Адмирал макаров биография краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

31 марта (13 апреля) 1904 года, 114 лет назад, погиб адмирал Степан Макаров. Россия знала много талантливых флотоводцев, побеждавших врага в морских сражениях, но Макаров был не просто героическим офицером, а блестящим теоретиком – новатором, во многом опережавшим свое время.

Степан Осипович Макаров был потомственным морским офицером. Его отец Осип Фёдорович Макарова (1813-1878) служил в Николаеве, а затем в Николаевске-на-Амуре. Степан Осипович родился в 1849 году в Николаеве и, как и его отец, избрал для себя карьеру морского офицера. В 1865 году Степан Макаров окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре, где готовили кадры для Корпуса флотских штурманов.

Однако, проконтролировать собственноручно ситуацию с развитием флота на Тихом океане Макарову не удалось. В 1896 году его вновь перевели в Европейскую часть России – на Балтийское море, где Макаров был назначен командующим Практической эскадрой Балтийского флота, а в 1899 году получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта. Это была, прежде всего, административная должность, но и с такой работой адмирал прекрасно справлялся, не забывая о научных исследованиях. В 1896 году Степану Макарову было присвоено звание вице-адмирала флота.

Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю русского флота, в его честь названы учебные заведения морского флота – и военные (Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке), и гражданские (Государственный университет морского и речного флота и Санкт-Петербургский колледж государственного университета морского и речного флота в Санкт-Петербурге), улицы российских городов, корабли. В ряде городов страны в память об адмирале Макарове поставлены памятники.

Admiral_makarov_1.jpg

Содержание

Начало карьеры

Степа́н О́сипович Мака́ров родился 27 декабря 1848 в г. Николаев в семье Осипа Фёдоровича и Елизаветы Андреевны [1] .

Русско-турецкая война (1877—1878)

С начала русско-турецкой войны 1877—1878 соотношение сил на Черном море было далеко не в пользу России. Нужно было при малочисленности морских сил найти эффективные методы борьбы с сильным флотом Турции. Макаров предложил использовать быстроходные пароходы, снабженные подъемными минными катерами, которые можно быстро опускать на воду в районе обнаружения противника, после чего катера, под покровом темноты, могли бы самостоятельно атаковать неприятельские корабли шестовыми или буксирными минами. После атаки катера должны были отходить к пароходу, их поднимали на палубу, и пароход быстро уходил. Был предложен и конкретный план действий против турецкого флота.

Научная деятельность







В 1880 г. награжден Малой золотой медалью Русского Географического общества

В 1896 Макаров был произведен в вице-адмиралы.

Русско-японская война

С началом русско-японской войны в 1904 был назначен командующим флотом в Тихом океане и прибыл в Порт-Артур. Сторонник активных боевых действий, Макаров много успел сделать для усиления боеспособности рус. флота.

Русский флот в лице Макарова понес тяжелую утрату. За короткое время (36 дней) командования Тихоокеанской эскадрой он сумел сделать очень многое. Прежде всего он привел эскадру в надлежащее боевое состояние, поднял дух личного состава и подготовил флот к активным боевым действиям, организовал регулярную разведку. Макаров принял активные меры для ускорения ввода в строй поврежденных кораблей, усилил оборону крепости с моря, создал систему обороны внешнего рейда. Он лично руководил отражением атак японских миноносцев, выходами своей эскадры навстречу противнику, не допускал безнаказанного обстрела флота и крепости, заставлял японцев каждый раз уклоняться от боя с русской эскадрой.

Увековечение памяти

Имя Степана Осиповича Макарова носят:

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи, Не наносите яростных ударов, Замрите со склоненной головой При звуках имени его: Макаров. Его я славлю в час вражды слепой Сквозь грозный рев потопа и пожаров. В морской пучине, там где вал кипит, Защитник Порт-Артура ныне спит. Исикава Такубоку, перевод В. Н. Марковой

Источники

Примечания

Галерея

673989138.jpg


адмирал макаров

Степан Осипович Макаров вошёл в историю как основоположник учения о живучести корабля, как изобретатель новых типов кораблей, новатор в области минного оружия, прославленный мореплаватель и талантливый океанограф. Он явился прогрессивным выразителем русского флота. Макаров продолжил и значительно развил учение своего наставника адмирала Бутакова о морской тактике броненосного флота. Знакомьтесь с краткой биографией талантливого и трудолюбивого человека.

Всю жизнь Макаров посвятил строительству и боевому развитию российского флота.

степан макаров в юности

Степан Макаров в юности

Родился Степан Макаров на юге Украины в городе Николаев 8 января (по новому стилю) 1849 года. Отец — Осип Фёдорович был боцманом, позже дослужился до офицерского чина, мать — Елизавета Андреевна.

Военно-морское образование получил в Николаевском морском училище. Поступить учеником в морской корпус он не смог, так как туда принимались лишь дети высокопоставленной знати, а отец его был боцманом и лишь впоследствии получил офицерский чин.

Макаров проходил школу морской выучки, когда на ряду с двигателем имели большое значение паруса. Морякам для борьбы со стихией нужны были смекалка, находчивость и выносливость. Макаров упорно вырабатывал у себя эти качества. В конце учебы он лихо лазал по вантам, умело управлял парусами, мужественно переносил все невзгоды корабельной жизни. Он стремился всё познать, всё испытать.

Изучая корабельную технику, Макаров замечает серьезные недостатки в устройстве судна и предлагает конструкторские решения. Огромное количество чертежей он выполнил сам, а когда приходилось нанимать чертежника, то выплачивал ему из своих скромных средств.

Через пятнадцать лет службы Макаров представил начальнику главного морского штаба подробное описание тридцати пяти своих крупнейших изобретений. К ним относятся работы по непотопляемости кораблей, о сфероконической постановке мин, о минных шестах, крылатой мине, приспособлении, позволяющем стрелять при волнении и другие. Все эти изобретения двигали вперед военно-морское дело.

Работы по усовершенствованию морской техники Макаров не прекращал до конца своей жизни

Во время турецкой войны 1877-1878 годов Степан Осипович умело внедрил и впервые использовал против вражеских броненосцев торпедные катера. Россия тогда не имела боевых судов на чёрном море, а Турция располагала крупным броненосным флотом. В силу этого турецкие корабли хозяйничали у наших берегов. Но это продолжалось недолго. Смелыми и решительными действиями Макаров наводил панику на турецкий флот. Действуя под покровом ночи, он внезапно подходил к турецким броненосцам и смело атаковал их маленькими катерами.

Макаров первым в мире использовал мину как грозное наступательное оружие, использовал самодвижущуюся мину-торпеду, определил контур торпедного аппарата и наметил пути развития минной тактики.

русско-японская война и адмирал макаров

Перед началом русско-японской войны Макаров являлся командиром Кронштадтского полка и военным губернатором города Кронштадт. Эта должность мало удовлетворяла его кипучую натуру. Он внимательно следил за событиями на Дальнем Востоке. И после нападения на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане.

Далее Степан Осипович прибывает на Дальний Восток. С его приездом эскадра воспрянула духом. Происходило небывалое. Отражая попытки врага заблокировать наши корабли в гавани, вице-адмирал Макаров организует учебно-боевые походы. Он выводил эскадру в море и на глазах противника обучал командиров совместному плаванию. Тридцать шесть дней развивался флаг над эскадрой. Уже было несколько боевых схваток, также были отражены все наступления японских моряков. Русские моряки увидели, что могут бить врага!

Память о выдающемся флотоводце , внёсшем так много в развитие военно-морского искусства, свято чтут моряки и по сей день.

Краткая биография адмирала Макарова

Родился 8 января 1849 г. (по новому стилю) в городе Николаеве в семье прапорщика флота.

За выдающиеся успехи в науках Макарова произвели в гардемарины (нижний чин морского экипажа).

16 декабря 1877 г. Макаров впервые в мире применил торпеды против турецких броненосцев.

В 1881 г. он провёл гидрологические исследования в Босфорском проливе, удостоенные премии Петербургской академии наук.

В 1896 г. Макаров был произведён в вице-адмиралы и командовал эскадрой на Балтике. Он выдвинул идею исследования Арктики при помощи ледоколов.

Близкая тема:
Цитаты адмирала Макарова

Макаров Степан Осипович, 1848–1904. Вице адмирал (1896). Участвовал в русско турецкой войне 1877–1878. Военно морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель. Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную Читать дальше…

В начале Русско-японской войны (1904—1905 гг.) Макарова назначили командующим океанской эскадрой. Сторонник активных боевых действий, вице-адмирал много успел сделать для усиления боеспособности русского флота.

Степан Осипович Макаров

Степан Осипович Макаров - замечательный русский флотоводец, родился в 1848 году. В семье Макарова было много военных, оба деда, отец. Кем будет Степан, было предрешено.

Отец мальчика служил в Сибирской военной флотилии, семья же жила в Николаевске–на–Амуре. В этом городе, в возрасте 10 лет, Степан Макаров поступает в морское училище. Здесь он выделяется незаурядным умом и стремлением к знаниям.

Морское училище юноша закончил в звании гардемарина. В 1867 году, уже имея некий опыт плаваний по морям, Макаров был назначен в экипаж Балтийского флота. Во время службы, начал писать научные статьи. В 1869г получил чин мичмана.

Год спустя выступил к командованию с предложением своего проекта по починке пробоин в корпусе кораблей. После совещаний предложение Степана Осиповича было одобрено, и новая технология начала применяться на боевых русских кораблях. Вскоре ему присвоили звание лейтенанта.

С 1872 года Макаров начал активно заниматься строительством кораблей, и даже участвует в разработках парового флота. В 1877 году вспыхнула новая русско-турецкая война, в которой Степану Осиповичу удалось поучаствовать. В одном из сражений с турками, он опробовал своё изобретение: минный катер. С помощью минной атаки из боя был выведен турецкий корвет. За свои заслуги изобретатель получил орден Святого Владимира. В ходе войны он получил новое звание капитан – лейтенант и был награжден орденом Святого Георгия третьей степени.

Макаров Степан Осипович был одним из первых, кто предложил использовать самодвижущиеся мины. В результате применения таких инноваций русский флот, без особых усилий топил турецкие корабли. Применение новых технологий Макаровым, не только принесло плоды в развитие русского флота, но и получила дальнейшее распространение в мире.

Спустя четыре года он становится контр–адмиралом. Позже выпускает гидрологический труд, за который получает золотую медаль. Макаров также внедряет во флот бездымный порох, разрабатывает особые щитки на орудиях, за которыми могли бы укрываться артиллеристы. Еще одним нововведением адмирала стало изобретение специального наконечника для снарядов, это позволило увеличить снарядам пробивную мощь и урон наносимый противнику. Эти разработки были с восторгом приняты на западе, в России же их игнорировали. Макаров помог Попову собирать радио, а Менделеев помогал Степану Осиповичу продвигать идеи о создании ледокольного флота.

Вскоре грянула русско-японская война. Задолго до её начала, Макаров предлагал серьезно усилить оборонительные порядки Порт–Артура. Его предложение оставалось бездейственным. К началу боевых действий он был назначен командующим Тихоокеанским флотом Российской Империи. Вскоре адмирал прибыл в Порт–Артур и начал активную деятельность по укреплению оборонительных сооружений. 31 мая 1904 года Макарова не стало, на одном из броненосцев адмирал вышел в море и подорвался на японской мине. Корабль быстро затонул.

Степан Осипович Макаров – великий русский флотоводец и ученый. Его вклад в развитие флота и науки в России невозможно переоценить. Он был выдающимся человеком.

Читайте также: