим), доступным для всех сословий. Особое значение Дмитрий Иванович придавал подготовке учителей и профессоров; сам был талантливым лектором и воспитателем научной смены. И сейчас именно этот аспект должен стать приоритетным в России, ведь именно школьный учитель может распознать способного ребенка, помочь развить эти способности, создать дополнительные условия для их формирования, в т.ч. и используя индивидуальные образовательные маршруты.

Интересным представляется понять, что было основой формирования мировоззрения будущего ученого-педагога. И здесь, в первую очередь, следует сказать о семье и том высшем учебном заведении, которое он закончил в Санкт-Петербурге (Учиться в Москве ему не представилось возможности).

В Петербурге проживала замужняя сестра – Ольга Ивановна. Вскоре по приезде умерла мать Дмитрия Ивановича. Таким образом, именно в Главном Педагогическом институте, где он начал обучаться, Менделеев практически нашёл свою вторую семью. Привыкнуть к порядкам закрытого учебного заведения было непросто, правила для студентов были весьма суровые.

Приведем некоторые выдержки из литературы и документов о Менделееве, позволяющие охарактеризовать ту обстановку. «…Но своим ясным умом Менделеев быстро понял, что это не главное, что под суровой внешностью кроется столь привлекательная внутренняя, духовная жизнь, которой не могло ему дать ни одно другое высшее учебное заведение.

Математику – академик Мих. Вас. Остроградский.

Физику – академик и проф. Ун-та Эм. Христ. Ленц.

Педагогику – проф. Н.А. Вышнеградский, благодаря которому впоследствии

Важнейшей чертой деятельности Менделеева была неразрывная связь научных исследований с потребностями экономического развития страны. В этом Дмитрий Иванович видел основную цель образования. Передовой общественный деятель, он ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России. Это отразилось в его преподавательской деятельности, а также и в его работе в Совете торговли и мануфактур, где он занимался разработкой нового таможенного тарифа (1889 – 1892 гг.). И этот подход становится особенно актуальным сейчас в силу геополитических и экономических условий, в которых наша страна оказалась после возвращения Крыма. И только консолидация усилий всех граждан, и в первую очередь, педагогического сообщества (от которых зависит знание истории и русского языка, патриотическое воспитание, воспитание гражданской позиции наших юных граждан) может помочь в решении стоящих перед страной проблем.

Менделеев выступал со страстной критикой политики в сфере образования (вспомним примеры сегодняшней Украины), но не только критиковал. Главным он считал пропаганду своих положительных педагогических взглядов. Он требовал немедленных реформ в сфере народного просвещения и предлагал свой прогрессивный проект реформы. Не правда ли, звучит весьма актуально?

Огромна заслуга Менделеева-педагога и в организации женского образования в России. Роль женщины в общественной жизни сейчас становится всё значительнее. И это – мировая тенденция. Значит, сферы применения женского труда расширяются (например, политика, финансы, армия), следовательно, и уровень подготовки и обучения должен быть лишен гендерного подхода. Впрочем, этот вопрос требует более тщательной проработки (чтобы не было перекосов).

И, наверное, во многом нельзя с ним не согласиться.

Литература и источники

"Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит".



С 1870 по 1877 год Дмитрий Иванович постоянно читает лекции на Владимирских женских курсах, а в 1878 году при его активном содействии открываются Бестужевские курсы, давшие высшее образование сотням женщин, стремившимся к знаниям.


Среди богатейшего научного наследия Д. И. Менделеева около 40 работ посвящено проблемам отечественного образования. Труды учёного по праву ставят его в первые ряды прогрессивных представителей русской педагогической мысли! В центре внимания Менделеева оказываются такие вопросы, как система школ и содержание образования, подготовка учительских кадров и оценка педагогического труда.

Известно, что в 1890-ые года Россия занимала лишь 14 место в мире по числу учащихся, приходящемуся на всех жителей страны. Поэтому программу народного образования, которую выдвигал Д. И. Менделеев, для того времени можно считать максимальной. По мнению учёного, начальная школа должна быть в каждой деревне, неполная средняя – в каждом селе, полная – в каждом городе, а высшее учебное заведение – в каждом областном (уездном) городе.


В конце 19 в. – начале 20 в. учёный принимает активное участие в организации высших учебных заведений России. Д.И.Менделеев был одним из основателей Санкт-Петербургского Политехнического института (1899); разрабатывал проект преобразования Санкт-Петербургского Электротехнического института (1899), принимал участие в создании химического отделения Томского Технологического института (1900), был одним из основателей и председателем Государственной экзаменационной комиссии Политехнического института в Киеве (1903).

Дмитрий Иванович Менделеев, талантливый педагог и гениальный учёный, стал воспитателем и идейным вдохновителем для многих выдающихся учёных. Его учениками и последователями были А. А. Байков, В. И. Вернадский, Т. Т. Густавсон, В. А. Кистяковский, В. Л. Комаров, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, А. Л. Потылицын, К. А. Тимирязев, В. Е. Тищенко, И. Ф. Шредер и др. На склоне лет, подводя итог своей педагогической работе, учёный писал: "Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не просто отбывал повинность. "


Сегодня Открытый урок проводит выдающийся ученый-химик Дмитрий Менделеев, 35 лет преподававший в гимназиях. Его советы коллегам-учителям по-прежнему актуальны.

Автор Периодической таблицы химических элементов был по-настоящему увлечен школьной педагогикой

Дмитрий Иванович Менделеев признавал: "Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство". Выпускник Главного педагогического института, он 35 лет учительствовал в двух гимназиях и в двух корпусах, преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете и других высших специальных учебных заведениях. В разные годы вел математику, физику, биологию и авторский курс общей химии для студентов - первый в своем роде.

Но все же главное, чему учил Менделеев-педагог, - наблюдать и мыслить.

Дмитрий Иванович смотрел далеко вперед. Он считал долгом государства обеспечить всеобщее и обязательное, а значит, доступное, образование, видел в этом основу национальной безопасности, залог развития и процветания страны. "В идеале мне рисуется дело это так: начальная школа в каждой деревне, младшие классы средней школы в каждом селе, старшие - в каждом городе, а то или иное высшее учебное заведение в каждом губернском городе", - писал он. Менделеев выступал за преемственность программ начального, среднего и высшего образования; за свободный доступ в вузы одаренных детей всех сословий; за максимальное приближение школьной программы к требованиям реальной жизни - в частности, за изъятие из нее бессмысленных мертвых языков.


Увы, в годы реакции, последовавшей за гибелью царя-реформатора, о подобных изменениях не могло быть и речи. В силу вступили ограничивающий автономию университетский устав и печально известный циркуляр "о кухаркиных детях". В 1890 году 56-летний Менделеев, разочарованный политикой министерства просвещения, оставил профессуру, но вопросы образования занимали его до последних дней.

Принципы, предложенные им в 1870-1905 годах, нашли воплощение уже в советской школе. А советы ученого педагогам, родителям и чиновникам на ниве просвещения не теряют актуальности и в XXI веке.

"Устные, массовые экзамены (т.е. переходные и выпускные) при обучении следует уничтожить. " А что сказал бы Дмитрий Иванович о ЕГЭ?

"РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КАЖДОГО ШАГА ПРИВОДИТ К УРОДСТВАМ. "

Десять советов Дмитрия Менделеева педагогам, родителям и руководителям Министерства просвещения России

1. Учительство во всех степенях очень трудно и чрезвычайно утомительно, как знаю по опыту, учив сперва малых детей, потом гимназистов и кадет и, наконец, долго быв профессором. Только усидчивый предварительный труд, рождающая от него любовь к делу и долгая привычка могут облегчать выполнение учительских обязанностей, для плодотворности которых - на всех ступенях - опытность и привычка к делу должны быть соединены как с ясным пониманием истинных общих целей образования и частных интересов учащихся, так и с полной сознательностью, свободной от рутины.

2. Истинное дело учителя делается исключительно нервами: надо, так сказать, зара-зить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом беспорядке. Одними сухими рассуждениями - даже при полной добросовестности - ничего не поделаешь в обучении, доброго следа не оставишь, необходима работа нервов, а ее без отдыха нельзя вести. Во-вторых, учителю гимназий или тому подобных заведений нельзя стоять на месте, необходимо упорно следить за всем движением своего предмета, если он не мертвый, а мертвых предметов в школах не должно бы и быть.

3. Первейшею заботою стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений; прочее все еще можно предоставить индивидуальности и случайности, а этого ни в коем случае не должно, т. е. к образованию наставников высших степеней надо приложить много усилий и средств страны, если она хочет расцвета своей жизни впереди и хочет, хоть и постепенно, достигать желаемого синтеза.

4. К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

5. Учителю нельзя не принять во внимание прямо личные качества учеников. Иной застенчив и легко сбивается, а между тем прекрасно учится, - к нему одно отношение, а другой боек и горазд на слова, - к нему надо отнестись иначе.

6. Устные, массовые экзамены (т. е. переходные и выпускные) при обучении следует уничтожить, а на вступительные (состязательные) следует смотреть только как на неизбежную необходимость, определяемую отношением спроса (т. е. числа желающих поступить) к предложению (т. е. к числу принимаемых). Не станем говорить о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзаменов как отвечающими, так и спрашивающими; они всем известны по отношению к ученикам, а испытывающим я был 35 лет и всегда мучился совокупностью ответственности, лежащей на экзаменаторе, с необходимостью быстро решать, чтобы не задерживать весь ход испытаний. Приходилось прибегать к разным компромиссам. Из них я лично выбирал вот какой: тех, кого я за год знал как способных и знающих, - спрашивал лишь ради формы; другим, которых не знал, если отвечали на первый вопрос хорошо, тотчас давал второй и третий, а когда и на них отвечали ладно - поскорее ставил хорошую отметку, чтобы иметь много-много времени на тех, кого знал плохо работавшими за год, или тех, которые ответили на первые вопросы плохо: им сменял вопросы, давал время надуматься и старался, - упрощая высоту требований, - доводить до того, чтобы они сами сознавались в недостаточности подготовки.

7. Прямо со школьной скамьисредних учебных заведений, даже профессиональных, не может выходить специалист, а таких-то и надо жизни не только от высших, но и от средних школ. Если мы хотим успехов жизни России, надо начинать высшую специализацию, требуемую жизнью, как можно раньше.


8. Грешно основывать систему образования исключительно на умственном развитии, ибо это значило бы вселять в юношество не только полный разлад с действительностью, но и пагубное самомнение, неизбежный рационализм и - как следствие - жизненный пессимизм, от которого зависит бездеятельность и убивается всякая энергия. Когда вся жизнь людей усложнилась, неизбежно надо усложнить и образование юношества. При выборе предметов должно, на мой взгляд, прежде всего по возможности уравновесить, даже по числу уроков, предметы разных категорий.

9. Если к общему среднему образованию предъявлять хоть какие-либо жизненные требования, чуждые односторонностей классического пошиба ("обтачивание ума или его дрессирование"), то в гимназии необходимо ввести преподавание русских законов. Наши образованнейшие люди, конечно, кроме юристов, часто не имеют никакого понятия о русских законах.

10. Гимназии должны в норме требовать определенного, обязательного времени от учеников, но не должны наваливать на них столько дела, чтобы они не имели возможность постепенно становиться самостоятельными людьми с личным характером. Регламентация каждого шага уб ивает развитие этой
самостоятельности или, при известных характерах и условиях, приводит к уродствам.

Читайте также: