История лука в кратком содержании

Обновлено: 02.07.2024

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы
- Все материалы по пьесе "На дне"

Образ и характеристика Луки в пьесе "На дне": описание, биография, история жизни

Возраст Луки - 60 лет:
". странник, 60 лет. "

О внешности Луки известно следующее:
". Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. "
". Гляди – какой я? Лысый… "

Лука является странником, бездомным человеком:
". Проходящий… странствующий…"
". Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…"

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
". Вот – новый постоялец…"

Он является интересным, любопытным человеком:
". Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…"
". Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…"

Лука - человечный старик:
". а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…"

Он является ласковым, мягким человеком:
". на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…"

Лука - милый старик:
". А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка. "

Он является умным, проницательным человеком:
". Он – всё видел… всё понимал…"

Лука - добрый человек:
". Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый. "

Лука - жалостливый человек:
". Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. "

". Он… жалостливый был…"

Лука любит петь песни:
". Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…"
". А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою. "

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много "мяли", то есть он пережил много трудностей:
". Мяли много, оттого и мягок…"

Лука - странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
". Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три. "

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
". Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…"

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
". Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. "

Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
". Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…" (Клещ о Луке)

". Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…" (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
"Хороший был старичок. А вы… не люди… вы – ржавчина!" (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
". Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. " (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

"Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше - в Украину:
". Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас. В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да. "

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
"Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!"

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

". Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться).

. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать.

. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека.

. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина - деяния, действия, созидания.

. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. "
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи "Драматургия Горького")

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе "На дне" Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Краткий курс истории. Святой хирург святитель Лука

18 марта Русская православная церковь празднует обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского, гениального хирурга, по чьим трудам студенты-медики учатся до сих пор.

Становление

Валентин Феликсович (так звали в миру будущего святителя) родился в Керчи в 1877 году в семье фармацевта, чей белорусский полонизированный род был весьма древним и знатным, но обедневшим. В 1889 году в Киеве Валентин получил гимназическое и художественное образование. Некоторое время поколебавшись, будущий гениальный хирург решил продолжить обучение на медицинском факультете Киевского университета, найдя медицину более полезной для общества. В тот раз он не прошел. Лишь в 1898 году Валентин стал студентом-медиком. В промежутке он успел побыть рьяным толстовцем и разочароваться в нем, но все же сохранил часть толстовско-народнических идей. Во время учебы на медфаке талант художника и любовь к форме развились у студента в любовь к анатомии. Путь хирурга был определен.

Краткий курс истории. Святой хирург святитель Лука

Мужицкий врач

Несмотря на то что еще в университетские годы Валентину Феликсовичу прочили профессорскую долю, он выбрал судьбу земского врача. Этого решения не понял никто, но ведь именно служению простому народу хотел посвятить себя Валентин Феликсович, отправляясь учиться на медфак. В деревнях тогда свирепствовала глазная болезнь трахома. Святитель целиком посвятил себя работе, лечил больных в больнице и на дому, проводил глазные операции, люди прозревали. Однажды пришлось оперировать целую семью, в которой от рождения были слепыми родители и пятеро детей. Шестеро прозрели. Степень доктора Валентин Феликсович получил за диссертацию по регионарной анестезии – самой сложной и самой щадящей.

Краткий курс истории. Святой хирург святитель Лука

Монашество

История репчатого лука

История репчатого лука тянется к нам из глубины веков. Уже тогда люди поняли, что репчатый лук полезный, и при этом вкусный продукт. Существуют разные мнения среди ученых о происхождении лука, а Мы с Вами все их рассмотрим. Поехали?

Родина репчатого лука

История репчатого лука начинается из Азии 4000 лет назад. И здесь существует две версии о происхождении лука.

Первая версия . Репчатый лук появился в Центральной Азии, и к этой версии склоняются меньшее количество ученых. Поэтому она неосновная.

Вторая версия , так это происхождение лука в Юго — Западной Азии. Предположительно это такие страны, как Афганистан, Пакистан, Иран и Ирак. А еще точнее, то что лук начали выращивать в Ираке. На юге страны жили древние шумеры, которые культивировали лук наравне с горохом нутом, пшеницей и чечевицей. И именно от них и начался путь репчатого лука по миру.

История репчатого лука (распространение по миру)

Далее из Юго — Западной Азии репчатый лук попадает в близлежащие страны такие, как Китай. И об этом писалось в древних летописях того времени.

Следующая страна, куда попадет репчатый лук, так это Древний Египет. На плодородных землях Нила египтяне начали выращивать репчатый лук. И это случилось 2000 лет до нашей эры. Подтверждением служат рисунки на стенах пирамид. Люди считали, что лук заряжает энергией. А как талисман, луковицы защищали от сглаза и болезней. И их ученые находили даже в гробницах у фараонов. Это было, как дар богам.

На следующем этапе пути по миру лук попадает в Грецию и Персию.

В Европу культура приходит примерно в 500 лет нашей эры (пятый век). Например в Древнем Риме лук в обязательном порядке употребляли легионеры. Далее в X — XII веке в таких странах, как Португалия, Франция и Испания лук был в обиходе простых людей, которые ели его каждый день. Он был для них, как для нас в наше время картофель и капуста.

Америка увидела репчатый лук благодаря Христофору Колумбу. Распространение началось с острова Изабела, который в настоящее время относится к Мексике. Пикантный овощ быстро завоевал популярность среди местного населения по всей территории Северной и Южной Америки.

Далее, спустя несколько столетий репчатый лук появляется в Древней Руси. Предположительно он проник на Русь при торговле с чужеземцами на берегах Дуная. Спустя некоторое время, лук стали привозить из таких регионов, как Византия, Средняя Азия и Западная Европа. На Руси культура быстро завоевала популярность, и это потому, что лук считался полезным для организма овощем. Он обладал обеззараживающим свойством, а также применялся для лечения различных болезней.

Китайский лучник. XVIII век.

Лук – один из самых древних видов метательного оружия возник более 10 тысяч лет назад . На наскальных рисунках и древнеегипетских барельефах есть изображения лучников. Создание лука сложнейший технологический процесс, которым владели древние оружейники. Луками до сих пор пользуются охотники на Крайнем Севере и кочевники в Монголии.

Об истории лука рассказывает Директор музея кочевой культуры, этнограф Константин Куксин.

– Сказать, когда были созданы первые луки довольно трудно, но это было очень давно, если судить по наскальным рисункам луки существуют на Земле, вероятно, 20 – 30 тысяч лет. Возможно, лук возник еще раньше, причем это не было открытием одного гения – в разных регионах лук открыли независимо. Это случилось в Сахаре, в Европе, в Китае и в других регионы, где обнаружены стоянки древнего человека.

Древние люди не разделяли войну и охоту - это были очень близкие понятия. Даже монголы времен Чингисхана на охоту выходили в тех же боевых порядках, что и на войну. Ежегодные облавные охоты были большим событием, в которых тренировались воины перед войной. Лук изначально создавался как оружие для войны и для охоты. Это первое более-менее совершенное метательное оружие, которое позволяет издалека поражать противника или убивать животное на охоте. До этого были пращи, дротики, но, конечно, все они уступают луку в точности боя.

– Какие бывают луки?

– Луки делятся на две большие группы – это луки традиционные и луки современные или блочные. Сразу об отличиях: традиционные лук – это, грубо говоря, палка, на которую натянута тетива, самый простой лук, с которого все и началось. А блочный лук – это сложнейшее достижение современных технологий, это композитные материалы, это пластиковые детали. И главное отличие – это блоки. В современном луке есть не только тетива, но еще и металлические шнуры, которые позволяют снимать напряжение. Дело в том, что сила лука измеряется в килограммах – фактически вы двумя-тремя пальцами, натягивая тетиву, поднимаете сколько-то килограммов. Конечно, если у вас лук сорок килограмм, то из него практически невозможно целиться, едва-едва у взрослого мужчины хватает сил натянуть его до уха и тут же спустить стрелу. А блочный лук позволяет последние усилия перевести на блоки. Если, допустим, вы натянули сорокакилограммовый лук, то держать его можно одним мизинчиком, долго целиться, все усилия по удержанию тетивы берут на себя блоки. Блоки очень сильно увеличивают скорость стрелы и тем самым точность боя. Научиться стрелять из такого лука можно за несколько месяцев, а стрелять из традиционного лука нужно учиться несколько лет.

– Какие бывают типы традиционных луков?

– Из чего изготовлялись традиционные луки?

– Традиционный лук изготовлялся разными способами. Использовались ветви деревьев, кожа, береста, разные природные материалы. Я расскажу, как изготовляется наиболее сложный – монгольский лук и отсюда будет понятно, как изготавливались другие луки. Основа монгольского лука – это хорошо просушенное березовое дерево, оно составляет рукоять лука. Затем из дерева изготавливают два рога, которые будут изгибаться и, соответственно, давать силу стреле. Затем изнутри эту деревянную деталь обклеивают роговыми пластинками, для чего используют хорошо разваренный рог буйвола или коровы или тибетского яка. Проклеили нижнюю часть, поскольку рог хорошо работает на сжатие. А наружную часть обклеивают сухожилиями, снятыми со спины животного, с оленя или с коровы. Сухожилия работают на растяжение, лук будет сгибаться, они будут растягиваться. Сухожилия и рога наклеивают постепенно слой за слоем. Используют клей, сделанный из рыбьих костей, потрохов, либо клей из рогов и копыт животных.

Такой лук делал, конечно, мужчина, мастер, этому очень долго учились. Далеко не каждый воин может сделать лук. Каждый воин, должен уметь заменить тетиву, то есть провести простейший ремонт. На изготовление хорошего лука уходило два года. Клеится пластинка, высыхает неделю, снова клеится слой, и так пока наклеенные слои не достигнут толщины большого пальца. После этого лук оборачивают хорошо вываренной берестой, одевают рога, подставочки под тетиву, очень много деталей, их довольно трудно описать, их нужно увидеть, и лук почти готов. И вот после этого он целый год сохнет на специальной подставке, чтобы приобрести ту форму, которая дает силу и скорость стреле.

– Луком пользовались кочевники, но поскольку изготовление лука длительный процесс, его можно сделать только в стационарной мастерской. Мастера кочевали вместе с воинами?

– Конечно, мастер мог кочевать с племенем – это не проблема. Юрта ставится на телегу, дочка мастера управляет быками, а он сидит, не спеша вырезает какие-то детальки для лука. Но нужен не только сам лук, но и наконечники стрел - они уже со средних веков были стальные - а кузницу с собой трудно возить. Хотя были и кочевые кузницы. Но опять же нужна руда и уголь. Для этого все кочевники Великой степи использовали Алтай. Алтай был кузницей, которая снабжала оружием все степные империи. На Алтае жили мастера, которые делали луки, стрелы, копья, кольчуги, доспехи, и кочевники все это обменивали на продукты животноводства.

– Когда начали использовать металлические наконечники стрел?


Лучники на барельефе в Ниневии, древней Ассирийской столице. 645 год до н.э. Левый берег р. Тигр на территории современного Ирака.

– Самые ранние металлические наконечники были бронзовыми – это, соответственно, эпоха бронзы. Лучшие достижения человеческого разума тут же вкладывались в оружие, будь это атомная бомба или бронзовый наконечник, вместо костяного или деревянного. До бронзовых и медных наконечников использовались костяные и каменные. Конечно, они уступали бронзе. Начиная с VI века н.э., уже повсеместно появляются стальные наконечники, причем самых разных форм. Если брать монгол XIII века, наиболее совершенную кочевую армию, армию Чингисхана, у них были десятки видов стрел. У стрел было окрашенное оперение, чтобы легко вытащить стрелу нужного вида из колчана, либо они хранились в колчане наконечниками вверх, чтобы легко было ориентироваться. Были тонкие стрелы, которые входили между кольцами кольчуги, были тяжелые, чтобы разбивать доспехи и раскалывать щиты, перерезать тетиву у вражеских луков. Были стрелы для атаки по вооруженным и по невооруженным людям, по лошадям, по метательным машинам. Это было целое сложнейшее искусство. Начиная с хуннов, кочевники ставили на стрелы костяные свистульки, и стрелы издавали в полете жуткий свистящий звук. Это была своего рода психологическая атака. И хунны, и древние тюрки использовали такие стрелы. Это наводило ужас на врагов, такими стрелами подавали сигналы своим, допустим команду, перестроиться или взять поправку на ветер, что крайне важно при стрельбе из лука. Кстати, потом такие свистящие стрелы появились и на нашем Севере у хантов, манси, других народов Севера, и они их использовали в войне с русскими.

– Вы много кочевали и с северными кочевниками и со степными. В чем разница использования лука на Севере и в степях?

– Это совершенно разные луки. На Севере лук все-таки не так совершенен как в степи. Монгольский лук – это самая совершенная модель традиционного лука. Северный лук – это простой прямой лук, довольно тугой, стрелы длинные и очень большой выбор наконечников. Жители Севера охотились не только на пушного зверя, но били рыбу из луков, в чем они близки, скажем, к индейцам Амазонии, которые тоже с помощью луков бьют рыбу. Но что интересно, на Севере часто луки использовались и до си пор используются в качестве капканов. То есть металлический капкан зверь может почуять, а деревянный, сделанный из кожи никогда. Деревянный лук сгибался, в него ставился зажим, и он вкапывался в снег или в землю. Зверь наступал, лук сжимался, и зажимал ногу зверя, при этом не портилась шкура, и в то же время зверь не мог никуда деться. Кстати говоря, совсем недавно такие же гигантские самострелы ставили на тропах, охраняющих дорогу к святилищу. Если неопытный русский человек шел по этой тропе, задевал ветку, срабатывала стрела и убивала его. То же самое делают жители Индонезии до сих пор и индейцы Южной Америки тоже ставят самострелы на тропах.

– А как сейчас используют лук в степи?

Это конечно имитация охоты на норных животных, например на тех же сурков. Хотя еще в XIV – XVI веках монголы стреляли по мишени, натянутой между столбами на уровне всадника. Стреляют они потрясающе. Стрелы и луки самодельные, никакой правильной стойки нет. Монголы захватывают тетиву большим пальцем руки, а не тремя пальцами, как европейцы. Целятся и удивительно, но все попадают в цель. В хрониках описан случай, когда монгольский воин в XIII веке во времена Чингисхана поразил цель с расстояния 502 метра. Ее ведь и не разглядеть на таком расстоянии.

– Имеет ли право женщина пользоваться луком и умеют ли это делать?

– Женщины пользуются луками и часто они великолепные стрелки. Вообще, женщины степи очень свободные и независимые, в отличие от женщин мусульманского Востока. Поэтому женщина виртуозно владеет луком и часто выступает на соревнованиях. То есть мальчишки, девчонки, бабушки, дедушки, все берут лук и стреляют.

Читайте также: