История моей юности петров краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Николеньке Иртеньеву шестнадцать лет. Он целеустремленный, умный и добрый молодой человек. Имея перед собой четкую цель - поступление в университет, юноша максимально пытается определиться со своими жизненными позициями. Особое место в жизни Николеньки занимает его друг - Дмитрий Нехлюдов. Для этого он заводит особую тетрадь, куда и записывает "Правила жизни".

Отец Николая приглашает домой монаха - духовника. Вся семья исповедуется. Молодой человек, после долгой исповеди, почувствовал огромную радость и счастье. Однако ночью он вспоминает еще один "постыдный поступок" о котором Николенька не сказал монаху. Утром юноша едет в монастырь для продолжения исповеди, после которой монах его благословляет.

Весной, успешно сдав экзамены, молодой Иртеньев, становится студентом московского университета и ему выделяют собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие должно быть отпраздновано.Вместе с Дмитрием Нехлюдовым он едет праздновать начало взрослой жизни. Уже на месте он встречает брата Володю и Дубкова. В ресторане много выпито и пытаясь подкурить Николенька ссорится с господином Колпаковым. Молодой человек проявляет нерешительность и явно уступает Колпакову в нахальстве и хамстве. Этот случай Николай будет еще долго вспоминать как проявление собственной трусости.

Перед отъездом в деревню Николеньке, по настоянию отца, необходимо сделать несколько визитов вежливости. Первый визит к Валахиным, где и происходит встреча Сони и Николая, которые не виделись три года. Чувства молодого человека вспыхнули с новой силой. Поездки к Корнаевым, Ивиным, князю Ивану Ивановичу даются Иртеньеву очень сложно и тяготят его. И только общение с Дмитрием представляется интересным для него. Спокойный и рассудительный Нехлюдов помогает Николеньке понять, что тот взрослеет и в его сознании происходит изменения становления внутреннего мировоззрения его жизни. Дмитрий в порыве откровения рассказывает Николаю о своей влюбленности к "старой деве" Любови Сергеевне. Посетив дачу семьи Нехлюдовых Николенька ощущает себя повзрослевшим.

Николай, вместе с братом Володей приезжают в деревню. У него появляется много времени для размышлений. Воспоминания о детстве, матушке с новой силой нахлынули на героя.

Николай и Володя стараются как можно меньше времени общаться с женской половиной семьи. Николенька очень увлечен обучению игры на фортепиано, поскольку мечтает очаровывать молодых девушек. Отец Николая женится во второй раз на молодой соседке Авдотье Епифановой. Отношения между супругами и детьми очень сложные и напряженные.Привычки и характер мачехи отталкивают Николеньку. Начинается учебный год. Московская жизнь отнюдь не прельщает Ирпеньева, а разочаровывает. Студенческий кутежи и в целом светская жизнь, по мнению Николеньки, является сплошным притворством. В нем живет и постоянно теплится желание влюбляться.

Особая симпатия возникает к некрасивой, но умной Вареньке Нехлюдовой. Запустив учебу, Николай проваливает первый экзамен по математике. Его не переводят на второй курс. В момент своего отчаяния и переживаний Николенька перечитывает некогда написанные "Правила жизни". Он решает переписать все правила, которым и будет теперь неукоснительно следовать всегда. Повесть "Юность " - это рассказ о душевных переживаниях, об становлении себя как личности, о борьбе и обретении нравственности и самоконтроля.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Юность. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Книга рассказывает о жизни французской буржуазии. Главный герой – Марсель в будущем хочет заниматься литературой. Мальчик болен астмой, его лечит доктор Котар. Который представляет Марселя семье Сван

Азимов написал огромное количество разных произведений. И многие из них были написано не только про роботов, но и про робототехнику. Здесь автор сравнивает людей с роботами. И этим он делает вывод о том

Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось

Эта повесть, в которой отражены все воспоминания из детства маленького мальчика мечтателя, его влекло море, такое красивое и непонятное. Он повествует о событиях и людях, которых он когда-то встречал.

Моя новая квартира располагалась в самом центре Бродвея в огромном старом доме. Он был полон пылью и паутиной и с первого взгляда мне не понравился – будто идешь по кладбищу, нарушая покой мертвых

Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролётка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьёт шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорблённым, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.

На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принуждённых бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление — не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своём будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

С началом учёбы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учёбе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным.

Пересказал В. М. Сотников. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Дом Анны Моне

Дом Анны Моне в Немецкой слободе. С картины А. Бенца. Служилых иноземцев в Москве в XVII в. было немало, и они селились в особом районе — Немецкой слободе, где сохраняли обычаи Западной Европы. На Руси их всех тогда называли немцами, хотя среди них были и голландцы, и шотландцы, и швейцарцы. Петр стал часто ходить в Немецкую слободу, где он мог обучиться многому. Ему охотно помогали. Голландец К. Бранд учил его корабельному делу. Там Петр влюбился в дочь виноторговца Мопса Анхен.

Все годы правления Федора Алексеевича ему помогала старшая сестра — царевна Софья, умная, образованная, властолюбивая, сильная. После смерти царя она захотела посадить на престол следующего по старшинству брата Ивана, болезненного подростка шестнадцати лет.

Петр в детстве

Против Софьи выступили Нарышкины — родственники царевича Петра. Петр не был похож на своих старших братьев. Он рос пытливым мальчиком, неугомонным — любил игры и военные потехи. Для него организовали особое потешное детское войско. Обучением мальчика занимался дьяк Никита Зотов. Он привил Петру интерес к ручному труду. А с четырех лет, после смерти отца, мальчик с сестрами и матерью стал жить в подмосковной резиденции — селе Преображенском, где он мог сколько угодно играть и заниматься на свежем воздухе, далеко от душных кремлевских покоев.

Но вот на Земском соборе выкрикнули на царство десятилетнего Петра — здорового и способного мальчика.

Нарышкины решили, что настал час свергнуть Софью. Они собрали сторонников в Троице-Сергиевом монастыре. Петр примчался туда ночью, поднятый по тревоге. Здесь были и его потешные войска, и патриарх. Софья проиграла. Через шесть лет умер царь Иван, и Петр стал единодержавным государем. К этому времени потешные войска превратились в Преображенский и Семеновский полки. Юный царь начал укреплять государство.

Петр I в Саардаме

Петр I в Саардаме (на корабельной верфи). Хромолитография А.Н. Стрельцова. В Голландии Петр приехал в город Саардам. Слух о московском царе быстро разнесся по городу. Петр поселился в доме кузнеца Киста, которого знал еще по Москве, и некоторое время поработал на корабельной верфи как простой плотник, а потом перебрался в Амстердам, где занялся тем же делом. Он нанял семьсот мастеров и закупил оружие.

Штурм Азова

Штурм Азова. Штурм турецкой крепости Азов стал первой победой молодого царя Петра. Россия стремилась получить выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю, где господствовали турки. Фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын дважды безуспешно ходил походом на Азов. Петр I попытался штурмовать Азов с суши летом 1695 г., но турки отбили нападение. И тогда Петр понял, что без флота эту крепость не взять. В Воронеже выросла новая верфь. Менее чем за год была спущена на воду Азовская флотилия. Петр работал сам и заражал своей энергией всех остальных. В начале лета 1696 г. русские корабли блокировали Азов с моря и не пустили туда турецкий флот. Армия осадила город с суши. Крепость была взята штурмом: Петр сам обстреливал ее стены.

Толстой Лев

Краткий и полный анализ повести помогут понять специфику произведения и станут помощниками в написании сочинения.

п.1. Тематика и проблематика

Толстой поднимает в повести такие темы и проблемы, которые отзываются и современному читателю.

Тема самоконтроля и самовоспитания

Николенька постоянно занят анализом своих поступков, мыслей и чувств. Он ловит себя порой на негативных или постыдных мыслях, а порой – на очень возвышенных. Молодому человеку свойственно идеализировать многие явления и даже людей. Поэтому он испытывает разочарование, когда понимает, что его друг Дмитрий – обычный человек со своими слабостями.

Проблема:человеку трудно достичь совершенства, всегда что-то мешает на пути, не все получается так, как задумано.

Тема влияния дружбы на нравственный и духовный рост человека.

Герой заводит множество дружески-приятельских отношений, учится дружить, быть верным и преданным.

Проблема: Дружба – это сложное взаимодействие, которое требует от человека умения выносить разногласия, споры и ссоры, не теряя при этом близости.

п.2. Идея и пафос рассказа

Духовный рост не всегда проходит легко, в процессе развития человек совершает много неверных шагов. Но всё это впоследствии приносит пользу, потому что позволяет прочувствовать последствия своих решений.

Николенька все время ищет любви, влюбляясь в прелестные девичьи образы. Это помогает ему понять, что он еще далек от настоящих чувств. В общении он нередко отталкивает людей своей критикой, высокомерием и юношеским максимализмом, впоследствии ему удается стать мягче к людям.

Он с трудом учится принимать другую точку зрения, стараясь не осуждать женитьбу отца, странный выбор Дмитрия (Любовь Сергеевна), разгульный образ жизни своих однокурсников, людей не comme il faut.

п.3. Место героев в образной системе

Николенька Иртеньев чаще всего соотносит себя с другом, Дмитрием Нехлюдовым. Тот воплощает в себе некий идеал, к которому стремится Коля, ему нередко удавалось удержать младшего Колю от неверных поступков и плохого влияния. Дмитрий показан честным, искренним, преданным человеком. Он часто решает внутренние конфликты Коли, подсказывая ему, как лучше поступить.

Антиподом Дмитрия является брат Володя.

Коля разделяет не все взгляды брата, но часто подражает ему, перенимая даже его поведение и манеры. Однако увидев Володю за азартной карточной игрой, Коля понимает, что подражать в этом он не станет. Также он находит, что брат необоснованно презирает Любочку и Катеньку, что девочки заслуживают понимания и теплого общения.

Остальные приятели (Иконин, Дубков, Зухин, Семенов) словно показывают Николеньке разные сценарии того, как можно было поступать в той или иной ситуации.

Задача этих персонажей – показать разные варианты поведения, чтоб наш герой мог определиться с выбором.

п.4. Литературные приёмы

  • Повествование от первого лица (от лица главного героя) – этот прием придает повествованию достоверность и ощущение полного погружения в жизнь героя, потому что читатель знает о малейших движениях души молодого человека.
  • Психологизм (психологический комментарий) – прием, который помогает лучше понять мотивы поступков героя, он объясняет, что человек чувствует.
  • Художественная деталь – акцент на каком-то важном предмете/знаке/явлении, который помогает передать нужное настроение, подчеркнуть психологическое состояние героя или передать дух времени.

Но чем больше он был ласков, тем больше мне все казалось, что он хочет обласкать меня только с тем, чтобы не дать заметить, как ему неприятна мысль, что я его наследник. (Николенька постоянно додумывает за других людей мнение о нём самом, ему все время кажется что-то не то).

  • Портрет – у Толстого портреты всегда очень детальные, они описывают и внешность, и настроение, и манеру вести себя, и взгляд человека.

(портрет Сонечки после долгой болезни)

п.5. Конфликт произведения

Обычно в произведении конфликт выражается через противостояние мнений или ценностей героев. Конфликт может быть и буквальным, когда героям приходится бороться.

Герой испытывает множество противоречивых влияний со стороны других людей, и в период взросления ему тяжело сразу найти ориентиры. Именно поэтому мы видим сближение Николеньки с разными людьми - и с любителями кутежа, Зухиным и Семеновым, и с давним другом Дмитрием, который тянет его к высоким целям.

Он борется сам с собой: со своими ленью, вспыльчивостью, непоследовательностью, тем самым формируя новые черты характера.

Читайте также: